Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА И СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Работа №93028

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА I. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 14
§ 1.1 Формирование органов местного самоуправления во второй
половине XIX века 14
§ 1.2 Местное самоуправление в Сибири в конце XIX - начале XX вв 23
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СССР 32
§ 2.1 Укрепление позиций местных Советов в довоенный период 32
§ 2.2 Законодательное регулирование работы местных советов в послевоенный период 42
§ 2.3 Местные советы на пути к местному самоуправлению 49
Глава III. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 57
§ 3.1 Особенности организации местного самоуправления 57
§ 3.2 Реализация основных принципов местного самоуправления в Алтайском крае 68
§ 3.3 Проблемы и перспективы на современном этапе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92

Актуальность темы исследования
Местное самоуправление на территории РФ имеет более чем вековую историю. Изучение формирования системы местного самоуправления следует начать с 1864 г - года создания Земской реформы. За всё время существования местного самоуправления способы его организации и механизмы функционирования претерпевали значительные изменения, которые были связаны прежде всего со сменой политической ситуации в государстве, а также со сменой режима власти.
В современном мире местное самоуправление - важнейший показатель развитости гражданского общества. На данный момент в РФ степень вовлечённости граждан в решение важных местных проблем достаточно мала, что говорит о наличии несовершенств в системе местного самоуправления и о недостаточной степени развитости гражданского общества в целом. Низкий уровень участия граждан в работе органов местного самоуправления приводит к тому, что зачастую вопросы местного значения решаются недостаточно объективно, так как не всегда может учитывается мнение большинства.
Если обратиться к истории, то можно увидеть ряд схожих черт в организации местного самоуправления в различные периоды его существования. Так, например, невовлечённость широких масс в решение вопросов местного значения мы можем видеть и в предыдущие периоды развития местного самоуправления. Кроме того, мы можем видеть, что инициатива по созданию органов местного самоуправления и ранее исходила скорее от государства или высших слоёв общества, чем от основной части населения. Наличие схожих аспектов в реализации политики местного самоуправленияпозволяет нам учитывать опыт прошлого для анализа современного положения данной системы.
Местное самоуправление на современном этапе требует доработок, для усовершенствования данной системы необходимо учесть опыт способов организации и реализации местного самоуправления в прошлом.
Научная новизна исследования. В ходе исследования удалось выявить приоритетность социальных и политических факторов, оказывающих влияние на организацию системы местного самоуправления. Особое внимание уделено анализу социальной активности граждан России в осуществлении местного самоуправления. Исследование эволюции системы местного самоуправления позволило определить приоритетность регулирующего фактора в данной системе.
Предмет исследования- эволюция моделей организации местного самоуправления в разные периоды его существования на территории России. Поскольку в выбранный период сменилось три модели политической организации - имперская, советская и демократическая, - исследование различных моделей организации будет предполагать выявление системообразующих факторов в организации местного самоуправления в России.
Объект исследования- Специфика осуществления функций органами местного самоуправления, связанная с регламентацией и управлением значительной частью публичных дел местного значения.
Хронологические рамки исследования: 1864 год -настоящее время. Формирование системы местного самоуправления в России начинается с момента реализации Земской реформы, принятой в 1864 году, время реализации данной реформы рассматривается как период формирования первоначальной модели самоуправления. После реализации Земской реформы рассматривается работа местных Советов, пришедших на смену земским органам в советский период, далее организация местного самоуправления на современном этапе после принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2003 году.
Цель: рассмотреть эволюцию моделей организацииместного самоуправления в России в указанный период. В рамках анализа отношений государственных органов с органами местного самоуправления сравнить степень зависимости последних от государства или партийных органов. Проследить развитие степени самостоятельности органов местного самоуправления, расширение круга их полномочий, выявляя общие для всех периодов черты, а также учитывая опыт организации системы местного самоуправления в имперский, советский и современный период.
