Глава 1. Общая характеристика электронного голосования 6
Параграф 1. Понятие и признаки электронного голосования 6
Параграф 2. Формы и виды электронного голосования 13
3. Глава 2. Особенности правового регулирования электронного голосования
в Российской Федерации и в зарубежных странах 19
Параграф 1. Электронное голосование в России 19
Параграф 2. Электронное голосование в зарубежных странах 30
4.Заключение 40
5. Литература 45
Данная работа посвящена исследованию электронного голосования и дистанционного электронного голосования, которые являются современными видами голосования в развитых странах, и в связи с этим имеют перспективный характер. Электронное голосование и дистанционное электронное голосование могут сделать сам процесс голосования простым и недорогим, а подсчет голосов в данном случае будет быстрее, чем в традиционных формах голосования на выборах. В исследовании раскрываются признаки, формы и виды электронного голосования и дистанционного электронного голосования, анализируются нормы, закрепляющие механизм электронного голосования и дистанционного электронного голосования в РФ, откуда поднимается проблема отсутствия четкого правового регулирования дистанционного электронного голосования в России с точки зрения применения на практике во время выборов, предлагаются возможные варианты решения данной проблемы на основе имеющейся практики в зарубежных странах.
Актуальность исследования: в настоящее время электронное голосование и дистанционное электронное голосование имеет свои преимущества и недостатки, однако касаемо дистанционного электронного голосования можно сказать, что в случае непредвиденных обстоятельств, например, в условиях карантина и ограничении посещений избирательных комиссий во время выборов, данный голосования может использоваться на выборах на постоянной основе. К тому же дистанционное электронное голосование представляет собой достаточно эффективный вид голосования на выборах с точки зрения финансовых затрат на их проведения, где не используются бумажные бюллетени, а также с точки зрения распределения времени и усилий на подсчет голосов, который происходит с использованием электронных технических средств, как и сам процесс голосования. В России же электронное голосование набирает популярность и представляет собой дополнительный вид голосования, который не заменит собой обычное голосование, но существенно необходим в условиях пандемии COVID-19. Электронное дистанционное голосование применялось на выборах в московскую Городскую Думу в сентябре 2019 года и на сегодняшний день имеет нормативно закрепленную базу, включающую в себя электронное голосование и дистанционное электронное голосование через систему специального программного обеспечения «Госуслуги». Однако несмотря на теоретическое регулирование, на практике проведение такого голосования все еще представляется затруднительным.
Цель исследования: раскрыть правовое регулирование и практику применения электронного и дистанционного электронного голосования в России с учетом последних изменений в избирательном законодательстве.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть опыт внедрения и применения электронного голосования и дистанционного электронного голосования в Российской Федерации и в зарубежных странах.
2. Провести анализ избирательного законодательства по применению и регулированию электронного голосования и дистанционного электронного голосования, выявить перспективы внесения изменений в дальнейшем в нормативно-правовые акты.
3. Определить признаки, достоинства и недостатки, формы и виды электронного голосования, критерии отличия и сходства данного вида от традиционных и иных видов голосования.
Методы исследования: формально-юридический, анализ и синтез, аксиологический, системно-структурный
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе проведения процедуры электронного голосования на выборах, в том числе дистанционного.
Предмет исследования: электронное и дистанционное электронное голосование.
Теоретическая основа исследования: электронное голосование исследуется в работах Антонова Я.В., Матрениной К.Ю., Князева С.Д., Кравец Д.А., Водяницкой Е.А., Ярыгина Г.О. Босовой Е.Н., Реут Д.А., Ерохиной О. В., Шанина А.А., Антропова И.В., а также других авторов
Эмпирическая основа исследования: социологические данные ВЦИОМ, содержащие сведения об отношении граждан к внедрению и проведению выборов через дистанционное электронное голосование.
Нормативная основа исследования: были использованы ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва», Федеральный закон №154-ФЗ от 23.05.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы
Подводя итог проведенному исследованию, можно подчеркнуть, что электронное и дистанционное электронное голосование приобретает все большую актуальность в связи с последними обстоятельствами, возникшими в мире в результате пандемии. При этом системы электронного голосования имеют как достоинства, так и недостатки, отчего трудно все еще представить, каким образом подобные системы могут прижиться в России с населением, которое скептически относится к проведению Интернет голосования. Однако интерес населения к подобному голосованию растет и недоверие уменьшается, к тому же, когда дистанционное электронное голосование получило нормативное закрепление на выборах всех уровней, явка избирателей среди представителей молодежи может увеличиться, а также уменьшится уровень абсентеизма среди населения. В скором времени выборы в Государственную Думу 2020 покажут, насколько население относится к проведению голосования через Интернет и как электронное голосование пройдет на цифровых избирательных участках в Москве.
