Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности

Работа №93046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Этапы развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Влияние проектной деятельности на развитие сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ
МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №587 41
2.1. Анализ деятельности детского сада № 587 г. Екатеринбург по
развитию сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности 41
2.2. Организация сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проекте «Быть здоровым я хочу - пусть меня научат» и анализ результатов
реализации проекта 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84

Дошкольный возраст - один из наиболее важных периодов развития ребенка. Это этап активного познания ребенком окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность [6].
Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом для осваивания различных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Большими возможностями для приобретения достижений в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество.
Современное общество определяет запрос на развитие у детей умений продуктивно взаимодействовать в коллективе, определять способы взаимодействия и взаимопонимания с окружающими. Душевное самочувствие, эмоциональное удовлетворение дошкольника часто зависят от того, как развиваются его взаимоотношения в коллективе, в котором он растет. Вовлечение дошкольников старшего дошкольного возраста в сотрудничество со сверстниками позволяет решать задачи передачи ребенку знаний о плодотворности решений разнообразных вопросов в объединении с другими детьми. Совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста содействует развитию нравственных качеств личности и способствует развитию детского коллектива.
Вовлекая детей дошкольного возраста в сотрудничество, педагог учит их решать задач разного уровня сложности в совместной деятельности, согласовывать свою деятельность с действиями партнера. Сотрудничество в дошкольном возрасте позволяет научить детей оказывать помощь друг другу, определять и излагать свою точку зрения, узнавать мнение своих партнеров, стараться разрешить разногласия с помощью аргументации.
Развитие сотрудничества в дошкольном возрасте происходит посредством накопления дошкольниками опыта совместной деятельности со сверстниками, обладающей всеми признаками плодотворного сотрудничества. В соответствии ФГОС ДО одним из главных принципов построения дошкольного образования и аспектов воспитания детей дошкольного возраста является развитие эмоциональной чувствительности, эмпатии, стремления к совместной деятельности со сверстниками, формирования участия и чувства принадлежности к окружающим. Поэтому развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста является одной из главных задач дошкольного образовательной организации [51].
Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьевой, И.В. Мавриной и других. Вопросам организации проектной деятельности уделяется достаточно внимания. Источниками исследовния теории проектной деятельности могут считаться труды В.П. Бедерхановой, А.В. Сазоновой, Н.Е. Вераксы и других.
Исходя из вышеперечисленного, вопрос развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности остается актуальным на текущем этапе развития современного общества.
Проблема исследования: какой должна быть проектная деятельность, способствующая развитию сотрудничества старших дошкольников?
Тема исследования: развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности.
Объект исследования: развитие сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность проектной деятельности как средства развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этапы развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
2. Изучить влияние проектной деятельности на развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками.
3. Изучить опыт деятельности детского сада № 587 г. Екатеринбург по развитию сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности.
4. Разработать и реализовать проект «Быть здоровым я хочу - пусть меня научат» в целях развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками.
Методы исследования:
• теоретические: синтез, обобщение, сравнение, анализ.
• эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад № 587 ул. Крестинского, 53А, Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность проектной деятельности как средства развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены задачи, по результатам решения которых сделаны следующие выводы:
1. Изучение психолого-педагогических характеристик старшего дошкольного возраста показало, что на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть, в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно­практическая.
2. Фундаментом возникновения, укрепления и развития контактов со
сверстниками является совместная деятельность детей. Совместная деятельность определяется как сформированная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное
производство объектов материальной и духовной культуры.
При достижении общих целей в процессе совместной деятельности и получении общего результата дошкольники выходят на уровень сотрудничества. Взаимодействие и сотрудничество в условиях совместной деятельности обладают наибольшим потенциалом для достижения значимых результатов в развитии личности.
3. Проектная деятельность является организованной системой активности взаимодействующих индивидов, направленной на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
Проектная деятельность предоставляет возможности для объединения детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, вызывает у детей переживание за общее дело. Проектная деятельность является наиболее эффективным средством развития сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. В проектной деятельности создаются благоприятные условия для полноценного развития содержательных, конструктивных коммуникаций со сверстниками.
4. На первом этапе опытно-поисковой работы была проведена первичная диагностика уровня развития сотрудничества детей старшей группы детского сада со сверстниками, которая показала преобладание среднего и низкого уровней. Диагностика позволила выделить личностные качества дошкольников, мешающие в коммуникации со сверстниками и определить индивидуальную работу в процессе проектной деятельности с дошкольниками.
5. Анализ деятельности детского сада по развитию сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности показал, что инициатива проектной деятельности преимущественно исходит от педагога дошкольной образовательной организации, что не создает мотивации для дошкольников и заинтересованности в получении результата совместной деятельности. В детском саду не включают в участие и разработку проектной деятельности сотрудников и педагогов дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения и детей младших возрастных групп, что не расширяет зоны контактов дошкольников в пространстве детского сада. С учетом недостатков, полученных при анализе деятельности дошкольного образовательного учреждения по развитию сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в проектной деятельности и результатов, полученных после проведения диагностики, разработан и реализован проект «Быть здоровым я хочу - пусть меня научат» для детей старшего дошкольного возраста, который положительным образом повлиял на развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками.
Таким образом, можно подчеркнуть, что при соблюдении выбранных нами педагогических условий, проектная деятельность является эффективным средством для развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками.


1. Бабаева, Т. И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. - Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2012. - 224 с.
2. Бабаева, Т. И. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник. Под ред. Т. И. Бабаевой. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007. - С. 124-127
3. Бедерханова, В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. П. Бедерханова // Развитие личности, 2000. - № 4. - С. 24-29.
4. Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки), 2012. - № 1. - С. 291-294.
5. Березина, Т. А. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста / Т. А. Березина. - Санкт-Петербург: РГПУ им А.И. Герцена, 2008. - С. 54-77.
6. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.
7. Боровлева, А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ, 2006. - № 7. - С. 76-83.
8. Большая советская энциклопедия - URL: http://bse.sci-lib.com
(дата обращения: 11.03.2020)
9. Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. Москва: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
10. Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей / Н. М. Бутырина. - Москва: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
11. Венгер, А. Л. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / А. Л. Венгер // Дошкольное воспитание, 1975. - №5. - С. 36.
12. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 108 с.
13. Гаврилин, А. М. Организация работы над проектом / А. М. Гаврилин // Школьная педагогика, 2007. - № 3. - С. 39-45.
14. Гульчевская, В. Г. Педагогические технологии в квалификационной характеристике современного учителя / В. Г. Гульчевская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. - 96 с.
15. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. А. Дубина // Дошкольное воспитание, 2008. - № 10. - С. 26-36...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