Введение 3
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности организации 5
1.1 Основы и содержание маркетинговой деятельности предприятия 5
1.2 Виды и методы разработки маркетинговой деятельности в организации.12
1.3 Рекламная деятельность организации, как важный элемент маркетинга..23
2 Оценка организации маркетинговой деятельности ООО Компании «БиГ».31
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «БиГ» 31
2.2 Оценка потребительского рынка города Барнаула 36
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ООО Компании «БиГ» 44
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности ООО «БиГ» 61
3.1 Рекомендации по созданию комплекса маркетинговых мероприятий на ООО «БиГ» 61
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения
В настоящее время предприятия, как показывает опыт многих стран, не могут функционировать без эффективного маркетинга, поэтому проблема проведения основных маркетинговых исследований в современных условиях экономического развития приобретает все большую значимость. Профессиональный подход к организации маркетинговой деятельности способствует повышению эффективности производства, росту продаж товаров, расширению рынков сбыта и повышению конкурентоспособности организации.
Развитие маркетинговой деятельности крупными компаниями позволяет создавать более устойчивые конкурентные преимущества на рынках потребительских товаров, особенно при выходе на новые рынки сбыта. Вопросы организации и совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии являются в настоящее время приоритетными для предприятий- производителей не только при разработке сбытовой политики, но и при формировании общей долгосрочной стратегии и тактики рыночных действий, направленных на максимально возможное повышение конкурентоспособности реализуемой продукции.
Таким образом, актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что высокий уровень конкуренции приводит к тому, что предприятия должны постоянно работать над совершенствованием торгово-технологического процесса и развития различных видов сбыта на своем предприятии, анализу поставщиков и потребителей. Организация эффективной маркетинговой деятельности одна из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия и увеличения его дохода.
Объект исследования - маркетинговая деятельность ООО «БиГ».
Предметом исследования является организация и совершенствование маркетинговой деятельности компании ООО «БиГ».
Целью написания выпускной квалификационной работы является оценка организации маркетинговой деятельности и разработка комплекса мероприятий по совершенствованию маркетинга в ООО «БиГ».
В соответствии с целью исследования в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности организации;
- провести оценку потребительского рынка города Барнаула;
- провести анализ маркетинговой деятельности ООО «БиГ»;
- разработать комплекс мероприятий по организации маркетинговой деятельности ООО «БиГ» и оценить ее эффективность.
Теоретической и методологической основой работы послужили результаты научных исследований отечественных и зарубежных экономистов, маркетологов и менеджеров. Среди них: Ф. Котлер, М. Портер, Г.Форд, Е.П. Голубков, К. Маккормик, Б.А. Соловьев, П. Друкер, Д. Траут, Д. Маккарти, М.Т. Коупленд, Н.Д. Кондратьев, Д. Макгрегор и другие.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе представлено определение маркетинговой деятельности, её этапы, виды и методы разработки в организации. Во второй - проводится оценка потребительского рынка и анализ маркетинговой деятельности ООО «БиГ». В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности и проводится оценка эффективности маркетинговой деятельности ООО «БиГ».
Практической значимостью выпускной квалификационной работы является оценка организации маркетинговой деятельности в ООО «БиГ». Кроме того, разработаны основные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности в ООО «БиГ». Информационной базой исследования являются материалы специализированных периодических изданий, учебных пособий и электронной сети «Интернет».
Маркетинговая деятельность является главным инструментом предприятия, который направлен на изучение, установление, поддержку и развитие взаимодействия между мебельным магазином и покупателями, поставщиками и конкурентами.
В условиях конкуренции организации должны постоянно работать над совершенствованием торгово-технологического процесса и развития различных видов сбыта на своем предприятии, анализу поставщиков и потребителей. Организация эффективной маркетинговой деятельности одна из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия и увеличения его дохода.
Компания ООО «БиГ» - мебельный магазин, который изготавливает, реализует и устанавливает мебель высокого качества и по доступным ценам. Главными преимуществами развития компании являются расширение производства, использование современного высокотехнологичного оборудования позволяет обеспечить стабильные складские запасы и поддерживать неизменно низкие цены на протяжении нескольких лет. Выпускаемая мебель является красивой, современной, удобной и качественной.
Анализа финансово - хозяйственной деятельности ООО «БиГ» показал, что увеличилась прибыль компании за 2016 год, по сравнению с 2015 годом, прибыль от продаж увеличилась на 2293 тыс. рублей. А рентабельность продаж в 2016 году, по сравнению с 2015 годом увеличилась на 5%, что положительно влияет на развитие организации и повышение конкурентоспособности.
