ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 7
1.1. Определение и структура когнитивных (нознаваткльных)
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 7
1.2 Средства историзма 18
1.3 Возможности формирования когнитивных универсальных
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЗМА 25
выводы по материалам ГЛАВЫ 1 35
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ С ИСТОРИКОМАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 37
2.1 УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х классов в процессе формирования когнитивных универсальных учебных ДЕЙСТВИЙ ПРИ работе с историко-математическим материалом . 37
2.2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом 41
выводы по материалам ГЛАВЫ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 52
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования у каждого ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, олицетворяющие умение учиться. Когнитивные универсальные учебные действия (КУУД) относятся к метапредметным результатам обучения и должны быть сформированы у обучающихся в процессе освоения основной образовательной программы. Данную группу учебных действий также часто называют познавательными универсальными учебными действиями, так как они тесно связаны с познавательной деятельностью человека.
При этом согласно ФГОС основного общего образования в качестве предметных результатов изучения учебного предмета «Математика» как на базовом уровне, так на углубленном предусмотрено умение описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; умение приводить примеры математических открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории .
Роль историко-математического материала на уроках математики и в математическом образовании в целом, начиная с XIX века, обсуждается многими отечественными учеными, такими как В.В. Бобынин, Г.И. Глейзер, Т.С. Полякова, Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева, И.Н. Семенова, А.Е. Томилова и др. В их работах показаны различные мнения о том, как использовать элементы историзма в процессе обучения математике и почему это эффективно.
В разное время ученые и методисты по-разному определяли также и цели использования историко-математических составляющих в процессе обучения математике. В основном они зависели от таких факторов как общественный строй страны и общие задачи школы. Г.И. Глейзер выделил среди них общие цели введения элементов истории математики в преподавании:
1. Повышения интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала;
2. Расширение умственного кругозора учащихся и повышения их общей культуры.
Являясь общими, эти цели, как мы указали выше, уточняются и дополняются в контексте изменения целей образования. Согласно современным целям образования в настоящее время необходимо формировать у обучающихся универсальные учебные действия. В связи с вышеперечисленным выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом».
Объект исследования: формирование когнитивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике.
Предмет исследования: средства формирования когнитивных
универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Цель работы: составить совокупность заданий при работе с историкоматематическим материалом, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий у обучающихся 7-8-х классов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основе нормативных документов выделить сущность и структуру когнитивных универсальных учебных действий;
2) провести анализ литературы и выделить средства историзма, реализация которых возможна в школьной среде обучения;
3) провести сопоставление, выделенных средств историзма со структурой когнитивных универсальных учебных действий ;
4) на основе анализа литературы выделить когнитивные универсальные учебные действия, которые формируются у обучающихся 7-8 классов при работе с историко-математическим материалом;
5) составить совокупность заданий для обучающихся в 7-8 классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Структура работы.
В состав работы вошли Введение, две главы, Заключение, список используемых в работе источников, содержащий 38 наименований.
Текст работы содержит 7 таблиц, 3 рисунка.
В результате сопоставления результатов работы со сформулированными задачами можно заключить следующее:
1) На основе анализа нормативных документов установлено, что формирование когнитивных универсальных учебных действий является важным результатом образования. Они определены как действия, направленные на самостоятельное планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности направленных на работу с информацией, задействование исследовательских и логических действий, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Также в процессе анализа литературы в работе была выделена структура когнитивных универсальных учебных действий. Согласно принятой в работе классификации когнитивные учебные действия поделены на три блока: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем. Уточнены действия входящие в каждый из выделенных блоков.
2) В результате анализа литературы были выделены следующие средства историзма, которые можно использовать в процессе обучения математике: элемент историзма, исторический экскурс, исторический очерк, историческая беседа, историзм в математическом объекте (понятии, формуле, теореме, задаче), хронологическая таблица.
3) В процессе соотнесения выделенных средств историзма с когнитивными учебными действиями, которые можно формировать посредством исследуемых средств было выявлено, что средства историзма могут быть использованы для формирования когнитивных учебных действий, но к ним необходимо формулировать специальные задания.
4) Благодаря исследованию вопроса о развитии мышления подростков обучающихся в 7-8-х классах был выделен определённый список когнитивных учебных действий, которые необходимо и можно начинать формировать у школьников исследуемой возрастной группы.
5) На основе учета возрастных особенностей подростков 7-8-х классов была составлена совокупность заданий для обучающихся в седьмом и восьмом классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Как видно, все задачи данной работы выполнены, поэтому можно считать, что цель достигнута.
1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1994. - 128 с.
2. Безенкова Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики // Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017. - №6-7 (10-11). - С. 32-36.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - изд. 3-е. - М.: Бином, 2015. -208 с.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.
5. Воистинова Г.Х., Байназарова М.Р. Патриотическое воспитание на уроках математики // E-Scio, 2021. - №4. - С. 552-556. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45804846 (дата обращения: 21.01.2022).
6. Вяткина М.Н., Никонова Н.В. Управление формирование универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. - №1. - С. 19-28.
7. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России, 2016. - №7. - С. 161-168.
8. Глейзер Г.И. История математике в школе: IV - VI кл.: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mathedu.ru/text/gleyzer_istoriya_matematiki_v_shkole_4- 6_klassy_1981/p0/ (дата обращения: 24.10.2021).
9. Глейзер Г.И. История математике в школе: VII - VIII кл.: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с. [Электронный ресурс]. URL: https ://www.mathedu.ru/text/ gleyzer_istoriya_matematiki_v_shkole_7 - 8_klassy_1982/p0/ (дата обращения: 24.10.2021).
10. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование, 2012. - №1. - С. 167-175.
11. Детская возрастная психология: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / Бурмистрова Е.В., Донцов Д.А., Донцова М.В. [и др.] // Вестник практической психологии образования, 2015. - №1. - С. 3-14.
12. Епачинцев М.Ю., Семенова И.Н., Шакирова А.А. Конструирование заданий для формирования познавательных УУД у обучающихся 10-11-х классов при изучении историко-математического материала (на примере геометрической содержательной линии) // Педагогические чтения. Ежегодник. - Волгоград: Науч. изд. центр «Абсолют», 2021. - Вып. 3. - С. 41-45.
13. Залецкая А.В., Петросян Э.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики (на примере сравнения // Школьные технологии, 2017. - С. 89-98.
14. Кадраильская О.С. Использование элементов технологии историзации при изучении темы «Дроби» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013. - №8. - С. 256-259.
15. Кадраильская О.С. Исторический материал как мотивационный фактор при изучении линии числа в школьном курсе математики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. - С. 220-223...