Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности

Работа №92969

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 1 6
1.3. Художественная деятельность как средство развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста в художественной деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76

Современная образовательная парадигма на первый план выдвигает развитие творческой и неординарной личности, способной найти выход из нестандартных ситуаций и быть гибкой в отношении сложных жизненных ситуаций. Творчески мыслящий человек способен наиболее эффективно организовать свою деятельность, увидеть творческое, оригинальное решение сложной проблемы. Одним из значимых компонентов творческой деятельности человека, его поведения в целом является творческое воображение.
Значимость развития творческого воображения закреплена в ФГОС ДО, где отмечается, что важной задачей дошкольных образовательных учреждений является «развитие творческих способностей детей, художественно-творческой компетентности детей» [44, с. 5]. Вследствие этого перед ДОО ставится задача по созданию условий для полноценного развития творческого воображения.
Важность развития творческого воображения особенно актуальна в первые годы жизни ребёнка, когда основные психические процессы находятся в стадии активного развития. Дошкольный период жизни ребёнка является не только одним из наиболее благоприятных в развитии творческого воображения, но также и периодом высокой чувствительности ребенка к внешнему миру. Дошкольник любознателен, воспринимает всё многообразие человеческого мира, открывает уникальность предметов, окружающих его. Необходимо максимально использовать данные предпосылки для успешного развития творческого воображения в период дошкольного детства. Упущенная возможность в будущем может обернуться невосполнимыми потерями в развитии творческого воображения, творческой активности ребенка.
Проблемой развития творческого воображения занимались ведущие психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Г.Г. Григорьева, Б.Г. Ананьев, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина, И.В. Львов, А.А. Рыбникова, К.М. Лепилов, Ф.И. Шмидт, Л.А. Венгер, Ю.К. Бабанский, Т. Рибо, В.К. Дьяченко и др.
Большой потенциал в развитии творческого воображения содержит художественная деятельность. Предоставляя ребенку большое поле для творчества и самовыражения в искусстве, художественная деятельность развивает фантазию ребенка, эмоциональную отзывчивость, реализует его замыслы. Однако потенциал художественной деятельности в развитии творческого воображения используется не в полной мере. Отчасти это объясняется недостаточной разработанностью содержания занятий для развития творческого воображения на основе художественной деятельности.
Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью развития творческого воображения как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработкой содержания занятий на основе художественной деятельности для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности в условиях ДОО.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности и определить возможности художественной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе проектировочной работы.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественной деятельностью.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий по художественной деятельности, как один из видов продуктивной деятельности, способствующий развитию творческого воображения детей, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Теремок». В проектировочной работе приняли участие 18 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 45 наименований изданий, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приоритеты современной образовательной системы на первый план ставят развитие творческой и неординарной личности, способной найти выход из нестандартных ситуаций и быть гибкой в отношении сложных жизненных ситуаций. Проведенное исследование подтвердило актуальность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что творческое воображение — это способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства (А.А. Мелик-Пашаев)
На основе данного определения были выделены показатели развития творческого воображения у детей старшего школьного возраста в художественной деятельности:
• художественно-эстетический опыт;
• эмоциональная отзывчивость;
• оригинальность;
• вариативность.
Для выявления уровня развитости творческого воображения нами были выбраны следующие диагностические задания: «Творческое рассказывание» (Дж. Родари), О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», Диагностическое задание по методике М. Карне на выявление уровня развития вариативности (гибкости).
В результате проведения диагностических заданий были получены следующие результаты: в группе преобладает средний уровень развития творческого воображения. На данном уровне развития находится 13 детей, что составляет примерно 72% от общего числа, на высоком уровне находится
3 ребенка - это 17% от общего числа, и на низком - 2 ребенка, что составляет 11%.
На основе результатов был разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, а также выделены методы для развития выделенных показателей творческого воображения
Для развития показателя «художественно-эстетический опыт» использовались методы: создания художественного контекста
(Л.В. Горюнова) и метод сравнения.
Для развития показателя «эмоциональная отзывчивость» использовались методы: контрастного сопоставления и метод уподобления художественному образу (О.П. Радынова); метод создания композиций (Л.В. Горюнова); метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова); проблемный метод; метод сопереживания (Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик- Пашаев).
Для развития показателя «оригинальность» и «вариативность (гибкость)» использовались такие методы, как: метод моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр), метод сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева), метод создания композиций (Л.В. Горюнова), а также проблемные вопросы и ситуации, работа с различными материалами.
Мы предполагаем, что разработанный комплекс будет эффективен для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.


1. Алексеева О.В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности // Вестник Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого. - 2014. - №79. - С. 8-11.
2. Алексеева О.В. Художественное развитие младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. №74. Т.2. С.4­6.
3. Бадыкова А.И., Блинова Е.Н., Шагивалеева Г.Р. Изучение
творческого воображения детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности // Современные наукоемкие технологии. -
2013. - №7-2. - С. 194.
4. Вальдес Одриосола М. С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии. - Москва: 2009.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991. - 93 с.
6. Гердт, Н. И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.30-34.
7. Давыдова, И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 4. - С.52-55.
8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 386 с.: ил.
9. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 464 с.
10. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 34­35.
11. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
12. Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. - Москва: ВЛАДОС, 2014.
13. Заика, Е.В. Учитесь мыслить, играя / Е.В. Заика // Наука и жизнь. - 2013. - № 4. - С. 54-56.
14. Запорожец, А.В. Некоторые психологические моменты детской игры / А.В. Запорожец //Дефектология - 2008. - С.72-79.
15. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 448 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