Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования

Работа №93251

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы130
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Понятие «семья» как научный феномен 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями речи 18
1.3. Нормативно-правовое обеспечение педагогического
сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
2.1. Характеристика базы исследования, контингента детей и их семей,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 31
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение организации педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка
с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 36
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение организации педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 41
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ
РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48
3.1. Составление программы педагогического сопровождения семьи,
имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 48
3.2. Анализ апробации программы по педагогическому сопровождению
семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 56
3.3. Методические рекомендации педагогам по повышению
эффективности педагогического сопровождения семьи, имеющей
ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 125


Государство несет на себе ответственность за детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) и делает решительные шаги в сторону гуманизации общества. Гуманизация образования ориентируется на личность ребенка, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определить форму получения образования и образовательное учреждение. Они же легли в основу появления в России инклюзивного образования. Е. Я. Ямбург предлагал, что «не ребенок должен приспосабливаться к школе, а самому учебному заведению следует максимально учитывать способности и увлечения учащихся и разрабатывать специальные программы» [13]. И дети с ОВЗ и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.
Вне поля зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, остается проблема включения родителей в процесс образования и их педагогическое сопровождение. Источником этой проблемы в психолого-педагогической науке и практике является определенная рассогласованность между организацией обучения и воспитания детей с нарушениями речи и неготовностью семьи к сотрудничеству. Как показывает анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей с нарушениями речи, даже те педагоги, которые целенаправленно и сознательно создают условия, необходимые для взаимодействия с семьями, имеющих детей с нарушениями речи, такие семьи не в полной мере вступают во взаимодействие с образовательной организацией, и настороженно относятся к педагогическому сопровождению в условиях их интеграции в массовую общеобразовательную среду.
Поиск путей разрешения данного противоречия определил проблему нашего исследования - создание научных основ и условий для грамотного педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование системы педагогического сопровождения семьи через создание программы педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи той или иной степени выраженности. Чтобы остановить негативное влияние нарушения речи на дальнейшее развитие ребенка следует задействовать ряд мероприятий, подобрать правильный путь работы воспитания и обучения. Учитывая темп и ритм современной жизни, можно с уверенностью сказать, что родители, порой сами не замечают предпосылки тех или иных нарушений в развитии своего ребенка, а порой и замечая их, не находят времени и сил на их устранение. Роль педагога во время подсказать, предупредить и помочь справиться - в этом и заключается грамотное педагогическое сопровождение. В связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность применения ее на практике.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова выступая на дискуссионной площадке «Комфортная жизнь для людей с инвалидностью», отметила, что по данным за июнь 2021 года, в России насчитывается 10 млн. 779 тыс. людей с инвалидностью, 719 тыс. из них - несовершеннолетние. С 2018 по 2020 годы число таких детей увеличилось на 5,8% [72].
В последнее время много внимания уделяется организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в новых образовательных условиях.
Одной из наиболее серьезных проблем в развитии обучающихся на уровне дошкольного образования является нарушение речи. Значение речи в жизни человека очень велико. Дети, с нарушениями речи, как правило, обладают скудным речевым запасом, а некоторые и вовсе не могут словами выразить свои мысли. Общение с окружающими в этом случае затруднено.
На начальных этапах развития именно родители первыми замечают нарушение речи у своего ребенка, но они не придают значения тому, что тот стиль воспитания, который они выбрали, зачастую, оказывает огромное влияние на развитие речи, а также может послужить причиной ее нарушения.
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [76]. И только при грамотной организации педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушением речи, можно с уверенностью говорить о соблюдении данных условий.
Объект исследования - семья, имеющая детей с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования - процесс педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике программу педагогического сопровождения семьи, имеющей детей с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
2. Изучить опыт организации процесса педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
3. Составить и апробировать программу педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
4. Составить методические рекомендации педагогам по повышению эффективности педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Эффективное педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования возможно, если:
- учитывать психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушениями речи и заинтересованность членов семьи в данном вопросе;
- создать все необходимые условия для реализации программы по педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи;
- реализовать программу педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования в полном объеме.
