СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОМПАНИИ (на примере ОАО «РЖД»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1 Финансовый контроль, его формы и характеристика, основные задачи
внутреннего контроля 11
1.2 Формирование системы внутреннего контроля, аудита и управления
рисками в вертикально - интегрированных холдингах 18
1.3 Особенности организации и функционирования системы внутреннего
финансового контроля в вертикально - интегрированных холдингах 25
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ОАО «РЖД» 35
2.1 Аналитическое исследование современной концепции формирования
системы внутреннего финансового контроля в ОАО «РЖД» 35
2.2 Оценка системы внутреннего финансового контроля в ОАО «РЖД» ... 45
2.3 Основные направления совершенствования современной концепции
формирования внутреннего финансового контроля в ОАО «РЖД» 56
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В ОАО «РЖД» НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ 61
3.1 Разработка стандартов, регламентирующих проведение внутреннего
финансового контроля в ОАО «РЖД» 61
3.2 Организация и оценка эффективности системы внутреннего
финансового контроля в ОАО «РЖД» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1 Финансовый контроль, его формы и характеристика, основные задачи
внутреннего контроля 11
1.2 Формирование системы внутреннего контроля, аудита и управления
рисками в вертикально - интегрированных холдингах 18
1.3 Особенности организации и функционирования системы внутреннего
финансового контроля в вертикально - интегрированных холдингах 25
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ОАО «РЖД» 35
2.1 Аналитическое исследование современной концепции формирования
системы внутреннего финансового контроля в ОАО «РЖД» 35
2.2 Оценка системы внутреннего финансового контроля в ОАО «РЖД» ... 45
2.3 Основные направления совершенствования современной концепции
формирования внутреннего финансового контроля в ОАО «РЖД» 56
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В ОАО «РЖД» НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ 61
3.1 Разработка стандартов, регламентирующих проведение внутреннего
финансового контроля в ОАО «РЖД» 61
3.2 Организация и оценка эффективности системы внутреннего
финансового контроля в ОАО «РЖД» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных условиях по мере развития экономического потенциала Российской Федерации всё более актуальными становятся проблемы увеличения эффективности бизнес-процессов. Практика наглядно свидетельствует о том, что потери от неэффективности бизнес-процессов во многом превосходят по своему объёму потери от злоупотреблений в конкретной коммерческой организации. Интересы разнообразных групп лиц, пользующихся бухгалтерской (финансовой) отчётностью, лежащей в основе планирования финансовой, управленческой информацией, связаны не только с достоверностью, которая обеспечивается при помощи выполнения важнейших принципов бухгалтерского учёта, но и с уместностью данных видов информации. В структурах холдинга внутренний финансовый контроль и внутренний аудит тесным образом взаимодействуют между собой, а их рациональная организация и оптимальное функционирование содействуют формированию достоверной и релевантной информации в рамках учётно-аналитической системы.
Оптимальное действие вертикально-интегрированных холдингов в настоящее время обусловлено гибкостью и восприимчивостью системы управления к факторам как внешней, так и внутренней среды. В организациях, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели, должна оцениваться значимость учётной информации, предназначенная для принятия своевременных управленческих решений. Осуществление в крупных компаниях данной задачи возлагается на систему внутреннего контроля и аудита. При этом внутренний аудит следует рассматривать в сочетании с развитием внутрихозяйственного и экономического контроля в целом. В связи с этим представляется необходимым отметить, что цели, задачи и функции внутреннего аудита предопределяются стратегией организации, целями и задачами, которые были поставлены руководством, спецификой соответствующей отрасли, масштабами деятельности, состоянием внешней макро- и микросреды.
Железнодорожный комплекс Российской Федерации обладает сложной структурой и является стратегически важным для страны в целом. Выступая в качестве связующего звена целостной экономической системы, указанный комплекс организовывает деятельность промышленных предприятий. Именно железнодорожный транспорт выступает в качестве самого доступного транспорта для миллионов граждан Российской Федерации. Значительные объёмы грузовых и пассажирских перевозок, повышенные финансовые рейтинги, отвечающая современным требованиям научно¬техническая база, специалисты, обладающие высокой квалификацией, проектные и строительные мощности, опыт успешного сотрудничества с международными компаниями и организациями являются факторами, благодаря которым ОАО «РЖД» вошло в тройку лидеров железнодорожных компаний мира.
