Правовое положение Федерального казначейства
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Федерального казначейства как юридического лица 7
1.1 Организационно-правовая форма Федерального казначейства как
юридического лица 7
1.2 Организационное единство и структурные подразделения
Федерального казначейства 28
1.3 Имущественная обособленность Федерального казначейства 32
Глава 2. Участие Федерального казначейства в договорных отношениях 37
2.1 Федеральное казначейство как сторона гражданско-правового
договора 37
2.2 Заключение государственного контракта Федеральным
казначейством 42
Глава 3. Гражданско-правовая ответственность Федерального казначейства....63
3.1 Договорная ответственность Федерального казначейства 63
3.2 Внедоговорная ответственность Федерального казначейства 73
Заключение 88
Библиографический список 92
Глава 1. Общая характеристика Федерального казначейства как юридического лица 7
1.1 Организационно-правовая форма Федерального казначейства как
юридического лица 7
1.2 Организационное единство и структурные подразделения
Федерального казначейства 28
1.3 Имущественная обособленность Федерального казначейства 32
Глава 2. Участие Федерального казначейства в договорных отношениях 37
2.1 Федеральное казначейство как сторона гражданско-правового
договора 37
2.2 Заключение государственного контракта Федеральным
казначейством 42
Глава 3. Гражданско-правовая ответственность Федерального казначейства....63
3.1 Договорная ответственность Федерального казначейства 63
3.2 Внедоговорная ответственность Федерального казначейства 73
Заключение 88
Библиографический список 92
Согласно положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе», Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. При этом указанным положением закреплено, что Федеральное казначейство является юридическим лицом.
Основные начала гражданского законодательства, содержащиеся в п. 2 ст. 1 ГК РФ, устанавливают, что юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Данное положение в теории гражданского права именуется принципом автономии воли. Относительно распространения данного принципа на властные (государственные) органы как выразителей интереса публично-правового образования в законодательстве не указано и в теории цивилистики нет однозначного мнения по данному поводу.
Белых В.С. отмечал, что, будучи юридическим лицом, Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, которое также является юридическим лицом. В свою очередь Минфин находится в непосредственном подчинении у Правительства РФ, как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.
В связи с чем представляется не ясным, является ли рассматриваемый орган самостоятельным участником гражданских правоотношений при наделении его статусом органа власти, обладает ли он правом выступать в таких отношениях от собственного имени.
Особенностями органов власти является то, что они не обладают главными характеристиками субъектов гражданского права, поскольку воля такого органа производна от воли публично-правового образования, а право собственности на имущество отсутствует, так как органы государственной власти, являясь казенными учреждениями, обладают имуществом на праве оперативного управления .
Таким образом, возникает необходимость определить гражданско- правовое положение Федерального казначейства с учетом его положения в системе органов государственной власти.
Актуальность выбранной темы обусловлена особым характером правового статуса указанного федерального органа исполнительной власти, его двойственной правовой природой. Он, с одной стороны, участвует в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта гражданского права. Однако, с другой стороны, орган государственной власти создан для выполнения множества правоприменительных функций, имеющих важное публичное значение.
До сих пор дискуссионными являются многие вопросы, такие как, является ли орган государственной власти юридическим лицом, какова его организационно-правовая форма, может ли он выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта.
Федеральное казначейство действует в рамках своей компетенции, установленной Положением, которое лишь закрепляет полномочия этого органа, устанавливает организацию его деятельности, не раскрывая при этом статус рассматриваемого государственного органа, его организационно - правовую форму. Перечисленные дискуссионные и нерешенные в законодательстве вопросы влияют и на правоприменительную практику, и на деятельность самого Федерального казначейства при его участии в гражданско- правовых отношениях.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых Федеральное казначейство выступает как самостоятельный участник гражданского оборота.
Предмет работы составляют нормы отечественного гражданского права, проанализированные с точки зрения правового положения Федерального казначейства, его участия в гражданских правоотношениях как непосредственного носителя субъективных гражданских прав и обязанностей, минуя публичный статус этого органа. В предмет исследования включены и теоретические взгляды российских ученых, таких как В.В. Артемова, В.В. Бараненкова, А.А. Болдырева, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.Б. Инжиевой и других, в работах которых создавалась научная база для концептуального вывода о необходимости законодательного закрепления статуса органов государственной власти в рамках правовой конструкции казенных учреждений. Также предметом исследования являются судебные постановления судов Российской Федерации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение гражданско-правового положения Федерального казначейства посредством анализа признаков юридического лица, возможности его участия в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта, механизма привлечения к договорной и внедоговорной ответственности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить организационно-правовую форму Федерального казначейства; раскрыть организационное единство Федерального казначейства, его структуру; проанализировать имущественную обособленность Федерального казначейства; рассмотреть возможность участия Федерального казначейства в гражданском обороте как самостоятельной стороны гражданско- правового договора; изучить порядок заключения государственных контрактов Федеральным казначейством, а также механизм привлечения Федерального казначейства к договорной и внедоговорной ответственности.
