ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1 Особенности формирования знаний об окружающем мире у детей
младшего школьного возраста в России 7
1.2 Анализ специфики формирования знаний об окоряющем мире в разных
странах 14
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста 22
Выводы к 1 главе 36
2 ГЛАВА. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЯ
ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1 Уровень сформированности знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста 38
2.2. Внедрение педагогических условий формирования знаний об
окружающем мире у детей младшего школьного возраста 45
2.3. Уровень сформированности знаний об окружающем мире у детей
младшего школьного возраста на заключительном этапе исследования .... 51
Выводы ко 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛЖЕНИЕ 6 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118
Актуальность темы определяется потребностью общества в подготовке школьников к самостоятельной жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях. Формирование знаний об окружающем мире крайне важно для дальнейшей полноценной жизни личности, развития умственных способностей ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Младший школьный возраст характеризуется как период высокого интереса к изучению окружающего мира.
Ознакомление с окружающим миром - это средство образования в сознании детей реалистических знаний о мире. Интегрированный курс «Окружающий мир» дает возможность познавать мир окружающий ребенка в непрерывной взаимосвязи природы с представлениями о социальном окружении. Источников познания является вся окружающая действительность: природа, явления общественной жизни. Основное место занимает интеграция образовательных областей естествознания, обществознания, истории, географии и т. д. [11].
В литературе отмечается, что проблема повышения эффективности и качества обучения, предусматривает определение показателей результативности (А. Бабанский, Т. Кудрявцев, И. Лернер, М. Махмутов, В Синев, Е. Хохлина и др.). Результативность обучения определяется уровнем сформированности у учеников знаний, умений и навыков. В свою очередь, сформированность знаний проявляется по показателям, которые свидетельствуют об их качестве: полнота, правильность, осознанность, системность, действенность и др. [1].
В условиях модернизации современной системы образования к современной школе предъявляют повышенные требования по организации умственной деятельности школьников. По результатам международных тестирований PISA 2018, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, оценивается грамотность школьников разных стран мира и умение применять полученные знания на практике. По данным 2018 года Россия занимает 33 место среди 80 стран участников тестирования, средний балл 478. С 2006 года до 2018 (тестирование проходит один раз в три года) средний балл российских школьников то снижается, то повышается в пределах 470-480 баллов. Место в рейтинге практически не меняется, что может говорить о проявлении тенденции неустойчивости современной системы российского образования.
Данные, полученные благодаря тестированиям (PISA, TIMSS), требуют углубленного анализа и обсуждения результатов для определения направлений деятельности с целью повышения качества образования в нашей стране. Перспективным направлением может быть разработка инстументария и технологий формирования и оценки знаний на основе методологии и практики международных сравнительных исследований, внедрение которых в образовательный процесс будет способствовать повышению познавательной активности обучающихся, формированию креативного и критического мышления, развитие коммуникативных умений и компетенций решения проблем, что в свою очередь усилит позитивную динамику развития российской системы образования.
Для нас представляет особый интерес опыт преподавания предмета в странах, которые занимают первые места в международных тестированиях, а так же страны, которые значительно улучшили свои результаты за последние три цикла (Сингапур, Германия).
Объект - процесс ознакомления с окружающим миром в начальной школе.
Предмет - педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
Цель - выделить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия повышения уровня знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - процесс формирования знаний об окружающем мире будет результативнее, если применять ряд педагогических условий:
— Создание образовательной среды с использованием иностранного опыта: Пространственный компонент (Организация рабочего пространства, оформление кабинета, подготовка контейнеров, способствующих изучению окружающего мира), Информационно-технологический (Сингапурская методика преподавания), социальный-психологический (активное участие родителей).
— Разработка и внедрение программы внеурочной деятельности «Уроки любования природой»
Задачи:
• изучить научную и методическую литературу по данной теме;
• выявить особенности формирования знаний об окружающем мире в разных странах (на примере стран Германия, Сингапур);
• теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста;
• подобрать диагностический инструментарий;
• опытно-поисковым путем подтвердить результативность педагогический условий формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
Методы исследований:
На первом этапе работы мы использовали методы изучения и анализа отечественной и иностранной научной литературы. На втором - педагогическое наблюдение, сравнение, изучения практических и диагностических работ, методы статистической обработки информации, эксперимент.
Т еоретико-методологические основы
• «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова,
— система корпоративного обучения Спенсера Кагана, Дэвид и Роджер Джонсоны, Д. Де Варес, К. Эдвардс, Яэль и Шломо Шаран, Аронсон, Роберт Славин
Апробация и внедрение:
Опытно-экспериментальной базой данного исследования являлась МАОУ гимназия №39 «Французская гимназия» города Екатеринбурга.
Структура и объем работы
ВКР состоит из введения, двух гла, заключение, списка литературы, приложений.
Новизна исследования
— Определение совокупности педагогических условий по формированию знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
— Доказана возможность использования педагогического опыта Сингапура, Г ермании в формировании знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
— Уточнение понятия «педагогические условия».
— Уточнение структурных компонентов образовательной среды.
— Адаптация международной диагностики PISA 2015 для учащихся 2 класса.