Образованное в ходе проведения реформы железнодорожной отрасли и учреждённое в 2003 г. ОАО «РЖД» обладает имуществом, сформированным путём внесения в уставный капитал в соответствии с балансовой стоимостью активов девятисот восьмидесяти семи юридических лиц федерального железнодорожного транспорта. Основная задача ОАО «РЖД», которая заключается в удовлетворении спроса на рынке перевозок, поддержании роста эффективности деятельности, сохранения качественного характера осуществления услуг и интенсивной интеграции в транспортную систему европейских и других иностранных партнёров, не может быть осуществлена без соответствующей структуры, а также сбалансированного функционирования системы внутреннего контроля и аудита. Масштабность, а также дифференцированный характер осуществляемых видов деятельности, усложнённая корпоративная структура, которая включает в себя филиалы, представительства, зависимые, дочерние юридические лица (ДЗО), является условием необходимости разработки способов, подходов, методик к организации и функционированию системы внутреннего контроля и аудита [45, с. 42-46].
Осуществление реформы железнодорожной отрасли обусловлено как изменяющимся характером структуры системы управления ОАО «РЖД» и её превращением в вертикально-интегрированную компанию холдингового типа, так и превращением основного бизнеса в дочерние и зависимые юридические лица, дирекции, иные бизнес-единицы, что в свою очередь ставит перед необходимостью должного контроля за их деятельностью и исполнения внутреннего аудита. В структуре ОАО «РЖД» в Центре «Желдорконтроль» создана необходимая методическая и методологическая основа, собран опыт осуществления внутреннего аудита, позволяющий дать оценку финансово-хозяйственной деятельности, сформулировать
рекомендации по устранению и профилактике нарушений, реализации внутрипроизводственных резервов.
В то же время система внутреннего финансового контроля и аудита в ОАО «РЖД» главным образом направлена на обнаружение нарушений требований законодательства и злоупотреблений. На данный момент необходим перенос центра внимания с подтверждающего аудита на подтверждающе-аналитический, основывающийся на применении таких теорий как теория консалтинга, адекватности, контроллинга. При этом в рамках системы внутреннего контроля и аудита надлежит активно применять управленческий аудит; применение указанного вида аудита будет содействовать обнаружению производственных резервов, а также выработке рекомендаций применительно к их реализации в сочетании с мероприятиями предупредительно-профилактического характера, которые направлены на предотвращение злоупотреблений.
Актуальность и первостепенное значение образования и развития системы внутреннего контроля и аудита, а также их адаптации к потребностям организаций железнодорожного транспорта обусловили выбор темы и направления исследования.
Многозначительный вклад в разработку методологии и конкретных методик внутреннего контроля и аудита внесли следующие отечественные учёные: А. Ю. Аджиева, П. А. Аркин, Д. А. Артеменко, М. У. Базарова, Н. С. Белогина, С. В. Бокатая, М. А. Вайкок, М. А. Дементиенко, А. Ю. Демидов, И. Д. Демина, А. Н. Казанцева, О. Е. Качкова, И. Д. Котляров, В. В. Крайнова, В. К. Козлов, Н. С. Пионткевич, Т. Б. Турищева, Е. А. Хачатуров- Тавризян, Л. Хуаныш, Е.Шапочка, Е.Г. Шатковская.
Опыт управления крупными предприятиями железнодорожного транспорта отчётливо говорит о крайней необходимости
усовершенствования системы внутреннего финансового контроля и аудита с учётом специфических условий хозяйствования, структуры
производственного процесса, а также его нормативно-правового регулирования.
Отмечая вклад существующих исследований в данной области, стоит отметить, что на данный момент остается неразрешённым определённый круг научных, а также практических вопросов, которые связаны с конкретными способами организации и функционирования системы внутреннего финансового контроля и аудита в холдингах вертикально-интегрированного характера. Указанные факторы предопределили выбор темы исследования.
Целью данного исследования выступает теоретическое обоснование и формулирование научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего финансового контроля в вертикально-интегрированных холдингах с учётом специфики железнодорожной отрасли.
В рамках достижения указанной цели сформулированы следующие научно-исследовательские задачи:
- определить сущность экономического контроля, установить его основные задачи, а также выделить формы его осуществления;
- исследовать и подвергнуть критической оценке нормативную правовую основу организации, а также работоспособности системы внутреннего контроля и внутреннего аудита применительно к холдингам;
- определить особенности, которые необходимо принимать во внимание при формировании системы внутреннего финансового контроля в холдинговых структурах;
- предложить последовательность осуществления оценки системы риск-менеджмента для оптимального обнаружения зон повышенного риска в ходе проведения внутреннего аудита.
