1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 8
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ
1.1. Умственно отсталые дети как объект социальной реабилитации 8
1.2. Сущность игровых технологий в социальной реабилитации 18
умственно отсталых детей
2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 32
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ГБСУСОССЗН «БОЛЬШЕТРОИЦКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»)
2.1. Игровые технологии в социальной реабилитации умственно 32
отсталых детей: опыт деятельности ГБСУСОССЗН
«Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
2.2. Изучение реабилитационного потенциала игровых технологий в 42
работе с умственно отсталыми детьми (по материалам социального исследования)
2.3. Программа «Игровые технологии в социальной реабилитации 54
воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность темы исследования. Умственно отсталые дети сегодня сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к возникновению вторичных отклонений психо-эмоциального развития.
Важным моментом в социальном развитии умственно отсталых детей является либо отсутствие, либо низкий уровень осознания привлекательных жизненных перспектив. Отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают риск проявления социально неприемлемых форм поведения.
Еще больше проблем у умственно отсталых детей, лишенных родительской опеки. Вследствие дефицита общения и отсутствия семейных привязанностей у них не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей-сирот крайне ситуативны, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует.
Многие проблемы данной группы детей можно решить с помощью применения игровых технологий в их социальной реабилитации. Актуальность изучения особенностей игровой деятельности умственно отсталых детей заключается в том, что целенаправленное систематическое руководство этой деятельностью позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.
При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка и особенно у детей имеющих отклонения в развитии, в обществе уделяется недостаточное внимание широкому интегративному применению современных игровых технологий, особенно в таких учреждениях, как детские дома-интернаты для умственно отсталых детей. Специалисты считают это направление одним из самых важных. Однако в практике существует немало проблем, которые решаются с трудом или не решаются вовсе.
Активное использование игровых технологий, участие в игровых программах восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни, и в целом способствуют успешной социальной реабилитации воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.
Степень научной разработанности проблемы. Заявленная тема охватывает область междисциплинарного взаимодействия наук, в частности, психологии, медицины, культурологии, досуговедения, реабилитологии, специальной педагогики.
Вопросы социальной реабилитации инвалидов в различных аспектах и проблемы его статуса в обществе рассматриваются в трудах таких отечественных исследователей, как Н.Л. Абазиева, В.А. Бронников, Н.Ф. Дементьева, А.В. Медовник, С.С. Меметов, З. Нуртдинова, Е.И. Холостова и др. Сейчас встречаются публикации, где приводятся сведения о реабилитации умственно отсталых детей (Я.В. Бацына, Х.С. Замский, Е.Т. Логинова, А.Р. Маллер, М. Пишчек, Г.В. Цикото, В.Ф. Шалимов, Н.М. Шибаева, Л.М. Шипицына, О. Шпек и др.).
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в исследованиях российских ученых H.A. Короткова, А.И. Сорокина и др. Теоретические вопросы игровых технологий являлись предметом специального изучения и нашли отражение в работах М.Г. Ермолаевой, Е.Н. Здыбель, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова и др.
Игру как ведущую деятельность ребенка рассматривали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и др.
В работах ряда исследователей мы находим также некоторые сведения относительно самостоятельной игры умственно отсталых детей (С.В. Власова, С.Н. Каштанова, С.Г. Рыбакова, Л.М. Рышкова, Е.А. Сибилева, Т.Н. Смирнова, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото, Ж.И. Шиф, Г.Х. Якубовна и др.). Сегодня особо исследуются спортивные игры с умственно отсталыми детьми школьного возраста, в ходе которых происходит корректировка как функциональных показателей, так и взаимоотношений в системе «ребенок-социум» (О.Я. Бойко, Н.И. Пономарев и др.).
Однако специальных исследований, посвященных игровым технологиям в социальной реабилитации воспитанников детского дома- интерната для умственно отсталых детей, мы в научной литературе не встретили.
