Зависимость эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ООО «Центр технологии развития».
Выборка: 40 работников предприятия (мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального состояния персонала и социально-психологического климата группы 13
1.1. Исследование проблемы социально-психологического климата коллектива в отечественной и зарубежной психологии 13
1.2. Типы эмоциональных проявлений в трудовой деятельности сотрудников 22
1.3. Эмоциональное состояние членов коллектива и факторы его определяющие 37
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Эмпирическое исследование зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе 47
2.1. Организация и методики исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования эмоционального состояния персонала и социально-психологического климата в профессиональной группе
Выводы по главе 2 59
Глава 3. Рекомендации по созданию благоприятного эмоционального состояния персонала и социально-психологического климата в профессиональной группе 61
3.1. Анализ существующих управленческих и психологических проблем в управлении организацией, влияющих на формирование социально-психологического климата 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата 64
Выводы по главе 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложения 80
База исследования: ООО «Центр технологии развития».
Выборка: 40 работников предприятия (мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального состояния персонала и социально-психологического климата группы 13
1.1. Исследование проблемы социально-психологического климата коллектива в отечественной и зарубежной психологии 13
1.2. Типы эмоциональных проявлений в трудовой деятельности сотрудников 22
1.3. Эмоциональное состояние членов коллектива и факторы его определяющие 37
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Эмпирическое исследование зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе 47
2.1. Организация и методики исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования эмоционального состояния персонала и социально-психологического климата в профессиональной группе
Выводы по главе 2 59
Глава 3. Рекомендации по созданию благоприятного эмоционального состояния персонала и социально-психологического климата в профессиональной группе 61
3.1. Анализ существующих управленческих и психологических проблем в управлении организацией, влияющих на формирование социально-психологического климата 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата 64
Выводы по главе 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложения 80
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.
Однако, климат – это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Какие бы обстоятельства или детерминанты ни предопределяли жизнедеятельность человека, внутренне, психологически действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в область его эмоциональных отношений, преломиться и укрепиться в ней. Эмоции со всей своей самоочевидностью обнаруживают своё влияние в познании, искусстве, в семье и на работе, в экстремальных условиях жизнедеятельности, в достижениях и душевных кризисах человека. Сведения об их особенностях и значении относятся к тому минимуму знаний, которые необходимы для каждого человека тем более для психолога, желающего лучше разбираться в себе и других людях. Проблему эмоциональных состояний изучали философы, психологи, медики и естествоиспытатели, такие как: Б. Спиноза, Я.М. Калашник, Э. Линдеманн, А.Н. Леонтьев, А. М. Блондау, Р.У. Липер, Ж.П. Сартр, М. Аргайл, К.Е. Изард, П.В. Симонов, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.К. Вилюанс, Л.Я. Гозман.
Таким образом анализ психологической литературы позволили выявить противоречие между необходимостью изучения зависимости эмоциональных состояний персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике профессиональной деятельности психолога.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является социально-психологический климат в профессиональной группе.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются особенности эмоционального состояния коллектива в связи с его социально-психологическим климатом.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование зависимости эмоциональных состояний персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе.
В связи с поставленной целью были определенны следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в трудовом коллективе теоретические задачи расписываются в соответствии с параграфами теоретической главы.
2. Эмпирически исследовать особенности эмоционального состояния членов коллектива.
3. Изучить социально-психологический климат в профессиональной группе.
4. Выявить зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе ООО «Центр технологии развития».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата коллектива.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом организации и особенностями эмоционального состояния персонала: чем более благоприятный психологический климат, тем более благоприятно эмоциональное состояние и самочувствие персонала, и, наоборот.
Степень изученности проблемы. Основами изучения проблемы стали работы Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика, Н.Н. Обозова, Н.И. Шевандрина о природе эмоциональных состояний, а также труды 6 отечественных и зарубежных авторов: Б.Г. Ананьева, С.А. Беличевой, И.С. Кона, Д.В. Колесова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.А. Родионова, А.А. Реана, В.М. Соковкина, по вопросам развития эмоциональных состояний в профессиональной группе.
