ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
начальных классов с нарушением зрения 8
1.2. Развитие монологической формы речи у младших классов с
сохранным зрением 13
1.3. Особенности развития монологической формы речи у
обучающихся начальных классов с нарушением зрения 19
1.4. Уроки изобразительной деятельности как средство развития
монологической устной речи у младших школьников с нарушением зрения 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Обзор диагностических методик, позволяющих определить
уровень сформированности устной монологической речи 28
2.2. Проект констатирующего эксперимента 32
2.3. Предполагаемые результаты исследования устной монологической
речи 39
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
3.1. Цель, задачи, содержание коррекционной работы на занятиях по
изобразительной деятельности 44
3.2. Проект обучающего эксперимента 49
3.3. Ожидаемые результаты исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Сформировавшаяся связная речь - это условие развития личности в целом, способ общения, познание нового, освоение ценностей культуры. «Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и
взаимопонимание» [3].
Отклонения речи встречаются у детей с нарушением зрения значительно чаще, чем у нормотипичных. Л. С. Волкова [31], О. И. Криницкая [23], Л. И. Плаксина [43], Л. И. Солнцева [51] и др. выявили своеобразие речевого развития детей со зрительным дефектом. Становление речи протекает по тем же закономерностям, что и у детей с нормой, но с задержкой в сроках развития. Чаще всего нарушаются все или большинство компонентов речи.
Успешное обучение младших школьников во многом зависит от уровня овладения связной речью, к которой относятся монологическая и диалогическая речь. Развитие связной речи определяет усвоение всех школьных дисциплин, обеспечивает навыками речевого поведения и активным участием в общественной жизни. С первого года обучения необходимо развивать монологическую речь ребенка. У детей с нарушением зрения развитие высших психических функций (ВПФ) отстает от временных рамок по сравнению с нормотипичными. Тем самым, монологическая речь позволит активизировать познавательную деятельность, развивать логическое мышление, память, структурировать свои мысли в соответствии с замыслом. Она позволит реализовать личностные мотивы и интересы младших школьников. А. К. Аксенова говорила о том, что речь способствует организации, упорядочиванию и активизации мышления обучающихся, помогает устанавливать смысловые связи и способствует осуществлению познавательной деятельности [2].
Л. С. Выготский [8], Т. А. Ладыженская [25], А. А. Леонтьев [27], Т. Г. Рамзваева [45], С. Л. Рубинштейн [50], Л. В. Щерба [58] раскрыли в своих трудах психологическую природу монологической речи, ее механизмы и особенности развития у дошкольников и младших школьников.
Деятельность педагога должна быть нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи обучающегося со зрительным дефектом, на ее развитие и активацию. В этом могут помочь уроки изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность - одно из самых эффективных средств развития ребенка. В процессе он учится находить, видеть, понимать и отображать окружающие его объекты и явления. Он способен анализировать иллюстративный материал, находить в нем сходства и отличия, что в дальнейшем может послужить основой для формирования устного анализа. Развитие навыков изобразительной деятельности слабовидящих раскрыто в работах Л. П. Григорьевой [14], Ю. А. Кулагина [24], А. В. Потемкиной [44] и др. Цели и содержание изобразительной деятельности в обучении дошкольников и младших школьников с амблиопией и косоглазием сформулировали А. Ф. Акопова [1], М. В. Велович [39], Л. П. Гладких [12], Г. В. Никулина [38], Л. И. Плаксина [39] и др.
Одним из важнейших принципов использования изобразительной деятельности в коррекционно-развивающей работе является принцип комплексности. Данный вид деятельности может включаться в занятия всех специалистов. Это позволит обучающимся с нарушением зрения лучше овладеть сенсорными эталонами, сформировать и закрепить образы предметов, конкретизировать их, обобщать предметные представления. Формируются способы обследования пространства. Использование изобразительной деятельности на уроках способствует преодолению вербализма.
Исследование устной монологической речи у младших школьников с нарушением зрения является одной из самых сложных проблем в системе речевого развития, т. к. именно уровень монологической речи отражает полноценность владения родным языком. Данная проблема требует глубокого изучения, что и обуславливает актуальность исследования.
Цель данной работы - изучить особенности развития устной монологической речи обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках изобразительной деятельности и на основе этого разработать проекты констатирующего эксперимента и обучающего.
Объект - монологическая устная речь обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Предмет - процесс развития устной монологической речи обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику
обучающихся начальных классов с нарушением зрения.
