Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Источники правового регулирования труда педагогических работников 6
1.2. Правовой статус педагогического работника общеобразовательного
учреждения 18
ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 27
2.1. Право на занятие педагогической деятельностью 27
2.2. Особенности заключения и содержания трудового договора с
педагогическим работником общеобразовательного учреждения 41
2.3. Особенности прекращения трудового договора с педагогическим
работником общеобразовательного учреждения 47
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 58
3.1. Особенности рабочего времени педагогических работников
общеобразовательных учреждений 58
3.2. Особенности времени отдыха педагогических работников
общеобразовательных учреждений 67
3.3. Особенности оплаты труда педагогических работников
общеобразовательных учреждений 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВКР 108
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Источники правового регулирования труда педагогических работников 6
1.2. Правовой статус педагогического работника общеобразовательного
учреждения 18
ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 27
2.1. Право на занятие педагогической деятельностью 27
2.2. Особенности заключения и содержания трудового договора с
педагогическим работником общеобразовательного учреждения 41
2.3. Особенности прекращения трудового договора с педагогическим
работником общеобразовательного учреждения 47
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 58
3.1. Особенности рабочего времени педагогических работников
общеобразовательных учреждений 58
3.2. Особенности времени отдыха педагогических работников
общеобразовательных учреждений 67
3.3. Особенности оплаты труда педагогических работников
общеобразовательных учреждений 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ВКР 108
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Ведущая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, в современном Российском государстве важной становится задача совершенствования и повышения уровня правового регулирования статуса педагогических работников.
Действующее законодательство, закрепляющее особенности труда педагогических работников общеобразовательных учреждений имеет ряд недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма данной категории лиц. Так, например, допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц ограниченных в дееспособности и лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах на основании решения суда не способствует повышению престижа и качества образования; формулировка ч. 2 ст. 331 ТК РФ позволяет охватывать такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности; ограничения рабочего времени учителей-совместителей не в полной мере учитывают интересы педагогических работников.
Недостатки действующего законодательства в сфере труда педагогических работников общеобразовательных учреждений при постоянной тенденции его развития обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии особенностей правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, выявлении недостатков и пробелов законодательства в данной сфере и формулирование предложений по их устранению.
Цель исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать правовое закрепление труда педагогических
работников общеобразовательных учреждений в действующем законодательстве Российской Федерации;
- раскрыть правовой статус педагогического работника общеобразовательных учреждений;
- изучить критерии допуска к педагогической деятельности;
- выявить особенности заключения, содержания и прекращения трудового договора с педагогическим работником общеобразовательных учреждений;
- рассмотреть особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- проанализировать особенности оплаты труда педагогических
работников общеобразовательных учреждений;
- сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающиеся в процессе реализации права на занятие педагогической деятельностью в общеобразовательных учреждениях.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Методологической основой исследования является система различных методов научного познания: как общих - сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция; так и специальных правовых методов - метод сравнительного правоведения (при сопоставлении норм о труде педагогических работников общеобразовательных учреждений отечественного и зарубежного законодательства), историко-правовой анализ (при анализе развития и становления законодательства о труде педагогических работников общеобразовательных учреждений), технико-юридический метод (при раскрытии таких понятий как, например, «педагогический работник общеобразовательного учреждения», «правовой статус педагогического работника») и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в области трудового права, как М.И. Аверьяновой, Н.А. Бриллиантовой, А.В. Завгороднего В.Н. Зенкова, А.А. Кирилловых, И.Ю. Колосовой, Т.Ю. Коршуновой, М.И. Кучма, Л.В. Тихомировой, и других авторов, посвятивших свои работы данной проблематике.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормы международного права, правовые позиции высших судов Российской Федерации.
Структура магистерской работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Действующее законодательство, закрепляющее особенности труда педагогических работников общеобразовательных учреждений имеет ряд недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма данной категории лиц. Так, например, допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц ограниченных в дееспособности и лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах на основании решения суда не способствует повышению престижа и качества образования; формулировка ч. 2 ст. 331 ТК РФ позволяет охватывать такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности; ограничения рабочего времени учителей-совместителей не в полной мере учитывают интересы педагогических работников.
Недостатки действующего законодательства в сфере труда педагогических работников общеобразовательных учреждений при постоянной тенденции его развития обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии особенностей правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, выявлении недостатков и пробелов законодательства в данной сфере и формулирование предложений по их устранению.
