ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Понятие часть речи как научный феномен 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой
психического развития 14
1.3 Особенности формирования знаний о частях речи обучающихся с
задержкой психического развития на уровне начального образования 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 33
2.2. Обоснование выбора методов и методик изучения уровня усвоения
знаний о частях речи обучающимися 4 класса с задержкой психического развития 38
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение частей речи обучающимися с задержкой психического развития 45
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 58
3.1. Обоснование программы коррекционной работы 58
3.2. Программа коррекционной работы, направленная на усвоение знаний о частях речи обучающимися с задержкой психического развития 62
3.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей по усвоению
знаний о частях речи детьми с задержкой психического развития 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
По данным различных исследований, в России до 30 % детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Эти дети - в целом не имеют дефектов речи, опорно-двигательного аппарата, имеют нормальный слух и зрение, у них так же отсутствует умственная отсталость. Обучающиеся в наши дни в большинстве испытывают трудности в учебе из -за неустойчивого внимания, повышенной утомляемости, а также плохой памяти и недостаточного уровня развития мышления и речи.
Во всем мире отмечается увеличение числа таких детей, в связи с этим проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психологопедагогических проблем сегодняшнего времени. Как показывают исследования, большую часть детей, которые испытывают трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития.
Для детей с задержкой психического развития свойственно нагляднодейственное мышление. Образное мышление им не присуще. Для детей с зпр очень сложны такие операции анализа синтеза обобщения, им очень сложно делать выводы, умозаключения. У таких детей снижена познавательная активность, также у них страдает и речь. Как правило в силу всех перечисленных факторов всё это приводит к тому что у детей снижается речевая активность в большей степени у них страдает лексический запас. У них недостаточно развит активный словарь. Страдает номинативная функция. Таким детям очень сложно подобрать глаголы, прилагательные в речи помимо этого страдает и грамматический строй речи. Словарный запас у детей с задержкой психического развития и его качественная особенность влияет на опознании существительных, которые обозначают собирательные или абстрактные понятия. В основном учащихся с задержкой психического развития зачастую путают прилагательные и местоимения, существительные с глаголами, а глаголы с существительными и прилагательными. Обучающимся младших классов очень сложно выделить, осознать некоторые слова или словосочетания, имеющие отличия от употребляемых слов в повседневной жизни. Замечается, что обучающиеся с задержкой психического развития не могут правильно устанавливать понятия в существительных множественного и единственного числа. Особенно это относится к существительным имеющим абстрактные понятия, в предложениях или фразах с притяжательными прилагательными. Затрудняется функция словообразования, словоизменения. Так же им сложно пользоваться монологической и диалогической речью.
Вследствие того, что у детей нарушено мышление психических функций, от этого страдает речь. В собственной речи дети данной категории обычно используют одни и те же слова и выражения, чем демонстрируют инертность в подборе слов и словосочетаний. Поэтому необходимо обратить особое внимание на изучение этой темы. Все это дает основания считать тему исследования актуальной в области олигофренопедагогики.
Обучающиеся с недоразвитием речи во многом не подготовлены к школьному обучению, не соответствуют требуемым общепризнанным нормам общеобразовательной системы. В связи со сниженной познавательной деятельностью, у них наблюдается узкий кругозор, небольшой, как в количественном, так и качественном отношении, словарный запас, трудности в представлениях об окружающем мире, ограниченный запас знаний, неспособность правильно применять предшествующий опыт в последовательном применении словесной инструкции.
Существует потребность в разработке конкретных методов, способов обучения детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования. В частности, необходимо накопление методической базы для проведения уроков русского языка. Известно, что формируемые знания о частях речи на уроках русского языка является наиболее трудным для усвоения детьми с задержкой психического развития. В работе рассматриваются морфологические категории имён существительных, прилагательных и глаголов.
Исследования Н. Ю. Боряковой, С. В. Зориной, Е. В. Мальцевой, Г. Н. Рахмаковой показали, что у детей с ЗПР младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных и прилагательных, так и глаголов. Теоретическую основу исследования составили работы Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкой, Г. Е. Сухаревой. Исследования Н. Ю. Боряковой, С. В. Зориной, Е. В. Мальцевой, Г. Н. Рахмаковой. Они показали, что у детей с ЗПР младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных и прилагательных, так и глаголов.
