ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
1.1. Понятие о рефлексии в научных исследованиях 13
1.2. Учебная рефлексия как компонент учебной деятельности детей младшего
школьного возраста 23
1.3. Содержание технологии формирования учебной рефлексии младших
школьников 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 50
2.1. Изучение особенностей развития рефлексии младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 50
2.2 Реализация технологии формирования учебной рефлексии младших школьников в образовательном процессе 60
2.3. Анализ результатов апробации технологии формирования учебной
рефлексии младших школьников 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 1
Актуальность темы исследования определяется необходимостью ориентации на психическое и личностное развитие ребенка в условиях модернизации современной системы образования. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования указывается, что образовательная программа должна обеспечить формирование у младших школьников учения учиться. Достижение данной цели строится на методологии системно-деятельностного подхода, согласно которой младший школьник овладевает знаниями и умениями в форме ведущей для него учебной деятельности, являясь ее субъектом [24].
В рамках данного подхода к построению образовательной программы развитие младшего школьника характеризуется проявлением у него психических новообразований, которые определяют его самостоятельность, инициативность в учебной деятельности. В состав новообразований младшего школьного возраста, сформированных в недрах учебной деятельности, входит учебная рефлексия, которая предопределяет успешность познания и учения на протяжении всего жизненного цикла .
Рефлексию обычно понимают, как важнейшую характеристику сознания, вид самопознания, и ее изучение и динамика развития представляет большой интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов развития ребенка как личности и субъекта деятельности.
Основы изучения рефлексии как компонента сознания детей и условий ее развития были заложены в 1920-1930 гг. в трудах Л.С. Выготского,
A. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и учение о рефлексии детей младшего школьного возраста складывается по сей день.
Согласно работам Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.З. Вульфова,
B. В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. учебная рефлексия формируется именно в младшем школьном возрасте и позволяет младшему школьнику не только отслеживать процесс и результат своей работы, но и корректировать пути и способы решения задач в дальнейшем, а также изменять собственную мотивацию к познанию.
Задача учителя начальных классов в плане развития у младших школьников учебной рефлексии состоит в необходимости научить обучающихся осознавать потребность в учебной деятельности, определять ее цель; уметь соотносить свой результат с поставленной целью; осознавать границы собственного знания и незнания.
Учебная рефлексия как процесс многогранный формируется у школьника гораздо раньше, чем субъектная идентификация, помогая отстраниться и провести глубокий самоанализ, а также с ее помощью школьником осуществляется осознание ценности мнений и действий других участников социума в сравнении с собственным опытом. С опорой на рефлексию субъекты учебной деятельности, переключаясь на меняющиеся условия, цели и задачи образовательной деятельности, управляют собственной активностью в соответствии с принятыми ценностями общества.
Несмотря на то, что в целом доказана возможность развития в учебной рефлексии у младших школьников как центрального психологического новообразования младшего школьного возраста, в настоящее время имеются единичные методические разработки по ее формированию в рамках образовательных программ реализуемых учителем начальных классов, что выступает затруднительным фактором достижения задач формирования успешной учебной деятельности младших школьников.
Анализ работ И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, А.В. Карпова показал, что сформированная у младшего школьника рефлексия несет в себе важнейшие функции повышения эффективности учебного процесса, является условием продуктивного общения педагога и обучающегося, обеспечивает формирование в сознании участников образовательного процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия, определение направленности и целевых установок деятельности совместной деятельности.
Анализ методической и психолого-педагогической литературы таких авторов, как Л.В. Вершинина, А.Б. Воронцова, В.В. Давыдова, Е.И. Казакова, В.И. Слободчикова, и др., убедительно доказывает, что одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств, разработка технологии развития учебной рефлексии младших школьников.
Актуальность данного исследования позволила обозначить следующие противоречия:
• между высокой степенью концентрации теоретического знания о рефлексии в целом и недостаточной теоретической изученностью феномена учебной рефлексии и ее становления у младших школьников в учебной деятельности;
• между существующими классическими подходами к организации образовательного процесса на уровне начального общего образования и изменившимися задачами образования, предполагающими поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих формирование у младших школьников умения учиться, в том числе путем формирования у них учебной рефлексии;
• между объективными требованиями к уровню научно-методической
оснащенности образовательных программ в части формирования учебной деятельности и недостаточным методическим обеспечением
образовательных программ для формирования учебной рефлексии как компонента учебной деятельности...
На этапе развития современного образования одной из важных проблем в связи с целями начального общего образования является развитие учебной рефлексии у младших школьников. Формирование умения учиться - важнейшая задача, обозначенная в ФГОС НОО.
Залогом успешного обучения является умение ребенка адекватно оценивать свои достижения и возможности, проводить анализ своей деятельности относительно собственного совершенствования. Учебная рефлексия - важный механизм, который помогает достигнуть этих целей. Учебная рефлексия представляет собой способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый порядок.