Задачи:
1) Рассмотреть период становления местного самоуправленияна примере Земских органов в Российской империи после принятия Земской реформы
2) Изучить проекты создания земств в Сибири в ХХ веке
3) Проанализировать процесс создания и деятельность местных Советов в период их становления, в период зависимости от партийных органов и в период либерализации политической жизни в эпоху Перестройки
4) Рассмотреть особенности местного самоуправления в Сибири в советский период от белого режима Колчака до проведения альтернативных выборов в 90-е
5) Проанализировать нормативно-правовую базу,
регламентирующую сферу местного самоуправления на современном этапе, выявить проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления
6) Рассмотреть систему местного самоуправления в Алтайском крае на современном этапе
Источниковая база исследования:
Статьи Конституций 1918 (РСФСР), 1925 (РСФСР), 1936(СССР), 1977(СССР), 1993 (РФ) годов.Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года установила, что вместо существующих ранее земских и городских органов местного самоуправления власть в регионах будет осуществляться Советами народных депутатов.
Конституция 1925 года, утверждённая Постановлением XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР»,определяла, что съезды советов бывают очередные и внеочередные.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик, утверждённая Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года, установила всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании.
В Конституции Союза Советских Социалистических Республик, принятой на внеочередной VII сессии верховного совета СССР IX созыва 7 октября 1977 года, были закреплены принципы деятельности местных Советов, увеличен срок полномочий местных Советов народных депутатов до двух с половиной лет.
В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержатся основные положения, определяющие особенности организации местного самоуправления на современном этапе.
Используются также законы, постановления и иные нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление.Постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами», принятое в январе 1957 года,определяло задачи активизации работы и вовлечении граждан в работу советов, кроме того, оно должно было развить самостоятельность местных Советов и покончить с вмешательством в их работу со стороны партийных органов.
Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся", принятый 19 марта 1971 года, определил, что районные Советы депутатов трудящихся решают все вопросы районного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов трудящихся данного района.
Закон РСФСР "О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР", принятый 3 августа 1979 года, установил, что выборы во все местные Советы народных депутатов РСФСР производятся одновременно и назначаются Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Указ Президиума ВС РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР", принятый 17 июля 1987 года, определял возможность выдвижения кандидатов в депутаты на собраниях по месту жительства.
Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», принятый 9 апреля 1990 года, определял общие начала местного самоуправления и местного хозяйства в Союзе ССР.
Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», принятый 6 июля 1991 года, структурировавший систему органов местного самоуправления.
Используются статьи из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003, определяющие основы организации местного самоуправления, а также статьи из Устава Алтайского края, где указано, что муниципальные правовые акты, принятые непосредственно населением муниципальных образований и органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Также в качестве источника использованЗакон Алтайского края «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края», определяющий порядок избрания глав муниципальных образований,Уставгородского округа - города Барнаула Алтайского края, где содержится перечень органов, осуществляющих местное самоуправление в Барнауле, и Решение Барнаульской городской думы «О назначении выборов депутатов Барнаульской городской думы седьмого созыва», где назначена дата
предстоящих выборов. Помимо вышеперечисленного, используются данные с официальных сайтов муниципальных образований Алтайского края и новостных ресурсов, отражающие состояние системы местного самоуправления в настоящее время
Степень разработанности
Отдельно рассматриваются работы, в которых содержится информация об организации местного самоуправления в дореволюционный период, затем работы, описывающие особенности системы местного самоуправления в советский период, после чего рассматриваются работы, содержащие анализ положения дел в данной системе на современном этапе.
Говоря о дореволюционном периоде, рассмотрим позиции современников Земской реформы, советских и российских авторов. Так, современники реформ, такие как В. П. Мещерский и М. Н. Катков , критиковали органы самоуправления за то, что те были основаны на цензовом, а не на сословном принципе, и призывали к усилению в них представительства дворянства.
