Введение 3
1. ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ
ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА 8
1.1. Теории коммуникации как теории власти 9
1.2. Д емократия как территория конфликтной коммуникации 24
2. КОНФЛИКТНО - КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1. Модели коммуникации как выражение конфликтного
потенциала отношений 37
2.2. Протестное движение в России как конфликтная коммуникация
в действии 60
Заключение 77
Литература 79
Актуальность темы исследования для общества состоит в том, что в настоящее время в России пока не найден путь достижения консенсуса и выстраивания диалога между властными структурами и гражданским обществом. При этом обнаруживается проблема своеобразия конфликтного взаимодействия, понимаемого исключительно в негативном ключе. В то же время конфликт представляется нам непременным элементом функционирования и развития общественной жизни, нормой социальных отношений, вскрывающей противоречия и тем самым делающей возможным их разрешение. Таким образом, конфликтные формы взаимодействия - это определенный ресурс преобразования, трансформации, модернизации.
Важно учитывать, что в российской действительности культура конфликта, равно как и адекватное во сприятие конфликтных форм взаимодействия, еще только в начале своего установления. До сих пор остаются неразвитыми каналы коммуникации, способствующие представительству интере сов и удовлетворению потребностей широких слоев населения. Уже сегодня необходимо признать неизбежное присутствие конфликтных форм взаимодействия в политической коммуникации России, отказ от подавления таких форм в пользу урегулирования и использования во благо развитию общества, наличие разносторонних и иногда разнонаправленных интересов в обществе, а также невозможность производить изменения силами только либерально-ориентированной элиты при наличии массовых оппозиционных настроений. В этих условиях становится очевидным не только наличие конфликтного потенциала в российском обществе, но и необходимости изучения его специфики.
Проблема исследования заключается в обосновании следующих тезисов: конфликтные формы коммуникации являются необходимым элементом взаимодействия между властью и обществом, имеющим собственную специфику и трансформационный потенциал.
Степень научной разработанности. Основным акцентом в работе являются концепции властно-коммуникативного взаимодействия. Понимание коммуникации как пространства властного взаимодействия берет начало в работах классиков информационно-коммуникативного подхода: Г. Лассуэла, К. Шеннона и У.Уивера. Исследование властной коммуникации в рамках соблюдения и отклонения от нормы функционирования системы предложил Т.Парсонс.
Весомый вклад в развитие коммуникационного подхода внесли теория социального взаимодействия Г. Зиммеля, концепция общества как коммуникации Н. Лумана, символическое осмысление властной коммуникации П.Бурдье, концепции коммуникативного действия и исторического консенсуса Ю. Хабермаса. Л. Пай отдает большое значение развитию коммуникации как условию установлению демократического режима. В квалификационной работе использованы принципы научных исследований, разработанные в рамках конфликтной парадигмы анализа социальных и политических процессов (концепции Л. Козера, Р Дарендорфа, М. Дойча). В целом, работы этих исследователей образуют основание для изучения конфликтной коммуникации как источника развития властных отношений.
Современные исследования коммуникативного аспекта власти развиваются в либеральном ключе, берущим свое начало от концепции С.Липсета. Ряд авторов (Д. Най, Б. де Жувенель, Д. Валадес) в своих работах подчеркивают важность развития эффективной коммуникации между властью и обществом как залог стабильности политической системы.
Для моделирования конфликтно-коммуникативного взаимодействия использовались разработки А.Ю. Сунгурова по исследованию российского опыта взаимодействия органов го сударственной власти и структур гражданского общества. Новый виток в исследовании механизмов взаимодействия власти и общества дает концепция сложносоставного конфликта, предложенная Л. И. Никовской и В. Н. Якимцом для анализа политической трансформации России.
Понятно, что полноценное и глубокое исследование причин, динамики и последствий конфликтной коммуникации невозможно посредством только лишь политического анализа. Применение междисциплинарных связей в квалификационной работе выражается в использовании литературы по политологии (Ахиезер А.С., Белокурова Е.В., Кудряшова М.С., Красин Ю.А., Герасимова Е.В., Осетрова Е.В., Тимофеева Л.Н.), социологии (Автономов А.С., Ловкова А.А.), конфликтологии (Атанесян А.В., Козырев Г.И., Коваленко Б.В., Куконков П.И., Макарова И.В., Степанов Е.И.), психологии. (Гришина Н.В., Крамник В.В., Петренко А.И.).