Методологическая основа исследования: философские, психологические и педагогические концепции и подходы в образовании: субъектно-деятельностная теория (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн); концепция гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинский, Л.П. Тихонова, С.Т. Шацкий и др.); теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, В.Ш. Масленникова, А.В. Мудрик, М.И. Трегубова и др.); личностно-деятельностный подход к организации деятельности профессиональных коллективов (В.И. Андреев, М.И. Рожков, Л.И. Уманский, Р.Х. Шакуров).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научной литературы.
- эмпирические: тестирование, математическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Шкала дифференциальных эмоций К.Изарда, русскоязычная адаптация А.В. Леоновой и М.С. Капицы, 2003.
2. Методика САН (самочувствие, активность, настроение).
3. Самооценка психических состояний по Г. Айзенку.
4. Методика диагностики психологического климата группы (автор методики Л. Н. Лутошкин)
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в качестве материала для подготовки спецкурсов и спецсеминаров по теме «Зависимость эмоционального состояния от социально-психологического климата в коллективе»», планов семинарских занятий по социальной психологии, разработки тренинговых программ по коррекции социально- психологического климата в профессиональной группе, курсов повышения квалификации специалистов по работе с работниками предприятий и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Однако, климат – это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Какие бы обстоятельства или детерминанты ни предопределяли жизнедеятельность человека, внутренне, психологически действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в область его эмоциональных отношений, преломиться и укрепиться в ней. Эмоции со всей своей самоочевидностью обнаруживают своё влияние в познании, искусстве, в семье и на работе, в экстремальных условиях жизнедеятельности, в достижениях и душевных кризисах человека. Сведения об их особенностях и значении относятся к тому минимуму знаний, которые необходимы для каждого человека тем более для психолога, желающего лучше разбираться в себе и других людях. Проблему эмоциональных состояний изучали философы, психологи, медики и естествоиспытатели, такие как: Б. Спиноза, Я.М. Калашник, Э. Линдеманн, А.Н. Леонтьев, А. М. Блондау, Р.У. Липер, Ж.П. Сартр, М. Аргайл, К.Е. Изард, П.В. Симонов, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.К. Вилюанс, Л.Я. Гозман.
Таким образом анализ психологической литературы позволили выявить противоречие между необходимостью изучения зависимости эмоциональных состояний персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике профессиональной деятельности психолога.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является социально-психологический климат в профессиональной группе.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются особенности эмоционального состояния коллектива в связи с его социально-психологическим климатом.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование зависимости эмоциональных состояний персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе.
В связи с поставленной целью были определенны следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в трудовом коллективе теоретические задачи расписываются в соответствии с параграфами теоретической главы.
2. Эмпирически исследовать особенности эмоционального состояния членов коллектива.
3. Изучить социально-психологический климат в профессиональной группе.
4. Выявить зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе ООО «Центр технологии развития».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата коллектива.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом организации и особенностями эмоционального состояния персонала: чем более благоприятный психологический климат, тем более благоприятно эмоциональное состояние и самочувствие персонала, и, наоборот.
Степень изученности проблемы. Основами изучения проблемы стали работы Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика, Н.Н. Обозова, Н.И. Шевандрина о природе эмоциональных состояний, а также труды 6 отечественных и зарубежных авторов: Б.Г. Ананьева, С.А. Беличевой, И.С. Кона, Д.В. Колесова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.А. Родионова, А.А. Реана, В.М. Соковкина, по вопросам развития эмоциональных состояний в профессиональной группе.
Методологическая основа исследования: философские, психологические и педагогические концепции и подходы в образовании: субъектно-деятельностная теория (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн); концепция гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинский, Л.П. Тихонова, С.Т. Шацкий и др.); теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, В.Ш. Масленникова, А.В. Мудрик, М.И. Трегубова и др.); личностно-деятельностный подход к организации деятельности профессиональных коллективов (В.И. Андреев, М.И. Рожков, Л.И. Уманский, Р.Х. Шакуров).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научной литературы.
