Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧЕНИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Работа №92868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Технические средства обучения в развитии колористических навыков учеников детской школы искусств 12
1.1 Использование технических средств обучения и их значение в
современной методике обучения 12
1.2 Роль колористических навыков в развитии художественного мышления
учеников детской школы искусств 16
1.3 Традиционные и инновационные способы формирования
колористической компетенции: сравнительный анализ 22
Глава 2.Роль учебной дисциплины «Компьютерная графика» в развитии колористических навыков учащихся ДШИ 28
2.1. Особенности разработки и реализации учебного курса по дисциплине «Компьютерная графика» для учащихся ДШИ 28
2.2 Проведение занятий учебного курса по дисциплине «Компьютерная
графика» в ДШИ 33
2.3 Самостоятельная работа как способ формирования учебно-
информационных умений и колористической компетентности учащихся ДШИ 39
Заключение 46
Библиографический список 48
Список иллюстраций 52
Приложения


В наше время становится актуальным вопрос, касающийся художественного образования, где большое внимание уделяется развитию цветовой культуры учащихся, умению использовать цвет для формирования художественного образа.
К сожалению, у многих учащихся детских школ искусств, существует проблема развития восприятия цвета. Это выражается отсутствием цветовых связей между предметами, раздельным видением, проявляющимся в силуэте предмета. Эти ошибки приводят к потере интереса у детей к изобразительному искусству.
Появляется необходимость улучшения качества учебного процесса с помощью компьютерных технологий. Вследствие этого, актуален вопрос включения в вариативную часть программы «Живопись» дисциплину «Компьютерная графика».
Компьютерная графика - относительно новая дисциплина, соединяющая технологию и эстетику изображения, живопись с компьютерными возможностями. Рисуя на холсте, учащимся трудно смешивать краски для получения нужного цвета, для этого требуется многолетний опыт. В графическом редакторе возможно обойти данную проблему, так как выбор нужного цвета - дело секунд. Также выбор необходимого инструмента почти мгновенная операция. Графические редакторы дают возможность рисовать инструментами, которыми пользуются художники. Рисование на компьютере, с помощью различных графических редакторов, способствует эстетическому воспитанию и новому освоению действительности, формирует колористические навыки, выявляет и развивает творческие способности учащихся.
На данный момент, существует множество книг, учебно- методических пособий о том, как научить ребенка видеть, чувствовать и принимать красоту сложных цветовых сочетаний, развивать цветовое восприятие. Но к сожалению, мало информации о том, как с помощью технических средств обучения, в частности компьютерных программ, сформировать у детей колористическое видение, чувства цвета. Возможно, это из-за того, что «Компьютерная графика» относительно новая дисциплина, по сравнению с живописью.
В основу исследования входит труд С.С. Алексеева «О колорите». (1974). [1] В книге рассматривается суть и природа колорита. В первой главе раскрывается разница между вопросами цвета и колорита, взаимосвязь цвета и света в живописи. Во второй главе анализируются примеры построения колорита. В третьей главе затрагивается вопрос о связи колорита с историческими стилями. Четвертая глава посвящена видам и типам колорита. Книга обогащена иллюстрациями, репродукциями известных художников.
Труд американской писательницы, дизайнера, Айсмен Литрис «Дао цвета» (2008) [2]. Данная книга дает информацию о цвете, цветовых сочетаниях. Эту книгу необыкновенно легко читать, написана простым языком. Кроме того, она иллюстрирована яркими цветными фотографиями и таблицами, показывающими наилучшее сочетания цветов, возбуждающее интерес к красоте и гармонии.
Труд педагога изобразительного искусства, художника Г.В. Беда «Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция» (1981) [4]. В книге описываются наиболее важные методические и теоретические вопросы изобразительной грамоты. Издание посвящено особенностям рисования с натуры, живописной грамоте. Она может быть полезна учителям рисования, учащимся детских школ искусств, изостудий, в качестве теоретического и практического руководства.
