Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Работа №92927

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
1.1. Педагогические основы применения информационно-
коммуникационных технологий в учебном процессе
1.2. Анализ дидактических возможностей применения облачных технологий при обучении информатике
1.3. Проектирование методики формирования у учащихся умения использовать облачные сервисы в процессе обучения информатике
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ
2.1. Компоненты методики формирования умения учащихся использовать облачные сервисы при обучении информатике
2.2. Учебные задания по информатике для формирования умения использовать облачные сервисы
2.3. Организация опытно-поисковой работы и ее результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

На современном этапе развития педагогики, экономики и управления к самым перспективным направлением генезиса автоматизированных систем обучения остается применение в процессе разработки облачных технологий и других новых информационных технологий. Использование облачных образовательных систем стало одним из основных путей применения ключевых информационно-технологических изменений в образовании.
Современный этап развития ИТ связан с выходом на первое место облачных вычислений и в образовательных организациях, и на предприятиях всех форм собственности. Многие образовательные организации сегодня изучают и оценивают возможности применения облачных технологий, имеющих значительный потенциал для роста эффективности деятельности без снижения производительности []. Оценка популярности облачных сервисов была проведена компаниями IDC, Forrester Research совместно с российской ассоциацией электронных коммуникаций [ ], результаты
исследования показали, что объем облачных услуг увеличился на 70% в 2017 г. Составленный ими прогноз показывает, что к 2022 г. произойдет увеличение объемов данного рынка, и общий оборот увеличится до $160 млрд. К 2018 году большинство российских предприятий и организаций используют облачные сервисы (75% расходов на информационные технологии - облачные расходы компаний) [], в образовании этот показатель несколько ниже - 23% [].
Основной отличительной чертой облачных технологий в образовании от обычных информационных технологий следует считать системы знаний: об обучаемом, о специфике предмета (курс обучения), о стратегии обучения и стратегических знаниях - знаниях того, каким образом использовать механизм обучения к учащемуся, который включает в себя большие данные (интерактивные карты, базы знаний, видео-файлы). Таким образом облачные сервисы дают возможность включать в образовательный процесс самих школьников, учителей и множество вспомогательных ресурсов, кроме того, с их помощью появляются возможности отслеживания результатов обучения. Указанные знания в оцифрованной форме размещаются в базе знаний, а затем происходит их обработка с помощью различных механизмов логического вывода.
Самым сложным и центральным моментом в процессе разработки систем, которые основываются на знаниях, таких как интеллектуальные обучающие системы и облачные сервисы становится способ представления знаний, так как он определяет эффективность информационной системы и ее интеллектуальные возможности. Созданный алгоритм и информационная система знаний дает возможность структурирования знаний учителей и экспертов в конкретной предметной области, а также построения ее семантической (смысловой информационной) модели. Учитывая специфику учебного курса и круг решаемых задач, осуществляется разработка определенного формализма в представлении знаний в конкретной предметной области. Стоит отметить важную роль содержания учебных курсов и их вида: математический (как в программировании), описательный (как в Интернет-системах), конструкторский (Компас, Автокад) и др.
Исследования информационных технологий в педагогике последних лет были направлены на средства поддержки процесса обучения школьников, которые направлены на содействие «обучению действием», при чем, это характерно и для физики, и для биологии, а также применяется при обучении информатике, например, подобными средствами поддержки процесса обучения выступают все виды облачных сервисов. Применение облачных сервисов и развитие умений их применять дает возможность развития интеллектуального руководства обучаемым без непосредственного контакта с ним (включая организацию дистанционного обучения), эффективного применения других информационных обучающих систем и специальных программ (встраиваемых в облачный сервис) , а также оптимизации процесса обучения. Представление модели учащегося производится посредством семантической модели знаний в конкретной предметной области, которая интегрируется в облачный сервис.
Следовательно, формирование средств облачного сервиса с использованием семантической модели знаний в школьном курсе информатики требует разработки моделей учащегося (изучающего курс), баз знаний и формирования стратегии автоматизированного обучения информатике. Применение подобной системы обеспечит рост эффективности и качества подготовки школьников по курсу «Информатика» за счет оптимального построения процесса обучения, поэтому, с одной стороны, обучение облачным сервисам является частью курса, а с другой стороны, применение облачных сервисов в процессе изучения, например, программирования является самостоятельным (уже освоенным) умением.
