ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ОБРАЗЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА. 12
1.1. История развития ювелирного искусства 12
1.2. Характеристика стилей ювелирного искусства 20
1.3. Классификация ювелирных изделий 41
ГЛАВА II. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ХХ - НАЧАЛА XXI ВВ 46
2.1. Ювелирные украшения в костюме первой половины ХХ века 46
2.2. Ювелирные украшения в костюме второй половины ХХ века 58
2.3. Инновационные технологии в украшениях костюма XXI века 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 86
ИЛЛЮСТРАЦИИ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА. 12
1.1. История развития ювелирного искусства 12
1.2. Характеристика стилей ювелирного искусства 20
1.3. Классификация ювелирных изделий 41
ГЛАВА II. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ХХ - НАЧАЛА XXI ВВ 46
2.1. Ювелирные украшения в костюме первой половины ХХ века 46
2.2. Ювелирные украшения в костюме второй половины ХХ века 58
2.3. Инновационные технологии в украшениях костюма XXI века 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 86
ИЛЛЮСТРАЦИИ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В настоящее время ювелирные украшения представляют собой разнообразие стилей и направлений, сплав традиций, технологий и материалов. Стремление ювелиров к поиску и созданию оригинальных произведений направляет к тем знаниям, которые были накоплены на протяжении всей истории искусства. Историческая память и понимание стилевых особенностей традиционного ювелирного искусства крайне важно при создании новых произведений. Особенно это актуально в настоящее время, когда ювелирное искусство бурно развивается и возрождается.
Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной ювелирной моды в контексте эволюции костюма в целом, рассматриваемого как важнейшее составляющее социального и культурного пространства.
Путь от замысла образа будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом воедино увязываются все требования, предъявляемые к разрабатываемому ювелирному украшению. В первую очередь, определяются характерные особенности образа носителя, что предполагает исследование костюма. В результате вырабатывается системный подход к процессу художественного проектирования, основанный на принципах гармоничного формообразования ювелирных изделий в костюме. Следовательно, основное внимание в исследовательской работе должно быть сфокусировано на взаимосвязи ювелирных украшений и костюма в целом.
Степень изученности темы.
Костюм предполагает наличие определенной системы, к основным элементам которой относятся одежда, обувь, головной убор, аксессуары, прическа и макияж.
Системный подход к изучению костюма необходим для определения значимости отдельных его составляющих. Существует ряд научных работ [5, 10, 23, 24, 36, 51], авторы которых рассматривают вопросы взаимодействия элементов костюма. Предметами исследования в них выступают одежда, обувь и головные уборы. Малоизученным остается, вопрос о роли аксессуаров в системе «костюм» [21, 63].
«Аксессуар» (от франц. accessoireот лат. accessorius — «добавочный»). Современный «Международный словарь моды» [15] предлагает считать, что появившийся в «языке моды» довольно поздно термин «аксессуар» обозначает предметы, не относящиеся к основе костюма, а дополняющие ее.
Статья в сборнике, посвященном выставке «Costume-coutume» (музей Arts et Traditions populairs, Париж, 1987 г.) [21], рассказывает об аксессуарах в бытовом костюме Франции второй половины XIX - начала XX вв. Автор статьи предлагает к использованию классификацию всего множества аксессуаров по областям размещения:
1. аксессуары, носимые на теле;
2. аксессуары, носимые в руках;
3. аксессуары как украшения внешности.
Энциклопедия «Мода XX века» [9], предлагает следующее определение понятия аксессуар: «аксессуар - принадлежность чего-либо, вспомогательная деталь, частность, сопровождающая главное». И выделяет три основные группы аксессуаров:
1. функциональные аксессуары (головные уборы, шали, платки, шарфы);
2. функционально-декоративные аксессуары (шейные аксессуары (галстуки, платки, шарфы); поясные (пояс, курак, ремень); переносные (сумка, чемодан, кошелек, портмоне, трость, зонт, веер); для рук и ног (перчатки, варежки, чулки, колготки, носки);
3. декоративные аксессуары (ювелирные украшения).
Также подчеркивается, что аксессуары являются необходимым дополнением к костюму, придающим ему завершенность, создающим эстетическую целостность образа.
Под «аксессуарами» понимается множество объектов в костюме, не являющиеся одеждой, сочетающие утилитарную, идентификационную и декоративную функции.
В контексте данной работы интерес для исследования представляет группа аксессуаров, представленная ювелирными украшениями.