Основные начала гражданского законодательства, содержащиеся в п. 2 ст. 1 ГК РФ, устанавливают, что юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Данное положение в теории гражданского права именуется принципом автономии воли. Относительно распространения данного принципа на властные (государственные) органы как выразителей интереса публично-правового образования в законодательстве не указано и в теории цивилистики нет однозначного мнения по данному поводу.
Белых В.С. отмечал, что, будучи юридическим лицом, Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, которое также является юридическим лицом. В свою очередь Минфин находится в непосредственном подчинении у Правительства РФ, как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.
В связи с чем представляется не ясным, является ли рассматриваемый орган самостоятельным участником гражданских правоотношений при наделении его статусом органа власти, обладает ли он правом выступать в таких отношениях от собственного имени.
Особенностями органов власти является то, что они не обладают главными характеристиками субъектов гражданского права, поскольку воля такого органа производна от воли публично-правового образования, а право собственности на имущество отсутствует, так как органы государственной власти, являясь казенными учреждениями, обладают имуществом на праве оперативного управления .
Таким образом, возникает необходимость определить гражданско- правовое положение Федерального казначейства с учетом его положения в системе органов государственной власти.
Актуальность выбранной темы обусловлена особым характером правового статуса указанного федерального органа исполнительной власти, его двойственной правовой природой. Он, с одной стороны, участвует в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта гражданского права. Однако, с другой стороны, орган государственной власти создан для выполнения множества правоприменительных функций, имеющих важное публичное значение.
До сих пор дискуссионными являются многие вопросы, такие как, является ли орган государственной власти юридическим лицом, какова его организационно-правовая форма, может ли он выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта.
Федеральное казначейство действует в рамках своей компетенции, установленной Положением, которое лишь закрепляет полномочия этого органа, устанавливает организацию его деятельности, не раскрывая при этом статус рассматриваемого государственного органа, его организационно - правовую форму. Перечисленные дискуссионные и нерешенные в законодательстве вопросы влияют и на правоприменительную практику, и на деятельность самого Федерального казначейства при его участии в гражданско- правовых отношениях.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых Федеральное казначейство выступает как самостоятельный участник гражданского оборота.
Предмет работы составляют нормы отечественного гражданского права, проанализированные с точки зрения правового положения Федерального казначейства, его участия в гражданских правоотношениях как непосредственного носителя субъективных гражданских прав и обязанностей, минуя публичный статус этого органа. В предмет исследования включены и теоретические взгляды российских ученых, таких как В.В. Артемова, В.В. Бараненкова, А.А. Болдырева, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.Б. Инжиевой и других, в работах которых создавалась научная база для концептуального вывода о необходимости законодательного закрепления статуса органов государственной власти в рамках правовой конструкции казенных учреждений. Также предметом исследования являются судебные постановления судов Российской Федерации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение гражданско-правового положения Федерального казначейства посредством анализа признаков юридического лица, возможности его участия в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта, механизма привлечения к договорной и внедоговорной ответственности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить организационно-правовую форму Федерального казначейства; раскрыть организационное единство Федерального казначейства, его структуру; проанализировать имущественную обособленность Федерального казначейства; рассмотреть возможность участия Федерального казначейства в гражданском обороте как самостоятельной стороны гражданско- правового договора; изучить порядок заключения государственных контрактов Федеральным казначейством, а также механизм привлечения Федерального казначейства к договорной и внедоговорной ответственности.
С учетом анализа законодательства и доктринальных положений можно прийти к выводу о том, что Федеральное казначейство, выступающее в гражданских правоотношениях от имени публично-правового образования, является самостоятельным участником гражданского оборота.
Особое внимание в работе уделено рассмотрению широко обсуждаемой в литературе проблеме наличия самостоятельной организационно-правовой формы органов государственной власти, ее определения, вызванной невозможностью существования юридического лица как участника гражданских правоотношений вне организационно-правовой формы. Выявлено, что наличие разнообразных мнений к разрешению данного вопроса в науке гражданского права порождено самим состоянием закона.