Объект исследования - игровые технологии в социальной реабилитации умственно отсталых детей.
Предмет исследования - реабилитационный потенциал игровых технологий в работе с умственно отсталыми детьми.
Цель исследования - раскрыть сущность игровых технологий в социальной реабилитации умственно отсталых детей и разработать программу по расширению спектра игровых технологий в социальной реабилитации воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы игровых технологий в социальной реабилитации умственно отсталых детей.
2. Охарактеризовать опыт применения игровых технологий в социальной реабилитации воспитанников ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
3. Выявить реабилитационный потенциал игровых технологий в работе с умственно отсталыми детьми в ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и разработать программу «Игровые технологии в социальной реабилитации воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей».
Теоретико-методологическую базу составляют антропоцентристский подход к социальной реабилитации инвалида (Л.С. Выготский, Ф. Гиддингс, А.В. Мудрик, Г. Тард, Э. Эриксон, Ю. Хабермас и др.); теория о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.); теоретические положения о значении деятельности в развитии человека (П.Я. Гальперин,
A. В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические положения системного подхода к организации реабилитационного процесса умственно отсталых детей (О.Л. Алексеев,
B. В. Коркунов, Е.М. Мастюкова и др.); концептуальные положения психологической и педагогической теории игры (Н.П. Аникеева, М.Я. Басов, О.С. Газман, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, А.А. Тюков, С.А. Шмаков, Г.П. Щедровицкий).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют: специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ; данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; устав, документы и сайт ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования «Изучение реабилитационного потенциала игровых технологий в работе с умственно отсталыми детьми» в ходе преддипломной практики в апреле 2017 года. Исследование проводилось посредством наблюдения за организацией игровой деятельности с воспитанниками ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом -интернат для умственно отсталых детей», психодиагностики воспитанников, эксперимента и экспресс-опроса специалистов этого учреждения (n=10).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами был определен комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования: анализ специальной литературы, нормативно-правовых документов, документов учреждения, статистических данных; наблюдение; психодиагностика; эксперимент; экспресс-опрос; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: дана типология и характеристика умственно отсталых детей; дано авторское определение игровым технологиям, под которыми понимаем систему проективной
целенаправленной деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и других закономерностей, принципов с целью определения, выработки, конструирования и использования в повседневной практике эффективных игровых моделей общения; раскрыта сущность игровых технологий в социальной реабилитации умственно отсталых детей; выявлены проблемы применения игровых технологий в социальной реабилитации воспитанников в ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
На основе результатов исследования разработана программа «Игровые технологии в социальной работе с воспитанниками детского дома- интерната». Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Социальная педагогика», «Социальная реабилитация» и других.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом - интернат для умственно отсталых детей». Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались, получили одобрение и были внедрены в работу ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом - интернат для умственно отсталых детей» .
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Умственно отсталые дети представляют собой большую и весьма разнообразную по составу группу. У них имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Часто присутствую сопутствующие отклонения в виде нарушения речи, сенсорики и т.д. В России используется ряд классификаций, разработанных на основе клинической классификации Э. Крепелин. Используются классификации М.С. Певзнер, Американской ассоциации по изучению умственной недостаточности, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 10-го пересмотра и др. Вышеизложенное указывает на необходимость раннего выявления таких детей и проведения с ними социальной реабилитации с учетом степени выраженности заболевания.
Под социальной реабилитацией инвалидов мы понимаем комплекс мер (реабилитационных услуг), направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций его организма, обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях. Процесс реабилитации предусматривает адаптацию реабилитируемого к потребностям общества и общества - к потребностям данного индивида.
С нашей точки зрения высокий реабилитационный потенциал заложен в игровой деятельности, поэтому необходимо в социальной реабилитации умственно отсталых детей применять игровые технологии.
