Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовая природа договора транспортной экспедиции

Работа №93024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы договора транспортной экспедиции 8
1.1. Понятие, сущность и виды договора транспортной экспедиции 8
1.2. Основные элементы конструкции договора транспортной экспедиции 13
Глава 2. Особенности заключения, прекращения и исполнения договора транспортной экспедиции 24
Глава 3. Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Актуальность темы исследования. По мере развития общества и экономики, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Одним из наиболее востребованных в настоящее время видов услуг являются транспортные услуги. В современном мире ни одно производство невозможно представить без использования транспорта.
К категории данного вида услуг также имеет непосредственное отношение и транспортно-экспедиционная деятельность, которая подразумевает оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Проблемным вопросам, которые могут возникнуть в период оказания транспортно-экспедиционных услуг, уделяется внимание российских законодателей уже достаточно длительное время. На современном этапе в условиях введения множества ограничений появляются некоторые сложности, связанные с транспортной логистикой. Санкции практически полностью заблокировали сообщения с «недружественными странами», в связи с чем, экспедиторы вынуждены менять и перестраивать ранее сложившиеся маршруты перевозок и устанавливать новые маршруты.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее – «ГК РФ») предусмотрел отдельную главу, регулирующую отношения в анализируемой сфере, так глава 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ раскрывает специфические для данной деятельности положения. В указанной главе дается понятие договора транспортной экспедиции: «По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза» (ст. 801 ГК РФ) .
Стремительно расширяющееся правовое поле предпринимательских услуг вызывало необходимость для законодательных инноваций в сфере транспортной экспедиции, разработки устойчивых и стабильных комплексных актов, регулирующих обязательства сторон, их ответственность, порядок заключения и расторжения договора. Именно поэтому и был принят Федеральный Закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности») , отвечающий на основные вопросы проблемных аспектов регулирования транспортно-экспедиционных услуг.
Правосубъектность сторон договора, к сожалению, не выделяется в данном законе в полной мере, что приводит к появлению споров в этой области. В свою очередь, данная ситуация была определена законодателем как проблемная и послужила разработке Правил транспортно-экспедиционной деятельности , утвержденных в 2006 году, определяющих более конкретно специфику требований к оказанию услуг транспортно-экспедиционной деятельности.
Хочется отметить, что добросовестное заключение и исполнение договора транспортной экспедиции в конечном итоге скажется на успешном развитии российской экономики в целом. Но для того, чтобы данная цель была достигнута, необходимо сбалансированное правовое регулирование договорных отношений, связанных с транспортной экспедицией.
Актуальность исследования обусловлена социально-экономической и юридической значимостью транспортно-экспедиционной деятельности, поскольку данная сфера деятельности является одной из наиболее существенных на сегодняшний день и постоянно развивается, а судебная практика нуждается в исследовании, так как возрастает количество споров.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с организацией грузовых перевозок.
Предмет исследования – нормы гражданского права, научные труды, материалы судебной и деловой практики.
Цель исследования – на основе анализа правовой природы договора транспортной экспедиции выявить теоретические и практические проблемы гражданско-правового регулирования транспортно-экспедиционных отношений и соответствующей правоприменительной деятельности.
Достижение указанной цели сопровождается решением следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие, сущность и виды договора транспортной экспедиции .
3. Выделить основные элементы конструкции договора транспортной экспедиции.
4. Рассмотреть особенности заключения, прекращения и исполнения договора транспортной экспедиции.
5. Проанализировать ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции Теоретическая основа работы представлена трудами Д.В, Луценко, Р.В. Миронян, М.И. Притворовой, А.В. Радченко, Г.А. Микрюковой, В.А. Микрюкова, Д.Х. Валеева, С.Ю. Морозова, В.В. Витрянского, В.Н. Гречухи, Д.В. Мурзина.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы познания, традиционно относящиеся к методологическому аппарату юридической науки: формально-логический, правовой анализ, методы аналогии. Особое значение для методологии исследования заявленной темы имели принципы логической определенности, системности и всесторонности, составляющие предметное содержание применяемых методов.
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы, выносимые на защиту:
1. По своей юридической природе договор транспортной экспедиции является поименованным (нормативно-типизированным) договором. Его отличительной и принципиальной особенностью является разнообразие и многовариантность набора транспортно-экспедиционных услуг в каждом конкретном договоре.
