По данным Всемирной Организации Здравоохранения каждые 40 секунд один человек принимает фатальное решение и лишает себя жизни. Уровень осведомленности о проблеме суицида значительно возрос: появляется все больше организаций, целью которых является профилактика и предотвращение суицидального поведения, внедряются различные социальные программы, а также горячие линии; однако подобные меры предпринимаются лишь частью развитых стран. Безусловно, программы по борьбе с самоубийствами в любой стране являются положительной тенденцией, однако, рассматривая суицидальную статистику в мировом масштабе, такие изменения являются лишь каплей в море.
Не существует общенаучной достоверной характеристики лица, склонного к самоубийству. За годы изучения ученые пришли к выводу, что не существует отдельно взятого фактора, связывающего всех лиц, покончивших с собой. Самоубийство является последствием множества причин, начиная от психических заболеваний, заканчивая воздействием культуры.
В тоже время замечены взаимосвязь при формировании суицидального поведения в определенных социальных группах; так зачастую решают лишить себя жизни лица, подвергающиеся гендерному насилию, принадлежащие к меньшинствам подвергаемых дискриминации, жертвы жестокого обращения и травли (особенно в случае с несовершеннолетними).
Таким образом, возникает вопрос, возможно ли было избежать многих самоубийств, если бы меры по превенции предпринимались не только посредством психологической помощи жертвам, совершивших суицидальную попытку, но и, если бы в отношении лиц, создающих атмосферу унижения, регулярно принимались меры?
Актуальность.
По данным отчета ВОЗ c 1991 по 2019 год, Россия ни разу не опускалась ниже 5 места по количеству самоубийств в мире, преимущественно, находясь в тройке лидеров. При этом количество приговоров по статье 110УК РФ «Доведение до самоубийства» не превышало 25 случаев в год по статистике с 2015 года. Более того, несмотря на то, что в 2017 году были введены статьи 110 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» и 110 «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства», в целом на количество осужденных это повлияло незначительно.2
Необходимость привлечения к ответственности организаторов и «кураторов» игр в «группах смерти», склонявших к самоубийству подростков в социальных сетях, ускорила процесс развития права в сфере криминального суицида. Хотя указанные статьи и устранили пробел в уголовном законодательстве, из-за сложности расследования подобных дел, отсутствия ключевого понятия «самоубийства», а также некорректных формулировок способов совершения преступления, применение этих статей на практике вызывает серьезные затруднения.
Целью данной работы является анализ мировой практики в сфере преступлений, связанных с самоубийством для совершенствования диспозиций норм российского уголовного законодательства; выработка предложений по пересмотру ответственности за указанные преступления.
Задачами работы являются:
- анализ зарубежного законодательства в отношении преступлений, связанных самоубийством;
- осуществление ретроспективного исследования процесса развития нормативного регулирования преступлений, связанных с самоубийством в Великобритании и оценка ее влияния на нормы других стран и политику в сфере криминального суицида в мире;
- изучение и анализ теоретической стороны преступлений, элементов составов, устанавливающих ответственность за доведение до самоубийства, склонение к нему, содействие и организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства в российском законодательстве;
- изучение судебной практики по указанным статьям;
- осуществление сравнительно-правового исследования корреспондирующих положений российского и современного зарубежного уголовного законодательства;
- разработка предложений по формулировке диспозиций ст. 1101 и 1102 и пересмотру наказаний за указанные преступления;
Основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, общенаучный методы, такие как: анализ и синтез, а также частнонаучные методы социологический, системный, сравнительно-правоведческий, уголовно-статистический, формально-юридический, а также методы обобщения и моделирования.
Объект исследования представляет собой общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия преступлениям, связанным с совершением самоубийства. Предметом в свою очередь являются статьи уголовного законодательства, криминализирующие суицид, а также деяния третьих лиц, способствующих или побуждающих к совершению самоубийства.
В процессе написания работы были изучены как отечественные нормативные акты и судебная практика (Конституция, УК РФ, Постановления Правительства, Постановления Верховного Суда), так и зарубежное законодательство и прецеденты (Австрии, Армении, Великобритании, Голландии, Грузии, Дании, Италии, Литвы, Норвегии, Республики Азербайджан, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, КНР, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан, Республики Южная Корея, Сан- Марино, США, Тайваня, Украины, Финляндии, ФРГ, Франции, Швейцарии, Швеции, и Японии). Кроме того, были проанализированы научные труды таких авторов как А.И. Коробеев, Н.А. Егоров, Г.Н., Борзенков, А.А. Авешникова, А.Ю. Сичкаренко, В.М. Лебедев, Т.А. Плаксин, В. М. Алиеа,
В.И. Гладких, В. Г. Степанов-Егиянц, Ю.И. Скуратов, А.М. Багмет, Н.И. Загородников, С.В. Бородин, Ю.А. Уколов, Д.Н. Вайсстаб и Б.Л. Мишар и многие другие.
Новизна работы заключается в выявленных пробелах законодательства РФ в сфере преступлений, связанных с самоубийством, а также на основе опыта зарубежных государств предложен новый подход к формулировке диспозиции о привлечении к ответственности за совершение указанных преступлений.
Новизна работы также заключается в основных положениях, выносимых на защиту, а именно:
-существенности разведения состава преступления по статье 110 УК РФ на неосторожное и умышленное для справедливого и единообразного применения в суде; Это значит, что необходимо отредактировать первую часть ст. 110, указав неосторожную форму вины и косвенный умысел в качестве субъективной стороны состава преступления, а также добавить часть, в которой деяние совершалось бы с прямым умыслом; тем самым разделив преступление на два состава. Например, сформулировать первую часть следующим образом: «Доведение лица до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, совершенное с косвенным умыслом или по неосторожности-». Отделенный состав с прямым умыслом мог бы звучать так: «То же деяние, совершенное с прямым умыслом-.».