Под реабилитационным потенциалом мы понимаем комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные возможности. Другими словами, это возможность больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие (активизировать) свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления нарушенного здоровья, ограничений жизнедеятельности, личностного статуса и положения в обществе. Реабилитационный потенциал имеет четыре уровня оценки: высокий, удовлетворительный, низкий, отсутствует.
К сожалению, в научной литературе используется только определение игровых педагогических технологий. Мы будем рассматривать игровые технологии в более широком плане, включая и другие компоненты кроме педагогического. Мы вводим авторское определение и под игровыми технологиями понимаем систему проективной целенаправленной деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и других закономерностей, принципов с целью определения, выработки, конструирования и использования в повседневной практике эффективных игровых моделей общения.
Игра выполняет ряд функций: социализации; межнациональной коммуникации; самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»; коммуникативную; диагностическую; терапевтическую; коррекции; развлекательную (С.А. Шмаков). Существует масса классификация игровых технологий: по виду деятельности; по характеру педагогического процесса; по характеру игровой методики; по предметной области; по игровой среде (Г.К. Селевко); по типу человеческой деятельности, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют (М.Г. Ермолаева), по стратегическому принципу (Р. Кайюа) и др. Как средство реабилитации игры можно разделить на: 1) игры, развивающие двигательные навыки (мелкую моторику пальцев; крупную моторику); 2) игры, развивающие умственные способности ребенка (логические; речевые; стимулирующие развитие слуха; стимулирующие развитие зрения; развивающие конструктивные навыки).
Выделяют общие принципы, определяющие игровые технологии как
самостоятельные методы моделирования. Нижеприведенные принципы являются стратегическими и методологическими принципами организации и проведения игровых технологий. Это принципы: эффекта; целеполагания; упражнения; подготовленности; равенства; равного распределения
ответственности за ход и результаты игрового взаимодействия между всеми членами группы; личного проживания; ассоциаций; партнерства; диагностики; достижения ожидаемого результата.
Игровая деятельность у умственно отсталого ребёнка имеет отличия. Среди причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у такого ребёнка, следует, прежде всего, выделить главную - недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности. Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на формирование психологического облика умственно отсталого ребёнка.
Мы выявили, что в ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом - интернат для умственно отсталых детей» в рамках реализации «Программы комплексной социальной реабилитации получателей социальных услуг детского дома-интерната» имеет все условия для проведения игр, но игровые технологии в большей степени используются в работе с детьми младшей возрастной группы у которых средняя степень тяжести нарушений. Чаще всего используются сюжетно-ролевые, театрализованные, компьютерные игры. С детьми, у которых заболевание выражено более сильно, работа почти не проводится.
С целью изучения проблем раскрытия реабилитационного потенциала игровых технологий в работе с воспитанниками ГБСУСОССЗН «Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей», нами было проведено социальное исследование. Экспресс-опрос специалистов отделения психолого-педагогической помощи выявил: 1) недостаточную квалификацию части воспитателей (владение методикой формирования игровой деятельности и т.д.); 2) трудности формирования у некоторых воспитателей адекватного стиля межличностного общения с детьми. Очевидно, что воспитателей необходимо специально готовить к работе в учреждениях для детей с проблемами развития.
Наш эксперимент доказал эффективность применения игровых технологий с умственно отсталыми детьми. Важную роль выполняет терапевтическая, коррекционная функция игры. Эти функции заключается в возможностях игры изменить психическое самочувствие ребенка, создать радостное настроение, удовлетворить ребенка в активной деятельности, повысить самооценку, преодолеть имеющиеся страхи и комплексы, сформировать положительное отношение у ребенка к окружающим людям.