Эмпирическую базу исследования составили данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), а также аналитические работы по протестному движению в России в 2011-2012 гг. Для освещения событий протестного движения использовались выдержки из новостных порталов (lenta.ru, echo.msk.ru, grani.ru, gazeta.ru, svobodanews.ru, novayagazeta.ru и др.).
Объект исследования: политическая коммуникация.
Предмет исследования: конфликтное взаимодействие власти и гражданского общества в России.
Цель: изучить специфику конфликта как особой формы политической коммуникации.
Для этого реализуются задачи:
1) рассмотреть теоретические основания коммуникативного взаимодействия власти и общества в теориях власти;
2) изучить конфликтный потенциал политической коммуникации при демократическом режиме;
3) определить основные модели взаимодействия властных структур и гражданского общества, выделяемые в российской научной мысли;
4) разработать собственную комплексную модель к изучению конфликтных форм политической коммуникации;
5) изучить протестное движение в России как реальный случай конфликтной коммуникации.
Для обоснования теоретико - методологической составляющей квалификационной работы нам представляется наиболее удачным синтез нескольких подходов к пониманию сущности и природы власти. Наравне с классическим («воля к власти»), мы придерживаемся коммуникативного (реляционистского) и конфликтологического (диалектического) понимания.
В работе мы рассматриваем общество как результат столкновения различных интересов и ценностей. Таким образом, опираемся на диалектиче ский подход как своеобразное развитие и конкретизация деятельностного подхода. Работа подразумевает критиче ский анализ конфликтных и нетрадиционных форм коммуникаций, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источников ее самодвижение, движущей силы политических изменений. Наша работа основывается на принципах плюрализма, т.к . он исходит из позиций противоречий, конкурентного соперничества многообразных идей, ценностных ориентаций, политических и культурных институтов, индивидов и групп.
Также применим сравнительно-исторический метод. С целью исследования политико-конфликтных процессов в современной России привлекались концептуальные разработки в сфере теории политической модернизации, характеризующие её движущие силы и конфликтный потенциал.
Для сбора и трактовки эмпирического материала были использованы анализ документов, метод кейс-стади, вторичный анализ результатов социологических исследований и аналитических данных.
Новизна. Нами выработана собственная комплексная модель к изучению конфликта как формы политической коммуникации в России, позволяющая рассмотреть субъективное и объективное измерение конфликтной коммуникации, проследить динамику развития конфликта и выявить его специфику.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Прежде всего, это введение, где мы обосновываем актуальность нашего исследования, говорим о подходе и ставим цели и задачи работы.
В работе две основные главы, каждая из которых подразделяется на два параграфа. В первой главе мы приводим теоретические основания изучения коммуникативного взаимодействия власти и общества, а также рассматриваем современный демократиче ский строй с точки зрения конфликтогенности политической коммуникации. Вторая глава представляет собой рассмотрение российской специфики политической коммуникации: в первом параграфе предлагаются к рассмотрению основные модели взаимодействия властных структур и гражданского общества, а также описывается собственная оригинальная модель, во втором параграфе представлено применение собственной модели на примере протестного движения в России с помощью метода кейс-стади.
Также работа включает в себя заключение, в котором изложены основные выводы исследования и заключительные соображения, и список литературы.
Подводя итог нашей работы, стоит отметить, что были выполнены все поставленные задачи.
Во-первых, были рассмотрены теоретические основания взаимодействия власти и общества. Было выявлено, что коммуникативный подход занимает одно из ведущих мест в теориях власти. Также стоит отметить, что конфликтологическая составляющая коммуникативных теорий склоняется к однозначно позитивной оценке конфликта как конструктивного элемента в эффективной политической коммуникации.
Во-вторых, было установлено, что современное демократическое общество обладает высокой степенью конфликтогенности. Демократия не только не предотвращает конфликтные формы коммуникации, но, наоборот, порождает и поддерживает их развитие в процессе р е ализ ации демократических ценностей и идеалов.
