ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАВИТИЯ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Основные понятия в сфере развития памяти 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
нарушением зрения 14
1.3. Особенности развития памяти и обучающихся с нарушением зрения. 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 28
2.1. Значение развития памяти в формировании математических
представлений 28
2.2. Анализ методов диагностики памяти детей младшего школьного
возраста 33
2.3. Диагностические методики при изучении памяти обучающихся с
нарушением зрения на уроках математики 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 42
3.1. Анализ адаптированной основной общеобразовательной программы
(раздел математика) 42
3.2. Проект программы коррекционной работы по развитию памяти на
уроках математики 46
3.3. Содержание коррекционной работы по развитию памяти на уроках 51
математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
Актуальность темы обусловлена тенденциями в современном обществе, связанными с формированием толерантности к людям с особыми потребностями. Государство озабочено тем, чтобы создать все условия для людей, которые имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), особое внимание уделяется несовершеннолетним. Данный процесс наблюдается в новых технологиях воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающихся с нарушением зрения.
С точки зрения масштаба и совершенства восприятия окружающего мира, зрение превосходит все органы чувства. Визуальные данные составляют 90% информации, поступающей в кору головного мозга, в отличие от всех других органов чувств. Так, развитие памяти младших школьников с нарушением зрения, особенно на уроках изучения точных наук, таких как математика, становится первостепенной задачей, поскольку развитие памяти в младшем школьном возрасте тесно связано с развитием интеллекта ребенка и дальнейшей адаптацией к школьному обучению.
Степень разработанности. В отечественной литературе имеется большое количество работ, посвященных изучению проблем развития памяти у детей. Среди них работы Н. Ф. Добрыниной, В. П. Зинченко, З. М. Истоминой, А. Н. Леонтьевой, А. Р. Лурия, И. П, Павлова,
А. А. Смирновой, Л. В. Занкова и другие. В то же время развитие памяти у детей с нарушением зрения в точных науках, в том числе на уроках математики, детально не изучено. Исследовали особенности развития памяти у детей с ограниченными возможностями М. И. Земцова, А. И. Зотов, А. Г. Литвак, В. А. Лонина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.
Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались Аристотелем, А. А. Смирновым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым. Исследованиями в области формирования памяти у детей с ограниченными возможностями в условиях педагогического процесса занимались Л. С. Выготский, М. И. Земцова, А. Г. Литвак и др.
Несмотря на актуальность проблемы исследования, в настоящее время существует противоречие между важностью развития памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной деятельности педагога в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП). С учетом вышесказанного была сформулирована проблема исследования: определение условий для развития памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики.
Объект исследования - процессы памяти младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс исследования методов диагностики и коррекции памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики.
Цель исследования - определение содержания коррекционной работы по развитию памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики.
Задачи исследования:
1) изучить основные понятия в сфере развития памяти;
2) определить особенности психолого-педагогической характеристики обучающихся с нарушением зрения;
3) охарактеризовать специфику развития памяти у обучающихся с нарушением зрения;
4) определить значение развития памяти в формировании математических представлений;
5) провести анализ методов диагностики памяти детей младшего школьного возраста;
6) определить диагностические методики при изучении памяти обучающихся с нарушением зрения на уроках математики;
7) провести анализ адаптированной общеобразовательной программы (раздел математика);
8) разработать проект программы коррекционной работы по развитию памяти на уроках математики;
9) описать содержание коррекционной работы по развитию памяти на уроках математики.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, которые изучали методы исследования памяти у младших школьников: М. Вертхаймера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. Келер, К. Коффки, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, изучали методы развития памяти у школьников с нарушением зрения: П. П. Блонского, Л. А. Головчиц, Д. О. Хебба, рассматривали проблему формирования памяти у младших школьников: Л. А. Головчиц,
А. А. Гофман, А. А. Смирновой, В. В. Нурковой и О. А. Красильниковой, Л. Г. Нагаевой, Л. Г. Парамоновой, Д. Г. Шумаевой, И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, А. Г. Эббингауза, и др.
