Реферат 3
Введение 4
Глава I. Теоретико-аналитическая часть. Виртуальная экскурсия как элемент ознакомления абитуриента с учебным заведением: методики и технологии создания 6
1.1 Виртуальная экскурсия: основные понятия и развитие явления 6
1.2 Инструменты и технологии создания виртуальных экскурсий 10
1.3 Техническое задание 15
Глава II. Проект: виртуальная экскурсия для абитуриентов УрГПУ 22
2.1 Модельные представления объекта разработки 22
2.2 Описание продукта (результата разработки) 27
2.3 Техническая документация 29
Заключение 40
Список информационных источников 42
Приложение 1 46
Виртуальные экскурсии наиболее широко используются в образовательном процессе и музейной деятельности. Также технология виртуальной экскурсии применяется в случае, если место посетить невозможно или же оно утратило свой облик (например, воссоздание архитектурного ансамбля в Пальмире после его разрушения). Виртуальная экскурсия часто имеет или культурно-образовательное, или же практическое назначение.
Виртуальный тур по образовательному учреждению относится ко второй группе. Он позволяет изучить здания, в котором студенту, абитуриенту или преподавателю необходимо находиться и, соответственно, ориентироваться.
Ранее виртуальные туры были наиболее актуальны для студентов заочного отделения, которые находятся в здании университета наименьшее количество времени. Сейчас с введением новых форматов обучения, поступления из-за мер принятых для ограничения распространения COVID, разработка виртуальных туров обретает большую актуальность.
Виртуальная экскурсия, размещенная на сайте университета или же выведенная в отдельное приложение, позволит абитуриентам лучше адаптироваться к традиционной форме обучения в здании университета в условиях отсутствия возможности своевременного и полноценного проведения ознакомительных и адаптационных мероприятий для абитуриентов и первокурсников в режиме офлайн. Также наличие виртуального тура в свободном доступе позволит студентам лучше адаптироваться к смене режима обучения, что важно в текущей ситуации.
Объектом исследования в данной работе является виртуальная экскурсия. Предметом разработки является виртуальная экскурсия для абитуриентов по корпусу УрГПУ (ул. Карла Либкнехта, д. 9).
Целью работы является разработка и создание демонстрационной версии виртуальной экскурсии по корпусу УрГПУ (ул. Карла Либкнехта, д. 9), позволяющей абитуриентам познакомиться с внутренним устройством ВУЗа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• выделить особенности, ключевые черты и требования к виртуальной экскурсии;
• проанализировать технологии и программное обеспечение, позволяющие создать виртуальное пространство, на предмет возможности и эффективности создания с их помощью виртуальных экскурсий;
• составить техническое задание на разработку продукта;
• провести разработку виртуальной экскурсии по корпусу УрГПУ (ул. Карла Либкнехта, д. 9) и технической документации.
В работе было рассмотрено создание виртуальной экскурсии. В частности, технологии создания виртуальной экскурсии, а также создание виртуального тура по вузу для абитуриентов.
Стоит помнить, что из-за высокой степени размытости понятия «виртуальная экскурсия» и иметь в виду, что в данной работе оно тождественно понятиям «виртуальный тур» и «3D тур». Соответственно понятию были выдвинуты требования, описывающие объект исследования:
• эффект присутствия без фактического посещения;
• интерактивный просмотр нескольких территориальных зон (например, в виде панорам);
• использование ПК или иного цифрового устройства для просмотра;
• возможность дополнения визуального осмотра воздействием различных мультимедиа.
При изучении понятия виртуальной экскурсии было заключено, что актуальная для этой работы ознакомительная виртуальная экскурсия - набор панорам или иных визуальных средств, логично продолжающих друг друга и в своей общности воспроизводящих реальный объект или местность, представленный в доступной пользователю форме, при необходимости дополненный пояснениями, а также медиа-контентом.
По итогу рассмотрения частного случая использования виртуальной экскурсии в качестве экскурсии по вузу для абитуриентов было решено создать виртуальную экскурсию по учебному корпусу УрГПУ (ул. Карла Либкнехта, д. 9), а также добавить некоторый навигационный функционал.