- эмпирические: тестирование, математическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Шкала дифференциальных эмоций К.Изарда, русскоязычная адаптация А.В. Леоновой и М.С. Капицы, 2003.
2. Методика САН (самочувствие, активность, настроение).
3. Самооценка психических состояний по Г. Айзенку.
4. Методика диагностики психологического климата группы (автор методики Л. Н. Лутошкин)
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в качестве материала для подготовки спецкурсов и спецсеминаров по теме «Зависимость эмоционального состояния от социально-психологического климата в коллективе»», планов семинарских занятий по социальной психологии, разработки тренинговых программ по коррекции социально- психологического климата в профессиональной группе, курсов повышения квалификации специалистов по работе с работниками предприятий и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Понятие «психологический климат коллектива» в социальной психологии представляет собой качественную сторону межличностных отношений, которая препятствует или способствует продуктивности совместной деятельности коллектива, а также всестороннему развитию каждого человека. Психологический климат коллектива подразумевает под собой относительно устойчивый и преобладающий эмоциональный настрой коллектива. При этом он может иметь как отрицательную (депрессию, агрессивность, возмущение и т.д.), так и положительную окраску (радость, энтузиазм, увлеченность).
Под психологическим климатом коллектива следует понимать целую систему социально-психологических отношений, которые отражают интеграцию социальных групп и отдельных работников для осуществлений совместных производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, которое сформировалось как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, процессов и результатов практической деятельности, направленных на удовлетворение его актуальных потребностей.
Характер психологического климата в коллективе существенным образом влияет на эмоциональное состояние сотрудников: при благоприятном психологическом климате у сотрудников преобладающими являются позитивные эмоции, хорошее настроение, бодрость, активность и уверенность в себе; при неблагоприятном психологическом климате сотрудники подавлены, тревожны, агрессивны и конфликтны.
Для исследования зависимости эмоциональных состояний персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе было проведено исследование базе ООО «Центр технологии развития».
В исследовании участвовали 40 работников предприятия – мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет.
Были сделаны следующие выводы:
- в одном из отделов имеется крайне благоприятный психологический климат, во втором отделе сложился неблагоприятный климат;
- в группе 2 в большей степени (60% испытуемых) присущи негативные эмоции, пониженное настроение, у некоторых можно предположить наличие депрессии;
- высокая степень выраженности хорошего самочувствия у 60% испытуемых группе 1 и у 50% в группе 2, активность в группе 1 выявляется у 50%, настроение у 70%;
- в группе 2 (у 80%) преобладает высокий уровень склонности в фрустрации, также у 70% испытуемых в 2 группе выявлен высокий уровень тревожности, высокая степень ригидности выражена у 60% испытуемых группы 2 и у 40% группы 1, в группе 2 у 50% сотрудников была отмечена высокая степень агрессивности.
В процессе статистической обработки данных было установлено, что существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом коллектива и преобладающим эмоциональным состоянием сотрудников. По итогу исследования было выявлено, что в одном из отделов имеется крайне благоприятный психологический климат, во втором отделе сложился неблагоприятный климат. Данные результаты обусловлены тем, что в группе 2 в большей степени присущи негативные эмоции, пониженное настроение, у некоторых можно предположить наличие депрессии, также в данной группе преобладает высокий уровень склонности в фрустрации и был выявлен высокий уровень тревожности и агрессии. Также было установлено, что в коллективе в более высоком психологическом климате выявлены более позитивные показатели эмоциональных состояний, такие, как спокойствие, бодрость, активность, хорошее настроение и самочувствие.
В рамках выпускной квалификационной работы разработаны методические рекомендации руководителю по оптимизации социально-психологического климата в коллективе и созданию позитивного эмоционального состояния персонала.
Было отмечено, что в основе управления коллективом должна лежать правильная организация совместной деятельности. Продуманная структурность групп, распределение полномочий, установка общих целей помогают улучшить микроклимат организации. Нечеткое распределение задач, несоответствие работников профессиональной роли, отсутствие психологической совместимости участников процесса нагнетают напряженность в отношениях.
