РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ 7
ОБРАЗОВАНИИ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО¬
КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ в муниципальном образовании должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги. Актуальность темы исследования заключается в том, на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство в муниципальном образовании все еще остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено в локальных монополиях, отсутствует конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством сегодня невозможно без эффективной работы по управлению жилищным фондом и прилегающими территориями. Время диктует необходимость перехода от формального исполнения заявок жителей к освоению функций управляющей компании, когда жизнедеятельность предприятия находится в прямой зависимости от качества и своевременного предоставления жителям жилищно-коммунальных услуг, а также улучшения технического состояния жилья. За рубежом такая компания действительно управляет жилищным фондом, руководствуясь соображениями максимальной выгоды для собственника, выступает его полномочным представителем. А российские компании пока ограничены рамками, в которых действовали их предшественники.
Необходимость кардинальных преобразований жилищно-коммунального хозяйства, где переплелись важнейшие социально-экономические связи общества, стала очевидной еще в начале 90 -х годов. Поскольку отрасль включает в себя предприятия, деятельность которых напрямую связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах, то она сама оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в стране и, прежде всего, на формирование бюджетов муниципальных образований.
Из-за хронического и постоянно уменьшающегося финансирования отрасли становится невозможным предоставление населению качественных услуг, что в конечном итоге приводит к ежегодно уменьшающимся объемам ремонта жилья и инженерных коммуникаций.
Проблемы развития управления жилищно-коммунального хозяйства приобретают особую значимость в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда в муниципальном образовании, критическим состоянием объектов инженерной инфраструктуры, низким качеством предоставляемых услуг.
Степень изученности темы. Основой теоретических исследований стали труды отечественных авторов таких как: И.А. Азовкин, А.Г.Воронин, Д.М.Жуков, и др , которые анализировали вопросыуправления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании.
Методы и принципы управления развитием ЖКХ подробно изложены в трудах В.В. Бузырева, Ю.Ю. Галямова, Г.В. Гутмана и др .
Проблемы реформирования и модернизации ЖКХ России рассматривались в работах П.Н. Аксенова, Р.Т. Акчурина, В.Е. Рохчиной, и др.
Однако при наличии значительного количества научных трудов, посвященных проблемам муниципального управления, а также отраслевым особенностям экономики и управления ЖКХ, в настоящее время практически отсутствуют междисциплинарные исследования, связанные с разработкой эффективной системы управления ЖКХ муниципального образования.
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в Противоречии между необходимостью совершенствования управления жкх и недостаточной разработанностью практических рекомендаций в этой сфере.
Объектом исследования является управление жилищно-коммунальным хозяйством.
Предметом исследования является технология управления жилищно-коммунальным хозяйством в Белгородском районе Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы разработка рекомендаций по совершенствованию управления жилищно-коммунальным хозяйством в Белгородском районе Белгородской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством
- проанализировать практику управления жилищно-коммунальным хозяйством в Белгородском районе.
- предложить направления совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в Белгородском районе.
Теоретико-методологические основы исследования составили научные труды российских и зарубежных авторов в области ЖКХ. Исследование проводилось на основе системного подхода, изложенного в работахД.М.ЖуковиВ.Б. Зотов с применением логического, экономического, статистического, социологического методов, а также методов классификации, моделирования, сравнения и обобщения. Так же важную роль сыграли общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирической базойисследования составляют сведения, содержащиеся преимущественно в трудах ученых, печатных изданиях, а также в справочно-аналитических материалах. Нормативно-правовую базу составили: нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, фундаментальные работы по исследуемой проблеме, публикации в периодической печати с последующим их анализом.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Современное состояние и подходы к реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства во многом определяются особенностями его формирования и развития в период административно-плановой экономики, когда централизованно и достаточно эффективно решались вопросы, связанные как с обеспечением населения жильем на основе выработанных качественных и количественных критериев, так и с эксплуатацией жилищного фонда, обеспечения его необходимыми ресурсами.
