Развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Развитие у младших школьников эмоционального интеллекта как
педагогическая проблема 12
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 25
1.3. Педагогическое проектирование развития эмоционального интеллекта
у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 36
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 52
2.1. Диагностика развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 52
2.2. Педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 66
2.3. Диагностика развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы 74
Выводы по второй главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Развитие у младших школьников эмоционального интеллекта как
педагогическая проблема 12
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 25
1.3. Педагогическое проектирование развития эмоционального интеллекта
у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 36
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 52
2.1. Диагностика развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 52
2.2. Педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 66
2.3. Диагностика развития эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы 74
Выводы по второй главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Развитие современного общества предполагает формирование личности способной активно и эффективно вступать и поддерживать коммуникативный процесс. Одним из главных составляющих эффективного взаимодействия людей друг с другом является эмоциональный интеллект. Такие процессы, как управление собственными эмоциями и эмоциями другого человека, являются особыми и сложными процессами, и, несмотря на то, что способствуют позитивному взаимодействию между людьми, представляют многогранное и не до конца изученное явление.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отражаются личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые включают в себя: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
У детей младшего школьного возраста с ослабленной способностью к эффективной саморегуляции, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих детей могут быть самыми различными: от проблем в коммуникации со взрослыми и сверстниками до снижения успеваемости в школе. Вместе с тем именно младший школьный возраст является сензитивным периодом в развитии эмоционального интеллекта. Данный период характеризуется особой эмоциональной впечатлительностью, восприимчивостью, отзывчивостью, внушаемостью.
Большую разработанность проблема эмоционального интеллекта получила в рамках зарубежной психологии. Теория эмоциональноинтеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Среди отечественных ученых, разрабатывающих тему развития эмоционального интеллекта можно выделить исследования Г. Г. Гарсковой, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власовой, Г.В. Юсуповой, М.А. Манойловой, Т.П. Березовской, А.П. Лобанова, А.С. Петровской и др.
Особое место в развитии эмоционального интеллекта ребенка занимает искусство. В работах Л.С. Выготского, В.Г. Ражникова, А.Н. Леонтьева выделяется особая роль эмоций при восприятии произведений искусства. Именно в процессе взаимодействия с искусством возникают эмоции иного порядка, высшие эмоции, выступающие регулятором познавательного процесса, происходящего в момент восприятия. По мнению А.Н. Леонтьева, благодаря возникающим при восприятии произведений искусства эмоциям, познание происходит на основе переживания. Поэтому эмоции искусства автор называет «суть умные эмоции». В процессе восприятия искусства происходит акт осознания эмоций на основе переживания и сопереживания. Музыка, как наиболее эмоциональный вид искусства, позволяет испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.). Труды этих исследователей свидетельствуют о том, что в процессе восприятия искусства, в частности музыки, развивается способность определять эмоции, сопереживать и осознавать их. Таким образом взаимодействие с искусством оказывает незаменимое воздействие на развитие особого типа мышления, связанного с эмоциональным переживанием.
Однако, несмотря на актуальность проблемы и интерес авторов к вопросу развития у младших школьников эмоционального интеллекта данный вопрос в большей степени раскрывается в теории, разработка содержания педагогической работы для развития эмоционального интеллекта на практике затруднено. Не в полной мере определены методы и приемы организации внеурочной деятельности с целью развития эмоционального интеллекта. В связи с этим можно сформулировать следующие противоречия:
• между требованиями ФГОС НОО к развитию у детей младшего школьного возраста эмоционального интеллекта и недостаточной реализацией данных требований в практике начального образования;
• между разработанными в педагогике положениями о развивающем потенциале внеурочной деятельности и отсутствием обоснования эффективности ее видов в развитии эмоционального интеллекта;
• значимостью развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания внеурочной деятельности для его развития...
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отражаются личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые включают в себя: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
У детей младшего школьного возраста с ослабленной способностью к эффективной саморегуляции, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих детей могут быть самыми различными: от проблем в коммуникации со взрослыми и сверстниками до снижения успеваемости в школе. Вместе с тем именно младший школьный возраст является сензитивным периодом в развитии эмоционального интеллекта. Данный период характеризуется особой эмоциональной впечатлительностью, восприимчивостью, отзывчивостью, внушаемостью.
Большую разработанность проблема эмоционального интеллекта получила в рамках зарубежной психологии. Теория эмоциональноинтеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Среди отечественных ученых, разрабатывающих тему развития эмоционального интеллекта можно выделить исследования Г. Г. Гарсковой, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власовой, Г.В. Юсуповой, М.А. Манойловой, Т.П. Березовской, А.П. Лобанова, А.С. Петровской и др.