Цель исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать правовое закрепление труда педагогических
работников общеобразовательных учреждений в действующем законодательстве Российской Федерации;
- раскрыть правовой статус педагогического работника общеобразовательных учреждений;
- изучить критерии допуска к педагогической деятельности;
- выявить особенности заключения, содержания и прекращения трудового договора с педагогическим работником общеобразовательных учреждений;
- рассмотреть особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- проанализировать особенности оплаты труда педагогических
работников общеобразовательных учреждений;
- сформулировать предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающиеся в процессе реализации права на занятие педагогической деятельностью в общеобразовательных учреждениях.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих особенности правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Методологической основой исследования является система различных методов научного познания: как общих - сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция; так и специальных правовых методов - метод сравнительного правоведения (при сопоставлении норм о труде педагогических работников общеобразовательных учреждений отечественного и зарубежного законодательства), историко-правовой анализ (при анализе развития и становления законодательства о труде педагогических работников общеобразовательных учреждений), технико-юридический метод (при раскрытии таких понятий как, например, «педагогический работник общеобразовательного учреждения», «правовой статус педагогического работника») и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в области трудового права, как М.И. Аверьяновой, Н.А. Бриллиантовой, А.В. Завгороднего В.Н. Зенкова, А.А. Кирилловых, И.Ю. Колосовой, Т.Ю. Коршуновой, М.И. Кучма, Л.В. Тихомировой, и других авторов, посвятивших свои работы данной проблематике.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормы международного права, правовые позиции высших судов Российской Федерации.
Структура магистерской работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Проявлением дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений является установление особенностей правового регулирования труда педагогических работников, которые обусловлены особой ролью педагога в жизни общества, а также спецификой педагогической деятельности, характеризующейся высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением.
На международном уровне основной массив актов в сфере труда, в том числе и педагогических работников, принят МОТ, членом которой является и Российская Федерация. Так в Рекомендации МОТ/Юнеско о положении учителей 1966 г. изложены основные вопросы о статусе учителей. Значительное количество норм международного права в данной сфере также содержится в документах, принятых государствами-участниками СНГ.
В Российской Федерации особенности труда педагогических работников устанавливаются нормативно-правовыми актами различных уровней: международными, федеральными, актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, к числу источников правовых норм в данной сфере относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций.
Анализ понятийного аппарата, закрепленного в ст. 2 Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» позволяет сформулировать следующее определение педагогического работника общеобразовательной организации - это физическое лицо, которое выполняет трудовые обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус
педагогического работника» (ч. 1 ст. 47). Правовой статус педагогических
работников является частным проявлением общего правового статуса человека и включает в себя права, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации.
Специфика педагогической деятельности, а также особая забота государства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних граждан опосредуют тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях обладают не все потенциальные работники. Статьей 331 ТК РФ закреплены дополнительные требования, несоответствие которым является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу. К числу таких требований относятся, например, образовательный ценз, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за определенные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, дееспособность и другие.
Трудовой договор с педагогическими работниками заключается по общим правилам, установленным гл. 10 и 11 ТК РФ. Условия, подлежащие включению в трудовой договор с педагогическими работниками, определены ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в трудовом договоре с педагогическим работником помимо общих положений должны быть отражены, например, наименование должности педагогического работника в соответствии с Номенклатурой, учебная нагрузка педагогического работника, условие о прохождении аттестации и ряд других условий.
Специфика педагогической деятельности обусловливает установление в ТК РФ дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическими работниками общеобразовательных организаций. Помимо общих оснований, установленных в ст. 77 - 84.1 ТК РФ, ст. 336 ТК РФ предусматривает еще два дополнительных основания: повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Анализ положений действующего законодательства позволяет выделить такие особенности правового регулирования рабочего времени педагогических работников, как: установление сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю); деление рабочего времени педагога на части; определение продолжительности рабочего времени (нормы педагогической работы) за ставку заработной платы; установление особенностей режима рабочего времени педагогов в каникулярное время и другие.
Законодательством для педагогических работников установлены ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и возможность длительного отпуска сроком до одного года. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска большинства педагогических работников составляет 56 календарных дней. Право на длительный отпуск сроком до одного года возникает у педагогических работников, замещающих должности, поименованные в разделе I Номенклатуры и имеющие стаж непрерывной педагогической работы не менее 10 лет. Предоставляется данный отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы и по общему правилу, оплате не подлежит (оплата такого отпуска возможна за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности учреждения).
Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Анализ действующего законодательства, закрепляющего особенности труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, приводит к выводу о существовании в нем ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.
Так, например к педагогической деятельности не допускаются лица имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Однако формулировка данной статьи позволяет охватывать в том числе и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности. В связи с этим необходимо перечень преступлений дифференцировать в зависимости от вида образовательной программы; типа образовательной организации; контингента обучающихся, с которыми приходится работать педагогу; степени контакта педагога с учениками; вида, степени тяжести и срока совершенного преступления; периода, прошедшего после отбытия осужденным наказания и ряда других обстоятельств
Следующий недостаток заключается в том, что допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц ограниченных в дееспособности и лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах не способствует повышению престижа и качества образования. Поэтому представляется целесообразным дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как ограничение дееспособности и лишение (ограничение) родительских прав по основаниям, предусмотренным СК РФ (за исключением стечения тяжелых обстоятельств).
Также стоит отметить недостаток правового регулирования в рассматриваемой сфере заключающийся в том, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 192 ТК РФ увольнение педагогического работника в связи с применением, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника не является дисциплинарным взысканием и не требует соблюдения порядка его применения. Однако, судебная практика одним из оснований для признания увольнения по ч. 2 ст. 336 ТК РФ незаконным рассматривает несоблюдение работодателем данного порядка.
Устранить сложившееся противоречие можно двумя путями. Первый заключается во внесение изменений в ч. 3 ст. 192 ТК РФ путем отнесения увольнения по п. 1 ст. 336 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям. Второй - во включение норм, предусматривающих запрет на указанные действия в устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, трудовой договор и т.д. Однако в таком случае увольнения педагогического работника должно осуществляться на основании ст. 81 ТК РФ.
Еще один недостаток заключается в том, что ограничения рабочего времени совместителей не в полной мере учитывают интересы педагогических работников. В связи с этим ст. 284 ТК РФ необходимо дополнить абзацем следующего содержания: «Продолжительность рабочего времени на работе по совместительству может составлять полную месячную норму рабочего времени (нормы работы времени за другой учетный период), если работа по основному месту работы не превышает половины месячной нормы рабочего времени (нормы работы времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников».
Стоит отметить, и положительные тенденции развития законодательства о труде педагогических работников общеобразовательных учреждений. Например, предусмотренное в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год перераспределение средств в структуре заработной платы педагогических работников так, чтобы они преимущественно направлялись на увеличение их фиксированной части оплаты труда (ее размер должен составлять не ниже 70 %), которая должна быть отражена в трудовом договоре.
Однако необходимо констатировать недостаточность предпринимаемых законодателем мер в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников и необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной сфере.
На международном уровне основной массив актов в сфере труда, в том числе и педагогических работников, принят МОТ, членом которой является и Российская Федерация. Так в Рекомендации МОТ/Юнеско о положении учителей 1966 г. изложены основные вопросы о статусе учителей. Значительное количество норм международного права в данной сфере также содержится в документах, принятых государствами-участниками СНГ.
В Российской Федерации особенности труда педагогических работников устанавливаются нормативно-правовыми актами различных уровней: международными, федеральными, актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, к числу источников правовых норм в данной сфере относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций.
Анализ понятийного аппарата, закрепленного в ст. 2 Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» позволяет сформулировать следующее определение педагогического работника общеобразовательной организации - это физическое лицо, которое выполняет трудовые обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус
педагогического работника» (ч. 1 ст. 47). Правовой статус педагогических
работников является частным проявлением общего правового статуса человека и включает в себя права, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации.
Специфика педагогической деятельности, а также особая забота государства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних граждан опосредуют тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях обладают не все потенциальные работники. Статьей 331 ТК РФ закреплены дополнительные требования, несоответствие которым является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу. К числу таких требований относятся, например, образовательный ценз, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за определенные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, дееспособность и другие.
Трудовой договор с педагогическими работниками заключается по общим правилам, установленным гл. 10 и 11 ТК РФ. Условия, подлежащие включению в трудовой договор с педагогическими работниками, определены ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в трудовом договоре с педагогическим работником помимо общих положений должны быть отражены, например, наименование должности педагогического работника в соответствии с Номенклатурой, учебная нагрузка педагогического работника, условие о прохождении аттестации и ряд других условий.