2. Договор транспортной экспедиции не является смешанным договором и к возникающим на его основе отношениям сторон правила об отдельных видах договора, регулирующих сходные отношения, могут применяться только по аналогии. Смешанным признается только договор перевозки груза, по условиям которого транспортно-экспедиционные услуги возлагаются на перевозчика.
3. Договоры транспортной экспедиции могут быть классифицированы по различным основаниям. Теоретическое и прикладное значение имеет дифференциация договоров на договоры полного и частичного транспортно-экспедиционного обслуживания; на договоры, в которых экспедитор непосредственно осуществляет транспортировку груза, либо обеспечивает только ее организацию; на предпринимательские и потребительские.
4. Транспортно-экспедиционная деятельность может осуществляться с использованием конструкций рамочного договора (договора с открытыми условиями), в котором определяются общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора .
5. Рассмотрение судебных споров в сфере транспортной экспедиции должно опираться на ключевое разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» о необходимости выявления в каждом конкретном случае действительных обязанностей ответственной за транспортировку груза стороны, не полагаясь на ее наименование, а также на название договора.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования представляется возможным сделать вывод о том, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование. Кроме того, анализ нормативной основы и судебной практики показал, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и законодательство, её регулирующее, находятся в процессе развития. В этой связи важно, чтобы не только законодательство в сфере транспортно-экспедиционной деятельности представляло собой единую, внутренне непротиворечивую систему, но и правоприменительная практика позволяла бы избежать проблем при заключении и исполнении договора транспортной экспедиции.
В нормативной основе, регулирующей рассматриваемые отношения, имеется ряд пробелов и противоречий. Таковы, например, проблемы, связанные с односторонним отказом от договора. Общее правило, по которому регулируются гражданско-правовые обязательства, основано на недопустимости одностороннего отказа от исполнения своих обязательств, исключения делаются лишь для случаев, которые предусмотрены законом.
Так, существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие права на односторонний отказ от его исполнения, возможность которого оговорена в ст. 806 ГК РФ. Однако в правоприменительной практике зачастую возникают проблемные ситуации, которые ни ГК РФ, ни подзаконные акты не регулируют. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 806 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Возможность одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по договору транспортной экспедиции следует ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор совершает действия, необходимые по договору (отправка груза, страхование, хранение, паллетирование и т.д.) от имени клиента и по доверенности от него».
На данный момент, в качестве ограничительной нормы является только обязанность стороны, которая отказывается от исполнения своих обязательств, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также возместить ей убытки, связанные с неисполнением договора.
Что подразумевает под собой «разумный срок», законодательно не урегулировано. Так как на сегодняшний момент нет конкретно установленных разумных сроков ни в Законе «О транспортной экспедиции», ни в ст. 806 ГК РФ, то это значит, что данное понятие носит оценочный характер, и каждая из сторон может трактовать его по-разному. Целесообразно внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 806 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, определяющийся в зависимости от сроков действия данного договора».
Кроме того, иногда экспедитору необходимо согласовать с клиентом какие-то важные моменты по договору, а закон дает на это лишь сутки. Такой короткий срок взаимодействия и урегулирования вопросов сторон может привести к убыткам как для одной стороны, так и для другой. Срок для получения согласия от клиента целесообразно продлить. Одним из обоснований увеличения срока является, например, то, что клиент и экспедитор могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, а также помехой могут стать выходные дни при пятидневной рабочей неделе, если спорная ситуация возникла в эти дни и т.д.
В связи с указанными обстоятельствами видится необходимым внести изменение в п. 1 ст. 3 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», изложив его в следующей редакции: «Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение трех суток ответ на свой запрос». То есть экспедитору можно будет отступать от указаний клиента, если одобрение его на определенные действия не поступит в течение трех суток, а не одних.
Следующим пробелом является то, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует отношения и ответственность только с экспедиторами, которые принимают груз в свое ведение. Отношения с экспедиторами-посредниками закон не регулирует. В этой связи целесообразно в указанный Закон ввести соответствующее дополнение.
Кроме того, сравнительный анализ показал, что ответственность экспедитора по Закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» выше, чем ответственность любого перевозчика, выполняющего доставку груза. Поэтому не удивительно, что большинство экспедиторов избегают применять закон в отношениях с клиентами. Думается, что и данный вопрос требует урегулирования, приведения в соответствие норм Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» и 41 главы ГК РФ.
