ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9
1.1. Определение основных понятий: эмоции, эмоциональные
расстройства 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста в онтогенезе 18
1.3. Особенности проявления эмоциональных расстройств у детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 26
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 30
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
участвующих в экспериментальном исследовании 30
2.2. Организация и методики экспериментального изучения
эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 34
2.3. Анализ полученных результатов изучения эмоциональных
расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 39
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 57
3.1. Обоснование и возможности применения танцевальной терапии в коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 57
3.2. Программа коррекции эмоциональных расстройств у детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством танцевальной терапии 65
3.3. Методические рекомендации педагогам по дальнейшей реализации
составленной программы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 221
Актуальность темы представленной работы обусловлена тем, что на данный момент отмечается высокое количество детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, число которых постепенно систематически возрастает. Первичный речевой дефект, у данной категории детей, часто ведет за собой вторичные нарушения, в частности, эмоциональные расстройства, которые, хоть и являются следствием первичного нарушения, так же нуждаются в коррекции для возможности полноценной жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей действительности.
Отсутствие коррекционной работы над эмоциональными расстройствами у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи может привести к: усугублению или возникновению тяжелых форм эмоциональных расстройств, снижению результативности коррекции первичного речевого дефекта, недостаточному уровню социализации, снижению раскрытия индивидуальных способностей и потенциала, формированию стойких личностных особенностей характера на фоне дефекта, а также снижению соматического состояния. Вышеперечисленное указывает на необходимость проведения коррекционной работы по преодолению эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи для воспитания полноценно развитой личности и формирования базы речевого развития. Для того, чтобы в школьном возрасте не возникало серьезных и стойких препятствий для овладения школьной программой, коммуникации со сверстниками и гармоничному личностному взрослению, очень важным является проводить работу по преодолению эмоциональных расстройств у детей с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, когда они наиболее восприимчивы к коррекционному процессу и возникшие эмоциональные расстройства не успели обрести устойчивый характер. Проблема эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста, недостаточно освещена в научной литературе в сравнении с другими областями психологического знания и, следовательно, её решение имеет практическую значимость.
Важность стабильного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи выражается в том, что эмоциональная сфера является частью психологической базы речи, на которой формируется речь, соответственно при эмоциональных расстройствах снижается уровень развития речи. А также важность стабильного эмоционального состояния заключается в том, что эмоциональная зрелость и стабильность залог подрастающей здоровой и гармоничной личности ребенка, что повлияет на все его сферы жизни в последующем.
Эмоциональная сфера выражает: характер и силу переживаний, которые, дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, проживают через действия и взаимодействие с предметным миром. Это приводит к изменению и того, и другого, что в свою очередь влияет на полноценное развитие личности; возможность контролировать свои действия и преодолевать препятствия, что необходимо для процесса развития. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния, выступая как их органическая часть. Эмоции являются толчком к достижению целей, эффективной мотивацией, особенно в дошкольном возрасте, также они способствуют лучшему усвоению информации и развитию других познавательных процессов. Негативные эмоции, в частности, неумение их правильно проживать, препятствуют полноценному развивающему процессу, процессам коммуникации, а значит личностному развитию.
По мнению Е. Е. Дмитриевой, у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые, эмоциональные расстройства: незрелость эмоциональной сферы, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность,
импульсивность, тревожность, склонность к аффективным вспышкам, страх, неадекватная самооценка, низкий уровень самоконтроля, проблемы с коммуникацией. Эмоциональная незрелость детей обусловливает
своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. [24].
В своих трудах Е. Н. Васильева отмечает особенности в формировании нравственно-этической сферы, говоря о том, что страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к близким и теплым отношениям с окружающими [11].
Следует отметить, что при нарушениях в эмоциональной сфере затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В дошкольном возрасте наблюдается безынициативность, скупость эмоций, неумение выразить свое эмоциональное состояние, затруднения в понимании состояний других людей. Неумение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, отсутствует готовность к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам. К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель исследования - составление программы по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством танцевальной терапии.