Также книга выдающегося деятеля советского искусства Н.Н. Волкова «Цвет в живописи» (1965) [8]. Работа посвящена теории колорита в живописи. Автор обобщает и систематизирует закономерности восприятия и художественного применения цвета в живописной работе. Книга состоит из двух частей. В первой части разбирается цвет и свет как природные явления- причины разнообразия и единства красок. Вторая часть содержит анализ различных типов цветового строя в живописи. Также издание содержит богатый иллюстративный ряд.
Труд швейцарского художника, Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» (2015). [13] Книга написана на основе исследования цвета в произведениях искусства, в природе. Художник разбирает закономерности цветового конструирования, цветовых контрастов, цветовой гармонии. Издание полезно для чтения художникам, дизайнерам, архитекторам.
Труд Т.В. Шутовой «Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства». (2005) [21] В данном издании анализируется психологическое воздействия цвета на человека. Даются рекомендации по работе с цветом на занятиях изобразительного искусства.
Учебное пособие Э.В. Васильевой, О.Г. Курмышевой «Жизнь в цвете» (2011) [5]. В пособии изложены теоретические основы природы цвета и развитие учения о нём. Предлагается ознакомиться с цветовой символикой, с психофизическим влиянием цвета на человека, цветовыми системами. В теоретической части приведены таблицы, иллюстрации, в практической части прилагаются примеры выполнения творческих заданий учащихся.
Учебное пособие Г.М. Коджаспировой, К.В. Петрова «Технические средства обучения и методика их использования». (2001) [15]. В пособии содержатся вопросы дидактического и методического использования технических средств обучения, также совершенно новых ТСО, позволяющих активизировать креативный подход к обучению.
Учебное пособие Н.М. Сокольниковой «Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе» (1999) [20]. В пособии говорится об основах изобразительной деятельности. Издание содержит как теоретические сведения о материалах и техниках рисования, так и практическое руководство к творческим заданиям по живописи, рисунку. Материал сопровождается иллюстрациями, повышающими информативность учебного пособия, помогающими извлекать информацию не только из текста, но и визуально.
Также использовался учебник для вузов Д. Ф. Миронова «Компьютерная графика в дизайне» (2008) [16]. В учебнике разобраны базовые понятия и методы компьютерной графики, графические программы. Подробно описаны практические методы векторной и пиксельной графики, дополненные примерами и иллюстрациями.
Использовалась статья А.А. Шаляева «Компьютерная графика в школе». (2014) [31] В статье написано о том, что в программах учебного плана «Информатики» и «ИКТ» мало времени уделяется теме «Компьютерная графика», что не позволяет у обучающихся образовать нужные навыки для создания и обработки графических объектов в компьютерных программах. Предлагается внедрить в школьное образование дополнительные курсы компьютерной графики, для решения данной проблемы.
Статья С.А. Прохорова «Компьютерные технологии в современной живописи». [27] В издании описаны методы работы современных художников-живописцев с использованием компьютерной и фотографической техники. Рассмотрено понятие «компьютерное искусство», включающее в себя как произведения традиционного искусства, перенесенные в новую среду, на цифровую основу, имитирующую первоначальный материальный носитель, так и принципиально новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная среда.
Объект исследования: развитие художественных навыков учащихся художественных школ.
Предмет исследования: возможности развития колористических навыков техническими средствами обучения.
Цель: выявить дидактические возможности технических средств обучения в формировании колористических навыков учащихся детских школ искусств.
Задачи:
1. Выявить значение технических средств в современной методике обучения.
2. Исследовать процесс формирования колористических навыков у учащихся детских школ искусств
3. Произвести сравнительный анализ традиционных и инновационных способов формирования колористической компетентности учащихся ДШИ
4. Разобрать учебно-тематический план программы «Живопись» МБОУ ДОД Михайловской ДШИ.