В завершение исследования остается добавить, что правовое регулирование договора транспортной экспедиции требует своего совершенствования сообразно реалиям времени.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС КонсультантПлюс
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // СПС КонсультантПлюс
7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов» // СПС КонсультантПлюс
8. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и формы экспедиторских документов» // СПС КонсультантПлюс
Судебная практика
9. Судебная практика Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 26 г. Москва «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // Российская газета. 2018. 04 июня.
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 г. Москва «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» // Российская газета. 2015. 05 октября.
11. Постановление ФАС по Оренбургской области от 16 февраля 2018 г. по делу № 07-16-62/2017 // URL: https://fas.gov.ru/documents/07-19-06-2018 (дата обращения: 11.04.2022).
12. Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. 10 октября. 65 Постановление Санкт-Петербургского городского суда (г. СанктПетербург) от 11 апреля 2018 г. по делу № 2-8/17 о взыскании ущерба // URL: http://sudact.ru/regular/doc/ WkuYvOQCmcZv/?regular-txt=®ularcase_doc=®ular (дата обращения: 11.04.2022).
13. Постановление Омского областного суда от 9 апреля 2018 г. по делу № 2-31/2018 по иску о защите прав потребителя// URL: http://sudact.ru/regular/doc/YtDiyj1ZpfoD/?regular-txt=®ularcase_doc=®ular (дата обращения: 11.04.2022).
14. Решение Промышленного районного суда г. Курска от 29 мая 2018 г. по делу № 2-500/2018 о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда к ТК ПЭК // URL: http://sudact.ru/regular/doc/6LFtKzpEuDNv/?regular-txt=®ular- ...1740936660 (дата обращения: 11.04.2022).
15. Решение Ленинского районного суда (г. Санкт-Петербург) от 28 мая по делу № 2-545/20182018 о возмещении ущерба, штрафа, компенсации морального вреда к ООО «Деловые линии», ООО «Группа Ренессанс Страхование» // URL: http://sudact.ru/regular/doc/Ltu4foyok2mO/?regulartxt=®ular... -47540936660 (дата обращения: 11.04.2022).
16. Решение Сысертского городского суда от 5 августа 2017 г. по делу № 2-536/2017 о возмещении ущерба за утрату груза, процентов за пользование чужими денежными средствами // URL: http://sudact.ru/regular/doc/RWzgrbKNJnZ/?regular-txt=®ular (дата обращения: 11.04.2022).
17. Решение Верхнепышминского городского суда от 31 июля 2017 г. по делу № 2-1254/2017 о взыскании денежных средств по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание, неустойки // URL: http://sudact.ru/regular/doc/L045XDQhdDZL/?regular-txt=®ular (дата обращения: 11.04.2022).
18. Решение Полевского городского суда от 21 апреля 2017 г. по делу № 2-316/2017 об обязательстве возмещения ущерба и взыскании процентов 66 за пользование чужими денежными средствами // URL: http://sudact.ru/regular/doc/fCPgpOpM35Lq (дата обращения: 11.04.2022).
19. Решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27 февраля 2017 г. по делу № 2-917/2017 о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза, взыскании неустойки, штрафа, судебных расходов// http://sudact.ru/regular/doc/EzvuitVkKngV/?regular-txt=®ularcase_doc=®ular (дата обращения: 11.04.2022).
20. Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 21 июня 2016 г. по делу № 2-2567/2016 о возмещении ущерба за расхождение в транспортных накладных с фактическими данными // URL: http://sudact.ru/regular/doc/fjCM3Bk9IFHN/?regular-txt=®ular- (дата обращения: 11.04.2022).
21. Решение Первоуральского городского суда от 1 марта 2016 г. по делу № 2-781/2016 о взыскании убытков в виде стоимости утраченного груза, компенсации морального вреда, штрафа // URL: http://sudact.ru/regular/doc/eIrcTGcCq35a/?regular-txt=®ular-case-dtty146327 (дата обращения: 11.04.2022).
22. Решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 30 декабря 2015 г. по делу № 2-4684/2015 о взыскании ущерба за повреждение и деформацию груза // URL: http://sudact.ru/regular/doc/IK2B6FnDPDYW/?regular-txt=®ular- 154417763 (дата обращения: 11.04.2022).
