ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 8
1.1. Подходы к пониманию сущности словесно-логических операций в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 . Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 14
1.3 . Особенности формирования логических операций у детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 26
2.2. Организация, содержание и методики обследования подготовки к
формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования 31
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на определение уровней
сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ
ОБРАЗОВАНИЯ 43
3.1. Составление программы формирования логических операций у детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 43
3.2. Апробация коррекционной программы по формированию
логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования 55
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации программы формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе
педагогического сопровождения их образования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка. К концу дошкольного возраста у детей формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны обращать внимание на формирование у детей логических приемов (операций) умственной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения строить простейшие умозаключения на основе причинно-следственных связей. Одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно¬исследовательской деятельности.
Отечественный учёный А. В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив» [21]. Достигнуть эту цель можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [21].
Проблема исследования: Проблема настоящего исследования заключается в том, что развитие словестно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи не соответствует возрастным нормам.
Актуальность выбранной темы ВКР определяется:
- увеличением категории детей с нарушениями речи разной степени выраженности;
- недостаточной подготовкой мышления дошкольников к
усвоению новых знаний;
- поиск новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: Исследования в области формирования логических операций у детей дошкольного возраста отражены в: трудах ученых в области психологии (Л. С. Выготский, П. Я., Гальперин, А. З. Зак, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, и др.); работах ученых-педагогов (Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, К. Д Ушинского, Ф. В. Фребеля); в трудах и практического опыта педагогов (А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой, Б. П. Никитина, М. Фидлер, и др.); результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников, представлены в работах (Х. М. Веклеровой, В. В. Даниловой, З. А. Михайловой, Т. Д. Рихтерман, Л. М. Фридман и др.).
Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы развития логических операций у зарубежных и отечественных исследователей.
Объект исследования - логические операции у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс повышения уровня сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
Цель исследования - изучить сформированность логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования, составление программы по формированию логических операций у детей дошкольного возраста и определить её эффективность.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ источников педагогической литературы по проблеме формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
2. Обосновать применение методик для исследования особенностей формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
3. Составить программу по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования и методические рекомендации педагогам и родителям по реализации программы.
Гипотеза исследования: повышение уровня сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи будет эффективна в процессе их педагогического сопровождения, если будет составлена программа по повышению уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: опытно-поисковая работа (констатирующий,
формирующий и контрольный этап); диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников (качественный и количественный анализ).
- практические: серия методик «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, Методика «Складывание разрезных картинок» Н.Я. Семаго, М. М. Семаго, Методика «Нелепицы» Р. С. Немов, Методика «Классификация предметов».
Практическая значимость: представляется в разработке и апробации работы, направленной на формирование логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования. Представленный в работе методический материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций, ведущих педагогическую работу в группах детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы и приложение.
Проблема исследования: Проблема настоящего исследования заключается в том, что развитие словестно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи не соответствует возрастным нормам.
Актуальность выбранной темы ВКР определяется:
- увеличением категории детей с нарушениями речи разной степени выраженности;
- недостаточной подготовкой мышления дошкольников к усвоению новых знаний;
- поиск новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: Исследования в области формирования логических операций у детей дошкольного возраста отражены в: трудах ученых в области психологии (Л. С. Выготский, П. Я., Гальперин, А. З. Зак, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, и др.); работах ученых-педагогов (Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, К. Д Ушинского, Ф. В. Фребеля); в трудах и практического опыта педагогов (А. В. Белошистой, В. В. Воскобовича, Е. В. Колесниковой, Б. П. Никитина, М. Фидлер, и др.); результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников, представлены в работах (Х. М. Веклеровой, В. В. Даниловой, З. А. Михайловой, Т. Д. Рихтерман, Л. М. Фридман и др.).
Для решения поставленных задачи исследования:
1. подобраны и проанализированы источники педагогической литературы по проблеме формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования;
2. обоснованы применение методик для исследования особенностей формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования;
3. составлена программа по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования и методические рекомендации педагогам и родителям по реализации программы.
Рассмотрен терминологический аппарат. А также рассмотрены современные методы в формировании логических знаний и умений дошкольников, такие как: как: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация Логическое мышление - это сложно структурированный процесс.
В философии, психологии и педагогике различают такие виды мышления как: наглядно - действенное; наглядно - образное; словесно - логическое.
На основе образного формируется логическое мышление и является высшей стадией развития детского мышления. Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, поэтому достижение этой стадии - сложный и длительный процесс.
Представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи:
• мышление, память, восприятие, речь у детей с тяжелыми речевыми нарушениями снижены, что хорошо заметно на уровне осознанности и произвольности;
• методы обобщения, исключения и абстрагирования детей с речевыми нарушениями вызывают определенные трудности;
• повышенная раздражительность, зависимость от окружающих,
снижение наблюдательности, низкая мотивация, закрытость, отрицание, склонность к стихийному поведению, нерешительность, враждебность.
Рассмотрены особенности формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специфические особенности мышления у детей с нарушением речи, как отмечают исследователи, связано с другими сторонами психического развития у детей [30]. Коррекционная помощь является неотъемлемой частью в развитие детей, которая позволяет овладеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением, сформированными предпосылками словесно-логического мышления для овладения мыслительными операциями доступными их возрасту. При формально сохранном интеллекте у детей с нарушениями речи наблюдается своеобразное дисгармоничное отставание психического развития, что ведет к выраженным трудностям в обучении.
Исследование по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи проводилось на базе БМА ДОУ «Детский сад № 5» «Жемчужина». В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, которым по заключениям ПМПК рекомендовано АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Определены уровни сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на констатирующем этапе экспериментального исследования, которое проводилось с использованием методик: Методика «Последовательность событий»
А. Н. Бернштейна, Методика «Складывание разрезных картинок» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Методика «Нелепицы» Р.С. Немов, Методика «Классификация предметов» [15;20; 46; 47].
Представлены результаты констатирующего этапа экспериментального исследования по методикам: А. Н. Бернштейн «Последовательность событий»; Р. С. Немов «Нелепицы»; Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Складывание разрезных картинок», «Классификация предметов». Полученные данные в ходе констатирующего этапа эксперимента подтверждают необходимость составления и реализации коррекционной программы по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Составлена программа по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Программа составлена, исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. При разработке программы мы стремились к тому, чтобы каждое занятие с детьми содержало задания, которые соответствовали изучаемой лексической теме. Каждое задание было построено с соблюдением психолого-педагогических условий формирования логических операций: учитывались как индивидуальные, так и возрастные особенности детей дошкольного возраста, закономерность процесса усвоения знаний, а так же реализация системно - деятельностного и личностно-ориентированного подхода к формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями.
Это способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Каждое задание, носит определенную смысловую нагрузку, то есть направлено на формирование логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения их образования.
Анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, доказывает эффективность данной программы. Анализ результатов диагностических мероприятий и промежуточного мониторинга проделанной работы позволяет нам говорить, что после частичной апробации коррекционной программы наблюдаются тенденция к улучшению уровня формирования логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
На выявление уровням сформированности логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе педагогического сопровождения и дальнейший промежуточный мониторинг результатов наиболее понятными стали методики «Классификация предметов» и «Складывание разрезных картинок». Именно эти методики показали наиболее высокий результат.
На основании представленной программы по формированию логических операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, были составлены рекомендации для педагогов и родителей, с указанием средств, методов и условий.
1. Абдильдин Ж.М. Диалектическая логика. Алма-Ата, 1986. 400 с.
2. Абишев К., Абишева А.К. Философия (учебник для студентов, магистрантов и докторантов высших учебных заведений). Алматы, 2015. 520 с.
3. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у
дошкольников. М., 2013. 296 с.
4. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. М., 2010. 400 с.
5. Блонский П. П. Память и мышление. СПб., Питер, 2011. 364 с.
6. Божедонова А. П., Леверьева А. Н. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством робототехники. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-logicheskogo-myshleniya-starshih- doshkolnikov-posredstvom-robototehniki (дата обращения: 30.11.2021).
7. Бортникова Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Екатеринбург , 2010. 320 с.
8. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.685с.
9. Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения / Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. Екатеринбург, 2015. № 2 108 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. 368 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2018. 224 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь М., 2016. 368 с.
13. Гилева Д. В., Круглова С.В. Развитие логических операций мышления у детей дошкольного возраста // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008393 (дата обращения: 29.05.2020)
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология мышления. М., 2008. 644 с.
15. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. 184 с.
16. Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович:история и современность // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 4. С. 18-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11751528 (дата обращения: 29.05.2020).
17. Дейниченко Л. Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности. М., 2013. 241с.
18. Ерахтин А. В. Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. Иваново, 1990. 94 с.
19. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 239 с.
20. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей". М., 2003. 32 с.
...