По мнению М.П. Лапчика в процессе развития системы информатического образования в школе имеется существенные особенности, которые связаны с короткой дистанцией по времени между возникновением информатики, как нового учебного предмета в школе и информатики, как самостоятельной отрасли науки. Элементы структуры курса постоянно изменяются под влиянием изменения информатики, как науки, например, в области развития современных облачных информационных систем или социальных сетей. В процессе обучения информатике и в структуре базового курса произошел качественный переход, он связан с развитием информационных сетей, поэтому вместо триады «информация - алгоритм - ЭВМ» мы перешли к триаде «информация - информационные модели - информационные технологии (прежде всего, сетевые ресурсы и системы)». Согласно М. П. Лапчику выделяется три направления развития концепции курса информатики в школе:
1) . линия акцентирования математических оснований информатики;
2) . линия гипертрофированной технологизации содержания с установкой подготовить учащихся к быстрому применению ИКТ на практике;
3) . линия последовательного формирования непрерывного школьного курса информатики, основанного на концепции развития мировоззренческих, общеобразовательных, фундаментальных основ школьного образования.
По нашему мнению, данные линии вызывают разделение информатики на математическую (которая сосредоточена на теоретических подходах и знаниях) и технологическую составляющую (которая основана на умении использовать информационные инструменты и информационные сервисы). Поэтому если мы говорим о информационных технологиях, то мы скорее говорим о формировании навыков и умений, в частности умения использовать социальные сети, информационные системы и облачные сервисы. То есть из школьника мы формируем, скорее, опытного пользователя (при должном формировании компетенций), чем, нежели, опытного и хорошего программиста. Кроме того, стоит отметить, что умения школьника в области применения современных информационных технологий могут быть достаточно хорошими и сформированными самостоятельно.
В целом на формирование школьного курса информатики влияет то, что требуется постоянное обновление научных знаний учителем, поскольку наблюдается высокая скорость совершенствования информационных технологий и технических изменений (связанных с изменением и ускорением работы процессоров, увеличением оперативной, видео памяти, появлением современных устройств и т.д.), что безусловно требует постоянного повышения компетентности учителя информатики, в противном случае может случиться так, что школьник окажется более компетентным с точки зрения умения применять те или иные информационные сервисы. Кроме того, стоит отметить связь школьного и вузовского курсов информатики и необходимость построения системы непрерывного информатического образования. В этой связи считаем правильным обучать умениям пользоваться информационными системами и программными продуктами именно в школьном курсе информатики, а выход на уровень программирования, формирования веб-сайтов - это более поздний этап обучения, либо дополнительный этап в школьном информатическом курсе. Важную роль в обеспечении преемственности будет играть введение в школьный курс на старшей ступени обучения с использованием облачных сервисов и обучения использованию облачных сервисов, при чем, данные умения пригодятся при организации дистанционного обучения и другим предметам в старшей школе.
Безусловно указанные тенденции определяют необходимость совершенствования технологической и информационной подготовки учителей информатики, в том числе требуется формирование специального курса «Инновации в школьном курсе информатики», где должны отражаться все современные тенденции развития ИТ-сферы, кроме того, учитель должен не просто получать теоретические знания, а должен непосредственно участвовать в прикладной работе с информационными системами и программными продуктами.
Необходимость постоянного повышения квалификации учителей информатики, связанная с применением новых информационных технологий, теоретически обоснована в педагогических исследованиях И. В. Марусевой, Т. В. Добудько, В. И. Пугача, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.
Внедрение облачных обучающих систем в образовательный процесс, а также увеличение количества программных комплексов вызвали необходимость научно-обоснованного методического обеспечения обучения использованию облачных сервисов в рамках школьного курса информатики.
Так С. П. Новиков отмечает: «исследования психологов доказывают, что эффективность использования ИКТ резко увеличивается, если знания и умения обучаемого в области информатики опираются на современное мировоззрение, обладают свойством фундаментальности и системности, а применение ИКТ связано с осмыслением решаемой проблемы на основе этого мировоззрения»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Автором работы проанализированы современные проблемы методической системы обучения информатике и возможности применения облачных сервисов;
2. Дана оценка основных тенденций взаимного влияния облачных технологий и школьного образования, выявлены проблемы, возникающие в связи с применением данных технологий;
3. На основе существующих моделей и облачных сервисов построена модель соответствующего учебного курса «информатика» и отдельного модуля «облачные сервисы»;
4. Экспериментально апробирована разработанная методическая система обучения, учебно-методическая и программная поддержка обучения информатике с применением облачных технологий в школе.
5. Обучение облачным сервисам предполагает комплексную работу с учениками школы на протяжении 5 лет в рамках школьного курса информатики в части работы с сервисами и получения навыков облачного программирования в старших классах.
6. Получение умений и навыков пользования облачными сервисами, по нашему мнению, должно осуществляться в 6-8 классах (для этой цели в курсе информатики должно выделяться по 6 часов от курса информатики), также, стоит отметить, что в это должно касаться самостоятельной работы школьников в процессе применения навыков в облачных сервисах таких, как Google-сервисы.