На основе полученных данных мы разработали программу «Игровые технологии в социальной реабилитации воспитанников детского дома- интерната для умственно отсталых детей» для частично обучаемых и обучаемых умственно отсталых детей 12-16 лет с развитыми общей и мелкой моторикой и речевыми навыками. В данной программе реабилитация происходит за счет использования доступных для особого ребенка средств: изобразительных, игровых, музыкальных. Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует формированию адекватного поведения, снижению конфликтности на основе создания оптимальных условий для развития умственно отсталого ребенка. В состав программы входят 20 занятий, продолжительность которых, в среднем 25-30 минут, в связи с быстрой утомляемостью и слабой концентрацией внимания таких детей. Состав группы 8-10 человек. Групповые занятия с детьми проводятся в игровых комнатах с использованием игровых упражнений и звукового сопровождения.
Система работы игровых технологий будет эффективно функционировать при соблюдении комплекса условий, а реабилитационный потенциал игры будет реализован только при соблюдении правил организации игр с умственно отсталыми детьми: 1) учета особенностей заболеваний детей, возраста, физического и умственного развития; 2) знания особенностей поведения, уровня сформированности навыков общения ребенка, его проблем, страхов, фобий; 3) создания непринужденной атмосферы, мотивации детей на игру в процессе проведения игрового сеанса; 4) учета того, что реабилитационные и воспитательные возможности игры связаны напрямую с ее содержанием, тематикой и организацией, поэтому каждое игровое занятие должно иметь четкую структуру, а игра - цель, задачи; 5) приоритетности групповых игровых занятий для развития навыков общения, ответственности, взаимопомощи, совместной деятельности;
6) подбору игровых заданий, которые должны быть посильны, понятны, но в то же время, содержать трудности.
Мы считаем, что реализация программы позволит создать условия для личностного и творческого самовыражения умственно отсталых детей; будет способствовать развитию волевых усилий и познавательных интересов; снижению эмоционального напряжения, посредством игр и упражнений; закрепит умение адекватно выражать эмоциональные состояния; закрепит навыки бесконфликтного общения и навыки сотрудничества. Чтобы максимально раскрыть реабилитационный потенциал игровых технологий в работе с умственно отсталыми детьми, специалистам учреждения, организующим игровую деятельность, необходимо пройти курсы повышения квалификации.
1. Декларация о правах умственно отсталых лиц [Электронный ресурс]: [Провозглашена резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901739158.
2. Конвенция о правах ребёнка [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг,
2009. - 50 с.
3. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902114182.
4. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2010. - 39 с.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: [Федеральный закон принят Государственной Думой 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ по сост. на 01.06.2017]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.
6. Об образовании в Российской Федерации [Федеральный закон принят Гос. Думой от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в ред. от 01.05.2017г.] / [Текст]. - М.: Омега-Л, 2017. - 142 с.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Постановление Правительства РФ от 1.12.2015 г. № 1297 в ред. от 31.03.2017 г.] / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_189921/
8. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Постановление Правительства Белгородской области от 6 декабря 2013 г. № 523-пп по сост. на 23.01.2017] / [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/469027808
9. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст]: / Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2004. - 396 с.
10. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
11. Бацына, Я.В. Социализация подростков с задержкой психического развития [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук. / Я.В. Бацына. - Н. Новгород, 2005. - 24 с.
12. Бойко, О.Я. Социальная реабилитация умственно отсталых детей школьного возраста средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / О.Я. Бойко. - Екатеринбург. - 2008. - 21 с.
13. Бронников, В.А. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Бронников, - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. - 530 с.
14. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Текст] / М.Е. Бурно. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. - 364с.
15. Воронова, А. Арт-терапия для детей и их родителей [Текст] / А. Воронова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 256 с.
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский.-М.: Педагогика, 1967. - 295с.
17. Гринина, Е.С. Применение метода экспертной оценки в изучении конфликтов умственно отсталых школьников [Электронный ресурс] / Е.С. Гринина // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 4. - URL: http: //human.snauka. ru/2016/04/14826
18. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.:
Мозаика-Синтез, 2008. - 197 с.
19. Гудина, Т.Б. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов [Электронный ресурс] / Т.Б. Гудина. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 232 с.
20. Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. Т.А. Криволесова. - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013. - 110 с.
...