В исследовании были выполнены все поставленные задачи и раскрыта цель исследования - раскрыть правовое регулирование и практику применения электронного и дистанционного электронного голосования в России с учетом последних изменений в избирательном законодательстве. На данный момент были внесены последние изменения, закрепляющие понятие «дистанционное электронное голосование» на выборах всех уровней, тем самым закрепив такой способ голосования также и на федеральных выборах, но механизм правового регулирования дистанционного электронного голосования все еще остается нечетким, так как не указаны в законах сроки и порядок проведения голосования, ответственность за нарушение порядка, положения изменений в законах дублируются и отсылают к нормам других законов. При этом выборы в Москве 8.09.2020 показали, что эксперимент по внедрению системы дистанционной электронной формы голосования нуждается в доработке, так как были сбои в системе и риск нарушения принципа тайны голосования, однако, данный опыт вполне можно использовать в выборах федерального уровня во всех субъектах РФ, так как он оправдал себя и оказался эффективен: доверие населения увеличилось, как и явка избирателей. Эксперимент по электронному голосованию на цифровых избирательных участках оказался также эффективным, так как в помещении обеспечивается наблюдение за процессом голосования, обеспечиваются конституционные принципы проведения выборов.
В исследовании была выявлена следующие проблемы: 1) отсутствие четкого механизма правового регулирования дистанционного электронного голосования в России во время выборов. Суть проблемы заключается в том, что в ФЗ №154-ФЗ от 23.05.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесший изменения в ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме РФ», и Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 152-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" не сформулированы основные принципы действия механизма, не указана конституционно-правовая ответственность должностных лиц и органов государственной власти, местного самоуправления при их нарушении норм о проведении дистанционного электронного голосования. При этом нормы об обеспечении гласности остаются декларативными и бланкетными, что не в полной степени отражает процедуру обеспечения гласности во время проведения дистанционного электронного голосования.
Поэтому реализация дистанционного электронного голосования невозможна без создания нормативно-правовой базы, которая определяет порядок, сроки подготовки и проведения процедуры дистанционного электронного голосования во всех субъектах РФ для обеспечения всеобщности и равенства выборов. Необходимо четко определить механизм правового регулирования дистанционного голосования: нужно
законодательно закрепить и сформировать уполномоченные органы, их права,
обязанности и полномочия по обеспечению защиты специального программного обеспечения «Госуслуги», а также усовершенствовать и принять нормы административной и уголовной ответственности за нарушение избирательного процесса в случае использования дистанционного электронного голосования. отказаться от бумажного бюллетеня не получится, отчего дистанционное электронное голосование не может являться заменой традиционному и представляется второстепенной формой голосования, какое бы техническое обеспечение субъектов РФ не было. Данное обстоятельство вызвано несовершенством самой технологической базы, а также отсутствием единого подхода и универсальных требований к качеству и безопасности самой системы дистанционного электронного голосования и обеспечении голосования в других субъектах РФ. В зарубежных странах, которые применяют на выборах дистанционное электронное голосование, такое голосование рассматривается как альтернативный способ голосования, кроме Эстонии.
Рекомендации «О правилах электронного голосования» Совета Европы содержат подробный перечень механизма внедрения электронного голосования, который обеспечивает прозрачность, защищенность системы дистанционного электронного голосования, поэтому необходимо следовать этим рекомендациям и внести изменения в избирательное законодательство государства, стремящегося внедрить такой способ голосования. В связи с этим предлагается закрепить основные гарантии и положения о проведении дистанционного электронного голосования, а также сроки, порядок проведения голосования, ответственность за нарушение порядка в ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также процедуру обеспечения такого голосования.
2) Проблема сохранения тайны голосования является одной из главных при обеспечении и внедрении дистанционного электронного голосования. Она заключается в том, что во время проведения выборов с использованием
дистанционного электронного голосования высока вероятность нарушения принципа тайны голосования в связи с наличием риска сбоев системы голосования, а также воздействия на результаты и итоги голосования, отчего можно узнать, за кого избиратель проголосовал, и даже изменить волеизъявление избирателя. Поэтому чтобы решить данную проблему, можно предложить способ сохранения тайны волеизъявления избирателей, который заключается в следующем. Если голосование происходит с применением стационарных электронных технических устройств в помещении цифрового избирательного участка на выборах в органы государственной власти всех уровней в России, то после того, как произошла процедура идентификации избирателя, открывается доступ к электронному бюллетеню, на котором избиратель выбирает и нажимает на кандидата или партию. После чего в электронном устройстве появляется новая веб-страница, где указана информация о сделанном выборе, который он подтверждает или возвращается на главную страницу с представленными кандидатами. Далее после подтверждения избирателем своего голоса в системе дистанционного электронного голосования создается уникальный идентификационный номер электронного бюллетеня для сохранения тайны голосования случайным образом. Это и будет залогом сохранения тайны голосования. Также возможно создание поданного голоса с использованием шифрования путем использования хеш-функции, куда поступает уникальный
идентификационный номер электронного бюллетеня и номер выбора избирателя, что обеспечивает сохранение тайны голосования. Такой способ сохранения тайны голосования можно использовать на дополнительных выборах в Государственную Дума 13 сентября 2020 на цифровых избирательных участках, где установлены электронные технические средства, в соответствии с ФЗ «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором порядок проведения выборов устанавливается ЦИК РФ.