В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы.
Первая задача заключалась в том, чтобы выявить сущность понятия рефлексия. В психологии и педагогике рефлексия понимается, как индивидуальная способность устанавливать границы собственных знаний, возможностей о том, что человек знает, умеет и чего не знает, не умеет.
Наличие развитой у человека рефлексии позволяет ему:
• сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление;
• оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
• находить ответы задач, которые без ее применения решениям не поддаются.
Вторая задача исследования заключалась в том, чтобы уточнить содержание понятия педагогическая технология в соответствие со спецификой развития учебной рефлексии у детей младшего школьного возраста. Педагогическая технология - проект учебно-воспитательного процесса, который предусматривает последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, и гарантирует достижение поставленных целей. Этот проект ориентирован на создание особого педагогического взаимодействие учителя и ученика, которое учитывает индивидуальные особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Концепции развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Ю. Эльконина ориентированы на всестороннее развитие ребенка и становление его рефлексии в процессе учебной деятельности. Теорию этих авторов по созданию модели учебной деятельности как формы развития младших школьников в дальнейшем развила Г.А. Цукерман.
Между тем, учебная рефлексия на современном этапе образовательного процесса развивается недостаточно, но большинство исследователей считают, что она должна стать неотъемлемой частью учебной деятельности младших школьников.
Третья задача заключалась в том, чтобы подобрать методики диагностики учебной рефлексии и с их применением выявить особенности учебной рефлексии у обучающихся четвертого класса. В процессе работы было выделено три уровня сформированности учебной рефлексии у младших школьников: высокий, средний, низкий. Для определения уровня развития учебной рефлексии у младших школьников были отобраны диагностические методики, позволяющие комплексно оценить особенности становления учебной рефлексии у обучающихся четвертого класса.
1) Методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха.
2) Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик».
3) Методика «Педсовет» Г.А. Цукерман.
По результатам проведенного исследования был зафиксирован в основном средний и низкий уровень развития учебной рефлексии обучающихся четвертого класса.
Четвертая задача заключалась в том, чтобы выявить и обосновать критерии, характеризующие развитие учебной рефлексии у детей младшего школьного возраста. Опираясь на теоретический материал В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, мы выявили уровни развития учебной рефлексии, систематизировав их по критериям:
1) атрибуция «везения», «способности», «объективной сложности». «приложенных усилий»,
2) уровень адекватного понимания характеристик, к которым нужно стремиться для успешного осуществления учебной деятельности,
3) умение давать объективную оценку чужой работе в соответствии с заданными критериями,
4) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного.
Пятая задача была сформулирована следующим образом - на основе теоретического анализа разработать и апробировать на практике педагогическую технологию, способствующую формированию учебной рефлексии у младших школьников.
В рамках исследования, целью которого было сформировать учебную рефлексию младших школьников, обучающиеся 4 «А» класса МАОУ Гимназии №116 г. Екатеринбурга в течение полугода посещали занятия курса по выбору «Юный мыслитель», организованном в учебное время. Автором была составлена программа факультатива, цель которой - развитие учебной рефлексии младших школьников в процессе учебной деятельности.
Шестая задача заключалась в проведении оценки результативности проведенной работы.
После полугода реализации курса по выбору «Юный мыслитель» было проведено контрольное исследование сформированности учебной рефлексии младших школьников. По результатам проведенного исследования была получена положительная динамика уровня сформированности учебной рефлексии.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
1) Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 2013 —С. 288.
2) Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Отв. ред. А. В. Брушлинский, В.А. Кольцова; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. — М. : Наука, 2001.
3) Анисимов, О.С. Рефлексия и методология. М.: [Б.и.], 2007.
4) Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2010 - С.367.
5) Бархаев, Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии, 1998 .-№1. — С.69-80.
6) Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст] / В.А.Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - С. 310.
7) Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности [Текст] / В.А.Беликов. - Челябинск: Факел, 2015. - 141с.
8) Берцефаи, Л.Ф., Романенко В. Г. Исследования особенностей рефлексивного контроля //Новые исследования в психологии. — М.,1981. — №2. — С.34-47.
9) Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995. — С.336
10) Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] /
А.В.Брушлинский. - М.: РАН; Институт психологи. -2014. - С.108 .
11) Бурлачук, А.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике [Текст] / А. Ф. Бурлачук. - Киев, 2012. - С.528.
12) Вартофский,М.Н. Модели репрезентации и научное понимание. — М: Прогресс, 1988. — С.506.
13) Вербицкий, А.М. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. — М.: Знание, 1987. —С.110.
14) Войтик, И.М. Оценка и развитие рефлексивного мышления: Учеб. пособ. Новосибирск: СибАГС, 2011 - С. 144.
15) Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст]: Монография / С.Г. Ворощиков, Е.В. Орлова - М.: МПГУ, 2012. - С.210...