- исследовать современную теорию конструирования системы внутреннего финансового контроля и аудита в холдингах вертикально-интегрированного характера (на примере ОАО «РЖД) и определить основные направления ее совершенствования.
В качестве предмета исследования выступает совокупность вопросов, носящих теоретический и практический характер, которые определяют содержание, организацию и функционирование системы внутреннего финансового контроля в холдингах вертикально-интегрированного характера. Объектом представленного исследования выступает ОАО «Российские железные дороги», а также его структурные подразделения, филиалы, зависимые юридические лица, юридические лица дочернего характера.
Научная новизна данного исследования состоит в теоретическом обосновании и формулировании научных, а также практических выводов рекомендательного характера по реформированию системы внутреннего контроля и аудита в вертикально-интегрированных холдингах с учётом специфики железнодорожной отрасли.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают научные труды известных отечественных и зарубежных учёных в области бухгалтерского учёта, анализа и аудита, материалы соответствующих периодических изданий, энциклопедические источники, нормативные правовые акты, которые регламентируют внутренний финансовый контроль, а также специальная и экономическая литература по смежной с выбранным направлением исследования тематике. В ходе подготовки данного исследования были использованы соответствующие материалы научных конференций, семинаров, которые посвящены проблемам совершенствования внутреннего финансового контроля.
В качестве методологической основы исследования выступили как способы познания окружающей действительности общенаучного характера, так и методы отдельных отраслей научного знания. В качестве основы был выбран диалектический метод познания, который позволяет рассматривать все явления и процессы, которые протекают внутри хозяйствующего субъекта, в непрерывном движении, развитии, взаимозависимости и взаимообусловленности.
Информационно-эмпирическая база представлена законодательными и нормативными актами Российской Федерации, разработки Министерства финансов Российской Федерации, международными нормативными актами в области внутреннего аудита, материалами Института внутренних аудиторов, корпоративной документации ОАО «Российские железные дороги» по организации системы внутреннего финансового контроля, а также бухгалтерской отчётностью, данными синтетического и аналитического учёта предприятий железнодорожного транспорта.
Оптимальное действие вертикально-интегрированных холдингов в настоящее время обусловлено гибкостью и восприимчивостью системы управления к факторам как внешней, так и внутренней среды. В организациях, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели, должна оцениваться значимость учётной информации, предназначенная для принятия своевременных управленческих решений. Осуществление в крупных компаниях данной задачи возлагается на систему внутреннего контроля и аудита. При этом внутренний аудит следует рассматривать в сочетании с развитием внутрихозяйственного и экономического контроля в целом. В связи с этим представляется необходимым отметить, что цели, задачи и функции внутреннего аудита предопределяются стратегией организации, целями и задачами, которые были поставлены руководством, спецификой соответствующей отрасли, масштабами деятельности, состоянием внешней макро- и микросреды.
Железнодорожный комплекс Российской Федерации обладает сложной структурой и является стратегически важным для страны в целом. Выступая в качестве связующего звена целостной экономической системы, указанный комплекс организовывает деятельность промышленных предприятий. Именно железнодорожный транспорт выступает в качестве самого доступного транспорта для миллионов граждан Российской Федерации. Значительные объёмы грузовых и пассажирских перевозок, повышенные финансовые рейтинги, отвечающая современным требованиям научно¬техническая база, специалисты, обладающие высокой квалификацией, проектные и строительные мощности, опыт успешного сотрудничества с международными компаниями и организациями являются факторами, благодаря которым ОАО «РЖД» вошло в тройку лидеров железнодорожных компаний мира.
Образованное в ходе проведения реформы железнодорожной отрасли и учреждённое в 2003 г. ОАО «РЖД» обладает имуществом, сформированным путём внесения в уставный капитал в соответствии с балансовой стоимостью активов девятисот восьмидесяти семи юридических лиц федерального железнодорожного транспорта. Основная задача ОАО «РЖД», которая заключается в удовлетворении спроса на рынке перевозок, поддержании роста эффективности деятельности, сохранения качественного характера осуществления услуг и интенсивной интеграции в транспортную систему европейских и других иностранных партнёров, не может быть осуществлена без соответствующей структуры, а также сбалансированного функционирования системы внутреннего контроля и аудита. Масштабность, а также дифференцированный характер осуществляемых видов деятельности, усложнённая корпоративная структура, которая включает в себя филиалы, представительства, зависимые, дочерние юридические лица (ДЗО), является условием необходимости разработки способов, подходов, методик к организации и функционированию системы внутреннего контроля и аудита [45, с. 42-46].
