ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Значение духовно-нравственного воспитания в современном
образовательном процессе 7
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся с
нарушением зрения 14
1.3. Духовно-нравственная составляющая художественноэстетической деятельности 18
1.4. Методы и методики обучения художественно-эстетической
деятельности обучающегося с нарушением зрения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 33
2.2. Обзор диагностического инструментария по определению уровня
духовно-нравственного воспитания детей с нарушением зрения 41
2.3. Проект проведения констатирующего эксперимента 54
ГЛАВА 3. ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 61
3.1. Внеурочная деятельность и ее особенности для детей с
нарушением зрения 61
3.2. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному
воспитанию обучающихся с нарушением зрения в процессе художеств енно-эстетической деятельности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 130
Вопрос о духовно-нравственном воспитании ребенка был актуален всегда. Множество людей от педагогов и психологов до людей разных эпох и народов уделяли особое внимание этому вопросу - Конфуций, Екатерина Великая, Ж. Ж. Руссо и это далеко не все, кто считал, что семейное воспитание имеет прямое отношение к жизни всего общества в целом и каждого отдельного государства. Так, например, российский журналист, издатель и общественный деятель, Н. И. Новиков в своем трактате «О воспитании и наставлении детей» отметил: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения... а все сие зависит от образования сердца в юношестве» [83].
Роль духовно-нравственного воспитания ребенка с особенностями в развитии также очень велика.
Ребенок с патологиями зрения нуждается в особом подходе. Зрение играет важную роль в познании окружающего мира, потому что около 70 % информации человек получает благодаря своим глазам. Кроме того, зрительный аппарат имеет огромное значение для формирования социальных связей, поэтому часто при нарушении зрения у ребенка возникают дополнительные проблемы, связанные с общением со сверстниками. Необходимо, чтобы именно родители при совместной работе с педагогом в первую очередь научили его первичным навыкам общения, коммуникации, самообслуживания.
На данном этапе развития педагогической практики активно происходит активное привлечение в работу с детьми средств, художественно-эстетической составляющей деятельности человека. Такой вид деятельности содержит в себе огромный духовный потенциал: вера в доброту, способность видеть и чувствовать прекрасное, духовный заряд.
Художественно-эстетическая деятельность тесно связана с духовно-нравственным воспитанием, так как заключает в себе красоту - своеобразный регулятор человеческих чувств и взаимоотношений. Благодаря этому человек часто интуитивно тянется к добру.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей волновала общество во все времена, но в современном обществе она выходит все чаще на первое место, так как все еще можно встретить жестокость, насилие и несправедливость. А помочь избавиться от этого необходимо уже сейчас, воспитывая своих детей, подрастающее поколение страны. Этим обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования - проанализировать, изучить и охарактеризовать духовно-нравственное воспитание детей с нарушением зрения процессе художественно-эстетической деятельности.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие детей с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями зрения в художественно-эстетической деятельности.
Задачи исследования:
1) определить значение духовно-нравственного воспитания в современном образовательном процессе;
2) определить особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся с нарушением зрения;
3) выявить духовно-нравственное воспитание, как элемент художественно-эстетической деятельности;
4) проанализировать методы и способы обучения художественно-эстетической деятельности обучающегося с нарушением зрения;
5) проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения;
6) определить уровень духовно-нравственного воспитания детей с нарушением зрения;
7) составить проект проведения констатирующего эксперимента
8) выявить особенности внеурочной деятельности для детей с нарушением зрения;
9) составить программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности.
Структура работы: введение, 3 главы, 9 параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
В ходе исследования были раскрыты знания и представления о понятии духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание - достаточно протяженный по времени процесс, так как его основы закладываются еще в дошкольном возрасте. С первыми отдельными чувствами, которые в дальнейшем будут управлять нравственной позицией развитой личности, ребенок сталкивается, будучи в раннем возрасте.
Кроме того была выявлена специфика духовно-нравственного воспитания младших школьников. В ходе духовно-нравственного воспитания младших школьников педагогу необходимо помнить о следующих особенностях детей этого возраста: склонность к игре, невозможность заниматься однообразной деятельностью продолжительное время, недостаточная сформированность моральных убеждений из-за небольшого жизненного опыта.
Далее была рассмотрена роль процесса художественно-эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников и выяснено, что художественно-эстетическая деятельность является одним из наиболее эффективных средств воспитания нравственных качеств и духовнонравственных ценностей обучающихся. Она помогает сформировать творческую личность, знакомит с лучшими произведениями искусства, общественными идеалами и нравственными нормами людей. Искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир ребенка и обогащает его чувства.
Чтобы оценить уровень актуального развития духовно-нравственного обучающихся с нарушением зрения, был составлен проект проведения констатирующего эксперимента. Для эксперимента были подобраны следующие методики:
• Анкета «Нравственные понятия» Н. П. Капустиной.
• «Диагностика нравственной самооценки».
• «Волшебная палочка».
• «Как поступать» Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина.
• «Закончи историю» И. Б. Дермановой и Р. М. Калининой.
Итогом работы стала разработанная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности. Были подобраны различные виды и формы мероприятий, которые помогут педагогу начальных классов. Среди них: беседы о нравственности, практические занятия по изобразительному искусству, рассказы на этическую тему, воспитательные мероприятия, игры на свежем воздухе и в классе.
В заключение можно сказать, что духовно-нравственное воспитание обучающихся всегда занимало не последнее место во внимании общества. Данная проблема изучалась многими педагогами и психологами, как отечественными, так и зарубежными. Современное общество сейчас переживает духовно-нравственный кризис, поэтому задача духовнонравственного воспитания детей имеет огромное значение. Общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и моральными качествами.
Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
1. Аветисов Э. С. Дисбинокулярная амблиопия и ее лечение. М., 1968. 36 с.
2. Алексич М. Н. Школа изобразительного искусства : учебное пособие. М., 1990. 180 с.
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание. М., 1999. 78-80 с.
4. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М., 1979. 534с.
5. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. 216 с.
6. Баранова А. В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М., 2013. 96 с.
7. Барановски Н. А., Матюшкова Т. И., Шавель Ш. А. Свободное время и духовное богатство личности. М., 1983. 143с.
8. Блонский П. П. Психология младшего школьника. Воронеж, 2006. 631 с.
9. Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания : пособие для учителя. М., 2012. 318 с.
10. Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1980. 215 с.
11. Богданова О. С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М., 1972. 59 с.
12. Богуславская Н. Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997. 37 с.
13. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
14. Большой энциклопедический словарь. под ред. А. Б. Юнусова. СПб., 2000. 1456 с.
15. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977. 187 с...