Особое место в развитии эмоционального интеллекта ребенка занимает искусство. В работах Л.С. Выготского, В.Г. Ражникова, А.Н. Леонтьева выделяется особая роль эмоций при восприятии произведений искусства. Именно в процессе взаимодействия с искусством возникают эмоции иного порядка, высшие эмоции, выступающие регулятором познавательного процесса, происходящего в момент восприятия. По мнению А.Н. Леонтьева, благодаря возникающим при восприятии произведений искусства эмоциям, познание происходит на основе переживания. Поэтому эмоции искусства автор называет «суть умные эмоции». В процессе восприятия искусства происходит акт осознания эмоций на основе переживания и сопереживания. Музыка, как наиболее эмоциональный вид искусства, позволяет испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.). Труды этих исследователей свидетельствуют о том, что в процессе восприятия искусства, в частности музыки, развивается способность определять эмоции, сопереживать и осознавать их. Таким образом взаимодействие с искусством оказывает незаменимое воздействие на развитие особого типа мышления, связанного с эмоциональным переживанием.
Однако, несмотря на актуальность проблемы и интерес авторов к вопросу развития у младших школьников эмоционального интеллекта данный вопрос в большей степени раскрывается в теории, разработка содержания педагогической работы для развития эмоционального интеллекта на практике затруднено. Не в полной мере определены методы и приемы организации внеурочной деятельности с целью развития эмоционального интеллекта. В связи с этим можно сформулировать следующие противоречия:
• между требованиями ФГОС НОО к развитию у детей младшего школьного возраста эмоционального интеллекта и недостаточной реализацией данных требований в практике начального образования;
• между разработанными в педагогике положениями о развивающем потенциале внеурочной деятельности и отсутствием обоснования эффективности ее видов в развитии эмоционального интеллекта;
• значимостью развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания внеурочной деятельности для его развития...
Основные результаты и выводы исследования.
Необходимость развития содержательных характеристик эмоционального интеллекта младших школьников обусловлена тем, что они выступают факторами личностного роста, влияющими на успешность жизнедеятельности личности на различных возрастных этапах. В психологии и в педагогике эмоциональный интеллект определяется как: «способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого» (М.А. Манойлова) [63], как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями (Э. Торндайк, Дж. Хилфорд, Г. Айзенк), как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях (К. Изард) [40].
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и сопоставления позиций разных авторов, в данной работе в определении понятия развитие эмоционального интеллекта мы разделяем позицию И.Н. Мещеряковой и рассматриваем его как процесс идентификации, рефлексии и регуляции собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие [71].
2. Методологическую основу педагогического процесса развития у младших школьников эмоционального интеллекта составляют личностный и деятельностный подходы реализующиеся следующими принципами:
- принцип деятельности (развитие у детей способности к самостоятельной постановке проблемы, проявлении инициативности в поиске способов ее решения, и самостоятельного приобретения нового знания);
• принцип вариативности (использование вариативных способов подачи учебного материала, развитие способностей к поиску разных вариантов решений и выбору наиболее оптимального из предложенных);
• принцип психологического комфорта (создание психологически комфортной атмосферы: доверительная обстановка, минимизация стрессовых факторов, благоприятный эмоциональный фон).
3 Разработанные педагогические условия развития у младших школьников эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности реализуют содержание выделенных этапов на основе методов, выделенных соответственно каждому этапу. На первом этапе (эмоциональнокогнитивный) стимулируется способность идентифицировать и вербально определять собственное эмоциональное состояние, эмоции других людей, причину их возникновения (словесный метод, метод осознания личностного смысла, метод контрастного сопоставления, метод пластического интонирования, метод размышления). На втором этапе (эмоциональнорегуляторный) развивается способность адекватно оценить эмоциональное состояние, регулировать эмоциональные состояния на основе рефлексии, менять нежелательное эмоциональное состояние на оптимистичное (словесный метод, метод сравнения, метод «уподобления» характеру другого человека, художественному образу, метод создания контекста). На третьем этапе (эмоционально-поведенческий) совершенствуется способность выстраивать удовлетворяющие, позитивные межличностные отношения, проявлять эмпатию (чувствительность) к эмоциям других людей, оказывать содействие в преобразование эмоций других людей (метод побуждения к сопереживанию, метод размышления, метод осознания личностного смысла.