Осуществление реформы железнодорожной отрасли обусловлено как изменяющимся характером структуры системы управления ОАО «РЖД» и её превращением в вертикально-интегрированную компанию холдингового типа, так и превращением основного бизнеса в дочерние и зависимые юридические лица, дирекции, иные бизнес-единицы, что в свою очередь ставит перед необходимостью должного контроля за их деятельностью и исполнения внутреннего аудита. В структуре ОАО «РЖД» в Центре «Желдорконтроль» создана необходимая методическая и методологическая основа, собран опыт осуществления внутреннего аудита, позволяющий дать оценку финансово-хозяйственной деятельности, сформулировать
рекомендации по устранению и профилактике нарушений, реализации внутрипроизводственных резервов.
В то же время система внутреннего финансового контроля и аудита в ОАО «РЖД» главным образом направлена на обнаружение нарушений требований законодательства и злоупотреблений. На данный момент необходим перенос центра внимания с подтверждающего аудита на подтверждающе-аналитический, основывающийся на применении таких теорий как теория консалтинга, адекватности, контроллинга. При этом в рамках системы внутреннего контроля и аудита надлежит активно применять управленческий аудит; применение указанного вида аудита будет содействовать обнаружению производственных резервов, а также выработке рекомендаций применительно к их реализации в сочетании с мероприятиями предупредительно-профилактического характера, которые направлены на предотвращение злоупотреблений.
Актуальность и первостепенное значение образования и развития системы внутреннего контроля и аудита, а также их адаптации к потребностям организаций железнодорожного транспорта обусловили выбор темы и направления исследования.
Многозначительный вклад в разработку методологии и конкретных методик внутреннего контроля и аудита внесли следующие отечественные учёные: А. Ю. Аджиева, П. А. Аркин, Д. А. Артеменко, М. У. Базарова, Н. С. Белогина, С. В. Бокатая, М. А. Вайкок, М. А. Дементиенко, А. Ю. Демидов, И. Д. Демина, А. Н. Казанцева, О. Е. Качкова, И. Д. Котляров, В. В. Крайнова, В. К. Козлов, Н. С. Пионткевич, Т. Б. Турищева, Е. А. Хачатуров- Тавризян, Л. Хуаныш, Е.Шапочка, Е.Г. Шатковская.
Опыт управления крупными предприятиями железнодорожного транспорта отчётливо говорит о крайней необходимости
усовершенствования системы внутреннего финансового контроля и аудита с учётом специфических условий хозяйствования, структуры
производственного процесса, а также его нормативно-правового регулирования.
Отмечая вклад существующих исследований в данной области, стоит отметить, что на данный момент остается неразрешённым определённый круг научных, а также практических вопросов, которые связаны с конкретными способами организации и функционирования системы внутреннего финансового контроля и аудита в холдингах вертикально-интегрированного характера. Указанные факторы предопределили выбор темы исследования.
Целью данного исследования выступает теоретическое обоснование и формулирование научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего финансового контроля в вертикально-интегрированных холдингах с учётом специфики железнодорожной отрасли.
В рамках достижения указанной цели сформулированы следующие научно-исследовательские задачи:
- определить сущность экономического контроля, установить его основные задачи, а также выделить формы его осуществления;
- исследовать и подвергнуть критической оценке нормативную правовую основу организации, а также работоспособности системы внутреннего контроля и внутреннего аудита применительно к холдингам;
- определить особенности, которые необходимо принимать во внимание при формировании системы внутреннего финансового контроля в холдинговых структурах;
- предложить последовательность осуществления оценки системы риск-менеджмента для оптимального обнаружения зон повышенного риска в ходе проведения внутреннего аудита.
- исследовать современную теорию конструирования системы внутреннего финансового контроля и аудита в холдингах вертикально-интегрированного характера (на примере ОАО «РЖД) и определить основные направления ее совершенствования.
