ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, как педагогическая проблема ....
1.2. Особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего
школьного возраста
1.3. Потенциал изобразительного искусства в воспитании нравственных
качеств у детей младшего школьного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста 26
2.2. Содержание работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на потенциале изобразительного искусства .. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
Актуальность воспитания нравственных качеств у человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [48]. В Федеральном государственном образовательном стандарте образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно - нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [47, с. 15]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям...» [16, с. 24].
Вопрос о развитии нравственных качеств детей является одной из основных проблем школьной педагогики, так как современное российское общество охвачено кризисом духовных традиционных ценностей, упадком нравственных принципов, снижением общей культуры населения, патриотических чувств подрастающего поколения, потерей своих традиционных нравственных истоков. Всё чаще мы видим различные формы асоциального поведения, всё сильнее понимаем, как общество нуждается в воспитании личности, обладающей духовными, высоконравственными качествами, в таком воспитании, которое ориентировано на традиционные ценности и культуру, в воспитании личности созидающей, а не разрушающей.
Так как сейчас наша страна находится в ситуации обновления социальных отношений, основанном на демократизации общества, его свободы, очень важно, чтобы каждая личность обладала нравственными качествами, при том, что сама личность должна стремиться быть нравственной, чтобы она реализовывала нравственные правила и нормы не по принуждению, а в силу внутреннего стремления к справедливости, добру, благородству в межличностных отношениях. Существует множество средств воспитания нравственных качеств, но мы более подробно остановимся на изобразительной деятельности, которая включает в себя рисование, конструирование, аппликацию и лепку. Именно эта деятельность является наиболее интересной для младшего школьного возраста и позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Анализ существующей практики воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста свидетельствует об отсутствии целостной системы воспитания нравственных качеств на материале изобразительного искусства. По мнению С.Р. Буре результатом нравственного воспитания, является «формирование нравственно цельной личности в единстве её нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [12, с. 190]. На материале изобразительного искусства (наглядные пособия, произведения, анализ произведений) мы видим образное отражение действительности. Изобразительное искусство - одно из самых увлекательных занятий для детей младшего школьного возраста, так как детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности.
Вопрос о воспитании нравственных качеств является одной из основных проблем методики обучения детей изобразительной деятельности. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства занятий по изобразительной деятельности не проводится систематическая работа по воспитанию нравственных качеств у младших школьников.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на материале изобразительного искусства и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на материале изобразительного искусства.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на материале изобразительного искусства».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по внеурочной деятельности на материале изобразительного искусства направленный на воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по внеурочной
деятельности на материале изобразительного искусства направленный на воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему воспитания нравственных качеств у детей, уточнить понятие «воспитание нравственных качеств» применительно к детям младшего школьного возраста.
2. Определить особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности изобразительного искусства в воспитании нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, сделать выводы.
5. Разработать содержание занятий по внеурочной деятельности на материале изобразительного искусства, направленный на воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы авторов, изучающих воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста (Н.Г. Куприна, Е.Н. Бородина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова А.Н. Сорокин, Н.В. Полянскова, Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева.) Работы исследователей, раскрывающих идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Л.И. Божович, Н.Ф. Голованова, А.Н. Леонтьев, Е.И. Изотова), положения аксиологического подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, и др.), вопросы о воспитательном потенциале изобразительного искусства (Б.М. Теплов, Л.Н. Столович, Т.С. Комарова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов изобразительной деятельности.
Исследование по воспитанию нравственных качеств осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста; выявлялись возможности изобразительного искусства в воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по внеурочной деятельности на материале изобразительного искусства, направленного на воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приёмы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
База проектировочной работы: Исследование проводилось на базе МАОУ - гимназия № 94 города Екатеринбурга, в котором приняли участие 30 учащихся 2 «Б» класса в возрасте 7-8 лет.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы (55 публикации), приложений.
На основании изученной литературы таких авторов как Е.Н. Бородина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова А.Н. Сорокин, Н.В. Полянскова, Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева др. сделаем следующие выводы:
1. «Нравственное воспитание» - это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственных ценностей на основе деятельностного проявления чувств любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю (Е.Н. Бородина).