На протяжении всей истории человечества костюм и украшения
совершенствовались параллельно, оказывая взаимное влияние.
Семиотический статус ювелирных изделий, как взаимосвязанных и
взаимообусловленных с костюмом предметов, продолжал оставаться высоким. Он обладал как утилитарной, так и знаковой принадлежностью, соответствуя практическим и символическим требованиям. Но, несмотря на весомую роль, которую украшения играли в истории костюма, их генезис, эволюция, художественная и семиотическая функции недостаточно изучены.
В научной литературе ювелирные украшения неоднократно выступали в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - этнографов, культурологов, технологов ювелирных производств, маркетологов.
В большинстве источников по истории костюма ювелирные изделия рассматриваются отдельно, в конце описания того или иного исторического периода. Но, данный подход не дает четкого представления о композиционных, структурных взаимосвязях внутри системы «костюм». Необходимо отметить, что лишь в работах, освещающих более общие вопросы истории и культуры различных народов [12], украшения и костюм выступают как цельное и единое отражение культурной среды.
Литературные источники, посвященные проблемам ювелирного искусства, можно разделить на три группы.
Первую составляют работы, посвященные истории декоративно-прикладного искусства и истории развития ювелирного искусства. В первой группе главными являются работы: Анри де Морана [32], В.Н. Корсунь [26], П.И. Уткина [57], М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой [40-44].
Книга Анри де Морана «История декоративно-прикладного искусства» [32] представляет собой сочетание краткой истории мирового декоративно- прикладного искусства, начиная с древнейших времен до наших дней, построенной по отдельным этапам его развития и видам, и большого справочно-библиографического аппарата. Специальный раздел посвящен дизайну (автор Г.Гассио-Талабо).
Книга В.Н. Корсунь «Ювелирное искусство Древней Руси» [26] посвящена исследованию культурной традиции и преемственности золотого и серебряного дела Древней Руси в ювелирном искусстве России. Автор анализирует значения таких понятий, как традиция, преемственность, фольклор, исследуя особенности развития ювелирных школ Древней Руси. В работе приведен полный ассортимент древнерусских ювелирных украшений и представлена общая для всех орнаментальная классификация.
П.И. Уткин в книге «Русские ювелирные украшения» [57] рассказывает о русском ювелирном искусстве, останавливаясь на важнейших этапах его развития. Интересно представлено описание украшений русского костюма и влияние современной моды на развитие ювелирного дела. Книга иллюстрирована фотографиями ювелирных украшений, хранящихся в государственных художественных музеях.
Книга «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.», написанная ведущими искусствоведами М. М. Постниковой-Лосевой, Н. Г.Платоновой, Б. Л. Ульяновой [40-44], подводит итог их многолетнего изучения ювелирного искусства. В основной части издания дается обзор исторического развития ювелирных техник, крупнейших центров ремесла, организация ювелирного дела.
Отечественные и зарубежные труды по ювелирному делу [12, 30, 34, 45]
Вторая группа научных работ носит исследовательско- энциклопедический характер. Предметом исследования в них являются ювелирные изделия в рамках существующих художественных стилей. Труды отечественных искусствоведов (М.М. Постниковой - Лосевой [44], И.Ю. Перфильевой [16], Г.Н. Габриэль, И.В. Шаталовой [61], Е.О. Плехановой [39] и других), пополняют теоретический фонд истории ювелирного искусства.
И.В. Шаталова в своей работе «Стили ювелирных украшений» [61] рассказывает об исторических художественных стилях, начиная с русского средневековья и барокко, характеризуя основные направления искусства XX века, что позволяет получить представление об их влиянии на развитие ювелирного искусства. Во второй части книги содержится краткий обзор стилевых направлений в современном ювелирном искусстве России и представлены более ста ювелирных украшений, созданных отечественными предприятиями.
М. М. Постникова-Лосева соединила в одном исследовании «Русское ювелирное искусство его центры и мастера XVI-XIX вв.» [44] историю возникновения и организации золотого и серебряного дела в России, характеристику его художественных центров, его мастеров, сочетая это с анализом эволюции форм, характером технологии и зависимостью от общеисторических условий. Главная ценность работы и ее значение заключаются в характеристике и выявлении центров русского ювелирного искусства.