— Внедрение программы внеурочной деятельности «»
— Создание образовательной среды, направленной на повышение уровня знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том что проведена диагностика уровня сформированности знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста, созданной на основе международного тестирования PISA 2015, разработаны и апробированы занятия и внеурочная деятельность «Уроки любования природой» для повышения уровня сформированности знаний. Результаты могут быть использованы учителями начальных классов.
Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. В то же время целый ряд конкретных вопросов, связанных с международными тестированиями младших школьников остается мало разработанным.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит вклад в разработку проблемы формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста и позволяет сделать следующие выводы.
По результатам международных тестирований PISA 2018, место России в рейтинге стран-участниц практически не меняется, что может говорить о проявлении тенденции неустойчивости современной системы российского образования. Данные, полученные благодаря тестированиям (PISA, TIMSS), требуют углубленного анализа и обсуждения результатов для определения направлений деятельности с целью повышения качества образования в нашей стране. Перспективным направлением может быть разработка инстументария и технологий формирования и оценки знаний на основе методологии и практики международных сравнительных исследований, внедрение которых в образовательный процесс будет способствовать повышению познавательной активности обучающихся, формированию креативного и критического мышления, развитие коммуникативных умений и компетенций решения проблем, что в свою очередь усилит позитивную динамику развития российской системы образования.
Для нас представляет особый интерес опыт преподавания предмета в странах, которые занимают первые места в международных тестированиях, а так же страны, которые значительно улучшили свои результаты за последние три цикла.
По результатам PISA-2018 Германия занимает 12 место среди других стран (средний балл 503 балла). Сингапур занимает 2 место (средний балл 569).
Для изучения образовательной системы в 2019 году мы получили возможность съездить на стажировку в Германию и на собственном опыте ознакомиться с системой обучения детей. Диплом представлен в Приложении 1.
Нами было выделено определение бразовательной среды, которая представляет собой совокупность материальных факторов и межличностных отношений субъектов. Мы получили следующую структуру образовательной среды: пространственный компонент, информационно-технологический,
социальный-психологический, культурологический.
К каждому компоненту, выделенному нами, мы подобрали средства для реализации, используя иностранный опыт преподавания предметов начальной школы: пространственный компонент (Организация рабочего пространства, оформление кабинета, подготовка контейнеров, способствующих изучению окружающего мира), информационно- технологический (сингапурская методика преподавания), социальный- психологический (активное участие родителей в педагогическом процессе),
Для достижения цели исследования обратимся к опыту работы по формирования знаний по окружающему миру младших школьников в 2 «Г» классе МАОУ гимназии №39 «Французская гимназия» города Екатеринбурга Свердловской области.
Для выявления уровня сформированности знаний об окружающем мире была проведена диагностическая работу, разработанная на основе международного тестирования PISA
При исследовании нами были определены следующие показатели.
— Способность научно объяснять явления (научное объяснение).
— Применять методы научного исследования.
— Интерпретировать данные.
— Использовать научные доказательства для получения выводов.
Проведена диагностическая работа, свидетельствующая о среднем уровне сформированности знаний у младших школьников.
Повторно проведенная диагностическая работа свидетельствует о наличии положительных сдвигов в уровне сформированности знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста. Заметен рост процента детей находящихся на высоком уровне, заметно снижение процента детей находящихся на среднем уровне. Следует отметить, что не смотря на проделанную работу, в классе остались учащиеся, находящиеся на низком уровне сформированности знаний, важно отметить, что необходимо проводить дальнейшую работу с детьми, направленную на формирование знаний об окружающем мире
Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено повторной диагностикой. Наше исследование осуществлялось в урочной и внеурочной деятельности.
Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, что доказано с помощью G-критерия, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной
школе: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф.
образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 19-22.
3. Алишев, Т. Б. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня / Т. Б. Алишев, А. Х. Гильмутдинов // Вопросы образования. -2010. -№ 4. - С. 227-146.
4. Балабанова, Н. В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: монография./ Н. В. Балабанова ; КубГУ. - Краснодар, 2002. - 104 с.
5. Барковская, О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О. М. Барковская // Начальная школа. - 1994. - № 2. - С. 32-33.
6. Бехтенова, Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 320 с.
7. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — Москва, 1972.
8. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Большая Рос. энцикл. ; Санкт- Петербург: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. - 1456 с.
9. В каком направлении развивается российская система общего образования? (по результатам международной программы PISA-2018) /
сост. Ковалева Г.С. - Москва: Цент оценки качества образования, 2018.
- 16с.
10. Ветрова, О. М. Система заданий с использованием модели «Элемент -
имя признака - значение признака» (ЭИЗ) на уроках физики / О. М. Ветрова // Инновационные педагогические технологии. - 2014. - С. 149-156. - URL : https://moluch.ru/-conf/ped/archive/143/6081/ (дата
обращения: 21.05.2019).
11. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе : беседы с будущим учителем: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Виноградова. - Москва: Академия, 1999. - 144 с.
12. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С. 20-24.
13. Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. 1976. № 2-3. С. 4-6.
14. Дрягилева, Е.С. Организация работы по структурам сингапурской технологии / Е. С. Дрягилева // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. - Уфа, 2020. - С. 6265
15. Егоренков, Л. В. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание / Л. В. Егоренков // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 133-134...