ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ 6
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей как
педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
отзывчивости на музыку у младших школьников 11
1.3. Возможности музыкально-дидактических игр в развитии
эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ 22
2.1 Диагностическое исследование начального уровня развития
эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников 22
2.2 Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на
музыку у младших школьников в музыкально-дидактических играх 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
Актуальность исследования. Младший школьный возраст - вершина детства. Именно в этот период начинается целенаправленное воспитание и обучение, развивается мышление, память, наблюдательность, воображение. Одной из важнейших задач всестороннего развития учащегося является развитие эмоциональной отзывчивости.
Особое место в эмоциональном развитии школьников принадлежит музыке, которая активно воздействует на их чувства и переживания. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку помогает развитию таких качеств личности как доброта, отзывчивость, умение сочувствовать другому человеку.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования музыкальное воспитание осуществляется через различные формы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Большими возможностями в развитии у первоклассников эмоциональной отзывчивости на музыку обладает игровая деятельность, представленная в форме музыкально-дидактических игр и драматизаций. Музыкальнодидактические игры эффективны для развития музыкального слуха, чувства ритма, воображения и эмоциональной отзывчивости на музыку. Игра не утомляет младших школьников, делает процесс обучения интересным и увлекательным, активизирует их эмоции и интеллект.
Вместе с тем, в педагогической практике сложилось противоречие между возможностями музыкально-дидактических игр в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
На основе выделенных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических методов и приёмов, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у
младших школьников в музыкально-дидактических играх».
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и проектировании комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста в музыкально-дидактических играх.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста в музыкально-дидактических играх.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку».
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-дидактической игры в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
4. Выявить исходный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников детей в музыкальнодидактических играх.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по музыкальному и эстетическому воспитанию младших школьников;
• эмпирические: опрос, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов диагностики.
Теоретическая основа:
• основные положения теории эмоционального развития в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л. С. Выготский, Н. А. Ежова, И. В. Груздова, В. В. Абраменкова, Д. Н. Узнадзе и др.);
• основные положения теории развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников и др.);
• методические пособия по музыкальному развитию и воспитанию детей младшего школьного возраста (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, О. П. Радынова, Т. С. Шмагина и др.).
Практическая база исследования: муниципальное автономное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69
г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 9-10 лет, обучающихся в 3 «е» классе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников.
В ходе исследования по теме «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в музыкально-дидактических играх» были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку».
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-дидактической игры в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
4. Выявить исходный уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников детей в музыкальнодидактических играх.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей как педагогическая проблема» дано понятие «эмоциональная отзывчивость на музыку» разных авторов. Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность погружаться в ее настроение, способность «вчувствования», «вживания» в музыкальные образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия музыки; способность личности к смысловой рефлексии, конгруэнтному переживанию содержания музыки, центральный, основной признак музыкальности.
В параграфе «Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников» показано, что в младшем школьном возрасте, уже в шесть лет ребенок эмоционально воспринимает музыку. Эмоции, вызванные музыкой, становятся относительно устойчивыми. Физиологической предпосылкой проявления эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку являются особенности строения и функции нервной системы. Музыкальные образы, оказывая эстетическое воздействие на ребенка, в то же время могут вызывать разнообразные переживания, эмоции.
В параграфе «Возможности музыкально-дидактических игр в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников» доказано, что музыкальные игры с использованием музыкальных различного характера и жанров позволяют развивать эмоциональную отзывчивость на музыку у младших школьников.
В ходе практического исследования выделены показатели эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения: проявление эмоциональной отзывчивости на музыку в движениях (мимические реакции, вокализация, жесты, адекватных характеру музыки, согласованность движений с характером и ритмом музыки); проявление эмоциональной отзывчивости на музыку в рисовании (соответствие цветового решения эмоциональному смыслу произведения и характеру звучания; эмоциональность, увлеченность ребенка процессом передачи в рисунке настроения музыкального звучания); проявление эмоциональной
отзывчивости на музыку в суждениях и словесных выражениях (соответствие словесных определений характеру музыки, выразительность речи при характеристики музыкального произведения).
