Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологический анализ переживания одиночества и склонности к суицидальному поведению
1.1. Теоретико-методологический подход к исследованию суицидального
поведения при переживании одиночества 6
1.2 Анализ теоретических подходов переживания одиночества как причина
суицида 14
1.3 Концепции формирования суицидов в контексте переживания
одиночества 21
Глава 2 Эмпирическое исследование склонности к суицидальному
поведению в контексте переживания одиночества
2.1. методы и методики эмпирического исследования 32
2.2. анализ результатов исследования склонностей к суицидальному
поведению в контексте переживания одиночества 37
2.3 разработка рекомендации по преодолению одиночества 40
3. Заключение и выводы 44
4. Библиографический список 48
5. Приложение 51
Актуальность данного исследования обусловлена увеличением распространенности суицидальных действий с сильным чувством переживания одиночества в современном обществе.
Суицидальное действие в настоящий период считается наиболее всемирной задачей в нашем существовании. Важная научно-практическая задача это установление групп суицидального риска и суицида опасных зон. Исследование и обнаружение использованного материала, сопряженного с суицидами, в сравнении с разными общественными переменными способен быть указателем благоприятности общественных обстоятельств, степени общественной напряженности и функционирования общественных концепций в целом. Для этого необходима характеристика суицидентов: пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация. Очень высокий рост самоубийств в последние годы. Например, самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни человека, такие как молодого и пред пенсионного возраста, свидетельствуют о том, что изучение причин суицидов является важным для стабилизации и управления демографической ситуацией в стране. Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах Министерства Здравоохранения РФ, за последние годы количество суицидов среди молодежи увеличилось на 38% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством молодежь в возрасте от 18 лет и выше. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела, а дети из благополучных семей. Единой предпосылкой суицида считается социально-психологическая дезадаптация, образующаяся под воздействием острых психотравмирующих обстановок, нарушения взаимодействия человека с ее близким окружением. В том числе и переживание одиночества. [27]
В работах С.Г. Корчагиной описано понятие суицид, также предпосылки суицидального поведения. С.Г. Корчагина, Б.С. Волков выделяют отличительные черты суицидального поведения молодых людей. Б.С. Волков обрисовывает методы консультирования посетителей с суицидальными планами. Впрочем, исследованию отличительных черт тревоги волнения одиночества молодежи с различным уровнем суицидального риска в эмоциональных трудах не уделено достаточно внимания. [57]
Целью работы является изучение особенностей переживания одиночества и склонность к суицидальному поведению.
Объект исследования: переживание одиночества у молодежи
Предмет - переживания одиночества молодёжью с различным суицидальным риском
Цель - изучение особенностей переживания одиночества и склонность к суицидальному поведению.
Задачи:
1. Ознакомиться с литературой и сделать теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
2. Изучить особенности суицидального поведения и влияния переживания одиночества;
3. Ознакомиться с методами профилактики суицидального поведения при одиночестве;
4. Выявить влияние уровня одиночества у молодежи на склонность к самоубийству;
5. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение склонностей к суицидальному поведению в контексте переживания одиночества.
Гипотезы исследования
1 особенности представления и установки к суицидальному поведению у молодежи.
2 при переживании одиночества повышается вероятность суицидального поведения.
Теоретико-методологические основания:
Клинико-психологический подход суицидального поведения В.А. Тихоненко, А.Г. Амбрумова; когнитивный подход терапии Дж. Бэк; Теория сознания Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Д.Н. Узнадзе; исследование состояния человека по К.А. Абульхановой-Славской
Методы исследования:
Тестирование(Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона, Госпитальная шкала тревоги и депрессии; Шкала Бека для оценки депрессии; Методика выявления склонности к суицидальным реакциям; Опросник «Одиночество»)
Эмпирическую базу исследования составили 45 студентов Алтайского государственного университета в возрасте от 18 до 24-х лет. Из них 29 девушек и 16 юношей.
Частые факты суицидов среди молодежи стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе молодежи иные, более высокие требования, чем полвека назад. У девушек и юношей, нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.
Исходя из всего можно выделить пять причин суицидального поведения:
1 .Истощаемость
2.Одиночество
3. Тревожность
4.Замкнутость
5.Эмоциональная неустойчивость
Для молодежи с отклоняющим поведением будут характерны:
1. чувство одиночества:
2. непредвиденная утрата важного человека в следствии смерти;
3. утрата близкого вследствие разрыва отношений;
4. неимение взаимопонимания меж супругами;
5. неимение взаимопонимания меж опекунами и окружающими;
6. проблемы общественной адаптации и общения у акцентуированных дисгармоничных личностей.
Психическое представление суицида состоит в сознательном действии
ликвидации из существования под влиянием заостренных психотравмирующих обстановок, присутствие которой личная жизнедеятельность утрачивает с
целью лица значение. Факторами суицида считается общественно-психическая дезадаптация, образующаяся около воздействием заостренных психотравмирующих обстановок, патологии взаимодействия персоны с её близким средой.
Одиночество - подобное качество персоны, что определяет её с края неосуществимости угодить необходимость в принятии иными, являться с целью их важной. Совместно с этим чувство собственной ненужности приводит к развитию нигилизма взаимодействий. Заключительное зачастую свойственно с целью ребенка. Запрещенные им лично и иными отрицательные края одиночества считаются деструктивными элементами персоны, какие взамен созидающей ориентированности вгонят к разламывающей.
