ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО 7
1 .Е Понятие имиджа в имиджелогии и педагогике 7
1.2.Особенности формирования имиджа руководителя организации 16
1.3. Имидж руководителя ДОО как субъекта образовательных отношений 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО 35
2.1. Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы по
изучению особенностей формирования имиджа руководителя ДОО... 35
2.2. Результаты опытно-поисковой работы по проблеме
формирования имиджа руководителя ДОО 38
2.3. Рекомендации о возможностях формирования имиджа
руководителя ДОО 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
Внимание к проблеме формирования имиджа актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных и образовательных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках - потребительском, политическом, образовательном и др. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, образовательная организация или банк должны создать себе соответствующий имидж. Особенности развития современного общества проявляются в том, что целесообразный, адекватный имидж необходим для любого вида социальной деятельности, так как является инструментом достижения успеха в процессе создания значимого образа в общественном и личностном сознании субъектов социальных отношений.
Рынок образовательных услуг многообразен. Вступая в образовательные отношения, руководители образовательных организаций ставят перед собой задачу формирования привлекательного имиджа как личного, так и имиджа образовательной организации. Положительный имидж руководителя дает возможность сформировать и социальный имидж образовательной организации, что позволяет ей занять свою нишу на рынке образовательных услуг, привлекая социальных партнеров и инвесторов, тем самым обеспечивая эффективное развитие и функционирование образовательной организации. Необходимо создавать положительный имидж руководителя ДОО как общественной личности, чей образ формируется, исходя социально-педагогических ценностей, а также жизненных ценностей самой образовательной организации, служит ее лицом, является ее особенностью в сравнении с другими образовательными организациями. Целенаправленное формирование имиджа поможет руководителю ДОО успешно решать множество жизненно важных проблем: добиваться успеха в работе, в общественной деятельности, минимизировать морально-психологические усилия по выстраиванию образовательных отношений.
Необходимо отметить, что проблема формирования имиджа, является объектом современных исследований в социологии, педагогике и психологии. Имидж рассматривается: как социальное явление (Е.А. Петрова, Г.Г. Почепцов); как профессиональная деятельность имиджмейкеров (А.А. Калюжный, А.Ю. Панасюк, Е.Н. Русская); как компонент профессиональной культуры учителя (А.А. Калюжный, В.Н. Черепанова, Н.У. Ярычев). Изучение проблемы формирования имиджа руководителя происходит с позиции определения: психологических условий формирования имиджа руководителя образовательного учреждения (Д.В. Березина); педагогических условий профессиональной подготовки в ВУЗе будущих руководителей образовательных организаций (Д.В. Бухаров), как развитие компетентности руководителей школ в вопросах управления персоналом (И.Г. Шпакина). Диссертационных исследований по формированию имиджа руководителя дошкольной образовательной организации мы не нашли.
На наш взгляд, необходимо провести изучение проблемы формирования имиджа руководителя с ориентацией на реальные проблемы дошкольного образования и исследовать объективно существующую педагогическую реальность в ситуации складывающихся образовательных отношений профессиональной сферы руководителей дошкольных образовательных организаций. Следовательно, актуальность исследования определяется необходимостью провести эмпирическое исследование имиджа руководителя дошкольной образовательной организации через изучение особенностей восприятия его личности со стороны различных субъектов образовательных отношений (т.е. аудитории имиджа руководителя ДОО), а также анализа представлений самих руководителей об идеальном образе руководителя ДОО, определить инструменты формирования имиджа руководителя дошкольной образовательной организации.
В качестве объекта исследования мы определяем сферу профессиональных взаимодействий руководителя дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования являются инструменты формирования положительного имиджа руководителя дошкольной образовательной организации, способствующего, в свою очередь, активизации профессиональных взаимодействий руководителя образовательной организации.
Цель исследования - уточнение содержательных характеристик положительного его имиджа руководителя дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью, нами была выдвинута гипотеза о том, что характеристики имиджа руководителя дошкольной образовательной организации связаны с особенностями восприятия его личности субъектами образовательных отношений.
Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «имидж» в междисциплинарных исследованиях;
2. Рассмотреть имидж руководителя как инструмент управления организацией;
3. Гипотетически определить особенности имиджа руководителя дошкольной образовательной организации как субъекта образовательных отношений;
4. Уточнить содержательные характеристики имиджа руководителя дошкольной образовательной организации в процессе эмпирического исследования;
5. Сформулировать рекомендации по формированию положительного имиджа руководителя дошкольной образовательной организации, определить инструменты его формирования.
Теоретико-методическими основаниями исследования послужили исследования: специфики имиджа, имиджелогия (В.М. Шепель); имиджа руководителя (С.А. Аминтаева, А.А. Бирюкова. Е.В. Емельянова, О.А. Пикулева); имиджа организации (А.Ю. Панасюк); имидж личности (Е.В. Андриенко; С.Ф. Алипова).
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация научной литературы, идеализация. Практическими методами исследования, используемыми в работе, являются: анкетирование, опрос, контент-анализ сочинений.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что были уточнены содержательные характеристики имиджа руководителя дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были определены инструменты формирования имиджа руководителя дошкольной образовательной организации и сформулированы рекомендации по формированию положительного имиджа руководителя дошкольной образовательной организации.
Результаты исследования отражены в работе Международного педагогического форума «Стратегические ориентиры современного образования» (ноябрь 2020 г. Екатеринбург).
