Изучение темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и икт на основе современных педагогических технологий (Информатика и методика преподавания информатики, Благовещенский государственный педагогический университет)
Работа носит методический характер.
Есть приложения (методические материала).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТАБЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» 5
1.1 Место темы в школьном курсе информатики и ИКТ 5
1.2 Анализ учебно-методической литературы по школьному курсу информатики и ИКТ 7
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ТАБЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» 14
2.1 Теоретическая характеристика современных педагогических технологий 14
2.2 Примеры использования современных педагогических технологий при изучении темы «Табличные модели и электронные таблицы» 30
2.3 Методические особенности применения современных педагогических технологий на уроках информатики 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В настоящее время владение цифровыми технологиями становится основным требованием к ученикам, заканчивающим общеобразовательную школу. Знание основ работы за компьютером и мультимедиа технологий входит в обязательный школьный минимум определенный Министерством образования РФ. Это объясняется востребованностью и практической применимостью этих технологий для участников информационных процессов.
Цифровые технологии позволяют перейти на качественно новый уровень обучения по сравнению с традиционным обучением, которое обеспечивает репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает тему урока, цели, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у учеников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса [13].
Сегодня учитель перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиск способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Таким образом, огромное значение приобретают современные педагогические технологии [13].
Объектом исследования является процесс изучения темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Предмет исследования – современные педагогические технологии для изучения темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Целью работы является рассмотрение возможности использования современных педагогических технологий для изучения темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать научную, учебную, методическую литературу по школьному курсу информатики и ИКТ.
2. Провести анализ места темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ, его сущности и значения.
3. Изучить и проанализировать теоретические характеристики современных педагогических технологий.
4. Рассмотреть и разработать примеры использования современных педагогических технологий при изучении темы «Табличные модели и электронные таблицы».
5. Выявить методические особенности применения современных педагогических технологий на уроках информатики.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в данной работе представлено рассмотрение использования современных педагогических технологий по теме «Табличные модели и электронные таблицы». Данный материал может быть использован для улучшения знаний, умений и навыков учителями по подготовке к урокам по данной теме. Результаты исследования помогут учителям выстроить образовательный процесс с применением современных педагогических технологий, что позволит улучшить усвоение материала учащимися и повысить их мотивацию к учебной деятельности.
В ходе работы было выяснено, что применение современных педагогических технологий при обучении информатики весьма необходимо и актуально, так как современное обучение требует современных методов, что может предложить использование различных инновационных средств и форм.
В ходе исследования и анализа были решены поставленные задачи и получены следующие результаты.
1. Изучили место темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ, его сущности и значения.
2. Провели анализ учебно-методической литературы по школьному курсу «Информатика и ИКТ» и выявили следующие недостатки:
отсутствие единой системы представления материала в основной школе (каждый комплекс представляет свою структуру темы);
недостаточное количество практических задач, которые учащиеся могли бы применить в своей профессиональной деятельности;
недостаточное количество практических задач, направленных на самостоятельное построение электронной таблицы (в большинстве заданий дается уже готовая таблица).
3. Изучили и проанализировали теоретические характеристики современных педагогических технологий.
4. Рассмотрели и разработали примеры использования современных педагогических технологий при изучении темы «Табличные модели и электронные таблицы».
5. Выявили методические особенности по применению современных педагогических технологий на уроках информатики.
Таким образом, считаем, что цель нашего исследования достигнута.
1. Босова, Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 224 с.
2. Быкодоров, Ю.А. Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.А. Быкадоров. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 336 с.
3. Волгушева, А.А. Инновационные технологии в образовании [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https: // center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii.php. – 24.02.2022.
4. Гаврилова, Т.В. Виды совместного обучения за рубежом и в России / Т.В. Гаврилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 4 (21). – С. 42-45.
5. Зайцев, В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. – 23 с.
6. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В.С. Зайцев. – Челябинск : ЧГПУ, 2012. – 411 с.
7. Златопольский, Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel / Д.М. Златопольский. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 544 с.
8. Лапчик, М.П. Методика обучения информатике: Учебное пособие / М.П. Лапчик, М.И. Рагулина, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под ред. М.П. Лапчика. — СПб. : Издательство «Лань», 2016. — 392 с.
9. Любимов, Л.Л. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? / Л.Л. Любимов. – М. : НИУ ВШЭ, 2020. – 80 с.
10. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий / Н.В. Макарова. – СПб. : Питер, 2009. – 430 с.
11. Максименкова, O.В. Коллаборативные технологии в образовании: как выстроить эффективную поддержку гибридного обучения? / О.В. Максименкова, А.А. Незнанов // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 23 (1-2). – С. 101-110.
12. Малева, А.А. Практикум по методике преподавания информатики / А.А. Малева, В.В. Малев. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – 148 с.
13. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / О.И. Мезенцева; под ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск : ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.
14. Полежаева, О.А. Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень: методическое пособие для учителя / О.А. Полежаева, М.С. Цветкова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 114 с.
15. Рафикова, А.С. Активная и коллаборативная формы обучения: краткий обзор зарубежных исследований / А.С. Рафикова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 10-2 (61). – С. 127-130.
16. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 6-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 120 с.
17. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 264 с.
18. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 224 с.
19. Семакин, И.Г. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1 / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 232 с.
20. Семакин, И.Г. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 2 / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 232 с.
21. Семакин, И.Г. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 160 с.
22. Семакин, И.Г. Информатика: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд., исп. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 200 с.
23. Семакин, И.Г. Информатика: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.
24. Угринович, Н.Д. Информатика. 10 класс. Базовый уровень / Н.Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 288 с.
25. Угринович, Н.Д. Информатика. 11 класс. Базовый уровень / Н.Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 272 с.
26. Угринович, Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 152 с.
27. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 149 с.
28. Фиошин, М.Е. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 366 с.
29. Фиошин, М.Е. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 332 с.
30. Шишкина, Т.Е. Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https: // interactive-plus.ru/e-articles/718/Action718-551911.pdf. – 24.02.2022.