Структуру и динамику финансового состояния торгового предприятия рассмотреть очень сложно, так как компания ООО «БиГ» работает только несколько лет на мебельном рынке города Барнаула. Объем продаж увеличился на 2555 тысяч рублей. Отметим, что в апреле 2016 года увеличились торговые площади мебельных салонов компании ООО «БиГ». В связи с этим объем продаж значительно увеличился за этот год.
По проведенному анализу маркетинговой деятельности в ООО «БиГ» можно сделать вывод, что в мебельной компании не проводятся целенаправленные маркетинговые исследования, не составляются прогнозы сбыта на долгосрочную перспективу. В результате у организации нет целостной картины о состоянии рынка, не отслеживается его динамика, нет видения позитивных и негативных явлений, что способствовало бы адекватной реакции на них со стороны предприятия-изготовителя.
Проведенное анкетирование помогло выявить целевую аудиторию мебельного магазина ООО «Биг», в основном это люди от 35 до 45 лет, с уровнем дохода от 15000 рублей в месяц. Также по результатам опроса стало ясно, насколько известен, данный магазин на рынке мебели Алтайского края и города Барнаул и с помощью, каких способов рекламы будет эффективнее результат рекламных мероприятий для повышения узнаваемости мебельной фабрики.
В ООО Компании «БиГ» выявлена необходимость проведения рекламных мероприятий, которая поможет повысить узнаваемость фирмы, увеличить покупателей, повысить конкурентоспособность организации и расширить рынки сбыта мебельной продукции. Так как ООО «БиГ» на мебельном рынке города Барнаула и Алтайского края не так давно и о данной мебельной фабрике знают не многие.
Для увеличения объемов продаж, повышения конкурентоспособности и узнаваемости компании ООО «БиГ» предложим три группы мероприятий:
1 Проведение рекламной деятельности;
2 Организация продажи сопутствующих товаров;
3 Расширение дополнительных услуг, предлагаемых магазином.
На основании выбранных способов распространения был проведен расчет стоимости рекламной кампании на год, который составляет 354430 рублей. Сравнительная таблица до и после проведения рекламных мероприятий показывает, что прибыль после проведения рекламной кампании возрастет примерно на 20%. Рентабельность рекламной кампании составит 23%. Полноценно оценить эффективность организованного рекламного менеджмента не представляется возможным, так как он не был запущен.
Комплекс предложенных мероприятий по организации рекламной деятельности ООО «БиГ» был подобран индивидуально, с целью получения максимальной прибыли при минимальных затратах и повышении конкурентоспособности ООО «БиГ». Эффективность от определенного вида рекламы можно оценивать периодически, после каждого ее выхода. Оценивать, насколько эффективна та или иная реклама (акция), чтобы в дальнейшем ее применять.
Одним из предложений для мебельного магазина ООО «БиГ» будет участие в крупных выставках, таких как «Строительство. Благоустройство. Интерьер», «Строительная индустрия» и многих других. Стоимость участия в крупных проектах бюджетная. Но просчитать экономическую эффективность от данных маркетинговых мероприятий нет возможности, так как сложно определить, сколько людей посетят выставки и потом обратятся за покупкой мебели в магазин ООО «БиГ».
Программа предложенных мероприятий по организации рекламного менеджмента мебельного магазина ООО «БиГ» будет успешной, если осуществить все поставленные перед организацией задачи.
1. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 03.02.2015г. № 5-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232; Российская газета. - 2015. - № 24.
2. Акулич, И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. - 2¬е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2016. - 236 с.
3. Алексунин, В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В. А. Алексунин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 216 с.
4. Андрюшенко, А. Отслеживаем звонки из социальных сетей - оцениваем эффективность рекламной кампании / А. Андрюшенко // Рекламодатель: теория и практика, 2014. - № 3. - С. 36-43.
5. Аникеев, С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев. - М.: Фолиум, 2014. - 131 с.
6. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Г.Л. Багиев. - СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2013. - 240 с.
7. Большов, А. А. Медиапланирование и медиапрогнозирование интернет-рекламы / А. А. Большов, А. А. Давыдов // Реклама. Теория и практика. -2014. - № 1. - С. 36-40.
8. Брагина, Е. Л. Маркетинговые исследования как основа планирования рекламных кампаний для малых торговых предприятий / Е. Л. Брагина // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2013. - № 6. - С. 454-459.
9. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху / А. Вайсман пер. с нем. - М.: АО “Интерэксперт”, Экономика, 2013. - 344 с.
10. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - М.: ИНФРА-М, 2013. -274 с.
11. Ващенко, А. Эффективно ли ваше продвижение? / А. Ващенко // Рекламодатель: теория и практика, 2013. - № 6. - С. 80-83.
12. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2012.- с. 223
13. Голубков, Е.П. Маркетинг. Учебное пособие / Е.П. Голубков - М.: Изд. дом "Дриада", 2016. - 262 с.