7. Школьный курс информатики может быть расширен с точки зрения включения в программу обучения - комплексной подпрограммы «Облачные сервисы в информатике», также возможно дополнительное (факультативное) обучение.
8. Кроме того, руководствуясь данными анализа методической и научно-педагогической литературы автором уточнено содержание понятия «облачные сервисы в школьном курсе информатики» как формы информационной трансакции между учащимися, а также учителем и учащимися для достижения целей курса информатики и межпредметных целей.
9. Автором определена возможность использования облачных
технологий в рамках школьного курса информатики, которые дают школьнику инструменты выполнения практических работ: парных,
групповых и индивидуальных работ и в формате урока и в повседневной жизни; возможность проведения коллективного преподавания и интерактивных занятий; обеспечение контроля посредством облачных сервисов (в том числе педагогических, например, LearningApps).
10. Проведенная опытно-поисковая работа по проверке результативности применения методики формирования у учащихся умения пользоваться средствами облачных технологий в процессе обучения информатике позволяет сделать однозначный вывод о том, что применение предложенной в работе методики повышает уровень сформированности умений.
В ходе работы подтверждены следующие теоретические положения:
1. Доказан рост числа методов и облачных технологий, перспективность их применения в целях повышения эффективности обучения информатике учащихся (особенно старших классов), которое обусловливает необходимость внедрения (там, где облачные технологии ещё не применяются), а также корректировки и расширения компонентов методики обучения информатике с применением облачных сервисов учащихся школ.
2. Применение облачных технологий и сервисов позволяет повысить уровень подготовки учащихся по всем предметам школьного курса и расширяет перспективы дистанционного обучения.
Апробация результатов работы в МАОУ СОШ №120 г. Екатеринбурга показала, что разработанная методика обучения формирует у учащихся знания и умения в области информатики и информационных технологий, в том числе умение использовать облачные технологии в учебной деятельности.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.


1. Cloud computing: principles and paradigms / edited by Rajkumar Buyya, James Broberg, Andrzej Goscinski. URL: http://www.chinacloud.cn/upload/2011- 07/11073107539898.pdf (Дата обращения 15.02.2020).
2. Google Apps Education Edition. URL:
http ://www.google. com/a/help/intl/en/ edu/index.html (дата обращения
15.03.2020)
3. Lucidpress for Education. URL:
https://www.lucidpress.com/pages/usecase/education (дата обращения
14.02.2020)
4. Misevicien Regina, Budnikas Germanas, Ambrazien Danute,
Application of Cloud Computing at KTU: MS Live@Edu Case, Informatics in Education, 2011, Vol. 10, No. 2, 259-270 URL:
http://www.mii.lt/informatics_in_education/pdf/INFE194.pdf.
5. Peter Mell, Timothy Grance. The NIST Definition of Cloud Computing v15. URL: http://www.slideshare.net/crossgov/nist-definition-of-cloud-computing- v15 (дата обращения 13.03.2020)
6. Thomas P. Y. Cloud Computing: A potential paradigm for practicing
the scholarship of teaching and learning [Электронный ресурс] / P. Y. Thomas- Instructional Designer Educational / Technology Unit Centre for Academic Development: University of Botswana. URL:
http://www.ais.up.ac.za/digi/docs/thomas_paper.pdf (дата обращения 22.03.2020)
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. [Текст] - Минск: Изд-во Университетское, 1990.
8. Берлин В.А. MindMeister - программа для создания интеллект-карт. URL: http://free-psycho.ru/mindmeister-programma-dlya-sozdaniya-intellekt-kart/ (дата обращения 15.04.2020).
9. Босова, Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - Текст: непосредственный - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 131 с.
10. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 161-168.
11. Газейкина А.И., Кувина А.С. Обучение информатике в школе на основе познавательного сотрудничества средствами облачных технологий // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 180-184.
12. Газейкина А.И., Тупицына М.В. Организация самостоятельной работы школьников по информатике на основе использования облачных сервисов // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - с. 186-193
13. Газейкина А.И., Тупицына М.В. Формирование умения у учащихся осуществлять учебное сотрудничество средствами облачных технологий в процессе обучения информатике // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - с. 178-189
14. Газейкина, А.И. Обучение информатике в школе на основе познавательного сотрудничества средствами облачных технологий / А.И.Газейкина, А.С. Кувина. - Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2014. - №4, - с.180 -184
15. Газейкина, А.И.Методика формирования у учащихся основной школы умения осуществлять учебное сотрудничество средствами облачных технологий / А.И.Газейкина, М.В.Тупицына. - Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2017. - №6, - с.21. - 30...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