Следовательно, гарантии тайны голосования должны не только провозглашаться, но и устанавливаться и регулироваться избирательным законодательством, чего не имеется в новых изменениях, связанных с внедрением в избирательную практику России дистанционного электронного голосования.
Нормативно-правовые акты:
1. ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской // Федеральный выпуск № 0 (2974) Федерации" // URL:
https://rg.ru/2002/06/15/vybory-dok.html (дата обращения: 03.06.2020)
2. ФЗ №154-ФЗ от 23.05.2020 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» // Федеральный выпуск № 110(8164) // URL: https://rg.ru/2020/05/25/fz-izmeneniya-dok.html (дата
обращения: 03.06.2020)
3. Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе
Российской Федерации "Выборы" от 10.01.2003 N 20-ФЗ // Российская газета - Федеральный выпуск № 0(3119) // URL:
https://rg.ru/2008/08/26/sistemavyborov-dok.html (дата обращения: 03.06.2020)
4. Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» // Российская газета - Федеральный выпуск № 117(7875) // URL: https://rg.ru/2019/05/31/fz-103-dok.html (дата обращения: 03.06.2020)
5. ФЗ от 23 мая 2020 г. N 152-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" // Российская газета - Федеральный выпуск № 110(8164) URL: https://rg.ru/2020/05/25/fz-o-golosovanii-v-moskve- dok.html (дата обращения: 02.06.2020)
6. Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 151-ФЗ "О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета - Федеральный выпуск № 110(8164) // URL: https://rg.ru/2020/05/25/fz-o- prodlenii-eksperimenta-dok.html (дата обращения: 02.06.2020)
7. The Elections Act (2005:837) including amendments SFS 2008:1276, SFS
2010:1327, SFS 2010:1416, SFS 2010:1434, SFS 2013:1159, SFS 2014:301, and SFS 2014:1384. - URL: https://www. government.se/ government-
policy/democracy-and-human-rights/the-elections-act-2005837/
8. Постановление Кировской городской избирательной комиссии от
05.07.2017 №62/264 «О применении при проведении выборов депутатов Кировской городской Думы шестого созыва технологии изготовления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом и ускоренного вода данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования в ГАС «Выборы» с использованием машиночитаемого кода» // Кировская городская избирательная комиссия // URL: http://www.izbirkom.mo -
kirov.ru/documents/resolution-gik/ (дата обращения: 02.06.2020)
9. Постановление ЦИК России от 07.09.2011 N 31/276-6 О Порядке
электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации // URL:
http://cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/25929/ (дата обращения: 07.05.2020)
10. Постановление ЦИК РФ от 15.02.2017 № 74/667-7 «О применении технологии изготовления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом и ускоренного вода данных протоколов участковых комиссий об итогах голосования в ГАС «Выборы» с использованием машиночитаемого кода // Вестник Центризбиркома РФ №2. 2017
Учебники, книги, статьи, диссертации:
1. Антонов Я.В. ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ: КОНСТИТУЦИОННО -ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ //
Российский юридический журнал №5 (110). 2016. С.101-113 URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27443102 (дата обращения: 02.06.2020)
2. Баканова Л.И. Перспективы развития электронного голосования как
формы реализации электронной демократии // Перспективы государственно - правового развития России в XXI веке. 2016. - С. 9-13 URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26430542 (дата обращения: 14.05.2020)
3. Bart Jacobs, Wolter Pieters. Electronic voting in the Netherlands: from
early Adoption to early Abolishment. Published in: Foundations of Security Analysis and Design V: FOSAD 2007/2008/2009 Tutorial Lectures. Springer LNCS 5705, 2009. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.cs.ru.nl/BJacobs/PAPERS/ E-votingHistory.pdf (дата обращения: 02.06.2020).
4. Болотина Е.В. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО
ПРАВА ГРАЖДАН ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ // Юридическая мысль. №3 (101). 2017. С. 31-35 URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30109780 (дата обращения: 26.05.2020).
5. Вестник Мэра и Правительства Москвы. 30.05.2019. № 30
6. Ерохина О. В. ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В
РОССИИ // Вестник ГУУ. 2019. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7tehnologii-elektronnogo-golosovaniya-v-rossii (дата обращения: 03.06.2020).
6. Белоконев С.Ю., Чистов И.И. Электронное голосование как перспектива политического процесса: возможности и ограничения "Цифровой политики" // Гуманитарные науки: вестник финансового университета №5 (29). 2017. С 69-77
...