14. Гольдштейн, Г.Я. Маркетинг: учеб. пособие / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев. - Таганрог: ТРТУ, 2013. - 107 с.
15. Генри, А. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов / А. Генри - М.: ИНФРА-М, 2015. - 273 с.
16. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2015. - 692 с.
17. Денисова, И.Н. Розничная торговля непродовольственными товарами: учебник / И.Н. Денисова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 223 с.
18. Доброштан, О. В. Особенности проведения маркетинговых кампаний, направленных на продвижение брендов в регионах / О. В. Доброштан // Бренд-менеджмент, 2016. - № 3. - С. 178-185.
19. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. - М.: ИНФРА, 2013.- 258с.
20. Ежов, К.Ю. Рекламная кампания для рекламного агентства: как продвинуть себя и не забыть о клиентах/ К.Ю. Ежов.- Маркетинговые коммуникации, 2013. - № 2. - С. 76-84.
21. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов - М.: ЮНИТИ, 2013. -387 с.
22. Как привлечь покупателя мебели? // Рекламодатель: теория и практика, 2013. - № 2. - С. 50-52.
23. Капустина, Н.Е. Теория и практика маркетинга в США / Н.Е. Капустина - М.: Дело, 2015. - 277 с.
24. Колотилов, Е. Реклама и стимулирование сбыта / [на вопросы отвечал] Е. Колотилов // Рекламодатель: теория и практика, 2014. - № 6. - С. 9¬13.
25. Котлер, Ф. Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль / Ф. Котлер - М.: ИНФРА-М, 2012. - 434 с.
26. Кузнецов, И. Н. Управление продажами: учебно-практическое пособие: [студентам, изучающим дисциплины «Менеджмент», «Управление персоналом», «Поведение потребителей»] / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2013. - 492 с.
27. Курбанова, А. Организация и проведение рекламной кампании деловых мероприятий / А. Курбанова // Рекламодатель: теория и практика,
2013.- № 11. - С. 34-38.
28. Лазурко, Н.В. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Н.В. Лазурко - М.: Владос, 2012. - 272 с.
29. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков и [др]. - М.: Экономика, 2013. - 372 с.
30. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2013. - 655 с
31. Моисеева, Т. Г. Мебельное производство: как спланировать? / Т. Г. Моисеева // Справочник экономиста, 2013. - № 9. - С. 41-54.
32. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //elibrary.ru//.- Загл. с экрана.
33. Никитина С.Ю. Мебельный рынок России/ С.Ю. Никитина.- Дизайн и производство мебели, 2013. -№1. -С. 2-4.
34. Николаева, П.Г. Методические подходы к разработке и реализации стратегии развития в розничной торговле / П.Г. Николаева.- Маркетинг в России и за рубежом, 2014.- № 3. -С. 100-106.
35. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко - М.: Финансы и статистика, 2016. - 327 с.
36. ООО Компания «БиГ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: мебельбиг.рф . - Загл. с экрана.
37. Основы теории коммуникации: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2013. - 351 с.
38. Памбухчиянц, Ольга Валерьевна. Технология розничной торговли: учебник / О. В. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°,2014.- 287 с.
39. Петелин, В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности: учебник / В. Г. Петелин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 448 с.
40. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.Н. Пешкова - М.: Ось-89, 2014. - 368 с.
41. Полякова, Н. Когда хороший товар портит плохая реклама / Н. Полякова // Рекламодатель: теория и практика, 2013. - № 6. - С. 59-63.
42. Птуха, А. Бренды на российском рынке мягкой мебели / А. Птуха, Т. Мерзлякова // Рекламодатель: теория и практика, 2013. - № 10. - С. 75-78.
43. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом, 2015. - № 2. - С.114-120
44. Синяева, И. М. Маркетинг услуг: учебник/ И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - М. : Дашков и К°, 2015. - 252 с.
45. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева [и др.]. -М.: ИНФРА-М, 2014.- 512 с.
46. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 381 с.
47. Третьякова, О. В. Планирование рекламной кампании на основе общей коммуникационной стратегии организации / О. В. Третьякова // Маркетинговые коммуникации, 2015. - № 3. - С. 158-166.
48. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2013. - 260 с.
49. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий - М.: ИНФРА-М, 2016. - 436 с.
50. Челенков, А. П. Средства и инструменты персональных маркетинговых коммуникаций / А. П. Челенков, А. Г. Азоев // Маркетинг, 2014. - № 4. - С. 106-124.
51. Шматов, Г. А. Реклама и медиапланирование / Г. А. Шматов// Маркетинг в России и за рубежом, 2014. - № 4. - С. 32-41.