На сегодняшний день существуют разнообразные методы и тренинги, позволяющие поддержать положительный микроклимат в коллективе. Многие предприятия содержат штатных психологов, заботятся об организации ролевых игр, тестов, индивидуальной работе с персоналом. Отдельные организации нанимают специалистов со стороны для временной работы с персоналом. Благотворно влияют на социально-психологический климат и эмоциональное состояние членов коллектива улучшение условий труда, моральная и материальная стимуляция сотрудников.
Таким образом, гипотеза исследования была доказана, цель достигнута.
Под психологическим климатом коллектива следует понимать целую систему социально-психологических отношений, которые отражают интеграцию социальных групп и отдельных работников для осуществлений совместных производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, которое сформировалось как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, процессов и результатов практической деятельности, направленных на удовлетворение его актуальных потребностей.
Характер психологического климата в коллективе существенным образом влияет на эмоциональное состояние сотрудников: при благоприятном психологическом климате у сотрудников преобладающими являются позитивные эмоции, хорошее настроение, бодрость, активность и уверенность в себе; при неблагоприятном психологическом климате сотрудники подавлены, тревожны, агрессивны и конфликтны.
Для исследования зависимости эмоциональных состояний персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе было проведено исследование базе ООО «Центр технологии развития».
В исследовании участвовали 40 работников предприятия – мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет.
Были сделаны следующие выводы:
- в одном из отделов имеется крайне благоприятный психологический климат, во втором отделе сложился неблагоприятный климат;
- в группе 2 в большей степени (60% испытуемых) присущи негативные эмоции, пониженное настроение, у некоторых можно предположить наличие депрессии;
- высокая степень выраженности хорошего самочувствия у 60% испытуемых группе 1 и у 50% в группе 2, активность в группе 1 выявляется у 50%, настроение у 70%;
- в группе 2 (у 80%) преобладает высокий уровень склонности в фрустрации, также у 70% испытуемых в 2 группе выявлен высокий уровень тревожности, высокая степень ригидности выражена у 60% испытуемых группы 2 и у 40% группы 1, в группе 2 у 50% сотрудников была отмечена высокая степень агрессивности.
В процессе статистической обработки данных было установлено, что существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом коллектива и преобладающим эмоциональным состоянием сотрудников. По итогу исследования было выявлено, что в одном из отделов имеется крайне благоприятный психологический климат, во втором отделе сложился неблагоприятный климат. Данные результаты обусловлены тем, что в группе 2 в большей степени присущи негативные эмоции, пониженное настроение, у некоторых можно предположить наличие депрессии, также в данной группе преобладает высокий уровень склонности в фрустрации и был выявлен высокий уровень тревожности и агрессии. Также было установлено, что в коллективе в более высоком психологическом климате выявлены более позитивные показатели эмоциональных состояний, такие, как спокойствие, бодрость, активность, хорошее настроение и самочувствие.
В рамках выпускной квалификационной работы разработаны методические рекомендации руководителю по оптимизации социально-психологического климата в коллективе и созданию позитивного эмоционального состояния персонала.
Было отмечено, что в основе управления коллективом должна лежать правильная организация совместной деятельности. Продуманная структурность групп, распределение полномочий, установка общих целей помогают улучшить микроклимат организации. Нечеткое распределение задач, несоответствие работников профессиональной роли, отсутствие психологической совместимости участников процесса нагнетают напряженность в отношениях.
На сегодняшний день существуют разнообразные методы и тренинги, позволяющие поддержать положительный микроклимат в коллективе. Многие предприятия содержат штатных психологов, заботятся об организации ролевых игр, тестов, индивидуальной работе с персоналом. Отдельные организации нанимают специалистов со стороны для временной работы с персоналом. Благотворно влияют на социально-психологический климат и эмоциональное состояние членов коллектива улучшение условий труда, моральная и материальная стимуляция сотрудников.
Таким образом, гипотеза исследования была доказана, цель достигнута.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018