Методологическую основу исследования составили работы по применению деятельностного подхода в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др., исследования современных тифлопедагогических воззрений на компенсацию нарушений с помощью системного подхода , представленные в работах О. Л. Алексеева, М. И. Земцовой, Л. А. Плаксиной, Б. К. Тупоноговой и др, а также основные положения индивидуального подхода к обучению, которые изложены в трудах А. А. Кирсанова, Е. С. Рабунского, И. Э. Унт.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти у младших школьников с нарушением зрения.
2. Эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование. В качестве психодиагностических методик были выбраны следующие:
• методика «Изучение уровня развития образной памяти» (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина);
• методика «Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков);
• методика «Запомни цифры» (Дж. Миллер).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности основных понятий в сфере развития памяти, определении психолого-педагогических характеристик, обучающихся с нарушением зрения, изучении особенностей развития памяти у обучающихся с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта программы коррекционной работы по развитию памяти на уроках математики. Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности учителями начальных классов школ, реализующих АООП учителями-дефектологами, тифлопедагогами
педагогами-психологами для развития памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики.
Структура дипломной работы включает Введение, три главы, Заключение, список источников и литературы, 5 Приложений.
Выпускная квалифицированная работа посвящена изучению развития памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики. Целью работы являлось определение особенностей развития памяти у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики и разработка проекта программы коррекционной работы. Решение задач исследования для достижения цели позволило сделать следующие выводы.
Анализ основных теоретических понятий в сфере развития памяти в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях показал, что в психолого-педагогической литературе нет общепринятого понятия «память», память трактуется по-разному в зависимости от выбранного подхода изучения. В психологии память определяется как психическое свойство личности, имеющее способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению полученного в прошлом опыта и информации. В педагогике память определяется как отличительная способность человека воспроизводить прошлый индивидуальный опыт. Определение памяти в психолого-педагогический литературе рассматривается вместе с такими понятиями, как механическая память, логическое осмысление, логический пересказ, образные и мнемотехнические приемы запоминания, представления памяти, представления воображения. В зависимости от вида памяти, выделяют эмоциональную или аффективную память, образную память и словесно-логическую или вербальную память. Также вместе с основным определением памяти рассматривается описание основных компонентов памяти, таких как заучивание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Были определены особенности психолого-педагогической
характеристики обучающихся с нарушением зрения. Данная категория детей имеет незначительные нарушения в формировании основных личностных качеств, проблемы в нарушении координации, точности и объема движений, трудности в протекании когнитивных процессов, снижение скорости и точности зрительного восприятия, медлительность в создании графического изображения, снижение целостности изображения, а также трудности в осуществлении мыслительных операций, в том числе сложности в развитии памяти. Психологическим объяснением задержки развития памяти у детей с нарушением зрения является отсутствие эффективного зрительного опыта, повышенная утомляемость.
Была охарактеризована специфика развития памяти у обучающихся с нарушением зрения. Был сделан вывод о том, что развитие памяти у детей с нарушением зрения напрямую зависит от двигательного и эмоционального опыта учащегося, полученного в прошлом. Среди особенностей процесса запоминания у детей с нарушением зрения выделяются нарушения при осмыслении запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти у таких детей связано с личностными особенностями восприятия и особенностями мышления. Своеобразие протекания процессов сохранения и забывания памяти обусловлено тем, что из-за того, что у такого ребенка нет возможности заново воспроизвести материал, образы памяти постепенно угасают. Особенностью развития памяти у обучающихся с нарушением зрения является то, что у них преобладает быстрое забывание учебного материала, что в психолого-педагогической литературе объясняется недостаточным значением объектов и обозначающих их понятий.
