ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 6
ВОСПИТАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего 6
школьного возраста с нарушением зрения
1.2. Особенности становления гендерной идентичности в 15
онтогенезе детей младшего школьного возраста
1.3. Формирование гендерной идентичности у детей младшего 21
школьного возраста с нарушением зрения
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО 26 ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1. Программа констатирующего эксперимента по выявлению 26
уровня сформированности гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
2.2. Анализ диагностических методик определения уровня 30
сформированности гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
2.3. Экспериментальная работа по выявлению уровня 35
сформированности гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО 39 ВОСПИТАНИЮ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
3.1. Анализ адаптированных основных общеобразовательных 39
программ начального общего образования для обучающихся с нарушением зрения
3.2. Проективная программа по воспитанию гендерной 44
идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
3.3. Экспериментальная работа по воспитанию гендерной 48
идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
Актуальность проблемы и темы исследования. Вопросы гендерной идентификации и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения входят в круг исследовательских интересов многих исследователей разных областей науки - от педагогики и психологии до медицины и правовой этики (Н. П. Андропова, Ш. Берн, И. С. Клецина, В. Д. Еремеева, И. С. Кон, Т. А. Репина, Е. А. Талакова и др. [8, 14, 19, 24, 36, 58, 68]). На современном этапе развития психологии и педагогики преимуществами в воспитании детей с нарушением зрения мы можем считать усвоение возможности партнерских отношений среди мальчиков и девочек; воспитание гуманного отношения к представителям обоих полов.
Гендерные отличительные черты считаются биосоциокультурными свойствами, что обосновывает новейший субъективный подход к развитию личности ребенка с нарушением зрения. Статистические исследования влияния гендерных различий на развитие социальной активности индивидов определяются событиями, важными для мировой истории. Так, результаты женских движений в разных странах определяют основной вектор гендреных изменений - от завоевания гражданских прав до стратегии равных возможностей. В настоящее время для информирования широкой общественности о результатах гендерных исследований, помимо работ специальных педагогов, выпускаются специализированные журналы о социальной политике («Журнал исследования социальной политики», «Women and Politics»), которые доступны для широкой общественности на всех ведущих онлайн-платформах [28, с. 2].
Цель исследовательской работы - создание программы по воспитанию гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Объект исследовательской работы - гендерная идентичность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследовательской работы - процесс формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследовательской работы - если реализация специально организованной программы по воспитанию и коррекции гендерной идентичности будет обеспечена посредством бесед, уроков, внеклассной деятельности и лекций для родителей, то воспитание гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения будет эффективно осуществляться.
В соответствии с целью, объектом и предметом можно определить следующие задачи исследовательской работы:
1. Анализ психолого-педагогических литературных источников, в том числе основных теоретических подходов, по исследованию гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
2. Определение основных особенностей формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
3. Подбор известных методов диагностики, позволяющих оценивать уровень сформированности гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, и проведение тифлопедагогического обследования детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. Составление проективной программы воспитания гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
В данной исследовательской работе был проведен теоретический анализ проблемы воспитания гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и составлены две следующие программы - программа констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности гендерной идентичности и программа по ее воспитанию у той же категории детей. На основании этого можно сделать несколько выводов:
1. Воспитание гуманного отношения между мальчиками и девочками младшего школьного возраста с нарушением зрения является важным аспектом современного этапа развития тифлопсихологии и тифлопедагогики.
2. Коррекционная работа организована вокруг учебной деятельности, которая является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, согласно теории Л. И. Солнцевой и основоподагающим положениям Л. С. Выготского.
3. Общественные установки влияют на гендерное развитие. Особенно это касается детей младшего школьного возраста, т. к. данный возрастной период считается сензитивным для формирования гендерной идентичности.
4. Программа констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности гендерной идентичности и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, имеет четыре этапа: тифлопедагогическое диагностическое обследование, диагностические методики оценивания уровня сформированности изучаемого показателя; оценивание; определение путей изменения выявленного уровня по полученным результатам.
5. Квалифицированный педагог обязан заниматься подбором диагностических методик - важен учет индивидуальных особенностей, возрастные особенности, уровень подготовленности.
6. Основная цель тифлопедагогического обследования - поиск возможностей коррекции и компенсации нарушенных функций зрительного анализатора, при котором учитываются индивидуальные особенности психофизического развития.
7. Были проанализированы две адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования - для слабовидящих и слепых. Результаты показали, что такой компонент образовательной области, как «формирование жизненной компетенции», имеет прямую связь с воспитанием гендерной идентичности.
8. Условия обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения обеспечиваются путем оптимизации взаимоотношений с противоположным полом, что реализуется посредством комплекса разнообразных видов совместной деятельности, которые отражены в программе.
9. Поскольку ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная, то и развитие навыков самостоятельности, которые дети младшего школьного возраста с нарушением зрения могут применить в ней, можно считать наиболее эффективным результатом реализации программы.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997. 287 с.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2). 2020. URL: http://mart-school.ru/uploads/АООП/АООП%204.2.pdf (дата обращения: 18.02.2022).
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования для слепых обучающихся (вариант 3.2). 2020. URL: http: //mart- school.ru/uploads/АООП/АООП%203.2.pdf (дата
обращения: 18.02.2022).
4. Азбука тифлопедагога. Словарь-справочник / составители: Н. Антонов, А. Колдаков ; под ред. В. Денискиной. URL: http://www.s- vestnik.ru/node/334 (дата обращения: 20.10.2020).
5. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
6. Амирова С. К. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования слабовидящих детей дошкольного возраста / Дагестанский гос. пед. ун-т. Махачкала, 2018. 7 с.
7. Андреева Л. В. Проблема формирования гендерных представлений у детей 4-5 лет с нарушением речи // Психология, социология и педагогика. 2012. № 4. С. 50-56.
8. Андропова Н. П. Воспитание культуры взаимоотношений
младших школьников. Волгоград, 2007. 86 с.
9. Архиреева Т. В. Гендерные особенности критического
самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурноисторическая психология. 2011. № 2. С. 98-105.
10. Асмолов А. Г. Психология личности : учебник. М., 1990. 367 с.
11. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестом. СПб., 2008. 136 с.
12. Безродных Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии : психология и педагогика. Новосибирск, 2009. 311 с.
13. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие / Т. В. Бендас. СПб., 2005. 431 с.
14. Берн Ш. М. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / под ред. С. Е. Рысев. СПб., 2007. 320 с.
15. Богданова К. В. Формирование представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста / Ставропольский гос. пед. ин-т. Буденновск, 2015. 121 с...