Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие «познавательные учебные действия» как научный феномен
и анализ проблемы их формирования у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 7
1.2. Определение понятия «умственная отсталость» и общая психолого - педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
на уровне начального образования 10
1.3 Характеристика познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования по данным литературы 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 24
2.2. Обоснование выбора методов и методик, направленных на
выявление сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 34
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его
результатов 38
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
3.1. Обоснование необходимости составления программы формирования
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 46
3.2. Содержание программы формирования познавательных учебных
действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.3. Апробация программы и анализ её результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие «познавательные учебные действия» как научный феномен
и анализ проблемы их формирования у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 7
1.2. Определение понятия «умственная отсталость» и общая психолого - педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
на уровне начального образования 10
1.3 Характеристика познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования по данным литературы 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 24
2.2. Обоснование выбора методов и методик, направленных на
выявление сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 34
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его
результатов 38
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
3.1. Обоснование необходимости составления программы формирования
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 46
3.2. Содержание программы формирования познавательных учебных
действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.3. Апробация программы и анализ её результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 8
Проблема исследования. Познавательные учебные действия - это необходимые и элементарные части учебного процесса, формирование которых обеспечивает овладению содержательной части образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Лишь при совместной работе учителя дефектолога и обучающихся происходит формирование познавательных учебных действий. К функциям ПУД относится:
• приоритетный выбор нескольких существенных, общих свойств и хорошо известных предметов;
• выявление и установление видо-родовых отношений предметов
• умение выполнять простые обобщения, способности соотнесения и группировки на иллюстрации
• умения читать, писать, выполнять простые счетные действия
• наблюдение под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей среды [32].
Актуальность исследования: гуманизация общества, социальноэкономические предпосылки, направленные на вовлечение каждого индивидуума в общественную жизнь, и требующие от него посильного участия в ней, являются толчком для существенной модернизации российского образования. Одним из важных направлений становится получение качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возрастает значение повышения эффективности результатов учебного процесса за счет поиска и внедрения новых, более усовершенствованных путей формирования знаний и умений, а также совершенствования методов и средств обучения, учитывая индивидуальные возможности обучающихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью отображены 4
требования к планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), где важным является овладение обучающимися с умственной отсталостью базовыми учебными действиями, на формирование которых нацелен основной труд педагога. Личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД являются основой учебной деятельности при овладении каждой учебной дисциплины. Познавательные базовые учебные действия являются важной составной частью личностных и предметных результатов освоения АООП.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: В настоящее время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [32] четко определяет требования к планируемому результату освоения АООП, но, реалии современного мира и повышенный интерес к проблеме формирования личностных и предметных компетенций обучающихся, предполагают серьезные корректировки рабочих программ с учетом требования ФГОС к планируемым результатам. Важную роль в учебном процессе играет формирование базовых учебных действий (БУД).
Стоит отметить, что разработки в данном направлении требуют дальнейшего анализа в силу недостаточной исследовательской работы и неполно отображают проблемы дальнейшего совершенствования, принимая во внимание особенности формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью. Исследования, проведенные Г. М. Дульневым, М. С. Левитаном, М. М. Нудельманом под руководством психологов Л. В. Занкова и И. М. Соловьева были направлены на выявление уровня сформированности ПУД и возможности их дальнейшего развития.
Объект исследования - особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель исследования - определение уровня сформированности познавательных учебных действий при помощи педагогических средств диагностики, с учетом полученных данных составления, апробирования программы по формированию познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение диагностики уровня сформированности ПУД у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составление программы работы олигофренопедагога по формированию ПУД у обучающихся с умственной отсталостью.
4. Апробирование составленной программы и анализ результатов апробации.
5. Выполнение выпускной квалификационной работы.
База исследования: Центр развития и коррекции «Династия».
Методы и методики исследования:
• методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской);
• методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю. Субботиной);
• методика «наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях»;
- беседа;
• наблюдение.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Объем работы - 96 страниц машинописного текста. В списке источников и литературы 48 наименований
• приоритетный выбор нескольких существенных, общих свойств и хорошо известных предметов;
• выявление и установление видо-родовых отношений предметов
• умение выполнять простые обобщения, способности соотнесения и группировки на иллюстрации
• умения читать, писать, выполнять простые счетные действия
• наблюдение под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей среды [32].
Актуальность исследования: гуманизация общества, социальноэкономические предпосылки, направленные на вовлечение каждого индивидуума в общественную жизнь, и требующие от него посильного участия в ней, являются толчком для существенной модернизации российского образования. Одним из важных направлений становится получение качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возрастает значение повышения эффективности результатов учебного процесса за счет поиска и внедрения новых, более усовершенствованных путей формирования знаний и умений, а также совершенствования методов и средств обучения, учитывая индивидуальные возможности обучающихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью отображены 4
требования к планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), где важным является овладение обучающимися с умственной отсталостью базовыми учебными действиями, на формирование которых нацелен основной труд педагога. Личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД являются основой учебной деятельности при овладении каждой учебной дисциплины. Познавательные базовые учебные действия являются важной составной частью личностных и предметных результатов освоения АООП.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: В настоящее время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [32] четко определяет требования к планируемому результату освоения АООП, но, реалии современного мира и повышенный интерес к проблеме формирования личностных и предметных компетенций обучающихся, предполагают серьезные корректировки рабочих программ с учетом требования ФГОС к планируемым результатам. Важную роль в учебном процессе играет формирование базовых учебных действий (БУД).