Методологические позиции исследования были определены на основе:
- идеи об общих закономерностях нормального и аномального развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Г. Я. Трошин, Ж. И. Шиф и др.);
- концепции эволюции отношений государства и общества к людям с различными нарушениями в развитии и инвалидам и основанная на ней периодизация развития национальных систем специального образования (Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. М. Назарова, Н. Д. Шматко и др.);
- результатов исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода к дошкольному и общему образованию
(Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Т. Н. Князева,
И. Ю. Левченко, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко,
У. В. Ульенкова, Н. В. Шутова, Л. М. Шипицына и др.);
- особенностей личностного становления детей с проблемным
психическим развитием и, в частности, специфики их взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Н. Л. Белопольская, Е. Л. Гончарова, Е. Е. Дмитриева, Н. А. Жулидова, Т. Н. Князева, И. А. Коробейников,
Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. А. Медведева,
В. В. Ткачева, Л. Э. Семенова, У. В. Ульенкова, Л. М. Щипицына и др.);
- анализ отечественных подходов к психолого-педагогическому сопровождению семьи (М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, И. А. Кибак, Н. Л. Коновалова, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова и др.);
- результатов исследования современной педагогики по вопросам педагогического взаимодействия (Л. В. Байбородова, Г. М. Андреева, А. С. Белкин, Х. Й. Лийметс);
- опыта осмысления педагогического взаимодействия в образовательном процессе (А. А. Гин, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева);
- правовых документов и законодательных актов, определяющих инклюзивный подход к обучению детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях: Закон РФ «Об образовании» (1992), признающий высшей целью всестороннее свободное развитие личности, гуманистический характер образования; Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)»; Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23- 03 «О направлении методического письма «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», а также документом Минобразования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».
Несмотря на то, что в настоящее время уделяется большое внимание образованию лиц с ОВЗ, важно отметить, что огромный пласт по взаимодействию образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с какими-либо нарушениями, остается не до конца изученным. При анализе литературы по педагогическому сопровождению семей, в большей степени, был изучен и обобщен частный опыт отдельных педагогов.
С точки зрения практической значимости исследования, можно отметить, что разработанная программа по педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, прошла апробацию и видны первые положительные результаты ее реализации. Учитывая условия современной действительности, в программе были предусмотрены варианты дистанционного взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложения.
В первой главе было рассмотрено понятие «семья» как научный феномен, раскрыта психолого-педагогическая характеристика ребенка с нарушениями речи, изучены актуальные вопросы научной литературы в контексте специфики содержания педагогического сопровождения семей.
Во второй главе были подобраны методы, с помощью которых была изучена и проанализирована практика взаимодействия образовательной организации с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи.
В третьей главе представлена программа педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования, результаты ее апробации и даны методические рекомендации педагогам по повышению эффективности педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью научно-исследовательской работы являлось теоретическое обоснование, разработка и апробация на практике программы педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования и экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Теоретико-методологический этап исследования позволил рассмотреть понятие «семья» как научный феномен, раскрыть психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушениями речи, изучить актуальные вопросы научной литературы в контексте специфики содержания педагогического сопровождения семей в условиях инклюзивного образования. Констатировали, что на первоначальное развитие речи ребенка в семье влияет стиль семейного воспитания и уровень педагогической компетентности родителей в этом вопросе.
На констатирующего этапе исследования были получены данные, позволяющие оценить уровень педагогической компетенции родителей и предпочтительный тип семейного воспитания.
Результаты констатирующего этапа показали, что у родителей не сформирована педагогическая компетентность в области теоретических и практических знаний, умений и навыков при взаимодействии с детьми с нарушениями речи. У исследуемых родителей в 83% случаях реализуются неадекватные стили воспитания и проявляются негативные установки по отношению к детям, что проявляется в излишнем доминировании над ребенком, стремлением к тотальному контролю и гиперопеке и наоборот, прослеживается эмоциональная дистанция между родителями и детьми. И лишь малый процент (17%) родителей подходят крайне ответственно к воспитанию и развитию своих детей.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была разработана и апробирована программа комплексного педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования, с целью оптимизации детско-родительских отношений, повышения педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания детей с нарушениями речи.