Особая роль в данном процессе была отведена отрасли ЖКХ, организованной в форме единого народно-хозяйственного комплекса, планирование и контроль развития которого осуществляли на основе принимаемых на государственном уровне минимальных стандартов обслуживания населения.
ЖКХ представляет собой экономическую систему, тесно интегрированную в экономику страны, города, района. ЖКХ является ключевым элементом территориального рынка. Жилищный сектор РФ является одним из крупных работодателей, также является сектором экономики, который постоянно пользуется потребительским спросом, и соответственно является очень хорошей базой по привлечению инвестиционных средств.
Организация успешной работы ЖКХ - одно из важных условий обеспечения достойных условий существования. Система управления ЖКХ требует реформирования. Главная цель реформы ЖКХ - разработка мероприятий по совершенствованию предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Для успешной реализации вышеназванной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне.
Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.
Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.
Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации Белгородского района Белгородской области является органом исполнительной власти. Комитет в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и инструкциями Министерств и ведомств Российской
Федерации, Уставом Белгородской области, законами Белгородской области, постановлениями Белгородской областной Думы, постановлениями и распоряжениями Губернатора, Правительства Белгородской области, а так же распоряжениями и постановлениями муниципальных органов власти.
На территории Белгородского района реализуется множества программ в сфере ЖКХ, среди которых: Программа капитального ремонта; Программа развитие жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода на 2015 - 2020 годы; Программа совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области и т.д.
Система общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства - это реализуемая силами общественных организаций и активных граждан при поддержке государства система мероприятий, направленная на повышение эффективности работы ЖКХ, обеспечение предоставления качественных жилищных и коммунальных услуг потребителям, создание условий для конструктивного взаимодействия граждан, субъектов рынка, органов власти.
Важнейшими целями развития системы общественного контроля в сфере ЖКХ является формирование благоприятной, неконфликтной среды для коммуникации всех участников рынка ЖКХ и выработка взаимоприемлемых решений имеющихся проблем.
Достижение указанных целей предлагается осуществить решением следующих задач:
1. Повышением правовой грамотности граждан в сфере ЖКХ и воспитанием ответственного собственника;
2. Расширением и укреплением системы правовой защиты потребителей жилищно-коммунальных услуг, повышением эффективности правоприменительной практики в сфере ЖКХ;
3. Совершенствованием нормативно-правового регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства на региональном и местном уровнях через вовлечение общественности в процессы обсуждения и подготовки решений, направленных на улучшение работы отрасли;
4. Распространением лучших практик управления многоквартирными домами, способствующих повышению качества
жилищно-коммунальных услуг.
К сожалению, в последние десятилетия наметилась негативная тенденция разобщенности людей, разрыв социальных связей между людьми - соседями, родителями и детьми, старшим поколением и младшим. Остро ощущается дефицит доброжелательности, взаимовыручки, милосердия, добрососедства. Соседи, проживая годами в одном подъезде, даже не знают имен своих соседей. Инвалиды и престарелые люди лишены элементарного общения и минимальной помощи (сходить в магазин, вывести на улицу), так как соседи даже не знают, кто живет за стенкой. Все более и более утрачиваются такие добрые традиции как совместные субботники, выступления детей во дворе для родителей и бабушек, когда все выходили со своими стульями, чтобы посмотреть незатейливые выступления детей, совместные праздники во дворе.
Собственники помещений в многоквартирном доме - это, прежде всего, соседи и сособственники общего имущества. Залогом добрососедских отношений являются взаимопомощь, взаимное согласие,
уважение к частной собственности соседей, всеобщее соблюдение правил общежития. Хорошие взаимоотношения между сособственниками общего имущества строятся на принципах взаимного согласия по вопросам, касающимся пользования и содержания общего имущества, совместных усилий для достижения общих целей в отношении общей собственности. Когда собственники в доме создают товарищество, они становятся членами одной организации и участниками одного коллектива.
