Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синдром профессионального выгорания и его профилактика в профессиях особого риска

Работа №93246

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Главное управление МЧС России по г. Москве.
Выборка: 42 сотрудника МЧС (38 мужчин в должностях «пожарный» и «командир отделения» и 4 женщины в должности «радиотелефонист») в возрасте от 26 до 38 лет, со стажем работы от 7 до 20 лет.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

Введение 3
Глава 1. Методолого-теоретические основы изучения синдрома профессионального выгорания и возможностей его профилактики в профессиях особого риска 7
1.1. Анализ подходов к изучению синдрома профессионального выгорания в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Особенности проявлений синдрома профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска 21
1.3. Возможности профилактики синдрома профессионального выгорания в профессиях особого риска 24
Глава 2. Эмпирическое исследование синдрома профессионального выгорания в профессиях особого риска и пути его профилактики 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Результаты исследования синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС 37
2.3. Рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС 57
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 74

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях во многих сферах профессиональной деятельности растет напряженность труда. В этой связи возрастает риск стрессовых перегрузок работников. Особенно актуальна эта проблема в профессиях, которые относят к профессиям особого риска. В этих видах профессиональной деятельности сотрудник сам находится в опасных ситуациях, а дополнительную психотравматизацию может получить в ходе соприкосновения с человеческой болью и страданиями пострадавших людей. В результате постоянного воздействия негативных стрессогенных факторов у специалистов профессий особого риска может деструктивно трансформироваться личность, в том числе под влиянием происходящего «профессионального выгорания».
Анализ публикаций свидетельствует, что из-за синдрома профессионального выгорания существенно изменяются многие аспекты жизнедеятельности личности: отмечается потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и интереса к профессиональной, социальной, академической деятельности; возрастает острота переживаний; идет увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению; проявляются равнодушие и отгороженность от проблем другого человека и др.
Следует отметить, что развитие симптомокомплекса профессионального выгорания не носит необратимый характер, т.к. на основании многочисленных исследований было доказано, что при реализации своевременной психологической профилактики представляется возможным замедлить или полностью остановить прогрессирование состояния.
Учитывая, что психологическая служба, существующая в МЧС России, испытывает потребность в методическом инструментарии для мониторинга и профилактики профвыгорания разных категорий сотрудников, нами и избрана тема настоящего курсовой работы.
Степень разработанности темы исследования. Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) впервые ввел в научный оборот американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с высокоответственной профессиональной деятельностью. Вопросам профессионального выгорания, в том числе у специалистов, чья деятельность связана с особым риском (МЧС, военнослужащие, полицейские и др.), посвящены публикации таких психологов, как В.А. Бодров, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, С. Сиднева, Е.С. Старченкова.
Высокая значимость изучения синдрома эмоционального выгорания привела к появлению многочисленных научных исследований в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем, факторы, обуславливающие возникновение анормального состояния, и отдельные аспекты становления симптомокомплекса, а также личностные качества, позволяющие специалистам сферы особого риска избежать его развития, остаются недостаточно изученными до сих пор. Другими словами, формируется противоречие между необходимостью развития личностных качеств, обеспечивающих противодействие и преодоление синдрома эмоционального выгорания, и недостаточностью изученности и представленности в научной литературе научно обоснованных психологических технологий, обеспечивающих конструктивное преодоление данной деструкции, в том числе и специалистами в сфере особого риска.
Объект исследования - синдром профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска.
Предмет исследования – особенности проявления синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
Цель исследования – выявление особенностей психодинамики развития синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС и обоснование путей его профилактики.
Гипотеза исследования: существуют особенности развития и проявления синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС, в частности:
1. Симптомокомплекс определенного уровня профессионального выгорания возникает и развивается при доминировании у сотрудников МЧС определенных индивидуально-психологических характеристик (деперсонализация, психическая напряженность, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоциональное истощение).
2. Своевременная психологическая поддержка в предотвращении профессионального выгорания должна быть построена на основе учета уровня и динамики развития по компонентам профессионального выгорания у сотрудника МЧС.
На основе объекта, предмета, цели и гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:
- проанализировать подходы к изучению синдрома профессионального выгорания в зарубежной и отечественной психологии;