5. Описать проведение трех занятий по следующим темам: «Обрисовка портрета в «мульт- арт» стиле в графическом редакторе- «Paint Tool SAI», «Обрисовка пейзажа в «мульт -арт» стиле в графическом редакторе- «Paint Tool SAI», «Обрисовка натюрморта в «мульт- арт» стиле в графическом редакторе- Paint Tool SAI», по предмету «Компьютерная графика».
6. Проанализировать как самостоятельная работа способствовала формированию у учащихся колористической компетентности.
Данное исследование было произведено на информационной базе следующих источников:
1) Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 N 156) [1] Программа
«Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся ДШИ, приобретения ими опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению изобразительного искусства, также подготовка учеников к поступлению в высшие учебные заведения. Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники рисования с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся. Так как в данном образовательном учреждении вариативной частью является предмет «Компьютерная графика», разработанная на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительному образованию.
Сроки реализации программ: 5 лет.
Возраст детей: (10 - 17) лет.
Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, знаний по изобразительному искусству, по предметным областям, которые имеют обязательную и вариативную часть, состоящие из учебных предметов:
Обязательная часть обучения:
• Художественное творчество: Живопись; Рисунок; Композиция станковая.
• История искусств: Беседы об искусстве; История изобразительного искусства.
• Пленэрные занятия: Пленэр.
Вариативная часть:
• Компьютерная графика.
Процесс обучения строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы учащихся.
2) Осуществление образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в МБУДО «Михайловская ДШИ» (протокол № 15 от 02.03.2016 года.) [2] В данном документе определяются особенности организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в МБУДО «Михайловская ДШИ».
3) Официальный сайт Михайловской ДШИ. [3] Михайловская детская школа искусств имеет свой собственный сайт, где можно ознакомиться с интересующей информацией. В левом углу сайта учебного заведения находится меню, которое состоит из следующих разделов: главная; сведения об образовательной организации; о школе; новости; родителям; полезные ссылки, контакты; гостевая книга. В разделе «Сведения об образовательной организации» предоставлена основная информация о школе: документы, образовательные стандарты, сведения о технической оснащённости учреждения. В разделе «О школе» подробно описана история Михайловской ДШИ. В разделе «новости» обозреваются новости искусства: фестивали, творческие мероприятия, конкурсы Алтайского края. В разделе «Родителям» дается подробная информация об образовательных программах школы, помогающая определиться с выбором программы для своего ребенка. В разделе «Полезные ссылки» указываются интересные сайты по искусству, способные заинтересовать детей и их родителей. В гостевой книге сайта можно оставить комментарии о деятельности школы. Также сайт предоставляет версию для слабовидящих. Данная версия дает возможность менять размер шрифта, отключать изображения, менять фон.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования в различных научных областях: психологии, педагогике, эстетике, искусствоведении, цветоведении, теории и методике обучения изобразительному искусству и живописи; методы сравнительного анализа.
Собран, изучен и проанализирован материал по теме исследования, который был использован для разработки и проведения занятий по дисциплине «Компьютерная графика».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе идет речь о значении технических средств обучения в развитии колористических навыков у учащихся детских школ искусств. В первом параграфе рассматривается значение технических средств в современной методике обучения. Во втором разбираются основные методы формирования колористических навыков у учащихся детских школ искусств. В третьем параграфе производится сравнительный анализ традиционных и инновационных способов формирования колористической компетентности учащихся детских школ искусств. Во второй главе рассмотрена значимость учебной дисциплины «Компьютерная графика» в развитии колористических навыков у учащихся Михайловской детской школы искусств. В первом параграфе разбирается аннотация к образовательной программе «Живопись» в Михайловской детской школы. Также характеризуется учебный предмет «Компьютерная графика», входящий в вариативную часть данной программы. В этом параграфе описывается как разрабатывались занятия дисциплины «Компьютерная графика». Во втором параграфе описывается проведение занятий по учебной дисциплине «Компьютерная графика». В третьем параграфе рассматривается роль самостоятельной работы в формировании колористической компетентности учащихся детской школы искусств. В заключении дипломной работы дается вывод по проведенному исследованию. В приложения включены: работы учащихся, выполненные в процессе учебно-творческой колористической деятельности, аннотация к программе живопись, технологические карты уроков, раздаточный материал.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детская школа искусств - важная ступень в формировании личности. Содержание образования ДШИ направлено на развитие творческих возможностей учащихся. Уроки живописи формируют у детей, колористические навыки, умения пользоваться цветом как средством выразительности в изобразительном творчестве. Эти навыки приобретаются учащимися в процессе выполнения различных упражнений, способствующих цветовому открытию, умению сочетать различные оттенки между собой.
