ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. Понятие «здоровый и безопасный образ жизни» как научный
феномен 8
1.2. Предпосылки и необходимость внедрения здоровьесберегающей
деятельности школ-интернатов для обучающихся с умственной отсталостью 14
1.3. Особенности формирования здоровьесберегающего пространства в
образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,
НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 25
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
исследования, направленные на выявление уровня сформированности здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации 32
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа исследования,
направленного на изучение здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО
МОДЕЛИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 49
3.1. Обоснование коррекционной программы по моделированию
здоровьесберегающего пространства в образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 49
3.2. Коррекционная программа по моделированию
здоровьесберегающего пространства в образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 54
3.3. Методические рекомендации для субъектов образовательных
организаций по реализации программы здоровьесберегающему пространству в образовательных организациях для обучающихся с умственной отсталостью 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 112
Проблема исследования. На современном этапе развития педагогики, валеологии и других междисциплинарных наук остается актуальной проблемой формирования здорового и безопасного образа жизни это воспитание у обучающихся осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование у обучающихся понимание сущности здорового и безопасного образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде.
Актуальность исследования. С каждым годом возрастает количество детей, имеющих различные отклонения в здоровье, происходит непрерывный рост общего уровня заболеваемости среди школьников. Данная ситуация наблюдается в связи с такими негативными явлениями современной жизни как: тяжелые социальные потрясения; низкий уровень развития института брака и семьи; экологическое неблагополучие; массовое распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабая развитость системы здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. В связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность широкого применения ее на практике.
Благополучие общества напрямую зависит от уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья. Поэтому, проблема формирования представлений детей о здоровом и безопасном образе жизни детей и закрепления стойких показателей их здоровья на всех уровнях является актуальной в современном обществе.
Понятие «здоровый и безопасный образ жизни» однозначно пока ещё не определено. (И. А. Гундаров, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, В. А. Полесский, А. И. Разумов и др.). Имеются разнородные данные относительно организации эффективных практико-ориентированных моделей здоровьесбережения в образовательных учреждениях для лиц нарушениями в развитии и, в частности, с умственной отсталостью (Г. Г. Зак, Э. М. Казин, Г. А. Кураев, М. С. Рогацкая, О. М. Семакович, А. П. Уфимцева, A. С. Шинкаренко). Отмечается недостаточная представленность методических материалов для реализации на практике таких моделей, которые бы отвечали всем критериям, независимо от запроса субъектов образования.
Представители различных направлений (Ю. А. Александровский, И. И. Брехман, В. Х. Василенко, В. И. Воробьев, В. П. Казначеев,
B. В. Николаева, Н. В. Яковлева) рассматривали здоровый и безопасный образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении здоровый и безопасный образ жизни рассматривали с точки зрения сознания, мотивации, психологии человека (Н. П. Абаскалова, И. В. Дубровина, З. Ф. Дудченко, В. М. Кабаева, Г. С. Никифоров).
Изучением умственной отсталости в нашей стране занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. А. Дмитриев, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский,
B. И. Лубовский, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, C. Я. Рубинштейн.
С учетом современных требований, необходимость практического внедрения и реализации моделей здоровьесбережения представлена в исследованиях Р. И. Айзман, И. И. Брехмана, А. А. Дмитриева, Г. Г. Зак, Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной, Л. Ф. Тихомировой, А. П. Уфимцевой А. С. Шинкаренко и др. В работах отмечается недостаточная кадровая готовность, специфика интеллектуального статуса и влияние семейного фактора (И. Ю. Левченко, Н. В. Мазурова, Е. И. Мастюкова и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) одной из задач образования обучающихся с умственной отсталостью является охрана и укрепление физического и психического здоровья. Реализация данной задачи возможна при сформированности у обучающих знаний и навыков здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим образовательная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (урочная и внеурочная) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у обучающихся привычек, а затем и потребностей к здоровому и безопасному образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Объект исследования - здоровьесберегающее пространство для обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях.
Предмет исследования - процесс моделирования здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации.
Цель исследования - моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» и определить основные направления ее практической реализации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью.
2. Провести анализ основных условий сформированности здоровьесбережения в образовании обучающихся с умственной отсталостью на основе исследования особенностей образовательной среды.
3. На основе полученных экспериментальных данных представить коррекционную программу и смоделировать здоровьесберегающее пространство для обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза: вероятно моделирование здоровьесберегающего
пространства для обучающихся с умственной отсталостью в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» будет эффективной при условии учета многофакторности образовательной среды.
Методы исследования: анализ литературы, анализ базовых понятий исследования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений, проектировочная работа.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, 8 рисунков и 4 таблиц, 90 источников и литературы, 10 приложений.
В первой главе представлены теоретические основы здорового образа жизни и здоровьесберегающей деятельности в образовании,
проанализированы предпосылки и необходимость внедрения здоровьесберегающей деятельности школ-интернатов для детей с ОВЗ.
Во второй главе освещена психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью, проведен анализ результатов диагностики уровня сформированности здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Определены факторы успешной реализации здоровьесберегающих технологий на практике.
В третьей главе разработана коррекционная программа по формированию здорового и безопасного образа жизни в образовании обучающихся с умственной отсталостью, даны методические рекомендации для субъектов образовательной организации по реализации коррекционной программы здоровьесберегающей деятельности, смоделировано здоровьесберегающее пространство, с учетом изменяющихся условий образовательной среды.