4. Опираясь на психолого-педагогические подходы в определении структуры понятия «эмоциональный интеллект» были выделены следующие показатели и критерии развития данного процесса у младших школьников:
• когнитивный: связан со способностью идентифицировать и вербально определять собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, понять причину их возникновения;
• регуляторный: связан со способностью адекватно оценить эмоциональное состояние, регулировать эмоциональные состояния на основе рефлексии, менять нежелательное эмоциональное состояние на оптимистичное, способствующее достижению успеха;
• поведенческий: связан со способностью выстраивать удовлетворяющие, позитивные межличностные отношения, быть
чувствительным к эмоциям других людей, оказывать содействие в преобразование эмоций других людей.
Для выявления уровня развитости эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста нами были взяты за основу и адаптированы к теме нашего исследования методики: методика по диагностике эмоционального интеллекта М.А. Манойловой, «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин.
Итоговые результаты опытно-поисковой работы позволяют сделать вывод об эффективности разработанных нами педагогических условий по реализации выделенных этапов развития у младших школьников эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности.
Необходимость развития содержательных характеристик эмоционального интеллекта младших школьников обусловлена тем, что они выступают факторами личностного роста, влияющими на успешность жизнедеятельности личности на различных возрастных этапах. В психологии и в педагогике эмоциональный интеллект определяется как: «способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого» (М.А. Манойлова) [63], как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями (Э. Торндайк, Дж. Хилфорд, Г. Айзенк), как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях (К. Изард) [40].
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и сопоставления позиций разных авторов, в данной работе в определении понятия развитие эмоционального интеллекта мы разделяем позицию И.Н. Мещеряковой и рассматриваем его как процесс идентификации, рефлексии и регуляции собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие [71].
2. Методологическую основу педагогического процесса развития у младших школьников эмоционального интеллекта составляют личностный и деятельностный подходы реализующиеся следующими принципами:
- принцип деятельности (развитие у детей способности к самостоятельной постановке проблемы, проявлении инициативности в поиске способов ее решения, и самостоятельного приобретения нового знания);
• принцип вариативности (использование вариативных способов подачи учебного материала, развитие способностей к поиску разных вариантов решений и выбору наиболее оптимального из предложенных);
• принцип психологического комфорта (создание психологически комфортной атмосферы: доверительная обстановка, минимизация стрессовых факторов, благоприятный эмоциональный фон).
3 Разработанные педагогические условия развития у младших школьников эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности реализуют содержание выделенных этапов на основе методов, выделенных соответственно каждому этапу. На первом этапе (эмоциональнокогнитивный) стимулируется способность идентифицировать и вербально определять собственное эмоциональное состояние, эмоции других людей, причину их возникновения (словесный метод, метод осознания личностного смысла, метод контрастного сопоставления, метод пластического интонирования, метод размышления). На втором этапе (эмоциональнорегуляторный) развивается способность адекватно оценить эмоциональное состояние, регулировать эмоциональные состояния на основе рефлексии, менять нежелательное эмоциональное состояние на оптимистичное (словесный метод, метод сравнения, метод «уподобления» характеру другого человека, художественному образу, метод создания контекста). На третьем этапе (эмоционально-поведенческий) совершенствуется способность выстраивать удовлетворяющие, позитивные межличностные отношения, проявлять эмпатию (чувствительность) к эмоциям других людей, оказывать содействие в преобразование эмоций других людей (метод побуждения к сопереживанию, метод размышления, метод осознания личностного смысла.
4. Опираясь на психолого-педагогические подходы в определении структуры понятия «эмоциональный интеллект» были выделены следующие показатели и критерии развития данного процесса у младших школьников:
• когнитивный: связан со способностью идентифицировать и вербально определять собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, понять причину их возникновения;
• регуляторный: связан со способностью адекватно оценить эмоциональное состояние, регулировать эмоциональные состояния на основе рефлексии, менять нежелательное эмоциональное состояние на оптимистичное, способствующее достижению успеха;
• поведенческий: связан со способностью выстраивать удовлетворяющие, позитивные межличностные отношения, быть
чувствительным к эмоциям других людей, оказывать содействие в преобразование эмоций других людей.
Для выявления уровня развитости эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста нами были взяты за основу и адаптированы к теме нашего исследования методики: методика по диагностике эмоционального интеллекта М.А. Манойловой, «Определение эмоциональности» В.В. Суворова, «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин.
Итоговые результаты опытно-поисковой работы позволяют сделать вывод об эффективности разработанных нами педагогических условий по реализации выделенных этапов развития у младших школьников эмоционального интеллекта во внеурочной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022