2. Изучить научную и методическую литературу по проблеме развития устной монологической речи у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
3. Провести анализ особенностей развития устной монологической речи у младших школьников с нормой и младших школьников с нарушением зрения, дальнейшее их сравнение.
4. Изучить влияние изобразительной деятельности на развитие устной монологической речи у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
5. Изучить методики формирования и развития устной монологической речи у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
6. Проанализировать практический опыт развития устной монологической речи младших школьников с нарушением зрения на уроках изобразительной деятельности.
7. Разработать проекты диагностического и обучающего этапов опытно-экспериментальной работы по развитию устной монологической речи младших школьников с нарушением зрения.
Недоразвитие речи у детей с нарушением зрения является сложным дефектом, в котором четко прослеживаются связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Формирование речи у обучающихся с нарушением зрения протекает в более сложных условиях из-за сниженной динамики развития, но проходит все этапы становления.
Обучение младших школьников с нарушенными зрительными функциями предполагает знание педагогом психолого-педагогической характеристики каждого ученика. В этом возрасте речевая деятельность предопределяет развитие всех высших психических функций.
Монологическая речь - самая сложная форма речевой деятельности. Из-за нарушений звукопроизношения, недоразвития фонематического слуха и восприятия, неспособности овладевать невербальными средствами общения устная монологическая речь развивается медленнее, чем у обучающихся с нормой. Выражения таких детей конкретны, выразительно окрашены слабо, проявляется вербализм. Своевременная коррекция, которая должна начинаться еще в дошкольном периоде, включает в себя ведущие дидактические и специфические принципы: учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы, формирование всесторонних представлений об окружающем мире с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровня сформированности речи и структуры речевого нарушения.
Для коррекционной работы многие педагоги выбирают изобразительную деятельность. Она помогает воспринимать и совершенствовать представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Тем самым, активизируется и речь обучающихся.
В процессе изобразительной деятельности корректируется зрительная память, фиксация взгляда, развивается общая и мелкая моторика и воображение. Уроки ИЗО предполагают речевое развитие младших школьников. Обучающиеся вместе с педагогом обсуждают и анализируют картины, высказывают свою точку зрения, поэтапно объясняют свои действия в практической работе, оценивают собственные работы и работы своих товарищей. По готовой поделке составляют рассказы или иллюстрируют различные стихотворения. Именно такая работа предполагает развитие устной монологической речи.
Составляя и анализируя проект констатирующего эксперимента, нами установлено, что уровень развития устной монологической речи младших классов с нарушением зрения может находиться на среднем уровне и редко выше. В процессе учебной деятельности обучающиеся учатся строить свои высказывания более содержательно, логично, последовательно. Со временем ими преодолевается вербализм.
Для обучающего эксперимента было разработано примерное содержание работы на уроках ИЗО на основе тематического плана занятий. К каждой теме были подобраны методы и приемы, способствующие развитию как устной монологической речи, так и развитию изобразительных умений и навыков. Каждое занятие должно быть построено с учетом индивидуальных способностей каждого обучающегося.
Разработанные проекты, написание программы, анализ научной литературы позволил подтвердить все вышесказанное. Развитые изобразительные навыки позволят активизировать речевую деятельность, а своевременная коррекционная работа будет направлена на развитие всех компонентов связной речи.
1. Акопова А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2004. № 1. С. 25.
2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М., 2004. 316 с.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
4. Архипова Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. 2000. № 4. С. 35-39.
5. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. М., 2002. 136 с.
6. Бельмер В. А. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I-IV кл.). М., 1998. 45 с.
7. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983. 322 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
9. Выготский Л. С. Психология. СПб., 1999. 1008 с.
10. Выродова Н. В. Адаптированная дополнительная
общеразвивающая программа «Росток» 3-летнего обучения в объединении художественной направленности для обучающихся 7-16 лет. Кочубеевское, 2014. 20 с.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детский речи. М., 1961. 170 с.
12. Гладких Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию // Дефектология. 1993. № 3. С. 59-64.
13. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2005. 351 с.
14. Григорьева Л. П. Методики формирования зрительных образов на коррекционных занятиях в начальных классах школ для детей с нарушением зрения // Дефектология. 1992. № 4. С. 31-35.
15. Денискина В. З. Классификации детей с нарушением зрения. М., 2007. 10 с...