Подводя итог о моделировании здоровьесберегающего пространства, можно сделать вывод о том, что здоровый и безопасный образ жизни - это важнейшее условие здоровья и благополучия любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
В ходе работы цель - моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» и определение основных направлений ее практической реализации.
В выпускной квалификационной работе были поставлены и выполнены задачи:
1. Изучены теоретические аспекты здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью. В ходе выполнения работы выявлено понятие «здоровый и безопасный образ жизни», которое включает в себя: сохранение и развитие физического, психического и нравственного здоровья человека, первичную профилактику заболеваний, предупреждение опасностей в жизнедеятельности и в профессиональной деятельности.
Определенны психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью, к которым относятся: низкий уровень физического развития и познавательных процессов; дефекты физического развития (аномалии органов зрения, нарушения осанки, склонность к инфекционным заболеваниям); изменения в эмоциональной и мотивационной сферах.
2. Проведен анализ условий для моделирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью, сформированы основные критерии эффективности реализации здоровьесберегающей среды.
В эксперементальное исследование были использованы следующие методы и методики для всех субъектов образовательной среды: наблюдение (за деятельностью обучающихся, их двигательной активностью, уровнем сформированности навыков самообслуживания); анкетирование (Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»; Анкета «Правила безопасного поведения»; Анкета для педагогов (адаптация О. М. Семакович); Авторская анкета для родителей «Оценка сформированности ЗОЖ»); Методика «Знания о здоровье»; Методика «Ценностные ориентации».
3. Благодаря комплексной диагностике была получена и проанализирована информация от всех субъектов образования.
Знания обучающихся с умственной отсталостью о ЗОЖ носят фрагментарный характер не систематизированы, наблюдается плохая ориентировка в понятиях.
Данные анкетирования педагогов выявили достаточно интересную картину. С одной стороны, результаты анкетирования педагогов определяют необходимость внедрения и активной практической реализации модели здоровьесбережения в виду потребностей к повышению компетентности в области здоровьесберегающих технологий (52%). Тогда как, наличие неудовлетворенности психологическим комфортом в образовательной среде (56%) и высокой потребности улучшить свое здоровье, скорее всего, связано с эмоциональным выгоранием педагогов. Однако данная проблема требует более точной дифференциальной диагностики и отдельного исследования. С другой стороны, 47% педагогов считают свою деятельность важной в организации и укреплении здоровья обучающихся. Причем, 41% опрошенных педагогов отмечает необходимость многофакторного воздействия с привлечением информационно-просветительской деятельности родителей.
А данные анкетирования родителей свидетельствуют о склонности большинства снимать с себя ответственность за поддержание здорового образа жизни своих детей (59%). Лишь 22% родителей занимаются организацией здоровьесбережения в домашних условиях.
4. На основании диагностических данных смоделировано здоровьесберегающее пространство и апробирована коррекционная программа, включающая в себя такие направления работы, как: спортивно-оздоровительное; организация деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; информационно¬просветительская работа с педагогами; просветительская работа с родителями (законными представителями). Предложена схема организации здоровьесберегающего пространства в образовательной организации, основана на учете принципа многофакторности; даны рекомендации всем субъектам образовательной среды.
Таким образом, по окончанию работы была отмечена положительная динамика по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью. Цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты.
1. Абаскалова, Н. П. Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. - Новосибирск, 2011. - 304 с.
2. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» : автореф. дис. ... доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
3. Айзман, Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки / Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 85-90.
4. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей / Ю. А. Александровский и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 552 с.
5. Басов, А. В. Требования к программам «Здоровье» образовательных учреждений / А. В. Басов, Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. - 2002. - №1. - С. 17-25.
6. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - 2-е изд., доп., и перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
7. Василенко, В. Х. Введение в клинику внутренних болезней / В. Х. Василенко. - М. : Медицина, 1985. - 255 с.
8. Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья : О рацион. питании / В. И. Воробьев. - М. : Знание, 1987. - 188 с.
9. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
10. Гафнер, В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 г.г.) / В. В. Гафнер ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 200 с.
11. ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат». - Нижний Тагил.
- URL: https://internat-tagil.uralschool.ru/ (дата обращения: 16.09.2021).
12. Гигиена детей и подростков / под ред. В. Н. Кардашенко. - М. : Медицина, 1980. - 440 с.
13. Гундаров, И. А. Методологические требования к оценке качества технологий измерения здоровья / И. А. Гундаров, В. А. Полесский // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 4. - С. 32-36.
14. Денисова, Е. Н. Создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности / Е. О. Быкова, Е. Н. Денисова // Auditorium. - 2019. - № 2 (22). - С. 26-29.
15. Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев // Дефектология. - М. : Сов. спорт, 1991. - С. 32-40.
16. Дмитриев, А. А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ / А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск : РИО КГПУ, 1999. - С. 30-44.
17. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития / И. В. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - № 2. - С. 67-95.
18. Дудченко, З. Ф. Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности / З. Ф. Дудченко // Здоровая личность. - СПб. : Речь. - 2013.
- С. 356-367.
19. Жуковин, И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе специальной школы / И. Ю. Жуковин // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск : РИО КГПУ, 1999. - С. 54-59.
20. Забрамная, С. Д. Развитие ребенка - в ваших руках : Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Новая школа, 2000. - 32 с.
...