Книга Е.О. Плехановой «История костюма, текстильного и ювелирного искусства» [39] посвящена изучению истории костюма и сопутствующих ему видов декоративно - прикладного искусства. В данном учебном пособии внимание уделяется основным типам исторического костюма, раскрывается закономерность развития костюмных форм, ювелирного и текстильного искусства. В книге лаконично, но полно представлен анализ этих видов искусства в контексте историко-временного подхода. Особое внимание уделено отражению в материальных формах господствующих в обществе идей и технологических достижений.
Третья группа литературных источников, посвящена роли ювелирных изделий в системе «костюм».
Из литературных источников по ювелирному искусству необходимо выделить иллюстрированный типологический словарь P.A. Ванюшовой и Б.Г. Ванюшова [13], в котором ретроспективная и современная терминология украшений представлена в контексте описания особенностей костюма различных исторических периодов.
Обзор ювелирного искусства конца XVIII - XX вв. в социокультурном контексте представлен в иллюстрированном справочнике «Ювелирное искусство» Дэвида Беннета и Даниелы Маскетти [11].
Комплексный подход к освещению вопроса роли украшений в костюме используется Г.М. Медведевой, Н.Г. Платоновой и другими в работе «Русские ювелирные украшения XVI - XX веков. Из собрания Государственного Исторического музея» [7].
В работе М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» [31] украшения рассматриваются с позиции общей декоративной и функциональной структуры в контексте эволюции костюма.
Богатый иллюстративный материал, представлен в работах «История костюма с XVIII по XX век. Коллекция Института Киота» и «Европейская мода. Три века» [15], что позволяет проследить взаимообусловленность развития форм и функций украшений в системе «костюм» на протяжении трех столетий.
Анализ литературных источников, посвященных взаимосвязи ювелирных изделий с костюмом показал недостаточную изученность данной темы. Существующие материалы ограничиваются сведениями лишь исторического и этнографического характера. Обнаруженный дефицит информации выдвигает необходимость создания научного исследования для выявления роли ювелирных изделий в создании образа современного костюма.
В качестве объекта исследования в работе рассматриваются украшения (ювелирные изделия, бижутерия, костюмная фурнитура) в системе «костюм» исторического и современного периодов.
Предмет исследования: ювелирные изделия как элемент современного костюма.
Цель исследования: выявление роли ювелирных изделий в создании образа современного костюма.
Хронологические и территориальные рамки: исследование основывается на изучении западноевропейских образцов ювелирных украшений женского костюма XX - XXI вв.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность основных понятий в ювелирном искусстве;
• рассмотреть историю развития ювелирного искусства;
• охарактеризовать стили ювелирного искусства;
• изучить классификацию ювелирных украшений;
• проанализировать ювелирные украшения в костюме первой половины ХХ века;
• проанализировать ювелирные украшения в костюме второй половины
XX века;
• исследовать инновационные технологии в украшениях костюма
XXI века;
• изучить и систематизировать литературные источники, иллюстративный материал.
• разработать каталог ювелирных изделий в костюме XX-XXI вв.
Методология и методы исследования. Методологической основой являются работы искусствоведа М. М. Постниковой-Лосевой, которая подводит итог многолетнего изучения ювелирного искусства. Дает обзор исторического развития ювелирных техник, характеристику художественных центров и мастеров, историю возникновения и организации ювелирного дела, анализ эволюции форм изделий.
В исследовании была применена комплексная методика, включающая анализ исторических и социокультурных процессов. Литературно - аналитический метод, метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, статистический метод сбора информации, искусствоведческий и стилистический анализы.
Теоретическая значимость направлена на углубление специальных знаний в области декоративно-прикладного искусства и решение задач использования ювелирных изделий в костюме, не нарушая целостного гармоничного образа.
Практическая значимость: исследование может быть использовано в художественной практике современных авторов и при разработке учебных курсов для специальных факультетов учебных заведений.
Источниковую базу исследования составили каталоги Е. Гагариной, Н.Ф. Горбачевой, А.Л. Карпун, а также произведения хранящиеся в Алмазном фонде России, в Государственном Историко-культурном заповеднике «Московский Кремль», в Государственном Историческом музее, в Государственном Эрмитаже, в Российском этнографическом музее.
Структура работы. Логика исследования обусловила структуру магистерской диссертации, состоящей из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений.
Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, источниковая база.
Глава первая посвящена ювелирным украшениям как виду декоративно-прикладного искусства. Раскрывается сущность основных понятий в ювелирном искусстве, рассматривается история развития ювелирного искусства, дается характеристика стилей ювелирного искусства, изучается классификация ювелирных украшений, и рассматриваются техники изготовления ювелирных украшений.