Объект исследования - эмоциональные расстройства у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс составления программы по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Осуществить теоретическое изучение эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
2. Реализовать экспериментальное изучение эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и провести анализ результатов обследования;
3. Составить программу коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
4. Составить рекомендации по реализации программы для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент;
3. Статистические: предполагают качественно-количественную
обработку экспериментальных данных.
Методологические основы исследования: Эмоциональное развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста изучали ведущие исследователи: В. С. Мерлин [38], И. М. Соловьев [52] и др. Социально-психологическое учение о роли общения в развитии эмоционально-личностной сферы изучали: Б. Г. Ананьев [3],
С. Л. Рубинштейн [48]; исследования по проблемам эмоционально- нравственной регуляции поведения личности и деятельности дошкольного возраста осуществляли: А. В. Запорожец [26], Я. З. Неверович [42],
С. Г. Якобсон [61]; вопросами изучения эмоций и эмоциональных расстройств занимались: П. К. Анохин [4], А. И. Захаров [27], К. Изард [29],
А. Н. Леонтьев [36], П. В. Симонов [51].
В ходе экспериментального обследования были использованы следующие методики: проективная методика «Дом, дерево, человек» (автор Дж. Бук); проективная методика «Кактус» (автор М. А. Панфилова); тест «Страхи в домиках» (автор М. А. Панфилова); методика «Лесенка» (автор
В. Г. Щур); тест «Распознавание эмоций» (модификация по Т. В. Чередниковой).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинирующего вида № 302» г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30, кор.4.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения. С целью графического представления диагностической информации, выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и составлению программы по коррекции эмоциональных расстройств, средствами танцевальной терапии для данной категории детей, учитывая их специфику и особенности, выявленные в ходе осуществленного диагностического обследования.
В ходе работы для изучения темы исследования были использованы теоретические материалы такие, как: эмоциональное развитие ребенка с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста изучали исследователи:
B. С. Мерлин [38], И. М. Соловьев [52] и др.; социально-психологическое учение о роли общения в развитии эмоционально-личностной сферы изучали: Б. Г. Ананьев [3], С. Л. Рубинштейн [48]; исследования по проблемам эмоционально-нравственной регуляции поведения личности и деятельности дошкольного возраста осуществляли: А. В. Запорожец [26], Я. З. Неверович [42], С. Г. Якобсон [61]; вопросами изучения эмоций и эмоциональных расстройств занимались: П. К. Анохин [4], А. И. Захаров [27], К. Изард [29], А. Н. Леонтьев [36], П. В. Симонов [51].
В первой главе подробно рассмотрена и проанализирована специальная литература по вопросу эмоциональных расстройств и их проявлений у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями, в частности
рассматривается анализ психолого-педагогической литературы по теме изучения эмоций и эмоциональных расстройств на основании работ авторов, таких как: П. К. Анохин [4], К. Е. Изард [29], А. Н. Леонтьев [36],
C. Л. Рубинштейн [48], П. В. Симонов [51]; рассмотрены особенности проявления эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, основываясь на немногочисленные работы, посвящённые изучению особенностей эмоциональной сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать труды таких ученых, как: Г. А. Волкова [13], О. С. Орлова [43], Н. В. Петрушина [45], В. И. Селиверстова [14], Т. Б. Филичева [56] и некоторых других.
На основе изученного материала можно сделать вывод, что у данной категории детей неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование не только сенсорной и интеллектуальной сферы, но и эмоциональной. Детям с тяжёлыми нарушениями речи свойственна пассивность, сенситивность, зависимость от окружающих, склонность к нарушению поведения, агрессивности, высокому уровню тревожности, эмоциональной незрелости, сложности в коммуникации со сверстниками и взрослыми. Эмоциональные расстройства у детей дошкольного возраста, проявления и степень их выраженности, могут разниться в зависимости от вида и тяжести речевого дефекта.
Вторая глава посвящена экспериментальному изучению эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Описана характеристика базы исследования и контингента испытуемых, выбраны методы и методики для проведения диагностического обследования, непосредственно реализовано экспериментальное изучение, произведен количественно-качественный анализ полученных данных, сформулированы выводы.