Стоит отметить, что разработки в данном направлении требуют дальнейшего анализа в силу недостаточной исследовательской работы и неполно отображают проблемы дальнейшего совершенствования, принимая во внимание особенности формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью. Исследования, проведенные Г. М. Дульневым, М. С. Левитаном, М. М. Нудельманом под руководством психологов Л. В. Занкова и И. М. Соловьева были направлены на выявление уровня сформированности ПУД и возможности их дальнейшего развития.
Объект исследования - особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель исследования - определение уровня сформированности познавательных учебных действий при помощи педагогических средств диагностики, с учетом полученных данных составления, апробирования программы по формированию познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение диагностики уровня сформированности ПУД у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составление программы работы олигофренопедагога по формированию ПУД у обучающихся с умственной отсталостью.
4. Апробирование составленной программы и анализ результатов апробации.
5. Выполнение выпускной квалификационной работы.
База исследования: Центр развития и коррекции «Династия».
Методы и методики исследования:
• методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской);
• методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю. Субботиной);
• методика «наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях»;
- беседа;
• наблюдение.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Объем работы - 96 страниц машинописного текста. В списке источников и литературы 48 наименований
Актуальность темы исследования была подтверждена результатами проведения констатирующего этапа эксперимента, которые показали, что у обучающихся с умственной отсталостью, задействованных в эксперименте, низкий и средний уровень сформированности ПУД.
Анализ педагогической литература, показал, что формирование и развитие ПУД у обучающихся с умственной отсталостью - это трудоемкий процесс, требующий дальнейшего совершенствования, в который должны быть включены все участники образовательного процесса.
Для определения уровня сформированности ПУД у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, входящих в экспериментальную группу, был организован констатирующий эксперимент, результаты которого показали, что у большинства обучающихся низкий и средний уровень сформированности ПУД .
Данный факт указал на необходимость составления программы «Юный математик», направленной на формирование и дальнейшее развитие ПУД.
Цель программы: формирование и дальнейшее развитие
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
Занятий по программе «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий,
воспитывающий
Познавательный аспект:
• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
• создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
• способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.
Воспитывающий аспект:
• воспитание системы межличностных отношений.
На изучение программы «Занимательная математика» в соответствии с учебным планом в 3 классе выделяется 68 часов - 2 часа в неделю:
1 четверть - 17часов; 2 четверть - 16 часов; 3 четверть - 20 часов; 4 четверть - 15 часов.
После разработки и внедрения программы «Юный математик» был проведен контрольный этап эксперимента, который показал ее эффективность. Было замечено, что показатели, которые ранее находились на низком уровне - стали выше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Раннее выявление умственной отсталости, грамотно подобранные коррекционные занятия, тесное взаимодействие мед. работников, педагогов и семьи обучающегося - факторы, влияющие на более качественное обучение и социализацию в обществе.
Анализ педагогической литература, показал, что формирование и развитие ПУД у обучающихся с умственной отсталостью - это трудоемкий процесс, требующий дальнейшего совершенствования, в который должны быть включены все участники образовательного процесса.
Для определения уровня сформированности ПУД у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, входящих в экспериментальную группу, был организован констатирующий эксперимент, результаты которого показали, что у большинства обучающихся низкий и средний уровень сформированности ПУД .
Данный факт указал на необходимость составления программы «Юный математик», направленной на формирование и дальнейшее развитие ПУД.
Цель программы: формирование и дальнейшее развитие
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
Занятий по программе «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий,
воспитывающий
Познавательный аспект:
• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
• создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
• способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.
Воспитывающий аспект:
• воспитание системы межличностных отношений.
На изучение программы «Занимательная математика» в соответствии с учебным планом в 3 классе выделяется 68 часов - 2 часа в неделю:
1 четверть - 17часов; 2 четверть - 16 часов; 3 четверть - 20 часов; 4 четверть - 15 часов.
После разработки и внедрения программы «Юный математик» был проведен контрольный этап эксперимента, который показал ее эффективность. Было замечено, что показатели, которые ранее находились на низком уровне - стали выше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Раннее выявление умственной отсталости, грамотно подобранные коррекционные занятия, тесное взаимодействие мед. работников, педагогов и семьи обучающегося - факторы, влияющие на более качественное обучение и социализацию в обществе.
Подобные работы
- Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных базовых учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального
образования
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности
на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мотивации к обучению у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