Сообщества собственников жилья-это «некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме». Данное определение содержит два слова: организация и объединение, важные для правильного понимания того, на чем строятся демократические отношения в сообществе собственников жилья. Товарищество собственников жилья, с одной стороны, - это организация, юридическое лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников жилья. С другой стороны, товарищество - это люди, собственники, объединенные в коллектив для выработки общих решений в отношении своего общего имущества.
Стержень, вокруг которого возникает взаимодействие, вспыхивают конфликты, строятся и развиваются взаимоотношения в коллек-тиве собственников, - это содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также пользование данным имуществом.
Мы и наши соседи - сособственники большого комплекса недвижимого имущества - многоквартирного дома. Для совместного управления собственниками своим многоквартирным домом может быть создано сообщество собственников жилья. Управление многоквартирным домом - это не только забота о чистоте подъездов и двора, наличии тепла и воды, исправности оборудования и оплате счетов. Это также вовлечение собственников в принятие решений на общих собраниях, выстраивание эффективной системы всех органов управления товарищества и привлечения собственников к их активной работе, выработка процедур управления и правил проживания, работа с неплательщиками и нарушителями правил, сбор и учет общественного мнения, разъяснительная и информационная работа, поддержание позитивных отношений с нанимателями и арендаторами помещений в доме
Чтобы наладить между собственниками взаимоотношения, которые могли бы позволить учитывать и реализовывать их интересы, мнения и пожелания, избегать конфликтов, а при их возникновении разрешать их к взаимному удовлетворению сторон, и в конечном итог создавать максимально комфортные условия для проживания и обще¬ния соседей, придется немало потрудиться. Причем налаживание взаимоотношений - это задача не только для руководства товарищест¬ва, но и для всех остальных собственников в доме. Для решения этой задачи пригодятся знания и навыки как в вопросах организационного развития, так и в вопросах коммуникаций, жилищной культуры и доб¬рососедства.
Проект, представленный в данной работе направлен на возрождение добрососедских отношений, возрождение единения людей, морально-нравственных принципов помощи и поддержки, которые всегда были сильны в нашем обществе. Благодаря проекту, жители двора знакомятся, участвуя вместе в субботнике и посадке деревьев, совместно весело проводя время на празднике, семьи участвуют в эстафетах, дети играют с клоунами, соседи узнают о ветеранах живущих рядом, о людях нуждающихся в помощи и поддержке. Проект помогает жителям двора посмотреть другими глазами на своих соседей, свой двор, свой дом.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «ВерсияПроф». Разд. «Законодательство».
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.№ 188- ФЗ (ред. от 02.06.2016) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: федер.закон от 7 мая 2013 г. №104-ФЗ[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 38-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: федер. закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О внедрении программного продукта «Автоматизированная
информационная система» Мониторинг деятельности жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области: Распоряжение
Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 г. № 87-рп [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Азовкин, И.А. Контроль в управлении [Текст] / И.А, Азовкин. - М.: КноРус, 2011. - 56 с.
9. Аксенов, П.Н. Совершенствование системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / П.Н. Аксенов. - М.: Книжный мир, 2011. - 63 с.
10. Акчурин, Р.Т. ЖКХ: вектор экономической модернизации, [Текст] / Р.Т. Акчуркин. - Волгоград: Волгоградское научное издательство,
2010. - 48 с.
11. Арцыбашев, В.М. Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса [Текст] / В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова // Экономика строительства. - 2014. - №3. - С. 64-66
12. Ашхотов, В.Ю. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях [Текст] / В.Ю.Ашхотов. - М.: МарТ, 2010. - 208 с.
13. Бузырев, В.В. Экономика жилищной сферы [Текст] / В.В. Бузырев - М.: ИНФРА, 2012. - 256 с.
14. Быстренко, В.И. Государственное управление в России [Текст] / В.И. Быстренко. - Новосибирск: Импэкс, 2011. - 86 с.
15. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление [Текст] / И.А. Василенко. - М.: ИНФРА, 2011. - 156 с.
16. Велихов, Л.Н. Основы городского хозяйства [Текст] / Л. Велихов. - М.: ИНФРА, 2014. - 217 с.
...