23. Решение Верхнепышминского городского суда от 26 января 2016 г. по делу № 2-185/2016 о взыскании неустойки за оказанные транспортно-экспедиционные услуги // URL: http://sudact.ru/regular/doc/eopBODqoIVrT/?regular-txt=®ular-case_doc (дата обращения: 11.04.2022).
Литература
24. Афонин А.М. Транспортная логистика. Организация перевозки грузов. Учебное пособие / А.М. Афонин, В.Е. Афонина, П.А. Петрова, Ю.Н. Царегородцев– М., 2018. – 72 с.
25. Бажина М.А. Уровень качества транспортного законодательства Российской Федерации / М.А. Бажина // Российское право: образование, практика, наука. – 2021. – № 3. – С. 59-66.
26. Бакеева А.С. Договор перевозки грузов / А.С. Бакеева, А.В. Лошкарев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 5-2. – С. 202-206.
27. Гатина Ю.А. Правовая природа договора транспортной экспедиции / Ю.А. Гатина // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С.М. Плешаков. – 2019. – С. 37-41.
28. Гражданское право: учебник для бакалавров. Т. 2 / отв. ред. В. Л. Слесарев. — Москва : Проспект, 2016. − 768 с
29. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / Брагинский М.И., Витрянский В.В. - М.: Статут, 2011. - 1055 c.
30. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / Брагинский М.И., Витрянский В.В. - М.: Статут, 2011. - 910 c.
31. Жукова Е.В. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции / Е.В. Жукова // Юридический факт. – 2018. – № 33. – С. 29-31.
32. Лукашук Т.В. Проблемные вопросы расторжения договора транспортной экспедиции / Т.В. Лукашук // Проблемы гражданского права и процесса. сборник научных статей. Гродно. – 2018. – С. 156-160.
33. Луценко Д.В. Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции / Д.В. Луценко // современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. – 246-249 с.
34. Миронян Р.В. Некоторые вопросы исполнения договора транспортной экспедиции / Р.В. Миронян // Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества. Сборник статей по материалам III Национальной заочной научно-практической конференции. Ставрополь. – 2021. – С. 305-306.
35. Морозов С. Ю. Участие операторов морских терминалов в договорном регулировании отношений: проблемы совершенствования транспортного законодательства / С. Ю. Морозов // Транспортное право. – 2018. – № 1. – С. 15–18.
36. Морозов С.Ю. Транспортное право. Учебник. Бакалавр. Академический курс / С.Ю. Морозов. – М., 2019. – 109 с.
37. Притворова М.И. Правовая природа договора транспортной экспедиции / М.И. Притворова // Актуальные проблемы российского частного права. Материалы III Международной научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). – 2018. – С. 127-130.
38. Радченко А.В. Особенности коллизионного регулирования договорных обязательств по договору транспортной экспедиции в Российском и международном праве / А.В. Радченко // Университетская наука. 2020. № 2 (10). С. 289-291.
39. Резепова В.Е. Договорное право: учебное пособие / В.Е. Резепова. –Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 122 с.
40. Садовская А.С. Место договора перевозке груза в системе транспортных договоров / А.С. Садовская // Проблемы становления гражданского общества. сборник статей VI Международной научной студенческой конференции. – 2018. – С. 109-113.
41. Сапега В.А. Объект перевозки как видообразующий признак классификации договоров транспортной экспедиции / В.А. Сапега // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 4. – С. 69-78.
42. Смирнов А.В. Международно-правовое регулирование договора транспортной экспедиции / А.В. Смирнов // Студенческий форум. – 2020. – № 20-3 (113). – С. 67-71.
43. Старосельцева М.М. Заключение договора перевозки грузов: предпосылки, порядок и их правовое значение / М.М. Старосельцева, И.В. Тищенко, Т.С. Колесова, Ю.А. Бурлова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2018. – № 6. – С. 84-86.
44. Фастунова А.О. Правовая природа договоров, заключаемых в сфере перевозки грузов / А.О. Фастунова, А.С. Кузьмина // Молодая наука - 2018 сборник трудов V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – 2018. – С. 335-339.
45. Шереметьева А.К. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции / А.К. Шереметьева, Р.В. Ширинян, Е.В. Вашкеева // Актуальные вопросы юридической науки и практики. сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 188-193.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