Введение 3
I Этапы развития и принципы макетирования книги с применением компьютерной графики 8
1.1. Историография и развитие книгопечатания 8
1.2. Художественная структура книги и понятие издательского дела 13
1.3 Методическая система образования по дисциплине «Компьютерная графика» на примере верстки и макетирования книги 25
II. Разработка дизайн-проекта макета книги на стихи
Костюкова А.А. «Любовь опять зовем...» 32
2.1. Сравнительный анализ аналогов сборников-стихов 32
2.2. Истоки творчества Костюкова Алексея Анатольевича 34
2.3. Основные этапы разработки дизайн - проекта книги 35
- процесс макетирования книги
- разработка иллюстраций, обложки
- графические элементы, цвет и шрифт
Заключение 41
Словарь специальной терминологии 43
Библиографический список 44
Приложение
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, человек все чаще обращается к современным технологиям. Но для того чтобы грамотно их использовать, необходимо освоить знания в профессиональной сфере графического дизайна, это одно из направлений которое стремительно развивается в современном обществе, и является ярким представителем компьютерных технологиях. В условиях быстрой смены технологий, в том числе педагогических, необходимо пройти обучение, при котором каждое новое понятие перестраивают структуру прошлого опыта, чтобы обучающийся смог сориентироваться и использовать полученные профессиональные знания в будущем. Обучающий, должен овладеть теми знаниями, навыками и умениями, с помощью которых на практике сможет достичь поставленной цели. Для этого сейчас существуют множество курсов, также существуют факультеты в университетах, где обучают специалистов данного направления. Издательское дело одно из узких направлений в компьютерном дизайне, которое по сей день привлекает к себе внимание. В настоящее время происходит открытие новой эпохи книжного искусства. Несмотря на то, что сейчас большинство информации находятся электроном виде, однако издание учебной книги осталось по- прежнему востребованным, и приобрело особое значение в связи с национальной программой образования, что доказывает свою актуальность в наше время. В условиях технического прогресса данную работу выполняют с помощью компьютерных технологий, что позволяет увеличить скорость и качество выполняемой работы. Вследствие постоянного обновления технической и программной базы новых информационных технологий, применение компьютера при изучении той или иной области знаний требует постоянного обновления знаний.
Степень изученности. В области художественно-технического оформления книг занимались такие известные ученые, как Большаков М.В., Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г..Буров К.М., Водчиц С.С., Герчук Ю.Я., Гуссман Г.О книге.-Пер.с нем., Гончарова Н.А., Добкин C.O., Кисин Б.М. и др.
Теоретический материал, послуживший основой для составления совокупности требований, правил, необходимых при работе над созданием дизайн-проекта макета книги, содержится в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов. Особое внимание необходимо обратить на следующие отечественные издания:
Учебное пособие Г.В. Беды «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» . В данном пособии излагаются важные теоретические и методологические вопросы изобразительной грамоты, в частности раздел «Теория живописной грамоты», где рассматриваются главные качества полноценного живописного изображения, предлагаются практические советы по смешению красок, основные требования к подготовительному рисунку под живопись. Раздел «Практические упражнения в живописи с натуры» знакомит с различными техническими приёмами акварельными живописи, а также письма маслом, так необходимой при работе над композицией в иллюстрациях.
Основополагающее значение в области теории изобразительного искусства имеют труды выдающегося деятеля отечественного искусства советского периода Н.Н. Волкова. Он оставил богатое художественное наследие, главным образом в области акварели. Книга Н.Н. Волкова «Цвет живописи» (1965), в которой автор опирается на данные цветоведения и учитывает опыт художников разных школ, посвящена прежде всего художественному значению цвета, его роли в построении живописного образа картины. Автор обобщает и систематизирует закономерности восприятия и художественного применения цвета в картине. Содержание книги устремлено к практике, к повышению культуры цвета в картине, к достижению художественного совершенства живописи. В ней найдутся ответы на вопросы о причинах разнообразия и единства красок природы, колорите в живописи, можно познакомиться с научной терминологией в области цвета.
Учебное пособие П.П. Ревякина «Техника акварельной живописи» содержит основы полноценного живописного изображения в технике акварельной живописи. Книга состоит из двух частей. Первая её часть посвящена теоретическим основам акварельной живописи. В ней описываются закономерности, по которым возникает колорит видимого мира. Во второй части рассматриваются свойства применяемых в акварели, материалов и технические приёмы, при помощи которых передаётся живописное состояние предметов. Несмотря на то, что книга написана в середине прошлого столетия, она шесть раз переиздавалась, так как содержание её не утратило своей актуальности до наших дней и весьма полезно студентам и в XXI веке.