- выделить особенности проявлений синдрома профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска;
- рассмотреть возможности профилактики синдрома профессионального выгорания в профессиях особого риска;
- обосновать программу эмпирического исследования;
- провести эмпирическое исследование синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС;
- разработать рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
Методолого-теоретической основой исследования (профессионального выгорания) выступили принципы единства сознания и деятельности, системный и ресурсный подходы к исследованию психических проявлений. В концептуальном плане существенное значения имели фундаментальные положения о:
- сущности личности как субъекта предметно-практической деятельности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, В.А. Бодров, С.А. Дружилов и др.);
- концепции профвыгорания (К. Маслач, А. Гарден, Е.П. Ильин, В.Е. Орел и др.) и инструментарий изучения его составляющих и уровня (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова);
- положения отечественных и зарубежных подходов к осознанной саморегуляции (А. Маслоу, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Г.С. Никифоров, Г.В. Ожиганова и др.).
Организация и методы исследования. Эмпирической базой исследования выступило Главное управление МЧС России по г. Москве, всего в исследовании участвовали 42 сотрудника МЧС.
В качестве методов исследования выступили:
- теоретические методы анализа, синтеза и обобщения при изучении научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методики психодиагностики: Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. (2009), Методика диагностики эмоционального выгорания (MBI К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Водопьяновой),
- математические методы статистики.
Наиболее значимые результаты исследования состоят в доказательстве, что возможна эффективная психологическая поддержка предотвращения и преодоления профессионального выгорания сотрудников МЧС, если она строится с учетом выявления уровня и динамики развития компонентов симптомокомплекса эмоционального выгорания (мотивационный, когнитивный, эмоциональный, волевой). Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки программ профилактики и коррекции эмоционального выгорания у разных категорий специалистов профессий особого риска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы в научной литературе все большую актуальность приобретает изучение синдрома профессионально-эмоционального выгорания у специалистов профессий особого риска.
В процессе проведения нашего исследования реализовывалась цель выявления особенностей психодинамики синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС и обоснование путей профилактики возникающих деструкций на уровне личности.
В процессе достижения поставленной цели был решен ряд актуальных задач, включая следующие:
1. Были рассмотрены и проанализированы психологические подходы к пониманию сущности профессионального выгорания, специфики происхождения и развития у специалистов сферы особого риска. В современной научной литературе под данным феноменом понимается профессиональный кризис, связанный как с работой в целом, так и с межличностными взаимоотношениями в процессе трудовой деятельности; синдром физического и эмоционального истощения; механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций.
2. Были обсуждены публикации, где изучались особенности профессионального выгорания специалистов сферы особого риска, с показом, что они более других категорий специалистов подверженных риску развития данного симптомокомплекса, а также проанализированы возможности профилактики синдрома профессионального выгорания в профессиях особого риска.
3. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей общего уровня и развитости компонентов симптомокомплексов эмоционального выгорания. В результате проведенного исследования было выделено 14 групп сотрудников МЧС, у которых отмечается в той или иной степени сформированность отдельных критериев синдрома эмоционального выгорания.
4. На основании проведенного эмпирического исследования была разработана программа психологической профилактики и коррекционной помощи, направленная на реализацию психологической поддержки сотрудников МЧС в зависимости от уровня сформированности и выраженности тех или иных фаз синдрома профессионально-эмоционального выгорания.
Разработанная программа содержала три блока: психоэнергетический, ценностно-смысловой, коммуникативно-поведенческий. В рамках каждого блока были обоснованы методы и психотехники оказания профессиональной профилактической и коррекционной помощи, направленной на снижение или преодоление симптоматики, сопровождающей определенную фазу сформированности того или иного уровня синдрома профессионально-эмоционального выгорания. В частности, психоэнергетический блок содержал методы обучения преодолению симптоматики фазы истощения, коммуникативно-поведенческий – фазы напряжения; ценностно-смысловой – фазы резистенции.
Содержание блоков позволяет использовать программу в процессе практической психологической работы со специалистами профессиональной сферы особого риска, а также представителями других смежных профессий особого риска. Вместе с тем, содержание блоков выступает общим, не учитывает индивидуальных особенностей личности, соответственно, требует дальнейшей детальной разработки, включения технологий, учитывающих индивидуальные особенности восприятия трудностей профессиональной деятельности специалистов сферы особого риска, направленных на преодоление и профилактику сформировавшихся критериев исследуемого симптомокомплекса профессионального выгорания.



