Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1. Характеристика баскетбола как вида спорта 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности становления специальных
физических качеств у юных баскетболистов 13
1.3. Средства и методы формирования двигательных навыков у юных
баскетболистов 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследований 30
2.1. Задачи и организация исследований 30
2.2. Характеристика и анализ применения экспериментальной
методики 35
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 73
Актуальность темы. Спортивные игры, и особенно баскетбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-баскетболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе баскетбольного матча. Специфика этого вида спорта, характер и содержание двигательных действий, а также условия, в которых они проводятся, в значительной мере определяют уровень специальной подготовки, как отдельных игроков, так и баскетбольных команд в целом.
Двигательная деятельность баскетболистов во время игры сложна и разнообразна, и выполняется с большой интенсивностью мышечной работы. Включение значительного числа различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов, среди которых основными являются действия с мячом (ведение, обводка, остановки, передачи, броски в кольцо из различных положений), а также перемещения по площадке в различных направлениях и различными способами (ходьба, бег, ускорения) предъявляют высокие требования к уровню подготовленности каждого баскетболиста, вынужденного к тому же играть в непосредственном контакте с соперником.
Процесс становления мастерства баскетболистов занимает длительный промежуток времени и, как известно из данных литературы, его основу составляет начальный этап подготовки, где наиболее важной задачей является обеспечение физической, функциональной и технической пригодности спортсмена к занятиям баскетболом. Физическая подготовка - важный раздел тренировочного процесса, основной задачей которого является укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, повышение общей работоспособности организма. В процессе физической подготовки развиваются физические качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, прыгучесть, гибкость) и приобретаются навыки для успешной спортивной деятельности.
Для реализации тактических и технических умений в современной игре необходимой базой является высокое функциональное состояние и отличная физическая подготовка. Возможностями функциональных систем организма спортсмена является физическая подготовленность и функциональное состояние, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, и уровень развития основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости. Именно поэтому большое значение в тренировочном процессе играет правильный подбор специальных физических упражнений для занимающихся баскетболом.
Объектом исследования выступает процесс подготовки юных баскетболистов.
Предмет исследования - повышение функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов 8-10 лет на начальном этапе подготовки.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование комплекса специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов.
Гипотезой исследования предполагается, что успешному повышению функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов будет способствовать включение в тренировочный процесс комплекса специальных упражнений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. По данным научно-методической литературы проанализировать особенности тренировочного процесса юных баскетболистов 8-10 лет.
2. Разработать комплекс специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
3. Экспериментально проверить его эффективность в тренировочном процессе юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
4. Разработать практические рекомендации по повышению функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Новизна исследований состоит в разработке и апробации нового комплекса специальных упражнений для повышения функциональной и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе ДЮСШ, СДЮШОР при подготовке юных баскетболистов. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных данных по проблеме исследования, педагогическое тестирование, методы исследования функциональной подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
На основании результатов проведенного научного исследования сформулированы следующие выводы:
1. В современном баскетболе игроки стали реже проводить многоходовые длительные комбинации и чаще стараются обыграть соперника один на один за счет индивидуальных действий. Соревновательная деятельность высококвалифицированных баскетболистов характеризуется появлением сложнокоординационных видов, которые позволяют решать сложные игровые задачи. Баскетболисты почти на 16% больше проводят атак с использованием сложнокоординационных видов ведения мяча по сравнению с баскетболистами, при этом, более чем на 20% реже теряют его при выполнении этого технического действия. Игроки «передней» линии реже используют ведение, так как они практически не участвуют в переводе мяча в передовую зону и редко обыгрывают защитников с «периметра». Сложнокоординационные виды ведения чаще используют игроки «задней» линии.
2. В соревновательной деятельности лучших баскетболистов мира зафиксировано более 20 сложнокоординационных видов ведения мяча, семь, из которых, элитными баскетболистами и баскетболистами используется наиболее часто (их доля составляет практически 80% от общего числа использования сложнокоординационных видов ведения).