В качестве предмета исследования выступает совокупность вопросов, носящих теоретический и практический характер, которые определяют содержание, организацию и функционирование системы внутреннего финансового контроля в холдингах вертикально-интегрированного характера. Объектом представленного исследования выступает ОАО «Российские железные дороги», а также его структурные подразделения, филиалы, зависимые юридические лица, юридические лица дочернего характера.
Научная новизна данного исследования состоит в теоретическом обосновании и формулировании научных, а также практических выводов рекомендательного характера по реформированию системы внутреннего контроля и аудита в вертикально-интегрированных холдингах с учётом специфики железнодорожной отрасли.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают научные труды известных отечественных и зарубежных учёных в области бухгалтерского учёта, анализа и аудита, материалы соответствующих периодических изданий, энциклопедические источники, нормативные правовые акты, которые регламентируют внутренний финансовый контроль, а также специальная и экономическая литература по смежной с выбранным направлением исследования тематике. В ходе подготовки данного исследования были использованы соответствующие материалы научных конференций, семинаров, которые посвящены проблемам совершенствования внутреннего финансового контроля.
В качестве методологической основы исследования выступили как способы познания окружающей действительности общенаучного характера, так и методы отдельных отраслей научного знания. В качестве основы был выбран диалектический метод познания, который позволяет рассматривать все явления и процессы, которые протекают внутри хозяйствующего субъекта, в непрерывном движении, развитии, взаимозависимости и взаимообусловленности.
Информационно-эмпирическая база представлена законодательными и нормативными актами Российской Федерации, разработки Министерства финансов Российской Федерации, международными нормативными актами в области внутреннего аудита, материалами Института внутренних аудиторов, корпоративной документации ОАО «Российские железные дороги» по организации системы внутреннего финансового контроля, а также бухгалтерской отчётностью, данными синтетического и аналитического учёта предприятий железнодорожного транспорта.
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России.
Миссия Компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности ОАО «РЖД» - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в области грузовых и пассажирских перевозок, работ и услуг, оказываемых железнодорожным транспортом как внутри России, так и на международном рынке, а также извлечение прибыли.
Имущество предприятия представлено в значительно большей степени внеоборотными активами, которые составляют более 90% от всего имущества на протяжении анализируемых лет.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что в современных условиях наблюдается ужесточение конкуренции, особенно для компаний, осуществляющих деятельность в международном масштабе. Функционирование системы внутреннего контроля это не столько процесс, реализующий управленческую функцию в компании, сколько самостоятельная подсистема всей ее системы управления, направленная на обеспечение эффективной и непрерывной деятельности путем своевременного выявления и оценки рисков, предотвращения их реализации за счет покрывающих их контрольных процедур. Именно такая идеология должна быть положена в основу формирования системы внутреннего контроля.
В мировой практике принято формирование внутреннего финансового контроля на основе общепризнанной методологии COSO. Инвесторы будут ожидать от ОАО «РЖД» следования общепринятой практике.
ОАО «РЖД» провело диагностику существующего внутреннего финансового контроля (на уровне управления железной дороги) с точки зрения его соответствия методологии COSO и выявило потребности в совершенствовании внутреннего финансового контроля для построения системы внутреннего финансового контроля в соответствии с данной методологией.
Существующий процесс внутреннего финансового контроля может быть представлен следующим образом: сотрудник, принимающий
документ от заказчика, осуществляет проверку правильности оформления документа. Затем сотрудник заполняет реквизиты первичных документов, осуществляет ввод информации с первичного документа в бухгалтерские и налоговые регистры учета, проверяет полноту и правильность введенной информации в автоматизированной системе учета. Далее осуществляется обработка информации в системе и формирование бухгалтерской и налоговой отчетности. Сформированная отчетность проверяется на предмет ее соответствия принятым стандартам отчетности и корректность формирования путем сверки (сопоставления) данных регистров бухгалтерского учета с данными бухгалтерской отчетности, сопоставления данных различных форм отчетности, анализа результатов сравнения бухгалтерской отчетности за различные периоды, сопоставления с данными бухгалтерского учета об активах и обязательствах с данными, полученными в результате инвентаризации и т.д.