Разработанная программа уникальна тем, что все формы работы осуществляются не только в сотрудничестве воспитатель - семья, а в комплексном сопровождении таких специалистов как логопед, музыкальный работник и психолог. Основными формами работы данной программы являются групповые занятия-тренинги, лекции и консультации, направленные на повышение педагогической компетентности родителей и на формирование навыков воспитательной деятельности. Совместные занятия и мероприятия с родителями и детьми, способствующие формированию благоприятных детско-родительских отношений. В условиях сложившейся на данный момент обстановки в обществе в программе были предложены к использованию дистанционные формы сопровождения семьи.
На этапе разработки программы, был проведен опрос среди родителей, с целью определения их позиции по отношению к возможному участию и формам работы для них более предпочтительными. Исходя из опроса, программа была апробирована на экспериментальной группе, состоящей из всех участников эксперимента (12 семей). В итоге, можно сделать, следующие выводы. У родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи, произошли изменения в стилях воспитания. На 17% снизилось количество семей, придерживающихся индифферентного стиля воспитания, который характеризуется безразличием родителей по отношению ребенка - проблемы воспитания не являлись для них первостепенными, поскольку у них иных забот немало. На 25% возросло количество семей, в которых приоритетным стал наиболее благоприятный для речевого развития стиль семейного воспитания - авторитетный, произошли изменения в сторону адекватного эмоционального принятия ребенка с нарушениями речи, благодаря пониманию и осведомленности об индивидуальных особенностях развития ребенка и способах продуктивного взаимодействия с ним.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена тем, что реализованная программа педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования, действенна и эффективна, так как у большинства исследуемых отмечается положительная динамика, что было подтверждено результатами контрольного этапа исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Цель научно-исследовательской работы достигнута, все поставленные задачи решены.



1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. - Томск : ТПГУ, 2006. - 335 с.
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
3. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие /
Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 244 с.
4. Антонов, А. И. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции : монография / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М. : Грааль, 2000. - 416 с.
5. Ахметзянова, А. И. Вариативные модели дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики / А. И. Ахметзянова // Психология здоровья и болезни: клинико¬психологический подход : IV всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Курск, 20-21 нояб. 2014 г. / Курский гос. мед. ун-т. - Курск, 2014. - С. 17-21.
6. Ахметзянова, А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / А. И. Ахметзянова. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 45 с.
7. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова. - М. : Юрайт, 2018. - 965 с.
8. Барчина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Барчина, Л. Н. Самородова. - М. : ТЦ «СФЕРА», 2009. - 64 с.
9. Баряева, Л. Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева,
Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. / под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator obraz programm/obrazovat prog do dlya do shkolnikov s tyaj elymi narusheniyami rechi lopatina.pdf (дата
обращения 05.08.2020).
10. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - М. : Академия, 2006. - 128 с.
11. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика : пособие / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. - Владимир : Транзит-ИКС, 2009. - 412 с.
12. Вакуленко, Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи : метод. пособие / Л. С. Вакуленко. - М. : Детство-пресс, 2011. - 160 с.
13. Вести образования : электронная газета : М., 2017. - URL:
https://vogazeta.ru/articles/2022/1/24/quality of education/19062-
evgeniy yamburg samoe strashnoe v obrazovanii eto shablony (дата
обращения 24.01.2021)
14. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский / под ред. Т. М. Лифанова ; авт. коммент. М. А. Степанова. — М. : Просвещение, 1995. - 524 с.
15. Гавров, С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака : учебное пособие/ С. Н. Гавров. - М. : НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.
16. Гаспарян, Ю. А. Семья на пороге XXI века / Ю. А. Гаспарян. - СПб. : Петрополис, 1999. - 320 с
17. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения : утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532. Дата обновления: 17.10.2013. URL: http//www.consultant.ru (дата обращения 11.02.2021)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