Вторая глава посвящена динамике развития ювелирного искусства ХХ - начала ХХ1 вв. Рассматриваются ювелирные украшения в костюме ХХ века и инновационные технологии в украшениях костюма ХХХ века.
В заключении подводим итоги проведенного исследования.
Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной ювелирной моды в контексте эволюции костюма в целом, рассматриваемого как важнейшее составляющее социального и культурного пространства.
Путь от замысла образа будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом воедино увязываются все требования, предъявляемые к разрабатываемому ювелирному украшению. В первую очередь, определяются характерные особенности образа носителя, что предполагает исследование костюма. В результате вырабатывается системный подход к процессу художественного проектирования, основанный на принципах гармоничного формообразования ювелирных изделий в костюме. Следовательно, основное внимание в исследовательской работе должно быть сфокусировано на взаимосвязи ювелирных украшений и костюма в целом.
Степень изученности темы.
Костюм предполагает наличие определенной системы, к основным элементам которой относятся одежда, обувь, головной убор, аксессуары, прическа и макияж.
Системный подход к изучению костюма необходим для определения значимости отдельных его составляющих. Существует ряд научных работ [5, 10, 23, 24, 36, 51], авторы которых рассматривают вопросы взаимодействия элементов костюма. Предметами исследования в них выступают одежда, обувь и головные уборы. Малоизученным остается, вопрос о роли аксессуаров в системе «костюм» [21, 63].
«Аксессуар» (от франц. accessoireот лат. accessorius — «добавочный»). Современный «Международный словарь моды» [15] предлагает считать, что появившийся в «языке моды» довольно поздно термин «аксессуар» обозначает предметы, не относящиеся к основе костюма, а дополняющие ее.
Статья в сборнике, посвященном выставке «Costume-coutume» (музей Arts et Traditions populairs, Париж, 1987 г.) [21], рассказывает об аксессуарах в бытовом костюме Франции второй половины XIX - начала XX вв. Автор статьи предлагает к использованию классификацию всего множества аксессуаров по областям размещения:
1. аксессуары, носимые на теле;
2. аксессуары, носимые в руках;
3. аксессуары как украшения внешности.
Энциклопедия «Мода XX века» [9], предлагает следующее определение понятия аксессуар: «аксессуар - принадлежность чего-либо, вспомогательная деталь, частность, сопровождающая главное». И выделяет три основные группы аксессуаров:
1. функциональные аксессуары (головные уборы, шали, платки, шарфы);
2. функционально-декоративные аксессуары (шейные аксессуары (галстуки, платки, шарфы); поясные (пояс, курак, ремень); переносные (сумка, чемодан, кошелек, портмоне, трость, зонт, веер); для рук и ног (перчатки, варежки, чулки, колготки, носки);
3. декоративные аксессуары (ювелирные украшения).
Также подчеркивается, что аксессуары являются необходимым дополнением к костюму, придающим ему завершенность, создающим эстетическую целостность образа.
Под «аксессуарами» понимается множество объектов в костюме, не являющиеся одеждой, сочетающие утилитарную, идентификационную и декоративную функции.
В контексте данной работы интерес для исследования представляет группа аксессуаров, представленная ювелирными украшениями.
На протяжении всей истории человечества костюм и украшения
совершенствовались параллельно, оказывая взаимное влияние.
Семиотический статус ювелирных изделий, как взаимосвязанных и
взаимообусловленных с костюмом предметов, продолжал оставаться высоким. Он обладал как утилитарной, так и знаковой принадлежностью, соответствуя практическим и символическим требованиям. Но, несмотря на весомую роль, которую украшения играли в истории костюма, их генезис, эволюция, художественная и семиотическая функции недостаточно изучены.
В научной литературе ювелирные украшения неоднократно выступали в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - этнографов, культурологов, технологов ювелирных производств, маркетологов.
В большинстве источников по истории костюма ювелирные изделия рассматриваются отдельно, в конце описания того или иного исторического периода. Но, данный подход не дает четкого представления о композиционных, структурных взаимосвязях внутри системы «костюм». Необходимо отметить, что лишь в работах, освещающих более общие вопросы истории и культуры различных народов [12], украшения и костюм выступают как цельное и единое отражение культурной среды.
Литературные источники, посвященные проблемам ювелирного искусства, можно разделить на три группы.
Первую составляют работы, посвященные истории декоративно-прикладного искусства и истории развития ювелирного искусства. В первой группе главными являются работы: Анри де Морана [32], В.Н. Корсунь [26], П.И. Уткина [57], М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой [40-44].
