Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры

Работа №93313

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1045
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Определение понятия «связная устная речь» как психолого­педагогического феномена 8
1.2. Становление развития связной устной речи у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Специфика развития связной устной речи у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1. Характеристика базы исследования и испытуемых экспериментальной
группы 20
2.2. Обоснование выбора методов и методик обследования испытуемых,
организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 24
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 31
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 39
3.1. Содержание программы по развитию связной устной речи у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры 39
3.2. Апробация программы по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в
процессе сюжетно-ролевой игры 46
3.3. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 97

Дошкольное образование является первой и важнейшей ступенью общего образования. Именно посредством него можно обеспечить ребенку правильное всестороннее развитие и воспитание. Посещение детского сада формирует у ребенка навыки общения, приучает учитывать обшие интересы и взаиодействовать с другими детьми.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в конкретные направления развития и образования детей входит также и речевое развитие, которое включает в себя обогащение словарного запаса, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Одна из специфических задач этого образовательного направления - формирование грамматически правильной речи, в том числе обчение составлению монологов и диалогов. [34].
Преодоление задержки психического развития - актуальная проблема коррекционной педагогики, что обусловлено, во-первых, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, во -вторых - трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей.
Из-за высокой актуальности данной проблемы в наши дни учеными, специализирующимися в области коррекционной педагогики, ведется большая работа, которая направлена на изучение детей с задержкой психического развития. Термин «задержка» означает временный, исправимый, то есть несоответствующий уровню развития и возрасту и вместе с этим характер интеллектуального недоразвития, который с истечением времени преодолевается в условиях правильного и грамотного обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова) [31].
Речевое развитие непосредственно влияет на формирование интеллекта, характера, эмоций и личности в целом.
Связная речь является одним из основных компонентов развития речи у детей старшего дошкольного возраста, представляющая собой развернутые высказывания, связанные между собой по смыслу, структуре и обеспечивающие общение людей.
Овладение языком напрямую связано с формированием мышления, а также с развитием всех психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Все это происходит в процессе ведущей деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста основным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Как отмечает В. С. Мухина, «игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения» [22].
Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию связной устной речи. Использование данных игр позволяет пополнять и активизировать словарь, дети старшего дошкольного возраста учатся последовательно и связно выражать свои мысли.
Связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития самостоятельно формируется со значительными нарушениями. В связи с этим, возникает необходимость в разработке содержания программы по формированию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Сюжетно-ролевая игра - основная деятельность у детей старшего дошкольного возраста. Были созданы условия для проведения сюжетно­ролевых игр, целью которых является формирование связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - провести теоретическое и экспериментальное обоснование специфики работы олигофренопедагога по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к процессу развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Изучить особенности связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальных условиях.
3. Разработать содержание программы по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры.
4. Составить и описать условия апробации программы по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевой игры.
5. Провести анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы.
6. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования:
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Практические методы исследования: наблюдение, диагностика, беседа, обработка результатов исследования.
Методики исследования: «Один-много», «Назови ласково», «Прятки» (обследование грамматического строя речи Т. И. Гризик), умение составлять рассказ по картинкам, умение составлять описательный рассказ (обследование связной устной речи В. П. Глухова).
База исследования: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 94, по адресу г. Екатеринбург, Пехотинцев 17а.
Контингент испытуемых: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка источников и литературы, приложения, в состав которых вошли следующие материалы: описание использованных методик, включающие стимульный материл, протоколы диагностик, конспекты сюжетно-ролевых игр, гимнастика для глаз.
Объем работы: 98 страниц, из них 59 страниц машинописного текста. Практическая часть проиллюстрирована 9 таблицами и 4 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были изучены теоретические основы проблемы состояния связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. К важным недостаткам развития связной устной речи данного контингента относят нарушения языкового барьера текста и его семантической структуры, бедность и не точность словаря, нарушения грамматического строя речи, при пересказе возникновение ошибок в передаче логической последовательности событий.
Проведен констатирующий этап эксперимента, в котором принимали участие 6 испытуемых с общим диагнозом задержка психического развития. Пришли к выводу, что связная устная речь у данного контингента находится на низком уровне.
Была составлена и описана программа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры. Игра - это необходимый элемент для детей старшего дошкольного возраста, что способсвует развитияю связной устной речи.
В рамках времени данная программа была апробирована на одну треть. После организованной работы, направленной на развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были видны небольшие изменения. Чтобы улучшить результаты следует систематически проводить работу.
В заключение хочется сказать, что цель выпускной квлификационной работы была достигнута.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Борякова, Н. Ю. Особенности формирования развернутого речевого высказывания у детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова. - М. : Государственное учебно -педагогическое издательство, 1983. - 229 с.
3. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л. Е. Венгер. - М.: Академия, 2014. - 236 с.
4. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова, В. И Лубовский, Н. А. Цыпина ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Высш. шк., 2014. - 239 с.
5. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. - 45 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Издательство «Лабиринт», 2016. - 352 с.
7. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитие : учебно - методическое пособие / В. П. Глухов. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2015. - 232 с.
8. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : ACT ; Астрель, 2005. - 351 с.
9. Гризик, Т. И. Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук - М. : Издательство «Просвещение», 2006. - 47 с.
10. Кузнецова, Л. В. Использование игры в коррекционных целях / Л. В. Кузнецова. - М. : Педагогика, 1981. - 325 с.
11. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учеб.-метод. пособие/ Ю. З. Кушнер. - Могилев. : МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
12. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова. - М. : ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
13. Кондратьева, С. Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказыванию по картинке / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - М., 2005. - № 1. - С. 31-33.
14. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - СПб. : САГА, 2002. - 224 с.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина - М. : Просвещение, 1967. - 173 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