3. Обучать сложнокоординационным видам ведения мяча в современном баскетболе необходимо при подготовке спортивного резерва (так считают 80% опрошенных тренеров). Начинать обучение целесообразно на начальном этапе спортивной подготовки, со второго года обучения в 8-10 лет (больше половины тренеров - 52%). Упражнения, направленные на совершенствование ведения мяча у юных баскетболистов, необходимо включать по 15-30 минут в каждое тренировочное занятие (по мнению 72% опрошенных специалистов). Для успешного освоения сложнокоординационных видов ведения мяча баскетболистами наиболее важными показателями, являются следующие физические и психофизиологические характеристиками: координация движений (100% опрошенных тренеров); время сложной реакции (80%); быстроты движений рук (74%) и ног (67%); индивидуальные личностные особенности (71%); антиципация (62%).
4. В процессе систематизации была разработана классификация ведения мяча в современном баскетболе, содержащая 64 класса выполнения игрового приема и классификация игровых ситуаций, включающая 72 класса его применения, которые являются технико-тактической основой для обучения сложнокоординационным видам выполнения технического приёма в процессе подготовки баскетболистов.
5. Разработанная методика обучения сложнокоординационным видам ведения, включающая три комплекса упражнений: комплекс упражнений, направленный на совершенствование базовых видов ведения мяча, основанный на признаках сложнокоординационных видов ведения; комплекс упражнений, направленный на обучение сложнокоординационным видам ведения мяча, основанный на сочетании признаков сложнокоординационных видов ведения; комплекс упражнений, направленный на решение индивидуальных тактических задач с применением сложнокоординационных видов ведения позволяет уже юным 8-10 летним баскетболистам успешно освоить сложные виды ведения мяча.
6. Специализированная шестимесячная подготовка, по обучению сложнокоординационным видам ведения мяча, позволила сформировать у юных баскетболистов навыки выполнения этого игрового приема, что подтверждается положительной динамикой показателей применения ведения в соревновательных условиях. После завершения специализированной подготовки у баскетболистов экспериментальной группы зарегистрированы значительно более высокие игровые показатели. В частности, увеличилось более чем на треть количество атак с использованием сложнокоординационных видов ведения мяча и почти на 88% повысилась их результативность.
Для повышения эффективности обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в процессе подготовки баскетболистов 8-10 лет целесообразно применять разработанную методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча, придерживаться представленной в работе последовательности обучения, которая базируется на признаках сложнокоординационных видов ведения мяча. Ориентиром для оценки готовности баскетболистов к изучению сложнокоординационных видов ведения может служить уровень освоения базовых видов ведения мяча; уровень развития специальной ловкости (телесной и ручной); сила нервных процессов; коэффициент функциональной ассиметрии; уровень концентрации внимания; скорость переработки информации.
Методика обучения сложнокоординационным видам ведения мяча
предполагает: изучение сложнокоординационных видов ведения мяча
следует начинать на третьем году обучения начального этапа подготовки (810 лет); изучение сложнокоординационных видов ведения мяча можно начинать только после освоения базовых видов ведения; упражнения, направленные на совершенствование ведения мяча, необходимо включать в каждое тренировочное занятие, при этом, объём выполнения специальных упражнений с ведением мяча должен составлять от 15 до 30 минут; в каждое учебно-тренировочное занятие необходимо включать упражнения с состязанием один на один с использованием ведения мяча продолжительностью от 10 до 20 минут; для обучения сложнокоординационным видам ведения и их совершенствованию необходимо использовать упражнения, включающие ведение с несколькими мячами (2-3 баскетбольных, различные сочетания баскетбольного мяча с 142 теннисными, набивными, мячами различного веса и размера) и современные приспособления.
Для оперативной проверки качества освоения сложнокоординационных видов ведения мяча рекомендуется применять метод количественной оценки их результативности, а для реализации принципов систематичности и последовательности рекомендуется использовать предложенное содержание методики обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в течение 120 тренировочных занятий (как минимум).
Для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательных результатов баскетболистов на начальном этапе спортивной подготовки рекомендуется включить предложенную методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча в примерную программу подготовки по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ.