В-третьих, были рассмотрены основные модели взаимодействия властных структур и гражданского общества, предлагаемые российскими исследователями. Стало ясно, что в отношении коммуникации власти и гражданского общества (в рамках российской специфики - власти и неправительственных и некоммерческих организаций) преобладает шаткий компромисс, не удовлетворяющий в полной мере интересы граждан. Также были выявлены закономерности конфликтной коммуникации в России, которые характеризуются слабой развитостью каналов коммуникации и превалированием крайних силовых методов, подавлением конфликтов.
В-четвертых, была разработана оригинальная комплексная модель исследования конфликтных форм коммуникации, включающая в себя субъективное измерение (конфликтно-психологическое состояние общества, проходящее в своем развитии несколько этапов: неопределенность, напряженность, депривация, мобилизация) и объективное измерение, вскрывающее специфику протекания конфликтной коммуникации (субъектная сторона, наличие экстраординарных условий среды, т.е. кризисная ситуация, а также инструментарий).
И, наконец, в-пятых, было проведено исследование с помощью метода кейс-стади, позволяющее применить нашу модель к реальной конфликтной ситуации. Избрав протестное движение 2011-2012 гг. как конкретный единичный и экстремальный случай, нам удалось на основе собственной модели изучить специфику ро ссийской конфликтной коммуникации, выделить характерные для современного этапа черты взаимодействия власти и гражданского общества.
Таким образом, нами была изучена специфика конфликта как особой формы политической коммуникации в России. Стоит сказать, что установление конфликтологической парадигмы и понимание конфликта как необходимого и преобразующего элемента коммуникации в России еще впереди. Важным итогом политической коммуникации последних лет стало осознание граждан своего права на свободное изъявление мнений и взглядов, освоение права на собрания, а в связи с этим - начало демонополизации публичного пространства. Развитие институциональных основ и культурных преобразований в сфере конфликтной коммуникации дают начало для благотворных изменений всего политического пространства и установления сильного гражданского общества, способного вступать в конструктивный открытый диалог с властью.
1. Атанесян А. В. Актуальные проблемы современных политических и конфликтных коммуникаций. Ер.: Издательство ЕГУ, 2008. - 302 с.
2. Атанесян А.В. Коммуникативные аспекты политических конфликтов. Ер.: [б.и.], 2005. - 155 с.
3. Ахиезер А.С. Дезорганизация как категория общественной науки // Общественные науки и современность, 1995. №6. С. 28-40.
4. Б. де Жувенель. Власть. Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2011. - 546 с.
5. Белокурова Е.В. Государство и благотворительные организации: трансформация моделей взаимодействия (на примере Германии и России). Автореферат дисс. канд. полит. н. М., 2000.
6. Бусова Н. А. Юрген Хабермас о становлении теории коммуникативного действия// Вопросы философии, 2006. №10. С. 148-170.
7. Валадес Диего. Контроль над властью. М.: Идея-Пресс, 2006. - 248 с.
8. Власть как политическая коммуникация (материалы методологического семинара. Москва. 19 мая 2009 года). М.: РАГС, 2010. - 54 с.
9. Власова М.Г. Кейс-стади в исследованиях международных отношений: методология и исследовательская практика // Теория и практика общественного развития, 2012. № 11. С.255-258.
10. Волков Д. Протестные митинги в России конца 2011 - начала 2012 гг.: запрос на модернизацию политических институтов // Вестник общественного мнения, 2012. №2. С. 73-86.
11. Волков Д. Протестное движение в России глазами его лидеров и активистов // Вестник общественного мнения, 2012. №3-4. С. 141-185.
12. Герасимова Е.В. Формы и виды взаимодействия власти и общества в пространстве коммуникации // Теория и практика общественного развития. (Электронный журнал). 2010. № 4. URL:http:// www.teoria-practica.ru/ - 4 -2010/politica/gerasimova2.pdf
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
14. Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. В. С. Рахманина. Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002. - 402 с.
15. Зайцев Д.Г., Карастелев В.Е. 2013. Протестное движение в России 2011-2012 годов: проблема субъектности. - Государство и общество в пространстве политических коммуникаций. Политическая наука. Ежегодник 2013. С. 231-266...