Изучение темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и икт на основе современных педагогических технологий (Информатика и методика преподавания информатики, Благовещенский государственный педагогический университет)
Работа носит методический характер.
Есть приложения (методические материала).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТАБЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» 5
1.1 Место темы в школьном курсе информатики и ИКТ 5
1.2 Анализ учебно-методической литературы по школьному курсу информатики и ИКТ 7
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ТАБЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» 14
2.1 Теоретическая характеристика современных педагогических технологий 14
2.2 Примеры использования современных педагогических технологий при изучении темы «Табличные модели и электронные таблицы» 30
2.3 Методические особенности применения современных педагогических технологий на уроках информатики 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В настоящее время владение цифровыми технологиями становится основным требованием к ученикам, заканчивающим общеобразовательную школу. Знание основ работы за компьютером и мультимедиа технологий входит в обязательный школьный минимум определенный Министерством образования РФ. Это объясняется востребованностью и практической применимостью этих технологий для участников информационных процессов.
Цифровые технологии позволяют перейти на качественно новый уровень обучения по сравнению с традиционным обучением, которое обеспечивает репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает тему урока, цели, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у учеников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса [13].
Сегодня учитель перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиск способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Таким образом, огромное значение приобретают современные педагогические технологии [13].
Объектом исследования является процесс изучения темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Предмет исследования – современные педагогические технологии для изучения темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Целью работы является рассмотрение возможности использования современных педагогических технологий для изучения темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать научную, учебную, методическую литературу по школьному курсу информатики и ИКТ.
2. Провести анализ места темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ, его сущности и значения.
3. Изучить и проанализировать теоретические характеристики современных педагогических технологий.
4. Рассмотреть и разработать примеры использования современных педагогических технологий при изучении темы «Табличные модели и электронные таблицы».
5. Выявить методические особенности применения современных педагогических технологий на уроках информатики.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в данной работе представлено рассмотрение использования современных педагогических технологий по теме «Табличные модели и электронные таблицы». Данный материал может быть использован для улучшения знаний, умений и навыков учителями по подготовке к урокам по данной теме. Результаты исследования помогут учителям выстроить образовательный процесс с применением современных педагогических технологий, что позволит улучшить усвоение материала учащимися и повысить их мотивацию к учебной деятельности.
В ходе работы было выяснено, что применение современных педагогических технологий при обучении информатики весьма необходимо и актуально, так как современное обучение требует современных методов, что может предложить использование различных инновационных средств и форм.
В ходе исследования и анализа были решены поставленные задачи и получены следующие результаты.
1. Изучили место темы «Табличные модели и электронные таблицы» в школьном курсе информатики и ИКТ, его сущности и значения.
2. Провели анализ учебно-методической литературы по школьному курсу «Информатика и ИКТ» и выявили следующие недостатки:
отсутствие единой системы представления материала в основной школе (каждый комплекс представляет свою структуру темы);
недостаточное количество практических задач, которые учащиеся могли бы применить в своей профессиональной деятельности;
недостаточное количество практических задач, направленных на самостоятельное построение электронной таблицы (в большинстве заданий дается уже готовая таблица).
3. Изучили и проанализировали теоретические характеристики современных педагогических технологий.
4. Рассмотрели и разработали примеры использования современных педагогических технологий при изучении темы «Табличные модели и электронные таблицы».
5. Выявили методические особенности по применению современных педагогических технологий на уроках информатики.
Таким образом, считаем, что цель нашего исследования достигнута.