1. Агузумцян Р.В., Папоян В.Р., Галстян А.С. и др. Психологическая безопасность личности в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. – М., 2018. – С. 191-213.
2. Андреяшкин О.В., Акинина Е.Б. Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум Электронный сборник статей по материалам I студенческой международной научно-практической конференции. – М., 2018. – С. 63-68.
3. Антипина У.Д., Алексеева С.Н., Антипин Г.П. и др. Синдром профессионального выгорания // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2017. – № 1 (06). – С. 99-105.
4. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. – 2009. – Т. 7. № 12. – С. 42-46.
5. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2010. – 278 с.
6. Буриш М. по: Андреяшкин О.В., Акинина Е.Б. Профессиональное выгорание, его суть и структура в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, 2018
7. Влах Н.И., Логунова Т.Д. Система психологической помощи представителям различных профессиональных групп с пре-невротическими субдепрессивными состояниями при синдроме эмоционального выгорания // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2018. - Т. 11. № 2. - С. 63-73.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 336 с.
9. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова и др. – Курск, 2013. – 440 с.
10. Гиндер О.И. Факторы эмоционального выгорания специалистов // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – Т.1. №1. – С. 167-171.
11. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. - СПб., 2008. – 96 с.
12. Грачева И.Е. Современные теоретические подходы и исследования эмоционального выгорания и сопутствующие ему психологические особенности // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 6. № 2. – С. 117-119.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта: учебное пособие. - СПб:СПбГУ, 2015. - 120 с.
14. Зайцев А.Б. Синдром профессионального выгорания // Наука ЮУрГУ Материалы 68-й научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. – 2016. – С. 1509-1513.
15. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 76 с.
16. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Москва, 2011. – 91 с
17. Коробкина Е.В. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на профессиональную деятельность // Мировой опыт и экономика регионов России. Сборник студенческих научных работ по материалам ХV Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием / под ред. Л.А. Дремовой. – 2017. – С. 165-169.
18. Кубенова Г.С. Синдром эмоционального выгорания: профессиональный стресс // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 15. – С. 88-92.
19. Лайкова И.В. Направления современных исследований эмоционального выгорания у представителей различных профессий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 18-23.
20. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. – М.: Речь, 2010. – 381 с.
21. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
22. Молокоедов А.В., Слободчиков И.М., Удовик С.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. – М.: Левъ, 2018. – 252 с.
23. Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). Когито-Центр, 2004. – 32 с.
24. Москалев С.В., Антоненко И.В. Особенности проявления и психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности // Психология в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции / под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. – 2017. – С. 362-365.
25. Овчарова Р.В. Влияние специфики профессиональной деятельности на эмоциональное выгорание сотрудников МЧС / Р.В. Овчарова, Е.М. Агафонцева // Вестник Курганского государственного университета. 2017. № 3 (46), 2017, С. 73-79.
26. Овчинников Ю.В., Палченкова М.В., Калачёв О.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика // Военно-медицинский журнал. – 2015. – Т. 336. № 7. – С. 17-24.
27. Орел В.Е Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Диссертация … д-ра психол. наук. – Ярославль, 2005. - 605 с.
28. Орел В.Е. Синдром «Психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Сибирский психологический журнал. – 2013. - №49. - С.67-71.
29. Петров А.П. Проблема основных детерминант синдрома эмоционального выгорания // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 11-12. – С. 54-56.
30. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 503 с.
31. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орел и др. – Курск, 2008. – 336 с.
32. Современные теоретические подходы и исследования эмоционального выгорания и сопутствующие ему психологические особенности / под ред. Вайнштейн Л.А. по: Грачева И.Е. – 2011. – 336 с.
33. Стрельникова Ю.Ю. Структурно-динамическая модель личностных изменений специалистов профессий экстремального профиля: дис. ... док. псих. наук: 2016. С. 136-148.
34. Хлоповских Ю.Г. Синдром профессионального выгорания в деятельности сотрудника ГПС МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. №. 1(7). С.33/
35. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. Москва: Смысл, 2007. – 43 с.
36. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personal and Social Psychology. 1998. 54. 466–475.
37. Freudenberger H.J. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165.
38. Garden A.M. по: Vendeloo S.N., Brand P.L., Verheyen C.C. Burnout and quality of life among orthopedic trainees in a modern educational programme: importance of the learning climate // Bone Joint. J. - 2014. -Vol. 96. - № 8. - P. 1133-1138
39. Golembiewsky R., Cherniss C. по: Vendeloo S.N., Brand P.L., Verheyen C.C. Burnout and quality of life among orthopedic trainees in a modern educational programme: importance of the learning climate, 2014. - P. 86.
40. Maslach C., Leiter M.P. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about it. - San Francisko, CA. - Jossey-Bass, 1997. - 186p.
41. Meyerson D. по: Vendeloo S.N., Brand P.L., Verheyen C.C. Burnout and quality of life among orthopedic trainees in a modern educational programme: importance of the learning climate, 2014. - P. 65.
42. R. Burke, Ogus Е., Shabo I., Larson S. по: Enzmann D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop, 1992
43. Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. 1999. V. 60. Issue 5. - P. 87.
44. Schaufell W.B., Enzmann D., Gi-rault N. Measurement of burnout: A Review // In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch / ed. W.B. Schaufell, C. Maslach, T. Marek. - Washington, DC: Taylor & Francisp, 2005. - P. 199-215.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