Книга Анри де Морана «История декоративно-прикладного искусства» [32] представляет собой сочетание краткой истории мирового декоративно- прикладного искусства, начиная с древнейших времен до наших дней, построенной по отдельным этапам его развития и видам, и большого справочно-библиографического аппарата. Специальный раздел посвящен дизайну (автор Г.Гассио-Талабо).
Книга В.Н. Корсунь «Ювелирное искусство Древней Руси» [26] посвящена исследованию культурной традиции и преемственности золотого и серебряного дела Древней Руси в ювелирном искусстве России. Автор анализирует значения таких понятий, как традиция, преемственность, фольклор, исследуя особенности развития ювелирных школ Древней Руси. В работе приведен полный ассортимент древнерусских ювелирных украшений и представлена общая для всех орнаментальная классификация.
П.И. Уткин в книге «Русские ювелирные украшения» [57] рассказывает о русском ювелирном искусстве, останавливаясь на важнейших этапах его развития. Интересно представлено описание украшений русского костюма и влияние современной моды на развитие ювелирного дела. Книга иллюстрирована фотографиями ювелирных украшений, хранящихся в государственных художественных музеях.
Книга «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.», написанная ведущими искусствоведами М. М. Постниковой-Лосевой, Н. Г.Платоновой, Б. Л. Ульяновой [40-44], подводит итог их многолетнего изучения ювелирного искусства. В основной части издания дается обзор исторического развития ювелирных техник, крупнейших центров ремесла, организация ювелирного дела.
Отечественные и зарубежные труды по ювелирному делу [12, 30, 34, 45]
Вторая группа научных работ носит исследовательско- энциклопедический характер. Предметом исследования в них являются ювелирные изделия в рамках существующих художественных стилей. Труды отечественных искусствоведов (М.М. Постниковой - Лосевой [44], И.Ю. Перфильевой [16], Г.Н. Габриэль, И.В. Шаталовой [61], Е.О. Плехановой [39] и других), пополняют теоретический фонд истории ювелирного искусства.
И.В. Шаталова в своей работе «Стили ювелирных украшений» [61] рассказывает об исторических художественных стилях, начиная с русского средневековья и барокко, характеризуя основные направления искусства XX века, что позволяет получить представление об их влиянии на развитие ювелирного искусства. Во второй части книги содержится краткий обзор стилевых направлений в современном ювелирном искусстве России и представлены более ста ювелирных украшений, созданных отечественными предприятиями.
М. М. Постникова-Лосева соединила в одном исследовании «Русское ювелирное искусство его центры и мастера XVI-XIX вв.» [44] историю возникновения и организации золотого и серебряного дела в России, характеристику его художественных центров, его мастеров, сочетая это с анализом эволюции форм, характером технологии и зависимостью от общеисторических условий. Главная ценность работы и ее значение заключаются в характеристике и выявлении центров русского ювелирного искусства.
Книга Е.О. Плехановой «История костюма, текстильного и ювелирного искусства» [39] посвящена изучению истории костюма и сопутствующих ему видов декоративно - прикладного искусства. В данном учебном пособии внимание уделяется основным типам исторического костюма, раскрывается закономерность развития костюмных форм, ювелирного и текстильного искусства. В книге лаконично, но полно представлен анализ этих видов искусства в контексте историко-временного подхода. Особое внимание уделено отражению в материальных формах господствующих в обществе идей и технологических достижений.
Третья группа литературных источников, посвящена роли ювелирных изделий в системе «костюм».
Из литературных источников по ювелирному искусству необходимо выделить иллюстрированный типологический словарь P.A. Ванюшовой и Б.Г. Ванюшова [13], в котором ретроспективная и современная терминология украшений представлена в контексте описания особенностей костюма различных исторических периодов.
Обзор ювелирного искусства конца XVIII - XX вв. в социокультурном контексте представлен в иллюстрированном справочнике «Ювелирное искусство» Дэвида Беннета и Даниелы Маскетти [11].
Комплексный подход к освещению вопроса роли украшений в костюме используется Г.М. Медведевой, Н.Г. Платоновой и другими в работе «Русские ювелирные украшения XVI - XX веков. Из собрания Государственного Исторического музея» [7].
В работе М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» [31] украшения рассматриваются с позиции общей декоративной и функциональной структуры в контексте эволюции костюма.