По результатам диагностики были сделаны следующие основные выводы:
- внутренний финансовый контроль в настоящее время имеет неформализованный характер: для большинства контролей отсутствуют формализованные процедуры;
- на уровне ОАО «РЖД» собственно и уровне управления железной дороги существуют элементы трех компонентов внутреннего финансового контроля по методологии COSO: контрольной среды, контрольных действий, информационных потоков. Элементы системы мониторинга и оценки рисков, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета и подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности, присутствуют, однако они не систематизированы и не формализованы. Некоторые ключевые элементы системы оценки рисков и мониторинга в соответствии с подходами к построению внутреннего финансового контроля, распространенными в мировой практике, не выявлены в ОАО «РЖД»;
- в частности, не разработана методология оценки существенности рисков. Кроме того, осуществление контролей на уровне структурных подразделений не проверяется на систематической основе сотрудниками самих структурных подразделений, а также сотрудниками уровня управления дороги. Также отсутствуют процедуры подготовки и предоставления информации (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от нижестоящих подразделений Бухгалтерской службы ОАО «РЖД» вышестоящим;
- не разработаны регламенты взаимодействия Бухгалтерской службы ОАО «РЖД» с другими департаментами, участвующими в подготовке информации, использующейся в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, по вопросам внутреннего финансового контроля. Не разработаны процедуры подготовки и предоставления информации Бухгалтерской службе (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от других департаментов, участвующих в сборе и обработке информации, необходимой для ведения бухгалтерского и налогового учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Перечисленные обстоятельства:
- снижают прозрачность внутреннего финансового контроля для руководства Бухгалтерской службы и ОАО «РЖД» в целом;
- могут приводить к неэффективной координации действий участников внутреннего финансового контроля и отсутствию четкого разделения ответственности за осуществление внутреннего контроля;
- могут приводить к неэффективным трудозатратам при подготовке отчетности и/или осуществлении контрольных мероприятий, а также к замедлению процесса подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества и ошибкам в налоговых декларациях и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Учитывая вышеперечисленные факторы, для Общества становится необходимостью формирование адекватной системы внутреннего финансового контроля, которая позволит Бухгалтерской службе получать достаточную степень уверенности в достоверности сводной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчётности и налоговых деклараций, в том числе в соблюдении единой учетной политики всеми подразделениями Общества и предприятиями холдинга ОАО «РЖД».
Кроме того, совершенствование внутреннего контроля и повышение прозрачности должны способствовать повышению доверия к отчетности, снижению затрат на привлечение капитала, увеличению капитализации Общества и его ДЗО, сокращению сроков подготовки отчетности. Формирование внутреннего финансового контроля будет осуществляться Бухгалтерской службой, что обусловлено не только ответственностью Бухгалтерской службы за ведение учета и представление достоверной отчетности, но и требованиями к наличию компетенции в области бухгалтерского учета, налогообложения и подготовки бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности для разработки и осуществления эффективных контрольных мероприятий.
ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России.
Миссия Компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности ОАО «РЖД» - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в области грузовых и пассажирских перевозок, работ и услуг, оказываемых железнодорожным транспортом как внутри России, так и на международном рынке, а также извлечение прибыли.
Имущество предприятия представлено в значительно большей степени внеоборотными активами, которые составляют более 90% от всего имущества на протяжении анализируемых лет.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что в современных условиях наблюдается ужесточение конкуренции, особенно для компаний, осуществляющих деятельность в международном масштабе. Функционирование системы внутреннего контроля это не столько процесс, реализующий управленческую функцию в компании, сколько самостоятельная подсистема всей ее системы управления, направленная на обеспечение эффективной и непрерывной деятельности путем своевременного выявления и оценки рисков, предотвращения их реализации за счет покрывающих их контрольных процедур. Именно такая идеология должна быть положена в основу формирования системы внутреннего контроля.
В мировой практике принято формирование внутреннего финансового контроля на основе общепризнанной методологии COSO. Инвесторы будут ожидать от ОАО «РЖД» следования общепринятой практике.
ОАО «РЖД» провело диагностику существующего внутреннего финансового контроля (на уровне управления железной дороги) с точки зрения его соответствия методологии COSO и выявило потребности в совершенствовании внутреннего финансового контроля для построения системы внутреннего финансового контроля в соответствии с данной методологией.
Существующий процесс внутреннего финансового контроля может быть представлен следующим образом: сотрудник, принимающий
документ от заказчика, осуществляет проверку правильности оформления документа. Затем сотрудник заполняет реквизиты первичных документов, осуществляет ввод информации с первичного документа в бухгалтерские и налоговые регистры учета, проверяет полноту и правильность введенной информации в автоматизированной системе учета. Далее осуществляется обработка информации в системе и формирование бухгалтерской и налоговой отчетности. Сформированная отчетность проверяется на предмет ее соответствия принятым стандартам отчетности и корректность формирования путем сверки (сопоставления) данных регистров бухгалтерского учета с данными бухгалтерской отчетности, сопоставления данных различных форм отчетности, анализа результатов сравнения бухгалтерской отчетности за различные периоды, сопоставления с данными бухгалтерского учета об активах и обязательствах с данными, полученными в результате инвентаризации и т.д.