Роль развития памяти в формировании математических представлений имеет большое значение, так как развитая память помогает детям успешно проходить школьную программу, формирует математическое развитие учащихся и отвечает за формирование интеллектуально-творческих способностей детей во время занятий, а также отвечает за развитие интеллектуальных способностей. Существует множество методик, направленных на изучение уровня и особенностей развития памяти, изучающих особенности памяти и способов запоминания. В качестве психодиагностических методик были охарактеризованы следующие методики: методика «Изучение уровня развития образной памяти» (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина), методика «Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков) и методика «Запомни цифры» (Дж. Миллер), с помощью которых был разработан план коррекционной работы по развитию памяти у младших школьников с нарушением зрения.
Отобранные диагностические методики, направленные на изучение памяти обучающихся с нарушением зрения на уроках математики, помогли разработать программу коррекционный работы по развитию памяти у младших школьников с нарушением зрения. При составлении содержания коррекционной программы был использован учебник «Математика» 2 класс (авторы М. И. Моро, М. А. Бантова), а также такие нормативные документы, как Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта и другие.
Целью коррекционной программы является коррекция познавательных недостатков в развитии младших школьников с нарушением зрения, развитие объема памяти и мыслительных процессов на уроках математики, оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования по профилю математика детям, требующих специальные условия обучения. Коррекционная программа реализуется в четыре этапа: сбор и анализа информации, планирование организационно-исполнительской деятельности, диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды и регуляция и корректировка. Проект программы позволил разработать содержание коррекционной работы по развитию памяти на уроках математики и включить упражнения, направленные на развитие объема памяти и мыслительных процессов на уроках математики. Программа рассчитана на 32 часа и включает в себя упражнения мозговой гимнастики для актуализации старых знаний, формировании новых навыков и умений, физкультурную минутку и пальчиковую гимнастику, а также упражнения для развития основных мыслительных операций, таких как обобщение, классификация, выделение частей, установление причинно-следственных связей, дидактические игры.
Материалы исследования могут быть в дальнейшем использованы в практической деятельности психологов, педагогов-психологов, дефектологов и учителя предметника по математике в начальной школе.
В перспективе исследование может быть расширено за счет увеличения выборки испытуемых, применения большего числа диагностических методик и организации профилактических и коррекционных тренинговых занятий, направленных на развитие памяти для детей нарушением зрения.
1. Адолат А. К. Психические особенности развития слепых и
слабовидящих детей // Психологические науки: Scientific progress.
Екатеринбург, 2021. Ч. 1. С. 98-100.
2. Антонов Н. К. Азбука тефлопедагога : учеб.-метод. пособие. М., 2016. 276 с.
3. Ахметгалиев А. А. Развитие математической памяти у младшего школьника // Начальная школа. 2005. № 6. С. 102-112.
4. Бережкова Е. И. Восприятие, внимание, память и мышление у школьников с нарушением зрения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 1. С. 47-50.
5. Блаженный А. Блаженный Августин как психолог / под
ред. К. И. Скворцова. М. 2012. 223 c.
6. Блонский П. П. Вопросы психологии школьника. Как
образовывается характер ребенка и как в нем разобраться // Народный учитель. 1934. № 3. С. 33-36.
7. Бурнатова T. А. Особенности использования информационно коммуникационных технологий в обучении детей с нарушениями зрения // Вестник Курганского государственного университета. 2018. С. 70-121.
8. Вачеян Л. А. Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с нарушением зрения // Ярославский педагогический вестник. 2017. С. 55-71.
9. Викторова О. Е. Экспериментальное исследование самооценки детей с нарушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. М., 2021. С. 118-130.
10. Выготский Л. С. Психология / под ред. Л. В. Занкова. М., 2000. 1008 с.
11. Глухова С. С. Опыт взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с нарушениями зрения : учеб.-метод. пособие. СПб., 2017. 150 с.
12. Головчиц Л. А. Педагогика для слабослышащих и слабовидящих. М., 2017. С. 65-70.
13. Гостунская Я. И. Особенности формирования социального опыта у детей с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. М., 2019. С. 13-30.
14. Денискина В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие. М., 2016. 326 с.
15. Джойс Ф. Гештальт-терапия шаг за шагом // Проблемы
современного педагогического образования. М., 2015. 855 с...