В советское время считалось, что задачей правительства было недопущение усиления органов местного самоуправления. Указывается также, что органы местного самоуправления имели недостаточно широкий круг полномочий для самостоятельной деятельности (А. Н. Покатило ).
Современные авторы не оценивают однозначно реализацию Земской реформы. Так, например, Н. Г. Горбачёва5 отмечает, что влияние власти на процесс формирования местного самоуправления могло быть связано со стремлением обеспечить такой его состав, который соответствовал бы интересам самой власти.В то же время, В. В. Невинский6 в работе указывает на то, что современники считали обособление органов местного самоуправления от государственной власти одним из существенных недостатков проведённых преобразований. Можно сказать, что среди авторов, изучавших местное самоуправление в дореволюционный период, нет единого мнения по вопросам роли государственной власти в функционировании органов местного самоуправления и ограниченности круга их полномочий.
Рассматривая советский период, мы используем работы советских и российских авторов, чьи мнения разнятся в силу влияния идеологии на их взгляды. Советские авторы, как правило, видят преимущества местных советов перед земствами и считают, что, избавившись от гнёта самодержавия, народ наконец стал свободным и готовым к самоуправлению. В то же время, они рассматривают Советы как часть иерархии государственной власти, а не как органы местного самоуправления. Например, В.А. Пертцик7 указывает на то, что местные Советы действовали исходя из интересов народа, но в соответствии с интересами центральной власти.
Авторы, писавшие свои труды в 2000-е годы, чаще говорят о несовершенстве существовавшей в СССР системы самоуправления.
Некоторые из них, например, Тропов И. А. , упоминают, что местные советы уже на начальном этапе развития были нежизнеспособны и мало приспособлены к управлению обществом.
Современная система организации местного самоуправления существует с 2003 года, то есть с момента принятия основного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а значит, относительно недавно. В связи с этим количество работ по данной теме ограничено. В целом, можно сказать, что мнения авторов по вопросам основных недостатков существующей системы схожи: многие отмечают не совсем внятные формулировки в законодательстве, небольшую вовлечённость людей в дела управления, их неосведомлённость (К. С. Голованева , М. В. Заболева ). Также некоторые авторы указывают на несовершенство избирательной системы (Ю. Г. Чернышов , Д. А. Шапорев ).
Методология
Методология науки муниципального права содержит различные теории, охватывающие процесс организации и функционирования системы местного самоуправления. Теоретический базис связан с решением вопроса самостоятельности органов местного самоуправления, их возможностью реализовывать принципы первоначальной демократии. Одной из самых популярных научных теорий является «теория свободной общины» А. де Токвиля, согласно которой граждане, объединяющиеся в самоуправляющиеся общины, являются источником власти в государстве. В данной теории центральной государственной власти отводится роль координатора и помощника местным органам управления, приходящей на помощь в случаях, когда полномочий общины оказывается недостаточно для решения проблемы. «Теория общественного участия», разработанная отечественным исследователем В.Н. Лешковым, также характеризовала органы местного самоуправления как органы подлинного демократического общинного управления. Выборность местных органов власти, в которой участвуют все представители местного сообщества, должна обеспечивать независимость и эффективность местного самоуправления. Хозяйственная теория, практически и теоретически реализованная А.И. Васильчиковым, рассматривала систему местного самоуправления как систему управления делами местного хозяйства, в то время как привлечение государственных органов оправдано лишь при решении задач общегосударственного значения. Государственная теория, наиболее полно представленная трудами Н.М. Коркунова, определяет процесс местного управления как не самостоятельный, а возложенный государством на местное сообщество, привлекаемое на государственную службу.13 Для решения поставленных выше задач мы будем придерживаться «теории общественного участия», помогающей оценить степень независимости и эффективности местного самоуправления.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на то, что Земская реформа не была до конца продумана и, быть может, не была своевременной для второй половины XIX в., но нельзя не отметить, что появление местного самоуправления, каким бы оно ни было, стало большим шагом вперёд для самодержавной России. Контроль администрации был силён, но на первых порах он был необходим, так как народу необходимо было адаптироваться к вновь возникшей системе местного самоуправления, в которую он оказался вовлечён. Население не имело опыта в управлении, а посему не смогло бы грамотно организовать выборы и реализовать самостоятельно все намеченные задачи. Люди на местах бесспорно куда лучше понимали специфику региона, но вряд ли они смогли бы собственными силами, без вмешательства центральной власти, решать эти проблемы.Заинтересованность императорской власти едва ли заключалась лишь в желании помочь населению в организации управления хозяйственными делами на местах, контроль в большей степени был обусловлен боязнью усиления влияния органов самоуправления, что могло подорвать авторитет центральной власти.