Богатый иллюстративный материал, представлен в работах «История костюма с XVIII по XX век. Коллекция Института Киота» и «Европейская мода. Три века» [15], что позволяет проследить взаимообусловленность развития форм и функций украшений в системе «костюм» на протяжении трех столетий.
Анализ литературных источников, посвященных взаимосвязи ювелирных изделий с костюмом показал недостаточную изученность данной темы. Существующие материалы ограничиваются сведениями лишь исторического и этнографического характера. Обнаруженный дефицит информации выдвигает необходимость создания научного исследования для выявления роли ювелирных изделий в создании образа современного костюма.
В качестве объекта исследования в работе рассматриваются украшения (ювелирные изделия, бижутерия, костюмная фурнитура) в системе «костюм» исторического и современного периодов.
Предмет исследования: ювелирные изделия как элемент современного костюма.
Цель исследования: выявление роли ювелирных изделий в создании образа современного костюма.
Хронологические и территориальные рамки: исследование основывается на изучении западноевропейских образцов ювелирных украшений женского костюма XX - XXI вв.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность основных понятий в ювелирном искусстве;
• рассмотреть историю развития ювелирного искусства;
• охарактеризовать стили ювелирного искусства;
• изучить классификацию ювелирных украшений;
• проанализировать ювелирные украшения в костюме первой половины ХХ века;
• проанализировать ювелирные украшения в костюме второй половины
XX века;
• исследовать инновационные технологии в украшениях костюма
XXI века;
• изучить и систематизировать литературные источники, иллюстративный материал.
• разработать каталог ювелирных изделий в костюме XX-XXI вв.
Методология и методы исследования. Методологической основой являются работы искусствоведа М. М. Постниковой-Лосевой, которая подводит итог многолетнего изучения ювелирного искусства. Дает обзор исторического развития ювелирных техник, характеристику художественных центров и мастеров, историю возникновения и организации ювелирного дела, анализ эволюции форм изделий.
В исследовании была применена комплексная методика, включающая анализ исторических и социокультурных процессов. Литературно - аналитический метод, метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, статистический метод сбора информации, искусствоведческий и стилистический анализы.
Теоретическая значимость направлена на углубление специальных знаний в области декоративно-прикладного искусства и решение задач использования ювелирных изделий в костюме, не нарушая целостного гармоничного образа.
Практическая значимость: исследование может быть использовано в художественной практике современных авторов и при разработке учебных курсов для специальных факультетов учебных заведений.
Источниковую базу исследования составили каталоги Е. Гагариной, Н.Ф. Горбачевой, А.Л. Карпун, а также произведения хранящиеся в Алмазном фонде России, в Государственном Историко-культурном заповеднике «Московский Кремль», в Государственном Историческом музее, в Государственном Эрмитаже, в Российском этнографическом музее.
Структура работы. Логика исследования обусловила структуру магистерской диссертации, состоящей из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений.
Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, источниковая база.
Глава первая посвящена ювелирным украшениям как виду декоративно-прикладного искусства. Раскрывается сущность основных понятий в ювелирном искусстве, рассматривается история развития ювелирного искусства, дается характеристика стилей ювелирного искусства, изучается классификация ювелирных украшений, и рассматриваются техники изготовления ювелирных украшений.
Вторая глава посвящена динамике развития ювелирного искусства ХХ - начала ХХ1 вв. Рассматриваются ювелирные украшения в костюме ХХ века и инновационные технологии в украшениях костюма ХХХ века.
В заключении подводим итоги проведенного исследования.
В соответствии с поставленными задачами, на основании изученных источников и литературы можно сделать следующие выводы.
Ювелирное искусство является одним из древнейших и широко распространенных видов декоративно прикладного искусства. Мастера сохранили и донесли до наших дней искусство обработки камня и металла, передавая свои знания и приемы. Умение обрабатывать золото дало толчок развитию ювелирного дела.
Наибольшего развития ювелирное искусство получило в античные времена в Древней Греции, Древнем Риме, в Средневековье. Ювелиры Киевской Руси прославились изделиями из золота с применением выемчатой и перегородчатой эмали. В XVI-XVII веках ювелирные изделия стали демократичнее, отображали характерные черты своего времени. XVIII век характеризуется открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья.
С эпохи Петра I и до начала XX века в русском ювелирном искусстве появляются западноевропейские закономерности.
Во второй половине XX века в ювелирном искусстве активно складываются и существуют различные школы - московская и ленинградская (петербургская) школы, заявляют о себе уральские мастера, восстанавливаются традиционные ювелирные мастерские на Волге и в Великом Устюге [16, с. 93].