Повышению уровня методической компетентности студентов рекомендуется обновить теоретическую базу ВУЗов новыми данными о современных тенденциях развития баскетбола, обновленной классификацией видов ведения мяча, классификацией игровых ситуаций с ведением мяча, признаками сложно-координационных видов ведения
1. Аратов В.Е. Система комплексного контроля в управлении подготовкой юных баскетболистов // Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в командно-игровых видах спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 29-30 ноября 2017 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2017. - С. 19-26.
2. Блескина В. Ю. Оценка технической подготовки баскетболистов посредством подвижных игр // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья: Сборник материалов региональной студенческой научнопрактической конференции, Новосибирск, 21 апреля 2017 года / Новосибирский государственный педагогический университет, Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области, Управление физической культуры и спорта мэрии г. Новосибирска. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. - С. 2021.
3. Борисова В.В. Методика подготовки баскетболистов с учетом их типологических особенностей // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 8. - С. 85-91.
4. Боричев Б.И. Современное представление тренеров о проблемах в
физической подготовке баскетболистов // Всероссийский педагогический форум: сборник статей III Всероссийской научно-методической
конференции, Петрозаводск, 11 февраля 2021 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. - С. 139-142.
5. Гасанова С. И. Значение активных упражнений и подвижных игр в подготовке юных баскетболистов / С. И. Гасанова, Н. А. Захарова // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: Материалы IX Международной научнопрактической конференции, Красноярск, 01 июня 2019 года / Под общей редакцией Т.Г. Арутюняна. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. - С. 24-26.
6. Голубков П. А. Взаимосвязь физической и технической подготовки баскетболистов 10-12 лет / П. А. Голубков // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, Казань, 26 апреля 2019 года. - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 45-47.
7. Горовенко Е. С. Структура факторов, определяющих необходимость использования индивидуальных заданий в процессе общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд / Е. С. Горовенко, Н. С. Лешева, Г. Э. Корженевский // Известия Российской Военно-медицинской академии. - 2020. - Т. 39. - № S2. - С. 85-87.
8. Горовенко Е. С. Факторы, определяющие необходимость использования индивидуальных заданий в процессе общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд / Е. С. Горовенко, А. А. Бессонов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3(181). - С. 117-120.
9. Груздев М.К. Эффективность метода усложнённых условий выполнения для повышения точности штрафных бросков у баскетболистов на тренировочном этапе подготовки // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, Казань, 26 апреля 2019 года. - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 55-57.
10. Дудка Г.Н. Типичные ошибки в технике ведения мяча у баскетболистов групп начальной подготовки / Г. Н. Дудка, Е. А. Колесникова // Тезисы докладов XXXIX научной конференции студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа: тезисы докладов научной конференции, Краснодар, 01 декабря 2011 года - 31 2012 года. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2012. - С. 35-36.
11. Емельянова Ю. Н. Проблема индивидуализации применения средств восстановления в процессе подготовки квалифицированных баскетболистов / Ю. Н. Емельянова // Олимпийский спорт и спорт для всех: Сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс, Казань, 10-13 июня 2020 года. - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2020. - С. 26-28.
12. Емельянова Ю.Н. Индивидуализация тренировочных нагрузок в подготовке баскетболистов / Ю. Н. Емельянова, В. П. Шаган // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 45-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Казань, 22 ноября 2019 года. - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. - С. 276-279.
13. Емельянова Ю.Н. Скоростно-силовая подготовка баскетболистов студенческой команды посредством упражнений плиометрического характера / Ю. Н. Емельянова, О. В. Матвиенко, В. Б. Плотникова // Актуальные вопросы научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 19-20 ноября 2020 года. - Казань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2020. - С. 148-152.
14. Использование возможностей компьютерных программ для оптимизации технической подготовки баскетболистов / Т. Н. Давидович, Ю. К. Лукин, К. А. Хорошилов, А. С. Пеньковский // Культура физическая и здоровье современной молодежи: Материалы III Международной научнопрактической конференции, Воронеж, 15 сентября 2020 года / Редколлегия: Н.И. Бугаков [и др.], под редакцией А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. - С. 188-193.
15. Йосипенко К.А. Цифровые технологии в технико-тактической подготовке баскетболистов / К. А. Йосипенко, Н. В. Стеценко, А. Н. Болгов // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - С. 34-41...