- в необходимости пересмотра наказания в статьях 1101 и 1102, так как установленная тяжесть наказания несоразмерна ст. 110 УК РФ, в которой указаны очевидно более жестокие способы совершения преступления. Так законодатель фактически приравнивает ч.4 ст.1101 (склонение, повлекшее самоубийство или покушение на самоубийство), к ст. 110, и более того, считает, что формальная организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, даже в случае, когда потерпевших нет, является более тяжким преступлением, чем реальное доведение лица до совершению попытки самоубийства или оконченного самоубийства путем угроз, жесткого обращения или систематического унижения человеческого достоинства;
-переформулировании способов, указанных в статье 1102 УК РФ для возможности ее практического применения, что восполнило бы пробелы отсутствия ответственности непосредственно за деятельность, организация которой криминализируется в части первой статьи 1102. Таким образом, статья могла бы быть отредактирована, путем добавления части второй, звучащей как: «Деятельность, направленная на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, направленная на неопределенный круг лиц -...». Введение подобной части позволило бы соотнести указанные способы совершения преступления, с деятельностью направленной, на неопределенный круг лиц и фактически представляющую из себя пропаганду суицидального поведения.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что после прорыва конца ХХ века, когда самоубийство было декриминализировано, правовое регулирование преступлений, связанных с самоубийством не получило должного внимания.
Часть криминального суицида в статистике самоубийств является незначительной, однако, анализ международных организаций, показывает, что лица, лишившие себя жизни или совершившие попытку самоубийства, зачастую подвергались физическому и психическому насилию.
На примере ретроспективного анализа уголовного права Великобритании в сфере криминального суицида, можно сделать вывод о том, что стигматизация и криминализация самоубийства в мире в большей степени являлась вопросом не культурного, а политико-экономического характера. По этой причине так важно декриминализовать самоубийство в оставшихся странах и обеспечить ту часть лиц, совершивших попытку самоубийства из-за преступного воздействия третьих лиц, правом быть защищенными, а преступников наказать.
Безусловно, тяжело в одночасье пересмотреть общественное мнение, особенно если за такой поступок тела самоубийц предавались земле с позорными ритуалами. До сих пор отголоски такого отношения можно увидеть как в небрежных формулировках статей, так и в принципе в отсутствии таких составов преступления. Анализ законодательных актов зарубежных стран позволяет сделать вывод, что в целом доля лиц, убивших себя из-за незаконных действий третьих лиц возросла бы в общей статистике самоубийств, если бы законодатели более серьезно относились к данным видам преступлений.
Привлечение к ответственности за кибербуллинг; указание умысла в диспозиции статей; необходимость назначения наказания не только в случае смерти потерпевшего, но и в случае совершенной попытки; формулировка того, какие лица могут быть потерпевшими, и необходимость включения
совершеннолетних лиц в этот список в ряде стран; не говоря уже о необходимости полной декриминализации самоубийства и его попытки в странах, до сих пор наказывающих отчаявшихся штрафом и тюремным заключением - все эти недостатки, встречающиеся в мировой практике, препятствуют тому, что мы не можем увидеть реальный процент всех пострадавших от данных видов преступлений, и привлечь к ответственности виновных за это.
Для России как для страны с крайне высоким уровнем самоубийств чрезвычайно важно принимать все меры для снижения данного показателя.
Нельзя не отметить, что за последнее время российский законодатель стал уделять этой проблеме больше внимания, положительная динамика в сфере правового регулирования присутствует.
Однако, детально рассмотрев объект и объективную сторону составов преступлений ст. 110-1102 УК РФ, тяжело не обратить внимания на необходимость восполнения пробелов в толковании некоторых законодательных положений, формулировке таких понятий как «самоубийство», характеристике специального потерпевшего, а также уточнении способов совершения преступления для их безошибочной квалификации и применения норм УК РФ в судебной практике.
Проблемы неточной формулировки и неединообразности применения норм в связи с отсутствием толкования со стороны законодателя и Верховного суда субъективной стороны доведения до самоубийства и склонения к совершению самоубийства вместе с содействием совершения самоубийства также является актуальными.
На основе проведенного исследования аналогичных норм зарубежного законодательства, целесообразно заимствование некоторых положений из УК Республики Армении и Франции, которые бы устранили пробелы в диспозициях статей 110-1102 УК РФ.
Так как целью законодателя является принятие нормативных правовых актов, которые бы не только максимально соответствовали основным 48
принципам права, но и были применимы и эффективны на практике, предложенные в работе изменения целесообразны.
Во-первых, указанная редакция статьи 110 УК РФ, разделенной на два состава преступления в соответствие с умыслом, не только опирается на реальный опыт зарубежных стран, но также закрывает вопрос противоречивых судебных решений. Кроме того, она в большей степени отвечает принципу справедливости, закрепленному непосредственно в российском уголовном законодательстве.
Во-вторых, руководствуясь вышеупомянутым принципом, также необходимо повысить тяжесть наказания по статье 110 УК РФ соразмерно наказаниям за склонение к совершению самоубийства и содействие совершению самоубийства, а также за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства.
В-третьих, важным шагом в решении проблемы применимости на практике ст. 1102 будет криминализация непосредственно деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, так как на данный момент ответственность устанавливается только за организацию деятельности посредством публичного выступления, показа произведения, СМИ и Интернета, что практически невозможно представить.
Таким образом, устранив данные пробелы в законе, удастся не только охватить весь список лиц виновных в суицидальных преступлениях, но также назначить наиболее соразмерное, справедливое наказание за совершенные деяния.