Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты исследования процессов мышления при органических поражениях головного мозга 7
1.1. Понятие и виды мышления, этапы мыслительной деятельности 7
1.2. Нарушение мышления при различных нейропсихологических синдромах 15
1.3 Анализ современных исследований, посвященных изучению нарушений
мышления при органических заболеваниях головного мозга 28
Глава II. Эмпирическое исследование процессов мышления при
органическом поражении головного мозга 35
2.1. Программа эмпирического исследования 35
2.2 Результаты эмпирического исследования процессов мышления при
поражении лобных отделов головного мозга 42
2.3. Программа реабилитации и восстановления нарушенных функций у
пациентов с префронтальным синдромом 51
Заключение 56
Список использованной литературы: 59
Приложения
Актуальность темы исследования. Головной мозг человека является важнейшим органом и потому нарушение его функционирования приводит тяжелейшим последствиям. Возникновение органического заболевания головного мозга (ОЗГМ) может быть обусловлено: черепно-мозговыми травмами, контузиями, проникающими в мозг ранениями, сосудистыми и неврологическими заболеваниями, интоксикациями, опухолями. Больные страдают тяжелыми нарушениями высших психических функций — речи и мышления, памяти и внимания, восприятия и интеллектуальной деятельности — и в первую очередь нуждается в правильном и эффективном восстановительном обучении. По последним данным ВОЗ, процент этих заболеваний продолжает свой рост. При заболеваниях головного мозга разного генеза отмечаются признаки повышенной истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, переносным смыслом, инертность мышления.
В соответствии с международной классификацией болезней в группе психических расстройств термином «органический» предлагается обозначать синдромы, при которых головной мозг поражается первично или через системные заболевания (головной мозг поражается вторично, как следствие поражения других органов и систем). При первом варианте это группа расстройств экзогенно-органического генеза (сосудистые заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы, опухоли, последствия нейроинфекций и другие). При втором варианте генез этих синдромов обусловлен соматической патологией. Важным клиническим выражением ОЗГМ является ПОС. В действующей МКБ-10 понятие «психоорганический синдром» не используется, а относящаяся к нему симптоматика разнесена по ряду рубрик, включается в расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга. Одним из ОЗГМ является синдром поражения лобной доли головного мозга. Огромный вклад в исследование данной темы внесли такие деятели как А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Л. С. Цветкова, Е. Д. Хомская, А. А. Скворцов и многие другие представители отечественной психологии, которые сформировали обширную теоретическую базу, создали методическое пособие, на основе которых и сейчас проводятся нейропсихологическое и патопсихологическое обследование.
Теоретико-методологическими основаниями работы являются: концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского, теория системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия, и работы А.А. Скворцова по изучению нарушений программирования, регуляции и контроля мышления при поражении префронтальной области головного мозга.
Объект исследования: нарушение мышления.
Предмет: нарушение мышления и динамики мыслительной деятельности у постинсультных больных с право и левосторонним поражением лобной доли головного мозга.
Цель исследования: изучить нарушение мышления и динамики мыслительной деятельности у постинсультных больных с право и левосторонним поражением лобной доли головного мозга.
Гипотезы исследования:
1. При поражении лобной доли правого полушария у пациентов нарушается понимание смысла сюжетных картин, при левостороннем поражении понимание переносного смысла и критичность.
2. Вне зависимости от локализации повреждения наиболее сохранными остаются контакт, динамика мыслительной деятельности и последовательность суждений, в большей степени нарушается способность к поэтапному выполнению деятельности, уровень обобщения и умение понимать связи между событиями.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению понятия и видов мышления;
органических поражениях различных отделов головного мозга;
3. Разработать и апробировать методику исследования нарушений мышления при органических поражениях головного мозга;
4. Выявить особенности интеллектуальной деятельности при поражениях лобных отделов головного мозга.
5. Разработать программу реабилитации и восстановления нарушенных функций для больных с префронтальным синдромом.
Эмпирическую базу составили пациенты КГБУЗ «Краевой клинической больницы» неврологического отделения острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК), мужчины и женщины 51-79 лет в количестве 30 человек (13 мужчин и 17 женщин) с нарушениями в бассейне левой и правой средней мозговой артерии (СМА).