Для создания иллюстраций какого-либо литературного произведения необходимы знания в технике живописи различными художественными материалами. Для этого требуется много труда и времени. В этом поможет пособие известного художника - преподавателя Миланской академии художеств Г.Б. Никодеми «Техника живописи». Книга содержит сведения о красках, материалах, применяемых в живописи, а также в ней представлен богатый практический материал по различной технике живописи: темпера, акварель, пастель. В данной работе обзор старинных и современных материалов и инструментов будет непременно интересен как профессионалам, так и начинающим художникам - дизайнерам.
Один из авторов, Шицгал А.Г., который в своей книге «Русский типографский шрифт» поставил перед собой задачу - восполнить в некоторой мере пробел, имеющийся в нашей литературе по общей теории шрифта, его построению и рисованию. При написании учитывалась программа курса ''Шрифт и орнамент'', преподаваемого на факультете художественного оформления печатной продукции Московского полиграфического института.
Авторы считают нужным подчеркнуть, что рекомендации по построению шрифта и шрифтовых комбинаций, содержащиеся в настоящей книге, должны рассматриваться лишь в качестве отправных данных для самостоятельной творческой разработки вопросов книжного оформления.
Так же автор Козлова М.М. в своем учебном пособии «Издательское дело и редактирование» раскрывает основные понятия в издательском деле. В этом учебном пособии собраны наиболее важные сведения о редакционной подготовке литературно-художественных изданий. Редактор должен продумывать и практически осуществлять заблаговременные действия, стимулирующие спрос читателей на книгу. Все элементы, из которых состоит книга, должны композиционно и эстетично составлять единое целое. Отдельно рассматриваются общие принципы работы редактора с рукописями художественных произведений различных жанров: романа, повести, рассказа, драматических произведений, а также иллюстрирования художественной литературы.
Книга Раменского В.Д. «Основы шрифтового графики» содержит неоценимые сведения по технике исполнения шрифтов.
Объект исследования: педагогический процесс обучения студентов навыков работы в различных графических редакторах.
Предмет исследования: Методическая система обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика», принципы и приемы художественно-технического оформления книги.
Цель дипломной работы: Разработать дизайн книги на стихи Костюкова А.А. «Любовь опять зовём...»
Задачи дипломной работы:
1. Изучить специальную и научную литературу
2. Рассмотреть основные понятия издательского дела и процесс макетирования
3. Определить и разработать методическую систему обучения студентов
4. Выявить художественную структуру книги
5. Провести анализ аналогов сборников-стихов известных авторов на Алтае
6. Разработать дизайн-проект «Сборника стихов Костюкова А.А.»
Хронологические рамки - 2005 - 2017 гг.
Территориальные рамки - Россия, Алтайский край
Методологическая база и методы исследования. Методологической основой служили труды ведущих исследователей художественной жизни и проблем графического дизайна второй половины ХХ - начала XXI вв. как российского, так и регионального значения. Среди них главное место занимают труды В.А Раменского, Б.Н. Лупачева, А.Г. Шицгал, Козловой М.М. и др.
Объем и структура работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами, составлена из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Обложка книги - лицо издания. Ведь знакомство читателя с книгой начинается именно с рассматривания его "физиономии", с разглядывания обложки. Характер её оформления - сделана ли она со вкусом и каждой деталью выражает суть издания или же представляет собой хаотичное столпотворение букв и картинок - оказывается очень важным. Впрочем, и "шумная", беспорядочная на первый взгляд обложка тоже по-своему выражает суть издания. На мой взгляд, очень интересно, что обложка стала не только отражением самого журнала, но и отражением духа времени, а также всего мира.
В результате анализа специальной и научной литературы была предпринята попытка исследовать историю создания книги. Особо значение для работы над курсовым проектом оказали труды Козлова М.М., Сикорского В.Ф., Герчука Ю.Я..
В данной работе изучена история создания книги, определено, что настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн, создавший в пятнадцатом столетии отработанную технологию, и первой отпечатанной книгой была - Библия. В основном были востребованы рукописные книги, но они были дорогими и занимали много времени на изготовлении. Поэтому в развитии издательского дела появлялись новые технологии, которые облегчали процесс. Но книга не потеряла свою актуальность, а наоборот стала более доступной для читателей.
Также подробно описан процесс оформления печатной продукции, с помощью компьютерных технологий. Проведена аналогия с оформлением книги в период до появления компьютерных технологий., где прослеживается, что появление компьютерных технологий в деле производства печатной продукции, ускорило и облегчило довольно сложную процедуру издания какой - либо печатной продукции.
Изучив структуру книги, можно выделить три основных этапа: макетирование книги, подготовка иллюстраций, подготовка обложки. Каждая структура имеет основы, которых пытались придерживаться, чтобы получить ожидаемый результат. Предпринятая попытка создания дизайн-проекта книги «Сборник стихотворений Костюкова А.А.» была первым опытом автора данной работы.