В результате проведенного нами исследования было установлено, что понятие «имидж» включает в себя искусственно формируемый образ в сознании людей, имеющий функцию эмоционального воздействия на них. Данный образ остается в сознании воспринимающих как представление и впечатление об объекте. Имидж является средством социального управления, то есть создания нужного впечатления, целенаправленного формирования побуждения к определенному социальному поведению.
Имидж руководителя образовательной организации как динамическая характеристика находится в постоянном взаимодействии с социумом, культурой, отражает уровень сбалансированности отношений субъектов образовательных отношений. Наличие позитивного имиджа руководителя способствует повышению мотивации среди педагогических работников, позволяет легко интерпретировать действия руководителя и создает условия для формирования корпоративной культуры образовательной организации.
Деловой и вербальный имидж руководителя ДОО является главенствующим в формируемом образе руководителя и включает в себя следующие характеристики. Современный профессиональный имидж руководителя ДОО - это образ обаятельного, интеллигентного, знающего, ответственного и успешного человека, риторической личности, благотворно воздействующей на аудиторию и продуктивно с нею взаимодействующей. Это человек культурный, с грамотно поставленной речью, спокойный, уравновешенный, коммуникабельный, умеющий преподносить
информацию для целевой аудитории, четко излагающий свои мысли и умеющий доводить их до понимания слушателей. Руководитель знает законодательство, использует современные методы в воспитании детей, применяет собственные педагогические изыскания, владеет новыми технологиями, умеет ставить перед собой цели и доводит дело до логического конца. Руководитель ДОО занимается самообразованием, внедряет в работу новые методики и схемы, объективно оценивая необходимость этого. Имеет прекрасные организаторские способности, эффективно взаимодействует не только с коллективом, но и с родителями и социальными партнерами.
Формирование средового имиджа является важной задачей во взаимодействии с родителями воспитанников. Характеристиками средового имидж являются: чистота помещения детского сада и его
территории, создание условий для безопасности детей и формирования здорового образа жизни.
Габитарный (стилевой) имидж имеет значение, как для самих руководителей, так и для педагогического коллектива, и для родителей. Именно габитарный (стилевой) имидж чаще всего корректируется самими руководителями во взаимодействии с участниками образовательных отношений. Со стороны субъектов взаимодействия данный компонент имиджа характеризуется, как умение руководителя элегантно выглядеть, обладание им безупречными манерами, приятной улыбкой.
Для наиболее эффективного управления и взаимодействия с субъектами образовательных отношений руководителю ДОО необходимо уделять формированию имиджа особе внимание. Данная деятельность руководителя ДОО связана с формированием адекватной профессиональной самооценкой и повышением коммуникативной культуры.
Инструментами по формированию имиджа руководителя ДОО являются:
• коуч-консультации как возможность формирования адекватной самооценки в ситуации самопродвижения к более высокому уровню функционирования;
• техники самопрезентации и консультирование имиджмейкера, способствующие управлению впечатлением о себе со стороны субъектов образования;
• методы тайм-менеджмента, позволяющие руководителю ДОО рационально планировать рабочее время, использовать эффективные методы управления;
• организация образовательной среды через следования валеологическим принципам и принципу развития в деятельности.
1. Аминтаева, С. А. Формирование у студентов имиджа
современного руководителя : автореферат диссертации кандидата
педагогических наук : 13.00.01 / С. А. Аминтаева ; Дагестанский
государственный университет - Махачкала, 2003. - 24 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластёнина. - Москва : Академия, 2000. - 264 с.
3. Анисов, М. И. Хрестоматия по истории советской школы и педагогике : учеб. пособие для студентов пединститутов /М. И. Анисов ; под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербова. - Москва : Просвещение, 1972 - 407 с.
4. Белобрагин, В. В. Психология имиджа / В. В. Белобрагин. - Москва : МГИК, 2018. - 72 с.
5. Беляева, М. А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории : учебное пособие для вузов / М. А. Беляева, В. А. Самкова. - Москва; Екатеринбург : Кабинетный учёный, 2017. - 228 с.
6. Берд, П. Продай себя. Тактика совешенствования Вашего имиджа / П. Берд ; перевод с англ. Т. А. Сиваковой. - 2-е изд. - Минск : Амалфея, 2004. - 208 с.
7. Браун, Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 192 с.
8. Бунимович, Н. Т. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилов. - Москва : Республика, 2000. - 670 с.
9. Вершловский, С. Г. Контент - анализ в педагогическом исследовании : учеб. пособие / С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина. - Санкт - Петербург : Санкт - Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2006. - 61 с.
10. Гаришина, Т. Р. Основы делового имиджа : учеб. пособие / Т. Р. Гаришина. - Москва : Московская финансово - промышленная академия, 2010. - 64 с.
11. Гаришина, Т. Р. Техника личной презентации : учеб. пособие / Т. Р. Гаришина. - Москва : Московская финансово-промышленная академия, 2010. - 56 с.
12. Голубева, О. В. Развитие адекватной профессиональной самооценки у сотрудников организации / О. В. Голубева, Т. Е. Лебедева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №7. - С.143-149.
13. Горбунов, Н. П. Искусство создания имиджа / Н. П. Горбунов. - Москва : Лаборатория книги, 2010. - 86 с.
14. Горчакова, В. Г. Прикладная имиджелогия : учеб. пособие / В. Г. Горчакова. - Москва : Академический проект, 2007. - 400 с.
15. Гуськова А. П. Популярный словарь русского языка / А. П. Гуськова, Б. И. Сотин. Москва : Дрофа, 2007. - 869 с...