ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Общая характеристика обучающихся младшего школьного
возраста с нарушениями зрения 7
1.2. Определение основных понятий и особенностей продуктивного
взаимодействия обучающихся младших классов с нарушением зрения 15
1.3. Особенности развития продуктивного взаимодействия
обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения с окружающими 17
1.4. Внеурочная деятельность и ее влияние на развитие продуктивного
взаимодействия младших школьников с нарушениями зрения 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОАННОСТИ
ПРОДУКТИВНОГО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.... 26
2.1. Педагогические модели формирования продуктивного
взаимодействия младших школьников с нарушением зрения во внеурочной деятельности 26
2.2. Обзор диагностических методик исследования особенностей
взаимодействия младших школьников с нарушениями зрения со сверстниками и взрослыми 32
2.3. Проект проведения констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ
ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 43
3.1. Проект коррекционно-развивающей программы, направленной на
совершенствование продуктивного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 43
3.2. Методические рекомендации по реализации и апробации
коррекционно-развивающей программы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
Осмысляя реалии современного развития образовательной сферы, необходимо отметить, что она не стоит на месте, а продолжает расти и претерпевать различные изменения. Одним из важнейших новообразований для образовательной сферы считается наличие единых Федеральных государственных образовательных стандартов, в которые периодически вносят поправки. Актуальность проблемы наличия возможностей для построения продуктивного взаимодействия младших школьников, имеющих нарушения зрительного канала восприятия с педагогом и сверстниками в рамках внеурочной деятельности подтверждается ФГОС среднего (полного) общего образования. Так, например, его методологическая основа и компетентностный подход, направлены не на обеспечение формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, а к «портрету выпускника школы», к которому относится такое качество, как коммуникативность или, иными словами, высокий уровень коммуникативной компетенции. Данные факты подтверждают необходимость организации построения продуктивного взаимодействия младших школьников, имеющих нарушения зрения со взрослыми во внеурочное время. Стоит обратить внимание на том факте, что, помимо внеурочной деятельности, умение выстраивать правильную и грамотную коммуникацию необходимо и при подготовке к единому государственному экзамену, направленному на контроль и проверку универсальных учебных действий выпускников по различным аспектам.
Изучением проблемы развития продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения во внеурочной деятельности занимается большое количество учёных. Назовём некоторых из них: М. И. Земцова [18], А. Г. Литвак [33], Л. И. Плаксина [47], Л. И. Солнцева [58].
Противоречие исследуемой проблемы заключается в том, что требования к уровню коммуникативной компетенции растут, происходит расслоение коллектива обучающихся на группы нормы и детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Количество обучающихся с отклонениями зрительной системы растёт, что требует организации продуктивного процесса взаимодействия между детьми с ОВЗ со взрослыми и сверстниками.
Цель исследования - изучить особенности продуктивного взаимодействия обучающихся младших классов с нарушениями зрения со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности.
Объект исследования - продуктивное взаимодействие обучающихся младших классов с нарушениями зрения со сверстниками и взрослыми.
Предмет исследования - процесс организации продуктивного взаимодействия обучающихся младших классов с нарушениями зрения и взрослыми во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую психолого-педагогическую научную литературу по проблеме развития продуктивного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушением зрения со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности.
2. Выполнить обзор приёмов и способов развития продуктивного взаимодействия обучающихся с нарушениями зрения во внеурочной деятельности.
3. Исследовать возможности построения взаимодействия младших школьников с нарушением зрения с педагогом и сверстниками в рамках внеурочной деятельности.
4. Составить проект коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование продуктивного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на базе общеобразовательного учреждения.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов образовательного учреждения по организации процесса продуктивного взаимодействия детей с нарушениями зрения со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: уровень коммуникативной компетенции младших школьников с нарушениями зрения будет выше, если будет грамотно организован процесс продуктивного взаимодействия данной группы детей со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности.
Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по исследованию развития продуктивного взаимодействия обучающихся младших классов с нарушениями зрения со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности, мы в полной мере рассмотрели понятие «продуктивное взаимодействие». В данном исследовании была произведена разработка коррекционно-развивающей программы для педагогов и обучающихся по осуществлению процесса продуктивного взаимодействия детей с нарушениями зрения со сверстниками и взрослыми во внеурочное время. Что, в свою очередь, подтвердило гипотезу о том, что уровень коммуникативной компетенции младших школьников с нарушениями зрения будет выше, если будет грамотно организован процесс продуктивного взаимодействия данной группы детей со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности. Были решены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую психолого-педагогическую базу исследований по проблеме развития продуктивного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушением зрения со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности.
2. Изучить роль самостоятельной работы в активизации продуктивной речевой деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в старших классах;
3. Исследовать возможности построения взаимодействия младших школьников с нарушением зрения с педагогом и сверстниками в рамках внеурочной деятельности;
4. Составить и апробировать коррекционно-развивающей программы, направленные на совершенствование продуктивного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на базе общеобразовательного учреждения.
Проведенные исследователями диагностические методики, которые мы адаптировали для нашей работы, предполагают, что развитие продуктивного взаимодействия у обучающихся младших классов с нарушением зрения скорее находится на уровне ниже среднего. Из-за дефекта зрения в полной мере сложно овладеть коммуникативными навыками и другими способами взаимодействия с окружающими.
Развитие продуктивного взаимодействия детей с нарушениями зрения может осуществляться с учётом как речевого дефекта, так и зрительного. Учитываются ведущие дидактические и специфические принципы: учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы, формирование всесторонних представлений об окружающем мире с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учёт уровня сформированности коммуникации и уровня социализации обучающегося.
Разработка констатирующего эксперимента и анализ различных данных позволил подтвердить все вышесказанное. По результатам исследования были разработаны рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения в игровой деятельности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
1. Алексеев О. Л., Алексеева Д. В. Профессиональное образование инвалидов по зрению : метод. пособие для специалистов по социал. работе и студентов. Екатеринбург, 2007. 84 с.
2. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 2010. -306 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. М., 2013. 272 с.
4. Базжина Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект : сб. науч. тр. / ред. С. Н. Цейтлин. СПб., 2012. 128 с.
5. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М., 2000. 192 с.
7. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2013. 136 с.
8. Блонский П. П. Психология младшего школьника. Воронеж, 1997. 575 с.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. Москва, 2015. 328 с.
10. Вершина О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитием речи. М., 2013. 246 с.
11. Выготский Л. С. Детская речь. М., 2013. 420 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2012. 352 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
14. Глухов В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 2012. 156 с.
15. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М., 2005. 96 с...