В процессе проделанного нами изучения, мы подошли к заключению о этом, то что имеется характерные черты волнение одиночества с различным степенью суицидального зарубка. Первая отличительная черта
- с повышением степени одиночества у человека, увеличивается и уровень выраженности суицидальных поведений. Вторая, непосредственно обратная
- с повышением уровня выраженности суицидальных условий, увеличивается степень одиночества.
Суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта, в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. Психологическая теория самоубийства, в свою очередь, основывается на нарушении личностной сферы личности, формировании девиантного поведения из-за влияния различных факторов.
Таким образом, по всем результатам исследования можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых были выявлены симптомы тревоги и депрессии и чувства переживания одиночества. Таким образом выявление склонностей к суицидальным реакциям имеют высокое значения, то есть суицидальная реакция возможна и имеет проявление склонности к суицидальным реакциям. Из всего этого можно сделать вывод что, чем выше уровень ощущения переживания одиночества, тем выраженее будет склонность к суицидальным реакциям и проявлениям. В процессе обработки результатов исследования, мы подошли к заключению о том, что имеются характерные и выраженные черты переживания одиночества с различным степенью суицидального поведения. Первая отличительная черта - с повышением степени одиночества у человека, увеличивается и уровень выраженности суицидальных поведений. Вторая, непосредственно обратная - с повышением уровня выраженности суицидальных условий, увеличивается степень одиночества.
Таким образом, по всем результатам можно сказать, что у большинства опрошенных студентов имеется депрессивное состояния и чувство переживания одиночества и соответственно всему этому имеются склонности к суицидальному поведению. Исходя из всего этого смело можно сказать, что наши гипотезы подтвердилась.
Установленные нами проблемы в процессе опытного изучения были целиком выполнены.
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности. // Психологический журнал. 1994. №4. 55с.
2. Авдеева Н.Н. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2009. - 666 с.
3. Акопов Г.В. Методы профилактики суицидального поведения. - Самара: СГПУ, 2008. - 372 с.
4. Анбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения.
Методические рекомендации. - М.: 1980. - 55 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2001
6. Белинская Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии. 2004. №3.
7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология
личности. - М.: 2001. - с.
8. Бовина И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде//
9. Вопросы психологии.2005.П3,с.90-97.
10. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М: «Академия», 2001
11. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 112 с.
12. Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб: Питер, 2011. - 160 с.
13. Весна Е.Б. Проблема социализации и эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. // Мир психологии. 2001. №2.
14. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н. Теория сознания человека.
15. Гусева Т.И. Психология личности. - М., 2004.
16. Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - М., 1996.
17. Джеймс У. Психология. - М.: ЮНИТИ, 1991. - 61с
18. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - Спб., 1998.
19. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб., 2003.
20. Зинько Е.В. Особенности устойчивости социальных установок. // Вестник Московского Государственного университета. Серия 14. Психология. 2005. №3.
21. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. - М., 2006.
22. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.
23. Исаев Д.С., Шерстнев К.В., Психология суицидального поведения, - М., 2006.
24. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2012. - №8. - С. 56-59
25. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. - М.,2001.
26. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - М.,1997.
27. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.
28. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. - М.: МПСИ, 2013. - 196 с.
29. Корчагина С.Г. Психология одиночества. - М.: МПСИ, 2008. - 194 с.
30. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. - Новосибирск, НГПУ, 1988. - 563с
31. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255с
32. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Уч. пос. - М., 2000
33. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2004.
34. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.,2005.
35. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход. -
М.: Прогресс,1989.С.52-87
36. Немов Р.С. Психология. В 3-х тт. Учебник для студентов высших и пед. учебных заведений. - М.: Владос, 1997. - 688с
37. Пепло Л.Э. Одиночество и самооценка. Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 2009. - 206 с.
38. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. - М.: Эксмо, 2008. - 318 с.
39. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.,2001.
40. Парыгин Б.Д. Психология суицидального поведения. - М., 2005.
41. Погодин И.А. Психология суицидального поведения, - М., 2005.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: АСТ, 1996. - 225с
43. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. - СПб.,2006.
44. Словарь психолога-практика/ Сост. Головин С.Ю. - М.,2003.
45. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление //
46. Социологические исследования. - М., 2003. №2.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 736с
48. Тихомандрицкая О.Е. Социальные изменения и изменения социальных установок. // Социальная психология в современном мире. - М., 2002.
49. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. - М., 1992. №6.
50. Трегубов Л.З., Вагин Ю.С. Эстетика самоубийства. - Пермь. 1993.
51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.,2005
52. Хараш А.У. Психология одиночества / / Педология. - Новый век, №4, 2000
53. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию: Европейский подход. - М., 2004.
54. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. - Владимир, 2000.
55. Чудновский В.З Проблема становления смысложизненных
ориентаций личности. // Психологический журнал. 2004. №6.
56. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. -Елабуга: «Алмедиа»,2007. - 157с.
57. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005
58. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999.
59. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
60. Ядов В. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
61. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-М.:Наука,1987. -248с.