Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №93344

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Понятие «навык чтения» как научный феномен 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
умственной отсталостью на уровне начального образования 16
1.3. Особенности формирования навыка чтения у обучающихся с
легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
легкой умственной отсталостью, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 32
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на выявление сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 39
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение уровня сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 45
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА
ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 54
3.1. Обоснование коррекционно-развивающей программы,
направленной на формирование навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 54
3.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 59
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей,
направленные на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 110


Проблема исследования. В экспериментальном исследовании участвует категория обучающихся с легкой умственной отсталостью. Психическое и физиологическое нарушения у обучающихся с легкой умственной отсталостью, затрудняют формирование навыка чтения (Р. И. Лалаева, А. П. Нечаев, Н. К. Сорокина). В свою очередь, несформированность навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью препятствует их дальнейшему полноценному обучению и развитию.
Актуальность темы обусловлена тем, что право на образование реализуют все обучающиеся разных категорий. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, все дети имеют основные права, в основе лежит право на получение образование. Это подтверждается пунктом 1 статьи 23, в которой говорится «Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [52].
Впервые упоминание о таких обучающихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» РФ № 273-ФЗ, вступившем в силу с 1 сентября 2013 года: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико¬
педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [56].
Н. М. Назарова в своих исследованиях утверждает что около 1,7 млн обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в специальном образовании [39].
С увеличением детей нуждающихся в специальной помощи вышел единый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью. К концу обучения дети с умственной отсталостью должны овладеть осознанным, правильным, плавным чтением вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи [55].
В настоящее время образование ставит высокие требований к уровню развития образовательных навыков обучающихся. Многие образовательные дисциплины основаны на умении читать, так как чтение - один из самых важных способов передачи информации и является основным навыком, развитие которого определяет успех обучения, все эти факторы свидетельствуют о важности выпускной квалификационной работы (далее ВКР).
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике. В ходе изучения научной литературы Б. Г. Ананьева, Т. Г. Егорова, А. Н. Корнева, Р. Е. Лалаевой, А. Р. Лурии, С. П. Редозубова было выяснено, что все ученые отмечают медленное овладение навыками чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Причиной является задержка развития какой-либо функциональной системы. Навык чтения - это сложное сочетание определенных умений и навыков, используемый при овладении всеми школьными предметами и вырабатывается при речевой и умственной деятельности.
В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Л. Н. Макаров, А. С. Мусатов исследовали психологические особенности формирования навыка чтения. Проведенные этим автором исследования свидетельствуют о том, что реализуя Адаптированных основных образовательных программ (далее - АООП), обучающиеся при чтении сталкиваются с трудностями в понимании букв, произношению букв, а в дальнейшем и понимании прочитанного слова. Обучающиеся с умственной отсталостью чаще нуждаются в контроле и дополнительных инструкциях от специалиста. Значит, необходима систематическая, целенаправленная работа над формированием и совершенствованием навыка чтения от года к году.
Особенности психофизического развития умственно отсталых обучающихся обуславливают медленное формирование многих практических навыков и умений, применение их в деятельности. Кроме того, нарушения познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью различаются по степени и форме. Все это усложняет формирование навыков чтения у данной категории обучающихся и свидетельствует о необходимости проведения специальных исследований, направленных на разработку коррекционно-развивающих и воспитательных приемов, методов и средств работы в общеобразовательной организации, реализующей АООП.
Объект исследования - навык чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Целью исследования является изучение особенностей развития навыков чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования, разработка программы коррекционно-развивающей работы, определение эффективности ее работы.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Изучить уровень сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. 
3. Составить коррекционно-развивающую программу по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей, направленных на повышение эффективности реализации коррекционно-развивающей программы, по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Первая глава исследования раскрывает понятие «навык чтения» с точки зрения психолого-педагогического феномена. Подробно представлена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и описаны особенности формирования навыка чтения.
Вторая глава описывает базу исследования и контингент обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования. Описаны методы и методики, выбранные для констатирующего этапа экспериментального исследования . Представлен анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №1» по методикам А. Н. Корнева и Л. А. Ясюковой.
В третьей главе дается обоснование для составления коррекционно-развивающей программы, которая направлена на рразвитие навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Разработана и описана коррекционно-развивающая программа «Умное чтение» для 3 класса. Также в третьей главе представлены методические рекомендации педагогам и родителям, направленные на реализацию коррекционно-развивающей программы по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью. В заключении описаны выводы по работе в целом.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав - одной теоретической и двух практических, заключения, списка источников и литературы состоящей из 56 источников и 16 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность данной темы связана с реализацией права на образование обучающихся с легкой умственной отсталостью, поэтому был выпущен единый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью. Стандарт требует совершенствования методического обеспечения для образования обучающихся данной категории, поскольку уровень формирования навыка чтения определяет дальнейшее их обучение, развитие (Б. Г. Ананьева, Т. Г. Егорова, А. Н. Корнева, Р. Е. Лалаевой, А. Р. Лурии, С. П. Редозубова).
Для реализации задач:
• проведён анализ научной базы, по проблеме организации навыка чтения у учеников с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
• реализован констатирующий этап экспериментального исследования, ориентированного на освоение уровня сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
• составлена коррекционно-развивающая программа по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
• разработаны методические рекомендации педагогическому коллективу и родителям, направленные на рост результативности коррекционно-развивающей программы по развитию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
На основе изучения научной базы формирования навыков чтения, можно сформулировать следующие выводы:
Навык чтения - комплекс умений понять смысл книги, правильно прочесть слова, выразительно читать, ориентироваться на знаки препятствий и содержания, не забывая и темпа его прочтения. Поэтому развитие этих навыков чтения у детей начальной школы является одной из основных задач начальной школы. Овладение обучающимися навыком чтения является важнейшей предпосылкой успешного школьного обучения, по всем предметам. Чтение предлагает необыкновенные возможности для интеллектуального, эстетического и языкового развития учащихся. Для развития и улучшения навыков чтения требуется систематическая и целенаправленная работа.
Умственная отсталость обучающихся проявляется в отсутствии пограничного состояния, элементы несовершенства присутствуют на всех стадиях психического процесса, а некоторые случаи - находятся в атипичном развитии психической функции. У обучающихся с легкой степенью умственного отставания наблюдается: расстройство мышления, речи, незрелость в эмоциональной и волевой сфере, особенности в восприятии, внимании и памяти.
Формирование умения чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на начальном уровне не происходит случайно. В процессе формирования навыков чтения необходимо учесть особенности обучающихся: разные нарушения в речи, слуха и зрении, особенности в эмоциональной сфере, низкие уровни развития контролирующих функций, нарушения в интеллектуальном развитии. Формирование навыков чтения под воздействием этих особенностей ухудшается, пишет Н. К. Сорокина,
А. Н. Леонтьев, Е. Н. Глаголева, В. Н. Коробейникова. Проблема образования навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне остается недостаточно изучена.
Исследование по формированию навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования проводилось на базе образовательной организации, реализующей АООП 73
МАОУ НГО №СОШ №1» г. Новая Ляля. В констатирующем этапе экспериментального исследования принимали участие: обучающиеся 3 класса, в количестве 3 человек и возрасте 10-11 лет, которым ПМПК рекомендовала образовательную программу по Пр. 1599 (вариант 1).
Изучение уровня сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 3 класса, в констатирующем этапе экспериментального исследования проводилось по методикам: А. Н. Корнева «Стандартизированной методике исследования навыка чтения» (СМИНЧ) и сформированности навыка чтения Л. А. Ясюковой.
В данном эксперименте использованы следующие методы: наблюдение за обучающимися с легкой умственной отсталостью, анкетирование на определение уровня начитанности, индивидуальные беседы для диагностики навыка чтения, изучение опыта работы учителей, методы стимулирования и поощрения для понимания обучающегося правильности действий.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования сформированности навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 3 класса на середину года по двум методикам: А. Н. Корнева «Стандартизированной методике исследования навыка чтения» (СМИНЧ) и сформированности навыка чтения Л. А. Ясюковой, показали несформированность большинства навыков. Наиболее сложным оказалось понимание прочитанного. Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования дают основания для необходимости составления коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Проанализировав результаты первичной диагностики формирования навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 3 класса, можно сделать вывод, что имеется недостаточный результат сформированности навыка чтения у данной категории обучающихся. Поэтому возникла необходимость составления коррекционно-развивающей 74
программы, направленной на формирование навыка чтения у обучающихся легкой умственной отсталостью 3 класса.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование навыка чтения у обучающихся легкой умственной отсталостью 3 класса, была построена исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на середину года. Коррекционно-развивающая программа предусматривает проведение занятия 1 раз в неделю. Коррекционно-развивающая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание образования, календарно-тематическое планирование, материально-техническое базу.
Создание методических рекомендаций педагогам и родителям позволит повысить эффективность выполнения коррекционно-образовательной программы по формированию навыков чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью в 3 классе.
На основе результатов практической и теоретической работы, посвященной изучению формирования навыков чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на начальном уровне, можно сделать вывод, что достигнута цель, решены все поставленные задачи.