Методы исследования:
1. Методы анализа литературы (анализ медицинской, □нейропсихологической, клинико-психологической литературы; анализ документальных источников и информационных ресурсов Шсети).
2. Тестирование (комплекс методик из схемы нейропсихологического исследования высших психических функций, разработанной А.Р, Лурия и Е,Д. Хомской)
3. Методы математической обработки данных (кластерный анализ; критерий достоверности Манна-Уитни; факторный анализ). Математическая обработка данных проводилась в программе SPSS 22.
Теоретическая значимость: В работе рассматриваются особенности мыслительной деятельности при поражении лобной доли правого и левого полушария у постинсультных больных. Выявление специфики нарушений при разной локализации повреждений на основании разработанной шкалы.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть полезны для построения коррекционной программы, направленной на восстановление мыслительной деятельности больного при поражении лобной доли головного мозга. Учитывая особенности протекания болезни и выявленную специфику при поражении того или иного полушария, можно будет составить индивидуальную программу занятий.
Головной мозг человека является важнейшим органом и потому нарушение его функционирования приводит к тяжелейшим последствиям. При поражении головного мозга происходит повреждение всех психических процессов, в том числе и процессов мышления. Процесс мышления очень многогранен, и при рассмотрении требует учета многих особенностей. В нашей работе основным определением будет понимание процесса мышления, как опосредованное и обобщенное отражение внутренних, существенных, закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности. Принимая во внимание все особенности этого процесса, можно сделать вывод о тяжелых последствиях, вызванных нарушением мышления. Невозможность выполнения таких операций как анализ и синтез, неспособность простроить план действий и другие нарушения, осложняющие жизнь больного.
Степень и выраженность симптоматики зависит не только от силы повреждения, но и от того какая именно зона была нарушена.
Так, при поражении лобных отделов можно выделить следующие особенности: во-первых, предварительный, ориентировочно-исследовательский этап деятельности у таких больных отсутствует или становится крайне редуцированным, формирование новых систем связей нарушается, и потому деятельность выполняется или на основе случайно возникших побочных связей, или под влиянием прошлого опыта.
Во-вторых, отсутствует сопоставление плана будущей деятельности, который составляется согласно инструкции или же условиям задачи, с полученными результатами. В результате чего возникают ошибки, которые сам больной не видит, а при обращении на них внимания психологом, не всегда в состоянии исправить самостоятельно.
И в-третьих, как было отмечено вначале, нарушения мыслительных процессов у больных с поражениями лобных долей мозга не носит столь очевидных характер, как при иных поражениях. Однако качественный анализ помогает обнаружить грубые нарушения мышления у таких больных
Современные исследования нарушения мышления при органическом заболевании головного мозга имеют разную направленность, но цель их остается единой - рассмотрение, конкретизация различных феноменов с дальнейшим выходом на построение оптимальной программы реабилитации. А статьи, посвященные обучающему восстановлению, рассматривают отдельные аспекты процесса реабилитации, с подробным его уточнением и обоснованием. Каждая из них направлена на индивидуализацию процесса коррекции, так как только с учетом индивидуальных особенностей больного можно добиться большего положительного эффекта в процессе восстановления.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При поражении лобной доли правого полушария у пациентов нарушается понимание смысла сюжетных картин, при левостороннем поражении понимание переносного смысла и критичность.
2. Вне зависимости от локализации повреждения наиболее сохранными остаются контакт, динамика мыслительной деятельности и последовательность суждений,
3. Вне зависимости от локализации повреждения в большей степени нарушается способность к поэтапному выполнению деятельности, уровень обобщения и умение понимать связи между событиями.
4. С помощью факторного анализа было выделено 3 типа лобного синдрома. 1 тип содержит в себе параметры, имеющие отношения к анализу и синтезу, а также параметры предварительной ориентировочной деятельности. Во 2 тип вошли те шкалы, которые отвечают за способность больного адекватно оценивать свое состояние и деятельность. К 3 типу лобного синдрома были отнесены такие шкалы как: инертность мышления, понимание переносного смысла.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, следовательно, цель достигнута.
Результаты данного исследования можно использовать при разработке комплекса методик оценки мыслительной деятельности у людей с поражением лобной доли головного мозга при разной локализации нарушения. А также при диагностике мыслительной деятельности у постинсультных больных с разной локализацией поражения головного мозга с целью выявления сохранных и нарушенных функций.