В силу проведенного анализа в работе говорится о возможности рассмотрения Федерального казначейства с позиции гражданского права как казенного учреждения, в силу чего к нему следует применять нормы статей 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сделанный вывод законодательно не закреплен. Отсутствие в законе определения организационно-правового статуса указанного органа государственной власти вызывает затруднения и на практике. В данной связи предполагается необходимым внести дополнения в положение «О Федеральном казначействе», где законодательно закрепить его организационно-правовую форму, поскольку в данной части упомянутый нормативный акт имеет явный пробел. Положением закреплены полномочия данного органа, организация его деятельности, при этом абсолютно не раскрывается правовой статус рассматриваемого государственного органа.
В работе дано определение Федеральному казначейству как юридическому лицу публичного права. Однако представляется не ясным, в чем заключается практическая потребность выделения некоммерческих юридических лиц в особенную категорию публичных юридических лиц, если ни законодатель, ни судебная практика и без того не испытывают особых затруднений в уяснении особенностей их правового режима. Создается впечатление, что значение подобной позиции заключается лишь в обосновании самостоятельной юридической личности у органов государственной власти. При признании публичного юридического лица самостоятельным типом субъекта права возможен распад единой категории юридического лица как правового образа, полученного в результате обобщения его признаков, что нельзя признать допустимым. Поэтому Федеральное казначейство нельзя определить как юридическое лицо публичного права, поскольку понятие указанной правовой конструкции в настоящее время является сугубо доктринальным.
К настоящему времени рассмотрение Федерального казначейства как стороны гражданско-правового договора, например, в качестве покупателя, является отступлением от базовых принципов обязательственного права, в том числе нормы предложения 1 ч. 1 ст. 431 ГК РФ: «При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений». Обратим внимание: в данной норме идет речь о тексте самого договора вообще, а не только о его условиях (правах и обязанностях сторон). Выяснение целей, для которых он заключался, и мотивов, которыми руководствовались стороны, в качестве критерия, применяемого при определении стороны договорного отношения, - экстраординарное исключение.
Рассмотрение комплекса отношений, связанных с формированием, размещением и исполнением государственных заказов, выявило немалое количество проблем в их правовом регулировании. Этим объясняется актуальность и высокая значимость работы по совершенствованию законодательства о закупках, в том числе в связи с необходимостью надлежащего правового обеспечения функционирования федеральной контрактной системы.
Оценивая с позиции достаточности правовое регулирование организационных отношений, обеспечивающих заключение Федеральным казначейством государственных контрактов от имени Российской Федерации, приходится столкнуться с тем, что анализировать можно лишь нормы о процедурах, предшествующих его заключению, но не о характере и последствиях действий по заключению контракта юридическим лицом в чужом (публичного образования) интересе.
Проект государственного контракта должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к договорам, в том числе заключенным от имени Российской Федерации, по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В данной связи представляется необходимым на законодательном уровне утвердить типовые форму государственного контракта, приемлемую для заключения органами государственной власти от имени Российской Федерации, дабы избежать нарушений требований законодательства при их заключении.
До сих пор существуют различные подходы к выделению особенностей механизма гражданско-правовой ответственности государственных органов за вред, причиняемый государственными органами и служащими в сферах осуществления государственной власти, административного управления, иных сфер государственной деятельности.
Приходится констатировать, что в Гражданском кодексе Российской Федерации вопросам ответственности государственных органов посвящены лишь две статьи (1069, 1070), что является недостаточным для устранения многих неясностей относительно дополнительных условий и оснований деликтной гражданско-правовой ответственности государственных органов.
Именно нормы гражданского права, гражданско-правовые способы и средства защиты прав граждан и организаций способны обеспечить достойный вклад в области такой защиты указанных субъектов права в сфере осуществления публичной власти. Необходимо комплексное исследование гражданско-правовой ответственности государства за причинение вреда государственными органами, их должностными лицами в сфере осуществления публичной власти.
Особое внимание в работе уделено рассмотрению широко обсуждаемой в литературе проблеме наличия самостоятельной организационно-правовой формы органов государственной власти, ее определения, вызванной невозможностью существования юридического лица как участника гражданских правоотношений вне организационно-правовой формы. Выявлено, что наличие разнообразных мнений к разрешению данного вопроса в науке гражданского права порождено самим состоянием закона.