Эксперимент проводился в форме психолого-педагогического обследования, и осуществлялось на базе подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинирующего вида № 302» г. Екатеринбург, ул. Посадская, 30, кор.4. Для его реализации была укомплектована экспериментальная группа, в состав которой вошли 10 детей старшего дошкольного возраста, по данным ТПМПК с речевым психолого-педагогическим диагнозом - ОНР II и III уровней, с речевым клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия.
Для осуществления обследования были использованы метод наблюдения и психолого-педагогические диагностические материалы, а именно: методика «Дом, дерево, человек» (автор Дж. Бук); проективная методика «Кактус» и тест «Страхи в домиках» (автор М. А. Панфилова); методика «Лесенка» (автор Г. В. Щур); тест «Распознавание эмоций» (модификация по Т. В. Чередниковой).
На основе проведенного обследования сделаны следующие выводы: общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором может отмечаться отставание эмоционального развития от возрастной нормы, замечено формирование или склонность к потенциальному формированию эмоциональных расстройств, таких как: импульсивность, беспочвенные систематичные аффективные вспышки агрессии, стабильно высокий уровень тревожности, склонность к депрессиям и фрустрации, нарушение поведения, как следствие социальной дезадаптации, наличие неадекватной самооценки и др. Все вышеперечисленное предположительно является следствием первичного речевого дефекта.
Резюмируя, следует отметить, что дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, безусловно, требуют к себе особого внимания педагога-психолога. Сформированные и только формирующиеся эмоциональные расстройства требуют перманентного системного коррекционного процесса, контроля в динамике и сопровождения.
Третья глава посвящена составлению программы по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами танцевальной терапии в рамках дошкольного образовательного учреждения. Программа составлена учитывая специфику и особенности данной категории детей, с продолжительностью 9 месяцев в объеме 40 часов.
В первом разделе главы, произведен экскурс по танцевальной терапии и подробно представлено обоснование выбранного метода коррекции. Рассматривается сущность танцевальной терапии с точки зрения ее возможного положительного влияния на нарушенные стороны развития у рассматриваемой категории детей. Во втором разделе представлена составленная программа по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами танцевальной терапии, с пояснительной запиской и учебно-тематическим планом. В третьем разделе описаны рекомендации педагогам для реализации данной программы коррекции средствами танцевальной терапии.
Поставленные цели и задачи, в рамках данной выпускной квалификационной работы, выполнены. Проанализирована специальная литература по теме исследования, изучены эмоциональные расстройства у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, в ходе экспериментального обследования, произведен количественно-качественный анализ полученных данных, сделаны выводы, на базе чего, в последующем была составлена программа по коррекции эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, средствами танцевальной терапии, учитывая специфику данной категории детей и их выявленных особенностей.
1. Абазян, Е. С. Мини-консилиум с родителями - первая ступень помощи детям с ОВЗ / Е. С. Абазян // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2017. - № 3. - С. 16-22.
2. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. - М., 2003. - 496 с.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев : Известия АПН РСФСР. - 1955. - № 70. - 107 с.
4. Анохин, П. К. Эмоции Психология эмоций / П. К. Анохин. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 275 .
5. Бебик, М. А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми / М. А. Бебик // Журнал практического психолога. - 2005. - № 3. - С. 6-13.
6. Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте. - М., 1987. - 149 с.
7. Бехтерев, В. М. Общие основы рефлексологии человека / В. М. Бехтерев. - госуд. издат. : М. ; Ленинград, 1928. - 544 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 1968. - 279 с.
9. Бреслав, Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 2016. - 144 с.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб. : Питер, 2018. - 188 с.
11. Васильева, Е. Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам : учеб. пособие / Е. Н. Васильева. - М., 2006. - 248 с.
12. Волков, Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М., 2000. - 129 с.
13. Волкова, Г. А. Особенности эмоционально-волевой сферы и произвольной регуляции деятельности детей с заиканием и дизартрией / Г. А. Волкова. // Логопед, 2012. № 6. - С. 18-28
14. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1968. - 247 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2016. - 352 с...