Не стоит также думать, что органам местного управления в конце XIX в. стоило бы доверить решение серьёзных задач управления регионом, ведь население не только не знало, как грамотно управлять, но и не было морально готово заниматься управленческой деятельностью. Можно заключить, что переход во владение местных органов только хозяйственных дел был вполне оправданным.
Кроме того, создание органов местного самоуправления значительно повысило уровень народного образования и здравоохранения, а также способствовало развитию культуры, улучшению внешнего облика регионов и, что немаловажно, стало толчком к развитию политической грамотности населения, что явилось большим шагом вперёд для Российской империи XIX века, где гражданское общество не было развито.
Несмотря на большое количество проектов введения земств на территории Сибири, государство не спешило создавать их здесь, так как структура населения сильно отличалась от той, что была представлена в европейской части страны. В Сибири органы земского самоуправления по образу и подобию существующих в центральной части империи были созданы лишь накануне прихода к власти большевиков, а потому не успели в полной мере включиться в решение местных проблем, так как в скором времени были упразднены и заменены местными Советами, как и по всей территории страны.
Мы можем заключить, что система местного самоуправления в дореволюционный период была не идеальной, но вполне жизнеспособной, так как отражала интересы всех слоёв общества, что вызвало волну либеральных движений и стало своеобразной предпосылкой к формированию демократического режима.
Местные Советы прошли долгий путь от относительной самостоятельности на момент своего становления через полное подчинение партийным органам к истинному самоуправлению, к которому так стремились большевики, придя к власти. Степень самостоятельности местных Советов напрямую зависела от общеполитической обстановки в стране: когда советская власть ещё не окрепла, а режим власти больше тяготел к авторитарному, нежели к тоталитарному, местные Советы были более самостоятельны в принятии решений и их реализации, в период развёртывания НЭПа, когда экономика была менее контролируема государством, политическая жизнь была также менее зависима от партийных органов, а посему и местные Советы не так контролировались партийными органами, как после окончательной победы Сталина во внутрипартийной борьбе и перехода к тоталитарному режиму.
После окончания Великой Отечественной войны, в период которой все сферы жизни были максимально подчинены центральной власти, к правящей верхушке пришло осознание того, что путь к народовластию, предполагаемому марксистской концепцией, лежит через повышение уровня самостоятельности местных Советов. Коммунизм предполагает народное самоуправление при отсутствии государственной власти и правящей элиты, которые контролируют жизнь в государстве.
В эпоху перестройки была произведена попытка передачи вопросов местного значения в руки народа посредством введения альтернативных выборов. К сожалению, государство прекратило своё существование раньше, чем новая система местного самоуправления смогла прижиться и доказать правильность смены политического курса. Неизвестно, принесло бы решение дать больше самостоятельности местным Советам свои плоды, если бы Советский Союз не прекратил своё существование. С одной стороны, перестройка позволила народу принимать активное участие в решении вопросов местного значения, что должно было в конечном итоге привести страну к коммунизму, с другой стороны, перестройка стала своеобразным спусковым крючком к развалу Советского Союза. То есть, большая степень свободы отчасти и не позволила стране прийти к истинному коммунизму, и непонятно, что было бы лучше для СССР: диктатура и тоталитаризм или коммунизм, народовластие и распад государства. Возможно, программа действий большевиков не вполне совпадала с марксистской концепцией коммунизма или даже чём-то противоречила ей, что вполне объясняет, что люди, выросшие в рамках советской идеологии, не были способны к самоуправлению.