Для диагностики уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у младших школьников мы использовали следующие методики: «Как я вижу, чувствую музыку?» Е. М. Фаткуллиной, «Музыкальная палитра» В. П. Анисимова и тест-игру «Танцы осенних листьев» Н. Г. Куприной.
Диагностическое исследование уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения показало, что большинство детей младшего школьного возраста имеют средний уровень эмоциональной отзывчивости (50 %): учащийся «чувствуют музыку» ситуативно, неточно передают эмоциональный характер музыки. Затрудняются объяснить, почему возникают именно эти, а не другие эмоции; средства музыкального выражения используют с помощью педагога; затрудняются с выбором цвета или линии, неохотно выполняет движения. Вместе с тем, низкий уровень эмоциональной отзывчивости у 5 человек: учащиеся не проявляют личностное отношение в процессе слушания музыки; с помощью педагога анализирует произведение, ошибаются в их значении; затрудняются в определении и подборе слов, цвета и линии, которые передают настроение и переживание, не могут подобрать движения; ограниченное использование музыкальных и эстетических терминов. Установлена необходимость в систематической работе по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
С учетом результатов диагностики было разработано содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников детей в музыкально-дидактических играх, а именно комплекс занятий «Слышу, чувствую музыку!», который включил 10 занятий для детей младшего школьного возраста. Занятия предполагают использование разнообразных музыкальных игр на развитие эмоциональной отзывчивости.
Разработанные игры «Музыкальные эмодзи», «Самосознание через музыку», «Музыкальный театр», «Музыка речи» направлены на обучение детей умению проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку в суждениях и словесных выражениях (соответствие словесных определений характеру музыки, выразительность речи при характеристики музыкального произведения).
Такие игры, как «Изобразительный танец», «Музыкальный театр» способствовали развитию умения проявлять проявление эмоциональной отзывчивости на музыку в движениях (мимические реакции, вокализация, жесты, адекватных характеру музыки, согласованность движений с характером и ритмом музыки).
Игры «Музыка в красках и линиях», «Рисование музыкальной композиции», «Танец листьев» способствовали развитию умения проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку в художественной деятельности (соответствие цветового решения эмоциональному смыслу произведения и характеру звучания; эмоциональность, увлеченность ребенка процессом передачи в рисунке настроения музыкального звучания).
В целом, предложенный комплекс занятий с музыкальными играми способствует развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыкальные произведения.
Цель и задачи достигнуты.
1. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Методика музыкального
образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. - Москва :
Музыка, 2016. - 336 с.
2. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Анисимов. - Москва : ВЛАДОС, 2014. - 128 с.
3. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. Асафьев. - Москва : СМЫСЛ, 2015. - 512 с.
4. Баренбойм, Л. А. Об элементарном музыкальном комплексе / Л. А. Баренбойм. - Москва : Педагогика, 2018. - 134 с.
5. Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова. - Москва : Педагогика, 2012. - С. 241 - 243.
6. Борухзон, Л., Волчек, Л. Азбука музыкальной фантазии / Л. Дорухзон. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 72 с.
7. Веселые уроки музыки в школе и дома / автор-составитель З. Н. Бугаева. - Москва : ООО «Издательство АСТ», 2017. - 383 с.
8. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - Москва : Педагогика, 2017. - 142 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. В. Выготский. - Москва Просвещение, 2013. - 93 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психики. - 2015. - № 6. - С.12-16.
11. Газман, О., Вейсс, Р., Крылова, Н. Новые ценности образования / О. Газман. - Москва : МГУ, 2015. - 64 с.
12. Галич, В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах / В. О. Галич. - Москва : Педагогика, 2016. - 65 с.
13. Джемс, У. Психология / под ред. Л. А. Петровской. - Москва : Педагогика, 2018. - 368 с.
14.Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Н. Зимина. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 304 с.
15. Леонтьев, А. Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А. Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 2015. - 160 с...