В работе был проведен анализ форм, технологий и инструментов создания виртуальных экскурсий. Были рассмотрены следующие формы представления и соответствующие технологии: сферические и
цилиндрические панорамы, объединенные в 3D туры, созданные из отдельных фотографий или же снятые на специализированную камеру, полноценные 3D модели помещений, созданные по замерам, при помощи 3D - сканирования или фотограмметрии. Для разработки была выбрана технология создания тура из сферических панорам, созданных из отдельных фотографий.
В рамках работы была разработана демонстрационная версия продукта разработки, включающая в себя исполняемый HTML-файл и связанные между друг другом сферические панорамы, реализованные посредством Flash-анимации и языков HTML и CSS. Он может быть запущен на отдельном сервере или же встроен в сайт или приложение. Перемещение по панорамам может позволить пользователю-абитуриенту познакомиться со зданием корпуса УрГПУ, получить представление о вузе, его материально технической базе и пр.
Дальнейшее развитие проекта может быть связано с добавлением дополнительных панорам и последующим включением в соответствующим раздел сайта вуза или же приложение для абитуриентов. При необходимости стоит дополнить виртуальный тур дополнительным контентом: гиперссылками, текстовыми пояснениями и пр.
1. SD-тур по УрГПУ [Электронный ресурс]. - URL: https://uspu.ru/otdel-proforientatsii/3d-tur/ (дата обращения: 24.11.2021)
2. E-katalog. Камера 360° Samsung Gear 360 [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.e-katalog.ru/SAMSUNG-GEAR-360.htm (дата обращения:
18.12.2021)
3. PTGui. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ptgui.com/ (дата обращения: 16.10.2021).
4. Арутюнян, Л. В. Методические рекомендации по созданию и использованию виртуальных экскурсий / Л. В. Арутюнян // Развитие методологии современной экономической науки и менеджмента : Материалы II Междисциплинарной Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 07-08 мая 2018 года / Научный редактор Т.А. Кокодей, ответственный редактор Т.И. Ломаченко. - Севастополь: Севастопольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", 2018. - С. 15-20.
5. Васева, Е. С. Виртуальная экскурсия по образовательному учреждению: особенности проектирования / Е. С. Васева, М. С. Смирнов // Наука и перспективы. - 2018. - № 1. - С. 68-74.
6. Васильев, В. А. Разработка интерактивной трехмерной модели территории научно-технического парка Новосибирского Академгородка средствами 3ds max и unity / В. А. Васильев, П. Ю. Бугаков // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2020. - Т. 7. - № 1. - С. 65-70.
7. Видеосъемка сферических панорам [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ixbt.com/divideo/sphere1.shtml (дата обращения: 05.01.2022)
8. ГОСТ 19.503-79. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению. - Москва : Стандартинформ, 2010.
9. ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы. - Москва : Стандартинформ, 2010.
10. ГОСТ Р 51833-2001 Фотограмметрия. Термины и определения. - Москва: ИПК Издательство стандартов, 2002.
11. ГОСТ РД 50-34.698-90. Руководство пользователя. - Москва : Стандартинформ, 2010.
12. Дубинин, В. С. Виртуальные экскурсии: от простого к сложному / В. С. Дубинин, О. И. Ляш // Развитие арктических территорий: опыт, проблемы, перспективы : Материалы международной научно -практической конференции, Мурманск, 12-15 декабря 2017 года / Научный редактор Г.В. Жигунова. - Мурманск: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр", 2018. - С. 291-294.
13. Коцюба И.Ю. Основы проектирования информационных систем. Учебное пособие / Коцюба И.Ю., Чунаев А.В., Шиков А.Н. - Санкт- Петербург: Университет ИТМО, 2015. 206 с.
14. Краснопевцев Б.В. Фотограмметрия / Б.В. Краснопевцев. - Москва: УПП «Репрография» МИИГАиК, 2008. - 160 с.
15. Ляш, О. И. Разработка элементов виртуальных экскурсий / О. И. Ляш // Современное образование: традиции и инновации. - 2014. - № 2. - С. 63-67...