По результатам диагностики были сделаны следующие основные выводы:
- внутренний финансовый контроль в настоящее время имеет неформализованный характер: для большинства контролей отсутствуют формализованные процедуры;
- на уровне ОАО «РЖД» собственно и уровне управления железной дороги существуют элементы трех компонентов внутреннего финансового контроля по методологии COSO: контрольной среды, контрольных действий, информационных потоков. Элементы системы мониторинга и оценки рисков, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета и подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности, присутствуют, однако они не систематизированы и не формализованы. Некоторые ключевые элементы системы оценки рисков и мониторинга в соответствии с подходами к построению внутреннего финансового контроля, распространенными в мировой практике, не выявлены в ОАО «РЖД»;
- в частности, не разработана методология оценки существенности рисков. Кроме того, осуществление контролей на уровне структурных подразделений не проверяется на систематической основе сотрудниками самих структурных подразделений, а также сотрудниками уровня управления дороги. Также отсутствуют процедуры подготовки и предоставления информации (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от нижестоящих подразделений Бухгалтерской службы ОАО «РЖД» вышестоящим;
- не разработаны регламенты взаимодействия Бухгалтерской службы ОАО «РЖД» с другими департаментами, участвующими в подготовке информации, использующейся в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, по вопросам внутреннего финансового контроля. Не разработаны процедуры подготовки и предоставления информации Бухгалтерской службе (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от других департаментов, участвующих в сборе и обработке информации, необходимой для ведения бухгалтерского и налогового учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Перечисленные обстоятельства:
- снижают прозрачность внутреннего финансового контроля для руководства Бухгалтерской службы и ОАО «РЖД» в целом;
- могут приводить к неэффективной координации действий участников внутреннего финансового контроля и отсутствию четкого разделения ответственности за осуществление внутреннего контроля;
- могут приводить к неэффективным трудозатратам при подготовке отчетности и/или осуществлении контрольных мероприятий, а также к замедлению процесса подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества и ошибкам в налоговых декларациях и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Учитывая вышеперечисленные факторы, для Общества становится необходимостью формирование адекватной системы внутреннего финансового контроля, которая позволит Бухгалтерской службе получать достаточную степень уверенности в достоверности сводной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчётности и налоговых деклараций, в том числе в соблюдении единой учетной политики всеми подразделениями Общества и предприятиями холдинга ОАО «РЖД».
Кроме того, совершенствование внутреннего контроля и повышение прозрачности должны способствовать повышению доверия к отчетности, снижению затрат на привлечение капитала, увеличению капитализации Общества и его ДЗО, сокращению сроков подготовки отчетности. Формирование внутреннего финансового контроля будет осуществляться Бухгалтерской службой, что обусловлено не только ответственностью Бухгалтерской службы за ведение учета и представление достоверной отчетности, но и требованиями к наличию компетенции в области бухгалтерского учета, налогообложения и подготовки бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности для разработки и осуществления эффективных контрольных мероприятий.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНИКИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЕЁ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НА АУТСОРСИНГ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Анализ системы экономической безопасности организации (на примере «Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги - филиал ОАО «РЖД»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Анализ структуры и организации производственного процесса деятельности предприятия и формирование путей его совершенствования (Московский Международный Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Влияние критерия отнесения организаций электросетевого комплекса на единый котловой тариф (на примере РЭК Красноярского края)»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Анализ источников финансирования деятельности фирмы (на примере ОАО "Российские железные дороги")
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Модернизация налогообложения вузов на примере ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Анализ источников финансирования деятельности фирмы (на примере
ОАО "Российские железные дороги")
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Развитие транспортной системы в (на материалах Министерства транспорта Российской Федерации)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА «РЕКОНСТРУКЦИЯ ПС 110/10 КВ ДАУРИЯ С РАСШИРЕНИЕМ ОРУ-110 КВ» (НА ПРИМЕРЕ
ПАО «МРСК СИБИРИ» - ОАО «ЧИТАЭНЕРГО»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