Так же исследование дает возможность диагностировать различные типы лобного синдрома. Полученные результаты позволяют делать прогноз нарушений мыслительной деятельности с учетом одного из трех типов лобного синдрома и локализацией нарушения. Что дает возможность определить будущую коррекционную направленность, если нарушения уже обнаружены.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.21.
2. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров O.K. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1999. - № 2
3. Бабенкова C.B. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте/ C.B. Бабенкова. - М., 1971.
4. Балунов O.A., Кушниренко Я.Н. Динамика очаговых неврологических нарушений у больных, перенесших инсульт. //Журнал неврологии и психиатрии,- 2001 №5 - С.4-8.
5. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие/А. П. Бизюк. — СПб.: Речь, 2005. — 293 с
6. Блейхер В.М. Расстройства мышления / В.М. Блейхер. Киев: Здоров'я, 1983.- 192 с.
7. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение./ Ф.Блум, А. Лейзерсон , Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988 . — 248 с
8. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование/ А. В. Брушлинский. - М., 1979
9. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А.В. Брушлинского. - М., 1982
10. Валлон А. От действия к мысли./ А. Валлон. - М., 195
11. Варако Н. А., Кондратович А. М. Влияние обучающего видеоматериала на понимание родственниками когнитивных и поведенческих нарушений у больных с дефицитом управляющих (регуляторных) функций // Вестник ЮУрГУ. «Психология». - 2016. Т. 9, № 3. С. 5-15
12. Вахнина Н. В. Современная терапия когнитивных нарушений/ Н. В. Вахнина// Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2011 № 4. - С 63-69
13. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов/ Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
14. Войтенко Р.М. Клинико-экспертная психология. Руководство для клинических психологов и врачей / Р.М. Войтенко. - СПб, 2010. - 260 с.
15. Войтонис И. Ю. Предыстория интеллекта: (к проблеме
антропогенеза). — М.: Изд-во АН СССР. — 1949. — 270 с.
16. Выготский Л.С. Основы дефектологии/Л. С. Выготский. -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с
17. Выготский Л. С. Мышление и речь./Л. С. Выготский — М., 1934.
18. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 498с
19. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. 2
20. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов - М., 1981
21. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач./ Л. Л. Гурова. - Воронеж, 1976
22. Дамулин И.В. Когнитивные нарушения сосудистого генеза: клинические и терапевтические аспекты/ И.В. Дамулин// журнал нервные болезни. - 2012 № 4. - С. 14-20
23. Дашина М.Г, Боброва М.П., Акимов Е.И. Проблемы экспертной оценки нарушений психической деятельности у освидетельствуемых с поражением лобных отделов мозга/ М.Г Дашина, М.П. Боброва, Е.И. Акимов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, - 2014 № 1, С. 21-24
24. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 21—85.
25. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 86—23
26. Ермакова Н. Г. Психологическая коррекция в реабилитации больных с выраженными двигательными и когнитивными нарушениями после инсульта/ Н. Г. Ермакова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, - 2012 № 128 - С. 83-92
27. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного
мышления / Д.Н. Завалишина.- М.: Наука, 1985. - 253 с.
28. Захаров В. В, Вахнина Н. В. Лекция. Инсульт и когнитивные нарушения/ В. В Захаров, Н. В Вахнина// Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2011 № 2. - С 8-16
29. Зейгарник Б. В. Патопсихология./Б.В. Зейгарник - М., 1976.
30. Зейгарник Б. В. Патология мышления./ Б. В. Зейгарник - М., 1962.
31. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М Методы психологической диагностики и коррекции в клинике/ М. М. Кабанов, А.Е. Личко, В. М. Смирнов.— Л.: Медицина, 1983.—312 с, ил.
32. Каверина М.Ю., Кроткова О.А. Проблема осознания когнитивных нарушений у больных с мнестическими дефектами/ М. Ю. Каверина и О. А. Кроткова // Клиническая и специальная психология. -2013. № 3.
33. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта: /Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1983. — 302 с.
34. Корсакова Н. К. Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология./Н. К. Корсакова, Л.И. Московичюте - М., 1988
35. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики/А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 854 с.
36. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга/ А.Р. Лурия - М., 1962. - 431 с.
37. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии/А. Р. Лурия — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
38. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии/ А. Р. Лурия/ учебное пособие 2006 - 384 с.
39. Лурия А.Р. Язык и сознание/ А. Р. Лурия. - М., 1979 - 320 с
40. Лурия А. Р. , Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач/ А. Р Лурия Л. С. Цветкова, М. , 1966.
41. Малюкова Н.Г. Значение методов нейропсихологической диагностики нарушений когнитивных функций в системе современной нейрореабилитации/ Н.Г. Малюкова// Электронный журнал Психологическая наука и образование, - 2012 №4 - С. 1-12
42. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./ А.М. Матюшкина. - М., 1972. - 116 с.
43. Матюшкина А.М. Психология мышления./ А.М. Матюшкина. - М., 1965. - 533 с.
44. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология:
учебное пособие/ В.Д. Менделевич. - М.: 2008
45. Никифоров Б.М. Клинические лекции по неврологии и
нейрохирургии/ Б.М. Никифоров - Питер.,1999г.
46. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых/ Н. А. Подгорецкая. - М., 1980
47. Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии/ пер. Я. Н. Данилова, Е. Д. Хомская/ изд-во «Прогресс» М. - 1975. - 463 с
48. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования./ С. Л. Рубинштейн. - М., 1958
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил
50. Рубинштейн С. Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С.Л. Рубинштейна. - М., 1960
51. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. - М., 1970.
52. Саковская В. Г. Патопсихологическое исследование когнитивных процессов при органических поражениях головного мозга c психоорганическим синдромом/ В.Г. Саковская// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, - 2009 № 109 - С. 185-189
53. Саковская В.Г. Типы и варианты изменения психических процессов у больных с органическими поражениями головного мозга (клинико-патопсихологический и экспертный аспекты) / В.Г. Саковская // Дисс. Канд. Психол. Наук. - СПб., 2010. - 211 с.
54. Семенова О.А. Проблемы исследования функций
программирования, регуляции и контроля психической деятельности человека. Обзор литературы / О.А. Семенова// Журнал физиология человека, - 2005 Т. 31 №6 - С. 106-115
55. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе./ Э.Г. Симерницкая. - М.: изд-во МГУ, 1985. - С.
56. Скворцов А. А. Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления: о возможном методе их исследования/ А. А. Скворцов/ вестн. Моск. Ун_та. Сер. 14. Психология. 2008. № 1
57. Славская К.А. Мысль в действии: психология мышления/ К. А. Славская. - М., 1968
58. Тихомиров О. К. Психология мышления. Учебное пособие./ О. К. Тихомиров - М: МГУ, - 1984. — 272 с.
59. Тихомиров О.К., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. - 1989. - № 2
60. Фокин В. Ф., Пономарева Н. В., Букатина Е. Е. Стационарные нейрофизиологические механизмы функциональной асимметрии в позднем
онтогенезе человека//Проблемы нейрокибернетики. Механизмы
функциональной межполушарной асимметрии мозга/ В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева, Е. Е. Букатина. — Элиста, 1985. — С. 21-29.
61. Хамори Й. Долгий путь к мозгу человека: Пер. с венг. — М.: Мир. 1985. — 150 с.
62. Хомская Е. Д. Хрестоматия по нейропсихологии/ Е. Д. Хомская - СПб.: Питер, 2010. - 992 с.
63. Хомская, Е.Д. Роль лобных долей мозга в регуляции процессов активации / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии : пятнадцатый год издания / Ред. А.А. Смирнов, В.Н. Колбановский. - 1969 №2. - С. 106-126.
64. Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и
восстановительное обучение/ Л. С. Цветкова /Учебное пособие. - М., 2000. - 148 с.
65. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности/ Л. С. Цветкова.— М.: Просвещение — АО «Учеб. лит.», 1995.—304 с
66. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность/ Л. С. Цветкова /Учебное пособие. - М., 2004 - 2-е изд.
67. Шмарьян А. С. Мозговая патология и психиатрия/ А. С. Шмарьян. — М.: Медгиз, 1949. — Т. 1. — 351 с.
68. Элхонон Г. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация/ Г. Элхонон. - М., 2003. - 336 с.