Что касается Сибири, организация местного самоуправления имела особенности только в начальный период существования, так как земства ещё не утвердились и переход к новой системе в виде власти местных Советов осуществлялся иначе, чем в европейской части России. Также Сибирь была одним из центров Белого движения, предполагавшего отличную от советской систему организации местного самоуправления.
Несмотря на идею о необходимости участия населения во власти, предполагаемую существовавшей идеологией, местного самоуправления как такового не существовало большую часть периода существования местных Советов, так как власть партийных органов и контроль с их стороны были очень сильны, что касалось всех сфер общественной жизни, в том числе и деятельности местных Советов. Несмотря на существование периода либерализации в истории местного самоуправления в СССР, население, как и в дореволюционный период, не приспособлено было в основной массе к участию в управлении. Так как заинтересованность населения в организации местного самоуправления - одно из важнейших условий функционирования последних как демократического института, система местного самоуправления даже на закате советской эпохи не могла быть эффективной.
Современная система местного самоуправления в Российской Федерации также имеет свои недостатки. Как и в предыдущие периоды, наблюдается достаточно высокая зависимость от государственных органов, а также незаинтересованность граждан в участии в решении вопросов местного значения. Так как эффективность избирательного процесса органов местного самоуправления напрямую зависит от уровня заинтересованности граждан в участии в усовершенствовании жизни в муниципальном образовании, то, как развивается регион, во многом зависит от желания людей прилагать усилия для его развития. Одной из причин низкой явки на выборы в органы местного самоуправления может быть предсказуемость результатов, но, возможно, результаты всё же были бы другими, если большее число избирателей принимало бы участие в выборах.



1) // Полный курс лекций. Лекция 85; лекция 86. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/ (Дата обращения: 24.01.2020)
2) Зименков, А. Традиции самоуправления в дорев"Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 06.02.2020)
3) Основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утвержден постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusempire.ru/sssr/konstitutsiya-rsfsr/1198-konstitutsiya-rsfsr-1925- g.html (Дата обращения: 06.02.2020)
4) Конституция Союза Советских Социалистических Республик,
утверждённая Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года.[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (Дата обращения: 06.02.2020)
5) Конституция Союза Советских Социалистических Республик, принятая на внеочередной VII сессии верховного совета СССР IX созыва 7 октября 1977 года.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red 1977/5478732/ (Дата обращения: 06.02.2020)
6) Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся" от 19 марта 1971 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901861905 (Дата обращения: 06.02.2020)
7) Закон СССР от 20.09.1972 N 3352-VIII "О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www. consultant.ru/ (Дата обращения: 06.02.2020)
8) Закон РСФСР "О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР" от 3 августа 1979 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 06.02.2020)
9) Указ Президиума ВС РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР" от 17 июля 1987 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 06.02.2020)
10) Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 06.02.2020)
11) Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dokipedia.ru/document/5152372 (Дата обращения: 06.02.2020)
12) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 06.02.2020)
13) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131- ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 06.02.2020)
14) Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня 1995 года N 3-ЗС (с изменениями на 11 ноября 2019 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/940102656 (Дата обращения: 06.02.2020)
15) Закон Алтайского края «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края» от 27 ноября 2014 года N 92-ЗС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423862484(Дата обращения: 06.02.2020)
16) Уставгородского округа - города Барнаула Алтайского края (Принят решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года
№71).[Электронный ресурс]. - Режим
Н11:р://4осз.сп1:Фш/4осишеп1/446673423(Дата обращения: 06.02.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