Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО ПАДЕЖНЫХКОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМНЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №93326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Формирование предложно - падежных конструкций в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования предложно - падежных конструкций у
дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.3 Формирование пространственных представлений у детей в норме и с общим недоразвитием речи 16
1.4. Методические аспекты формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОНР 31
2.1. Организация изучения особенностей использования предложнопадежных конструкций дошкольниками с общим недоразвитием
речи 31
2.2. Система работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.
Исследования таких ученых как Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других, указывают на своеобразие овладения детьми с общим недоразвитием речи грамматическим строем речи, которое проявляется в замедленном темпе усвоения грамматических категорий, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.
О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская отмечают, что нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, выражаются в элементарных, неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться до старших классов.
Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики является менее изученной. В своих работах среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина выделяют неправильное употребление предложнопадежных конструкций в устной и письменной речи детей.
Формирование грамматического строя речи при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, так как грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
Решение данной проблемы связано с осуществлением
индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.
Проблема исследования: заключается всовершенствовании коррекционнопедагогической работы по формированию навыков использования предложнопадежных конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать комплекс методических рекомендаций, направленных на формирование навыков использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования:особенности формирования навыковупотребления предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: Формирование навыков использования
предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет, проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
1) Использование упражнений направленных на овладение схемой тела в процессе занятий изобразительной деятельностью, физкультурой и в режимных моментах.
2) Развитие умения ориентироваться на плоскости листа; определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).
3) Расширение возможностей использования в экспрессивной речи предлогов.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования предложнопадежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков использования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.
Методологическими ориентирами исследования были основные положения теории порождения речи и уровнях синтаксиса (Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, К. Липмани др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:теоретические- анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические-педагогический эксперимент(формирующий, констатирующий, контрольный этап); метод количественного и качественного анализа результата исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №12».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги дипломной работы необходимо отметить, что формирование предложно-падежных конструкций при обучении детей с ОНР это поэтапный процесс освоения материала от простого к сложному, который включен в общую схему лексико-грамматического обучения.
Основная цель исследования: разработать комплекс методических приемов, направленных на формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.
Проведенный теоретический анализ проблемы позволяют сделать следующие выводы.
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с различными формами ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для таких детей характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефекты звукопроизношения (все виды); нарушение ритмико-слоговой структуры слова; затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Выделяют морфологический (умение владеть приемами словоизменения и словообразования) и синтаксический ( умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения) уровни грамматической системы.Формирование предложнопадежных конструкций является одним из элементов обучения детей лексикограмматическому строю речи.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие процесса формирования предложно-падежных конструкций, которое характеризуется: трудностями понимания контекста употребления предложно-падежных конструкций, неправильном употреблении предложно-падежных конструкций в различных падежах, пропусками предлогов и падежей, заменами одного предлога или падежа другими.
Процесс формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР включает в себя на первых занятиях изучение наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия; коррекция понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, под. Затем происходит формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:. Расширение знаний ребенка о предлогах и их употреблении с различными падежами: к — с дательным, от — с родительным, с — винительным и творительным. На заключительных этапах происходит отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах, составление разных типов предложений.
В дипломной работе проводилось исследование, в котором использовалась методика, подобранная для детей старшего дошкольного возраста Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, О.Е. Громовой.
В ходе экспериментального исследования был сделан вывод, что детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи требуется коррекционная помощь.
Таким образом, на основании полученных результатов были предложены методические рекомендации коррекционной работы по уточнению и закреплению предложно-падежных конструкций.
Использование методик формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР помогает логопедам, воспитателям и родителям, учителю физкультуры и учителю рисования, систематизировать и совершенствовать работу по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, подготовить их к обучению в школе.
У детей с общим недоразвитием речи предложно-падежные конструкции менее сформированные. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития. Проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований.
Таким образом, можно утверждать, что в дипломной работе цель достигнута, задачи решены.


1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников [Текст] / Т.В. Александрова - Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2007. - 48с.
2. Алексеева, М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М Алексеева - Учеб. пособие для студ. Высш. И сред. пед. учеб. заведений. 3е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 153 - 156с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова - учебное пособие для студентов пед. вузов -- М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с
4. Афанасьева, Е.А., Фомичева, М.Ф. Овладение пространственными представлениями основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.А. Афанасьева - Е.А.Сб. научн. трудов. - М.: МГЛУ, 2008. - 393с.
5. Боровская, И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития [Текст] / И.К. Боровская - Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 369с.
6. Виноградов В.В. Русский язык [Текст] / В.В. Виноградов -Грамматическое учение о слове. Учеб. пособие для вузов. -4-е изд. М.: Рус. яз., 2001. - 717с.
7. Волковой, Л.С., С.Н. Шаховской. Логопедия [Текст] / Л.С. Волковой Учеб. для студ. Дефектол.фак. пед. высш. Учеб. заведений / Под ред. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680с.
8. Волковой, Селиверстова В.И Хрестоматия по логопедии, том 2 [Текст] / В.И.Волковой - М., 2000.- 656 с.
9. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец - М., 2004. - 287с.
10. Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в
начальной школе. [Текст] / Галкина О. И. - М.: Акад. пед. наук
РСФСР.,2000. - 89 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с
12. Голубец, О.Д. Журнал логопед №9 2013г
13. Грибова ,О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно [Текст] / О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс, 2004.-360с
14. Еливанова, М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения [Текст] / М.А. Еливанова - СПб.: Златоуст, 2006. - 94 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. -2-е изд., перераб. [Текст] / Л.Н. Ефименкова -М.: Владос, 2006. -250с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