Специфика педагогической деятельности обусловливает установление в ТК РФ дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическими работниками общеобразовательных организаций. Помимо общих оснований, установленных в ст. 77 - 84.1 ТК РФ, ст. 336 ТК РФ предусматривает еще два дополнительных основания: повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Анализ положений действующего законодательства позволяет выделить такие особенности правового регулирования рабочего времени педагогических работников, как: установление сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю); деление рабочего времени педагога на части; определение продолжительности рабочего времени (нормы педагогической работы) за ставку заработной платы; установление особенностей режима рабочего времени педагогов в каникулярное время и другие.
Законодательством для педагогических работников установлены ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и возможность длительного отпуска сроком до одного года. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска большинства педагогических работников составляет 56 календарных дней. Право на длительный отпуск сроком до одного года возникает у педагогических работников, замещающих должности, поименованные в разделе I Номенклатуры и имеющие стаж непрерывной педагогической работы не менее 10 лет. Предоставляется данный отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы и по общему правилу, оплате не подлежит (оплата такого отпуска возможна за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности учреждения).
Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Анализ действующего законодательства, закрепляющего особенности труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, приводит к выводу о существовании в нем ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.
Так, например к педагогической деятельности не допускаются лица имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Однако формулировка данной статьи позволяет охватывать в том числе и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности. В связи с этим необходимо перечень преступлений дифференцировать в зависимости от вида образовательной программы; типа образовательной организации; контингента обучающихся, с которыми приходится работать педагогу; степени контакта педагога с учениками; вида, степени тяжести и срока совершенного преступления; периода, прошедшего после отбытия осужденным наказания и ряда других обстоятельств
Следующий недостаток заключается в том, что допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц ограниченных в дееспособности и лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах не способствует повышению престижа и качества образования. Поэтому представляется целесообразным дополнить перечень оснований, предусмотренный в ст. 331 ТК РФ такими, как ограничение дееспособности и лишение (ограничение) родительских прав по основаниям, предусмотренным СК РФ (за исключением стечения тяжелых обстоятельств).
Также стоит отметить недостаток правового регулирования в рассматриваемой сфере заключающийся в том, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 192 ТК РФ увольнение педагогического работника в связи с применением, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника не является дисциплинарным взысканием и не требует соблюдения порядка его применения. Однако, судебная практика одним из оснований для признания увольнения по ч. 2 ст. 336 ТК РФ незаконным рассматривает несоблюдение работодателем данного порядка.
Устранить сложившееся противоречие можно двумя путями. Первый заключается во внесение изменений в ч. 3 ст. 192 ТК РФ путем отнесения увольнения по п. 1 ст. 336 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям. Второй - во включение норм, предусматривающих запрет на указанные действия в устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, трудовой договор и т.д. Однако в таком случае увольнения педагогического работника должно осуществляться на основании ст. 81 ТК РФ.
Еще один недостаток заключается в том, что ограничения рабочего времени совместителей не в полной мере учитывают интересы педагогических работников. В связи с этим ст. 284 ТК РФ необходимо дополнить абзацем следующего содержания: «Продолжительность рабочего времени на работе по совместительству может составлять полную месячную норму рабочего времени (нормы работы времени за другой учетный период), если работа по основному месту работы не превышает половины месячной нормы рабочего времени (нормы работы времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников».
Стоит отметить, и положительные тенденции развития законодательства о труде педагогических работников общеобразовательных учреждений. Например, предусмотренное в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год перераспределение средств в структуре заработной платы педагогических работников так, чтобы они преимущественно направлялись на увеличение их фиксированной части оплаты труда (ее размер должен составлять не ниже 70 %), которая должна быть отражена в трудовом договоре.
Однако необходимо констатировать недостаточность предпринимаемых законодателем мер в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников и необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной сфере.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование труда педагогических работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Особенности правового регулирования труда педагогических работников
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование деятельности автономных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Охрана труда несовершеннолетних (Многопрофильная Академия непрерывного образования)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2023 - Сравнительный анализ оплаты труда работников образовательных учреждений в России и Узбекистане (на примере Алмалыкского промышленно профессионального колледжа)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



