ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности развития эстетического восприятия у детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Возможности художественной деятельности в развитии
эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у детей
младшего школьного возраста в художественной деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
На современном этапе развития общества, в контексте изменения иерархии эстетических ценностей и нестабильности нравственных истин, художественное образование призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения развивающейся личность. В младшем школьном возрасте закладываются основы личностных качеств ребенка, его ценности и эстетические установок. Развитие способности эстетически воспринимать искусство способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который будет определять развитие личности по сбалансированному пути.
Современные процессы модернизации начального образования ориентированы на создание условий формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. ФГОС НО фокусируется на «формировании эстетических потребностей, развитии эстетических чувств, а эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста направлено на развитие у них способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру» [52, с. 7].
Дети младшего школьного возраста открыты к восприятию мира, чувствительны, эмоционально отзывчивы. Все это является основой эффективного взаимодействия ребенка с произведениями искусства. Именно в младшем школьном возрасте важно не пропустить чувствительный период в развитии эстетического восприятия мира в целом и искусства в частности , и заложить основы эстетического восприятия как условия формирования творческой личности. Важно определить эффективные способы развития чувствительности у младших школьников к восприятию гармонии, красоты, совершенства и выразительности формы.
Психологические основы формирования эстетического восприятия детей младшего школьного возраста представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Мелик-Пашаева, А.Г. Рубинштейна, Б.Т. Теплова, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогический аспект развития эстетического восприятия младших школьников рассмотрен в трудах Д.Б.Кабалевского, В.С. Кузина, Д.С. Лихачева, Б.М. Неменского,
З.Н. Новлянской, Л.П. Печко В.А.Сухомлинского, Н.А. Терентьевой, Е.М. Торшиловой, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, и др.
Одним из эффективных видов деятельности, способствующих развитию эстетического восприятия в младшем школьном возрасте, является художественная деятельность. Многогранность художественной
деятельности представляет младшим школьникам широкий спектр возможностей для развития эстетического восприятия. Благодаря взаимодействию с разными видами искусства и овладению разными способами художественной деятельности у обучающихся формируется целостная картина мира, ценностно-смысловое восприятие искусства, а на этой основе способность к эстетическим суждениям и эстетической оценки. В этой связи необходимо использовать потенциал художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей младшего школьного возраста. Несмотря на достаточно обширный круг исследований, посвященных вопросам развития эстетического восприятия детей в процессе художественной деятельности, ее потенциал реализуется не в полной мере. Отчасти это можно объяснить недооценкой учителями, преподающими предметы области «Искусство», единых законов восприятия искусства, недостаточной разработанностью содержания занятий, на основе художественной деятельности для развития эстетического восприятия у младших школьников.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО о необходимости развития эстетического восприятия у младших школьников и недостаточно разработанным содержанием педагогической работы на основе художественной деятельности для его развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и
практических направлений развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности».
Объект исследования - процесс развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации комплекса занятий по развитию эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эстетического восприятие» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс
методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание художественной деятельности, как одной из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию эстетического восприятия детей, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение - гимназия №94 г. Екатеринбурга Свердловской области. В практическом исследовании приняли участие 26 детей третьего класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего, приложения.
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эстетического восприятия в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Общенаучные подходы к процессу формирования эстетического восприятия позволили выделить его специфику, показатели, особенности формирования эстетического восприятия в контексте эстетического воспитания в период старшего дошкольного возраста.
Эстетическое восприятие - это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты» [58]. В данной работе применительно к младшему школьному возрасту, опираясь на позиции Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, эстетическое восприятие мы определяем, как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием [9].
На основе определения понятия «эстетическое восприятие» и выделенных структурных компонентов (эмоционально-волевой, перцептивный; интеллектуальный; личностный) были определены показатели, критерии и разработаны уровни развитости эстетического восприятия у младших школьников в художественной деятельности. Таким образом, к основным показателям развитости эстетического восприятия были отнесены:
1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации.
2. «Чувствительность к гармонии» (восприятие неповторимого чувственного облика вещей: цвета, движения, звучания, уникальности сочетания черт, восприятие формы, а как прямое выражение внутренней жизни).
3. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы (потребность воплощать, и тем самым сохранять свои ценностно насыщенные и зачастую невербализуемые переживания и впечатления в образах).
4. Эстетические суждения (проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление).
Для выявления уровня развитости эстетического восприятия у младших школьников в процессе практического исследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Эмоциональная отзывчивость к музыкальному искусству» Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской.
2. Тест «МАТИСС» Е.М. Торшиловой.
3. Методика «Создай фею» Т.С. Комаровой.
4. Тест «Ван Гог» Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой.
В результате диагностики был выявлен преимущественно средний и низкий уровень развития эстетического восприятия (средний уровень - 17 обучающихся (65%), низкий уровень- 8 обучающихся (31%)). Всего у одного обучающегося был выявлен высокий уровень эстетического восприятия, что составило 4 %. Полученные результаты стали основанием разработки
содержания педагогической работы по развитию эстетического восприятия у младших школьников в художественной деятельности.
Нами был разработан комплекс занятий по развитию эстетического восприятия у младших школьников. Содержание занятий включало в себя развитие эстетического восприятия младших школьников в совокупности выделенных показателей. Были определены этапы (эмоциональный, аналитико-синтетический, эмоционально-творческий этап; ценностносмысловой) и выделены методы развития эстетического восприятия в совокупности выделенных показателей в процессе художественной
деятельности.
Развитие показателя эстетического восприятия - «эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации осуществлялось на основе методов: уподобления характеру художественного образа; создания художественного контекста; стимулирования сопереживания художественному образу.
Развитие показателя эстетического восприятия - «чувствительность к гармонии» осуществлялось на основе методов: контрастного сопоставления; создания художественного контекста; метод пластического интонирования.
Развитие показателя эстетического восприятия - «преобразования впечатлений в выразительные образы» осуществлялось на основе методов: создания композиции; моделирования художественно-творческого процесса; сочинение уже сочиненного.
Развитие показателя эстетического восприятия - «эстетические суждения» осуществлялось на основе методов: осознания личностного смысла; метода размышления.
1. Абрамова, Г. С.Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.
4 -е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Алексеева, О.В. Художественное развитие младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. №74. Т.2. С.46.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - Москва: Просвещение, 2013. - 347 с.
4. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства. - Москва, 1956. - 292 с.
5. Бычихина, О. А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. Курск, 2006. - 167 с.
6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - Москва: Просвещение, 1968. - 47 с.
7. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок. - Москва: Просвещение, 1974. - 87 с.
8. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок — Москва: 1974. - 87с.
9. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1992. - 208 с.
10. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. Клочко, В.Е. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: СОЮЗ, 1991. - 290 с.
13. Выготский, Л.С. Психология искусства. - Москва: Искусство, 2011. - 660 с.
14. Горюнова, Л. В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. 1971. - №7. С.15-21.
15. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности / Г. Г. Григорьева. - Москва: Академия, 1999. - 344 с...