Процесс воспитания нравственных качеств - это совокупность последовательных взаимодействий семьи, педагога и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребёнка. Таким образом, воспитание нравственных качеств - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с нравственными идеалами и принципами.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу таких авторов, как Н.В. Колдунов, О.С. Богданова, Л.В. Петрова, Л.В. Школяр, Г.Ф. Гаврилычева, О.Н. Кузнецова, мы выделили следующие критерии воспитания нравственных качеств:
• когнитивный - полнота и объём представлений и понятий о нравственных качествах (долг, честь, верность, гражданственность, уважение);
• эмоционально-ценностный - убеждение в необходимости воспитания в себе нравственных качеств по отношению к людям, животным; способность к эмоциональному переживанию в отношении проявления нравственных качеств;
• поведенческий - способность к проявлению нравственных качеств (долг, честь, верность, гражданственность, уважение способность давать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие практического опыта проявления нравственных качеств.
2. Младший школьный возраст благоприятен для воспитания нравственных качеств. Так как характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения.
3. Изобразительное искусство предоставляет широкие возможности для воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников, скульпторов, архитекторов педагог может затрагивать темы, влияющие на формирование нравственного облика ребёнка.
Средствами изобразительного искусства может быть решена проблема воспитания нравственных качеств. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации младших школьников.
4. В соответствии с критериями и показателями воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на материале изобразительного искусства подобраны и применены следующие диагностические задания:
• по когнитивному критерию - методика О.С. Богдановой «Перышко», методика «Мой сад» Л.В. Петровой.
по эмоционально-ценностному критерию - художественно
экспрессивный тест Л.В. Школяра.
- по поведенческому критерию - методика «Ранжирование» Г.Ф. Гаврилычевой, методика «Ситуации» О.Н. Кузнецовой, Л.В. Петровой.
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне воспитания нравственных качеств 3 ребёнка, на среднем уровне 14 детей, на низком уровне 13 детей.
В процентном соотношении: высокий уровень - 10 %; средний уровень - 47%; низкий уровень - 43%
5. Разработан комплекс занятий по изобразительной деятельности для детей младшего школьного возраста, направленный на воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на материале изобразительного искусства. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня воспитания нравственных качеств определенных в первой главе исследования.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с), репродукциями русских художников (Г.Семирадский, К. Брюлов, М. В. Нестеров и др.), используются игровые упражнения («Оживи картину», «Найди ошибку), используется полихудожественный подход.
Процесс воспитания нравственных качеств можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности. - рассматривание репродукций картин художников и т.д.; словесные - беседа, чтение и т.д.; проблемно-мотивационный (включение проблемной ситуации и т.д.); игровые (игровые упражнения, например «Оживи картину» и т.д.)
При организации процесса воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности можно учитывать ряд принципов, предложенных Е.Н. Бородиной: целостности, эмоциональной включенности,
культуросообразности, проблемности, событийной общности взрослых и детей.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004,с.60
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. Для студентов вузов / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с.
3. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Метод.рек. М., 2009. -128с.
4. Антонов, Ю.Е. Наследники Великой Победы: сб. мат. по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Практическое пособие / Ю.Е. Антонов. М. :АРКТИ, 2010. 120 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.; с.386
6. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2000,с.37-44
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - Питер, 2009. - С. 123-200.
8. Бородина, Е.Н. Результаты экспериментального исследования по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в полихудожественной деятельности / педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 24-29. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/rezultaty-esperimentalnogo-issledovaniya- po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v- polihudozhestvennoy (дата обращения: 10.05.2019).
9. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: моногр. / Е.Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. 176 с.
10. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и
системах воспитания / учебное пособие. — М.- Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с. URL:
http: //uchebauchenyh.narod.ru/books/uchebnik/soderzanie. htm (дата
обращения: 04.04.2019)
11. Бондаревская, Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. научных трудов. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 3-16
12. Буре, Р.С. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, - 1987. С.190
13. Гаврилычева, Г.Ф. Изучаем личность младшего школьника // Нач.шк. - 1994- №8. - С. 4-8.
14. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004 г.,с.77
15. Даль, В.И. Толковый словарь Живого великорусского языка / В.И. Даль - М.: Цитадель,1998...