Объект исследования - навык успешного усвоения знаний о частях речи младшими школьниками с задержкой психического развития.
Предмет исследования - особенности процесса изучения частей речи младшими школьниками с задержкой психического развития.
Цель: данной работы является создание адаптированной рабочей программы, направленной на успешное освоение учебного материала о частях речи обучающимися с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Изучить суть и особенности задержки психического развития как формы дизонтогенеза на основе анализа литературных источников.
2. Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.
3. Выявить особенности навыка изучений частей речи у обучающихся с задержкой психического развития;
4. Разработать рабочую программу по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.
Обучающиеся с задержкой психического развития в наши дни в большинстве испытывают трудности в учебе из-за неустойчивого внимания, повышенной утомляемости, а также плохой памяти и недостаточного уровня развития мышления и речи.
Словарный запас у детей с задержкой психического развития и его качественная особенность влияет на опознании существительных, которые обозначают собирательные или абстрактные понятия. В основном учащихся с задержкой психического развития зачастую путают прилагательные и местоимения, существительные с глаголами, а глаголы с существительными и прилагательными. Обучающимся младших классов очень сложно выделить, осознать некоторые слова или словосочетания, имеющие отличия от употребляемых слов в повседневной жизни.
Во всем мире отмечается увеличение числа таких детей, в связи с этим проблема трудности в обучении стала одной из актуальных педагогических проблем сегодняшнего времени. Как показывают исследования, большую часть детей, которые испытывают трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования были проанализированы работы таких авторов, как Т. В. Егорова, Р. И. Лалаева, Н. В. Мальцева, Е. В. Серебрякова Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко. Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил значительную распространенность нарушений знаний о частях речи у школьников с ЗПР. Постановка проблемы усвоения обучающимися знаний о частях речи у школьников с задержкой психического развития является актуальной в специальной педагогике.
Целью данной работы являлось создание адаптированной рабочей программы, направленной на успешное освоение учебного материала о частях речи обучающимися с задержкой психического развития.
Для ее осуществления были выполнены все поставленные задачи:
1. Изучены суть и особенности задержки психического развития как формы дизонтогенеза на основе анализа литературных источников.
2. Проанализирована специальная литература по проблеме исследования.
3. Выявлены особенности навыка изучений частей речи у обучающихся с задержкой психического развития;
4. Разработана рабочая программу по теме исследования.
Для разработки коррекционной программы, был разработан и проведен констатирующий эксперимент, проанализированы результаты исследования уровня усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития.
Качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить уровни усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития. По результатам исследования, детей с высоким уровнем усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития выявлено не было. У одного обучающегося обнаружен средний уровень усвоения знаний о частях речи обучающимися в 4 классах с задержкой психического развития; а у 3 человек - низкий уровень.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод: изучение
допущенных детьми ошибок в различных заданиях показало наличие большого числа ошибок в определение падежей. Значительное число ошибок было связано с употреблением имен существительных во множественном числе. Наибольшее число составили ошибки в заданиях, где нужно было дописать окончания, что особенно проявлялось при задании на определении падежа и склонения имени существительного.
На основании этих выводов было принято решение, что, для того чтобы способствовать более глубокому и осмысленному усвоению младшими школьниками сведений о частях речи необходимо продолжать работу в этом направлении. Для этого была разработана программа, и написаны рекомендации для учителей и родителей детей с задержкой психического развития по теме «части речи».
Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения. Дети, имеющие задержку психического развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя и родителей.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2003. - 190 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 868 с.
4. Борякова, Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 9-15.
5. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 14-20.
6. Васильева, И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И. Г. Васильева // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 5. - С. 75-78.
7. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов ; под. ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М. : Рус. яз., 2001. - 720 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Изд-во «Просвещение», 1973. - 154 с.
9. Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
10. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособ. для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М. : АРКТИ, 2001. - 224 с.
12. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Советский спорт, 2006. - 213 с.
13. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева ; под ред. Т. О. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.
14. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : учеб.- метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - М. : Дрофа, 2008. - 286 с.
15. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии /
В. А. Жмуров. - 2-е изд. - М. : Джангар, 2012. - 864 с...