1. Адамович, E. A. Как улучшить качество чтения / Е. А. Адамович // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 11-25.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
3. Аксенова, А. К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова. - М. : Просвещение, 1987. - 320 с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Просвещение, 2013. - 288 с.
5. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1950. - Вып. 70. - С. 106.
6. Барская, Н. М. Методика русского языка во вспомогательной школе / Н. М. Барская, Л. А. Нисневич. - М. : Просвещение, 1992. - 128 с.
7. Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков ; под ред. Л. Б. Баряевой. - М. : Академия, 2011. - 146 с.
8. Безруких, М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М. М. Безруких. - М. : Академия, 2004. - 157 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 128 с.
10. Воронкова, В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы /
В. В. Воронкова ; под ред. В. В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2001. - 192 с.
11. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы / В. В. Воронкова. - М. : Просвещение, 1988. - 154 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии : сборник работ / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 191 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : собрание сочинений / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2005. - 671 с.
14. Глаголева, Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - № 4. - С. 27-32.
15. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. - М. : Академия, 2004. - 217 с.
16. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика : учеб. пособие / К. М. Гуревич ; под ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой. - М. : Изд-во УРАО, 2000. - 312 с.
17. Данилкина, Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе / Г. И. Данилкина. - М. : Педагогика, 1986. - 74 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения /
Т. Г. Егоров. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 264 с.
19. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Екжанова ; под ред. Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой // Дефектология. - 1999. - № 6. - С. 25-34.
20. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 319 с.
21. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности /
И. А. Зимняя. - М. : НПО «МОДЭК», 2012. - 432 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