Производство ювелирных украшений перешло из стадии ремесленного производства в массовое. Это увеличило количество производимых изделий, но одновременно снизило их художественную ценность.
Снизились объемы производства ювелирных изделий из золота с драгоценными камнями. Ювелиры стали использовать нетрадиционные материалы. Следствием всего этого стало исчезновение ювелирных школ и мастерских, падение художественного уровня изделий.
Исчезли сложные ансамбли ювелирных изделий. Общее количество ювелирных изделий, носимых одновременно, уменьшилось.
По общепринятым понятиям художественные стили в ювелирном искусстве соотносятся со стилями искусства в целом. В русском ювелирном искусстве появляются те же стилевые закономерности, что и в западноевропейском - барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, историзм, модерн, ар деко и стилевые направления XX века. Разнообразие стилей и стилевых направлений показывают, что традиции и новаторство в ювелирном искусстве могут развиваться параллельно.
Ювелирные изделия классифицируются по двум признакам: назначению и материалу изготовления. По материалу изготовления ювелирные украшения подразделяют на три группы: украшения из драгоценных металлов, украшения из недрагоценных металлов и украшения из неметаллических материалов.
Ювелирные украшения классифицируют также по материалу вставок и виду декоративной отделки. По материалу вставок украшения бывают: с драгоценными камнями, с полудрагоценными и поделочными камнями, без камней.
В ювелирном искусстве применяется различная техника изготовления: ковка, литье, художественная чеканка и канфаренье, тиснение, резьба или гравировка, оброн, скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), травление, полировка, а также механические приемы обработки - штамповка, вальцовка.
За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Определено, что в период с 1900 по 1930 гг. формообразование ювелирных украшений и смещение зон их локализации в костюме строго подчиненно общей трансформации форм костюма. В период с 1930 по 1945 гг. на фоне динамично развивающегося костюма, от утонченного, изысканного силуэта до строгого, наблюдается тенденция сохранения формальных качеств ювелирных украшений.
В ходе изучения истории развития бижутерии выявлено, что до XX века основная цель создания украшений из недрагоценных материалов заключалась в визуальной имитации дорогостоящих изделий. В 30-х годах благодаря высокой степени мобильности бижутерия стала своеобразным проявлением авангардных тенденций в костюме, средством самовыражения художника через украшения без использования дорогостоящих металлов и камней.
Вторая половина XX века является периодом, когда в ювелирных украшениях отражается все множество стилевых направлений костюма.
Установлено, что актуальные виды ассортимента ювелирных украшений, их формы зависят от форм костюма и концепции моды каждого периода.
Анализ современного развития технологии изготовления, показал, что технологические аспекты создания ювелирных украшений оказывают существенное влияние на их формообразование. Исследование влияния инновационных технологий и материалов на форму и функциональные возможности костюма и его составляющих, показало, что ультрасовременные украшения, обладающие, благодаря интеграции в них компонентов микроэлектроники, дополнительными функциями, провоцируют модельеров на поиск новых форм, адекватных современной реальности.
В результате исследования было установлено, что к украшениям относятся комплексы изделий, используемых в качестве нательных, а также непосредственно входящих в структуру костюма.
Проведенный анализ теоретического и иллюстративного материала, содержащий информацию о ювелирных украшений в женском костюме основных периодов XX века, показал, что развитие ювелирных украшений подчиняется влиянию стилевых аспектов формообразования костюма в целом. Количество данных аспектов к концу столетия значительно увеличивается, что связано с общей тенденцией ускорения развития художественного проектирования.
Ювелирное искусство является одним из древнейших и широко распространенных видов декоративно прикладного искусства. Мастера сохранили и донесли до наших дней искусство обработки камня и металла, передавая свои знания и приемы. Умение обрабатывать золото дало толчок развитию ювелирного дела.
Наибольшего развития ювелирное искусство получило в античные времена в Древней Греции, Древнем Риме, в Средневековье. Ювелиры Киевской Руси прославились изделиями из золота с применением выемчатой и перегородчатой эмали. В XVI-XVII веках ювелирные изделия стали демократичнее, отображали характерные черты своего времени. XVIII век характеризуется открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья.
С эпохи Петра I и до начала XX века в русском ювелирном искусстве появляются западноевропейские закономерности.