В силу проведенного анализа в работе говорится о возможности рассмотрения Федерального казначейства с позиции гражданского права как казенного учреждения, в силу чего к нему следует применять нормы статей 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сделанный вывод законодательно не закреплен. Отсутствие в законе определения организационно-правового статуса указанного органа государственной власти вызывает затруднения и на практике. В данной связи предполагается необходимым внести дополнения в положение «О Федеральном казначействе», где законодательно закрепить его организационно-правовую форму, поскольку в данной части упомянутый нормативный акт имеет явный пробел. Положением закреплены полномочия данного органа, организация его деятельности, при этом абсолютно не раскрывается правовой статус рассматриваемого государственного органа.
В работе дано определение Федеральному казначейству как юридическому лицу публичного права. Однако представляется не ясным, в чем заключается практическая потребность выделения некоммерческих юридических лиц в особенную категорию публичных юридических лиц, если ни законодатель, ни судебная практика и без того не испытывают особых затруднений в уяснении особенностей их правового режима. Создается впечатление, что значение подобной позиции заключается лишь в обосновании самостоятельной юридической личности у органов государственной власти. При признании публичного юридического лица самостоятельным типом субъекта права возможен распад единой категории юридического лица как правового образа, полученного в результате обобщения его признаков, что нельзя признать допустимым. Поэтому Федеральное казначейство нельзя определить как юридическое лицо публичного права, поскольку понятие указанной правовой конструкции в настоящее время является сугубо доктринальным.
К настоящему времени рассмотрение Федерального казначейства как стороны гражданско-правового договора, например, в качестве покупателя, является отступлением от базовых принципов обязательственного права, в том числе нормы предложения 1 ч. 1 ст. 431 ГК РФ: «При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений». Обратим внимание: в данной норме идет речь о тексте самого договора вообще, а не только о его условиях (правах и обязанностях сторон). Выяснение целей, для которых он заключался, и мотивов, которыми руководствовались стороны, в качестве критерия, применяемого при определении стороны договорного отношения, - экстраординарное исключение.
Рассмотрение комплекса отношений, связанных с формированием, размещением и исполнением государственных заказов, выявило немалое количество проблем в их правовом регулировании. Этим объясняется актуальность и высокая значимость работы по совершенствованию законодательства о закупках, в том числе в связи с необходимостью надлежащего правового обеспечения функционирования федеральной контрактной системы.
Оценивая с позиции достаточности правовое регулирование организационных отношений, обеспечивающих заключение Федеральным казначейством государственных контрактов от имени Российской Федерации, приходится столкнуться с тем, что анализировать можно лишь нормы о процедурах, предшествующих его заключению, но не о характере и последствиях действий по заключению контракта юридическим лицом в чужом (публичного образования) интересе.
Проект государственного контракта должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к договорам, в том числе заключенным от имени Российской Федерации, по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В данной связи представляется необходимым на законодательном уровне утвердить типовые форму государственного контракта, приемлемую для заключения органами государственной власти от имени Российской Федерации, дабы избежать нарушений требований законодательства при их заключении.
До сих пор существуют различные подходы к выделению особенностей механизма гражданско-правовой ответственности государственных органов за вред, причиняемый государственными органами и служащими в сферах осуществления государственной власти, административного управления, иных сфер государственной деятельности.
Приходится констатировать, что в Гражданском кодексе Российской Федерации вопросам ответственности государственных органов посвящены лишь две статьи (1069, 1070), что является недостаточным для устранения многих неясностей относительно дополнительных условий и оснований деликтной гражданско-правовой ответственности государственных органов.
Именно нормы гражданского права, гражданско-правовые способы и средства защиты прав граждан и организаций способны обеспечить достойный вклад в области такой защиты указанных субъектов права в сфере осуществления публичной власти. Необходимо комплексное исследование гражданско-правовой ответственности государства за причинение вреда государственными органами, их должностными лицами в сфере осуществления публичной власти.
Подобные работы
- ИСПОЛНЕНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, автоматизация технологических процессов. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Отчет по преддипломной практике (Омский государственный университет, Управление Федерального казначейства по Омской области)
Отчеты по практике, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Казначейская система исполнения бюджета публично-правового образования (Бюджетная система)
Курсовые работы, бюджетное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Казначейский контроль операций по исполнению расходов федерального бюджета (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Анализ и совершенствование кассового обслуживания исполнения
федерального бюджета
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГИИС «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Контроль за формированием и использованием средств бюджетных организаций в системе федерального казначейства.
Контрольные работы, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2012