Неумение работать с цветом приводит к отсутствию художественно-образованной личности. Поэтому формирование колористических навыков у учащихся является актуальной проблемой в обучении. Чтобы решить данную проблему перед преподавателями встает вопрос, как дальше развивать это интуитивное стремление к красоте, к цвету, приобщать молодых людей к колористической культуре, к пониманию того, что цвет оказывает большое влияние на их творчество и самочувствие.
Существует решение данной проблемы, нужно заинтересовать обучающихся, используя современные компьютерные технологий, открывающие новые возможности для творчества. Поэтому, детские школы искусств, у которых есть возможность, выбирают в вариативной части программы «Живопись» учебный предмет «Компьютерная графика». Данная дисциплина повышает мотивацию к изобразительной деятельности, способствует развитию творческой индивидуальности учащихся, их личностной свободы в процессе создания цветового образа в графической части проекта. По сравнению с традиционным рисованием, существует возможность исправлять свои ошибки, переделывая изображение в программе, также осуществлять выбор нужного цвета, не приходится смешивать цвета самому; не требуется наличия живописных материалов, которые детям порой не доступны. Все это способствует развитию колористического видения, умению использовать цвет в процессе формирования художественного образа.
Отличительной чертой программы «Живопись», в МБОУ ДОД Михайловской ДШИ, является сочетание традиционных техник рисования с современными видами графического изображения, так как вариативной частью программы в данном учреждении является предмет «Компьютерная графика».
На занятиях учащиеся обрисовывали репродукции художников различных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), передавая цветовое и тоновые сходство, объем предметов посредством светотеневой моделировки, цветовую гармонию согласовывая между собой цветовые отношения и оттенки, создавая выразительные реалистические образы. Данные упражнения способствовали развитию колористических навыков у подростков, умению целостно воспринимать совокупность взаимно соподчиненных цветов в графическом проекте.
Поставленные задачи домашней работы были выполнены в полном объёме, ученики с легкостью работали с графическим редактором «Paint Tool SAI», использовали законы светотени и цветоведения, выполняя творческие задания. Домашняя работа учащихся оценивалась по разработанным критериям. Поставленные цели занятий выполнены в полном объёме, ученики успешно освоили графический редактор «Paint Tool SAI». Выполняя творческие задания, учащиеся использовали приёмы и правила цветоведения. Задания способствовали проверке освоенных колористических знаний, умений, навыков, полученных на занятиях живописи, и умению их практически и творчески применять в графических проектах.



1. Федеральные государственные требования к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 N 156)
2. Осуществление образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в МБУДО «Михайловская ДШИ» (протокол № 15 от 02.03.2016 года.)
3. Официальный сайт Михайловской ДШИ. [Электронный ресурс]. URL: http://mhldshi.ucoz.com/Obrazov_stand/ZhIVOPIS_N_156_ot_12.03.2012. doc (дата обращения 12.04.17)
Литература:
1) Алексеев С. «О колорите» - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 175с.
2) Айсмен Литрис «Дао цвета» -М.: Издательский центр «Эксмо», 2008. - 172 с.
3) Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся высшего заведения. - 2-е изд.¬- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -195 с.
4) Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
5) Васильева Э.В., Курмышева О.Г. «Жизнь в цвете» Учебное пособие. - Омск, 2011. - 120 с
6) Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Москва, 1930. - 290с.
7) Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов младших курсов//Выс. шк. России.1995. №3 -186с.
8) Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.-246 с.
9) Гаральд Браэм. Психология цвета. / Пер. М.В. Крапивиной. - М.: Арстель, 2009. - 158 с.
10) Гуружапов В. А. Учебная деятельность в развивающем обучении. Часть 1. Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности». — М.: АНО «ПЭБ», 2008. — 80 с
11) Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Амфора, 2006. — 223 с.
12) Зачек Ян «Импрессионисты». / Пер. В. Алешиной. - М.:
Искусство, 1995. - 62 с.
13) Иоханнес Иттен Искусство цвета/Пер. Л. Монаховой- М.:
Издательство: Дмитрий Аронов, 2007. - 96с.
14) Кан-Калик В. Педагогическое общение в работе учителей- новаторов / Учителю о педагогической технике / Под ред. Рувинского Л. И. - М.: Педагогика, 1987- 190 с.
15) Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
16) Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов. - СПб.: БВХ-Петербург, 2008. - 560 с., ил.
17) Молибог А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. - М.: 1971. - 215 с.
18) Оксман В. М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность. - М.: Педагогика, 1990. - 320 с.
19) Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. - М.: Просвещение, 1981. - 129 с.
20) Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для
занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -154с.1
21) Шутова Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства - М.: Искусство и образование,2005. - 160 с.
22) Артищук А.Н. «Реализм и цветовой колорит в обучении
станковой живописи». [Электронный ресурс] URL: teoria-
practica.ru/rus/files/arhiv-zhurnala/2013/8/pedagogika/artishchuk.pdf
23) Векторная и растровая графика. [Электронный ресурс].URL: http://life-prog.ru/view_komputernaya_grafika.php?id=16(дата обращения 28.03.17)
24) Гоголева А.А., Макарова С.М. Домашняя работа как форма
самостоятельной учебной деятельности//Научно-методический
электронный журнал «Концепт». -2017.-Т.32.-с.72-75. [Электронный ресурс] URL:http://e-koncept.ru/2017/771021.htm
25) Ларионова В.Д. «Компьютерные технологии в образовании»
[Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru/statya-na-temu-
kompyuternie-tehnologii-v-obrazovanii- 1382109.html
26) Навыки и умения. [Электронный ресурс]
URL:https://psyera.ru.navyki-i-umeniya-2123.htm. (дата обращения 08.04.17)
27) Прохоров С.А. «Компьютерные технологии в современной живописи». [Электронный ресурс] URL:docplayer.ru/43773405-Bbk-s-a- prohorov-computer-technologies-in-modern-painting.html
28) Растровые и векторные графические редакторы, и их
инструменты. [Электронный ресурс]. URL:
http://fb.ru/article/147504/graficheskiy-redaktor—eto-chto-rastrovyie-i-
vektornyie-graficheskie-redaktoryi-i-ih-instrumentyi (дата обращения
29.03.17)
29) Статьи об искусстве. Живопись. [Электронный ресурс] URL: www.artgalery.ru/?id=300&ir=1&sm=8(дата обращения 20.04.17)
30) Технические средства обучения. [Электронный ресурс]. URL: dic.academic.ru/dic. nsf/bse/139509/%D0%A2%D0%B5 (дата обращения 05.04.17)
31) Шаляев А.А. Компьютерная графика в школе//Современная
педагогика. 2014. №6 [Электронный ресурс]
URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2452(дата обращения 08.04.17)
32) Шайхулов Р.Н. О Формировании живописного видения
студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педвузов// Современные проблемы науки и образования. -2007. -№6-2. [Электронный ресурс] URL:https:www.science-
education.ru/ru/article/view?id=748(дата обращения 09.04.17)
33) Энциклопедия Кругосвет. Графика [Электронный ресурс]. URL: www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GRAFIKA.html(дата обращения 20.04.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