Во второй половине XX века в ювелирном искусстве активно складываются и существуют различные школы - московская и ленинградская (петербургская) школы, заявляют о себе уральские мастера, восстанавливаются традиционные ювелирные мастерские на Волге и в Великом Устюге [16, с. 93].
Производство ювелирных украшений перешло из стадии ремесленного производства в массовое. Это увеличило количество производимых изделий, но одновременно снизило их художественную ценность.
Снизились объемы производства ювелирных изделий из золота с драгоценными камнями. Ювелиры стали использовать нетрадиционные материалы. Следствием всего этого стало исчезновение ювелирных школ и мастерских, падение художественного уровня изделий.
Исчезли сложные ансамбли ювелирных изделий. Общее количество ювелирных изделий, носимых одновременно, уменьшилось.
По общепринятым понятиям художественные стили в ювелирном искусстве соотносятся со стилями искусства в целом. В русском ювелирном искусстве появляются те же стилевые закономерности, что и в западноевропейском - барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, историзм, модерн, ар деко и стилевые направления XX века. Разнообразие стилей и стилевых направлений показывают, что традиции и новаторство в ювелирном искусстве могут развиваться параллельно.
Ювелирные изделия классифицируются по двум признакам: назначению и материалу изготовления. По материалу изготовления ювелирные украшения подразделяют на три группы: украшения из драгоценных металлов, украшения из недрагоценных металлов и украшения из неметаллических материалов.
Ювелирные украшения классифицируют также по материалу вставок и виду декоративной отделки. По материалу вставок украшения бывают: с драгоценными камнями, с полудрагоценными и поделочными камнями, без камней.
В ювелирном искусстве применяется различная техника изготовления: ковка, литье, художественная чеканка и канфаренье, тиснение, резьба или гравировка, оброн, скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), травление, полировка, а также механические приемы обработки - штамповка, вальцовка.
За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Определено, что в период с 1900 по 1930 гг. формообразование ювелирных украшений и смещение зон их локализации в костюме строго подчиненно общей трансформации форм костюма. В период с 1930 по 1945 гг. на фоне динамично развивающегося костюма, от утонченного, изысканного силуэта до строгого, наблюдается тенденция сохранения формальных качеств ювелирных украшений.
В ходе изучения истории развития бижутерии выявлено, что до XX века основная цель создания украшений из недрагоценных материалов заключалась в визуальной имитации дорогостоящих изделий. В 30-х годах благодаря высокой степени мобильности бижутерия стала своеобразным проявлением авангардных тенденций в костюме, средством самовыражения художника через украшения без использования дорогостоящих металлов и камней.
Вторая половина XX века является периодом, когда в ювелирных украшениях отражается все множество стилевых направлений костюма.
Установлено, что актуальные виды ассортимента ювелирных украшений, их формы зависят от форм костюма и концепции моды каждого периода.
Анализ современного развития технологии изготовления, показал, что технологические аспекты создания ювелирных украшений оказывают существенное влияние на их формообразование. Исследование влияния инновационных технологий и материалов на форму и функциональные возможности костюма и его составляющих, показало, что ультрасовременные украшения, обладающие, благодаря интеграции в них компонентов микроэлектроники, дополнительными функциями, провоцируют модельеров на поиск новых форм, адекватных современной реальности.
В результате исследования было установлено, что к украшениям относятся комплексы изделий, используемых в качестве нательных, а также непосредственно входящих в структуру костюма.
Проведенный анализ теоретического и иллюстративного материала, содержащий информацию о ювелирных украшений в женском костюме основных периодов XX века, показал, что развитие ювелирных украшений подчиняется влиянию стилевых аспектов формообразования костюма в целом. Количество данных аспектов к концу столетия значительно увеличивается, что связано с общей тенденцией ускорения развития художественного проектирования.
Подобные работы
- ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ
XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ МУЗЕЕВ АЛМАТЫ (РЕСПУБЛИКА
КАЗАХСТАН) И БАРНАУЛА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022 - Ювелирное ремесло Пскова (Тверской государственный университет)
Курсовые работы, археология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ УКРАШЕНИЙ ИЗ МЕТАЛЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНЕРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ И ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Коллекция серёг «Летнее солнцестояние»
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Традиционные женские украшении Восточной Сибири: истории и технологии изготовления
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Символика и образы драгоценностей в художественной культуре
Индии и Китая
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Стиль модерн как источник вдохновения в моделировании костюма конца XIX начала XX века
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2016 - Корсет «Решаешь ты»
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



