Специфика преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн» на примере проектирования серии календарей «Туризм в Алтайском Крае»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Графический дизайн: теоретические аспекты 11
1.1. Определение и сущность графического дизайна, его виды 11
1.2. История графического дизайна 17
1.3. «Графический дизайн» как дисциплина 29
II. Разработка дизайна и проектирование серии календарей
«Туризм в Алтайском Крае» 41
2.1. Календарь, история развития отечественного календаря,
его типологические разновидности 41
2.2. Дизайн календарей, анализ аналогов, поиск формы и цветовой
гаммы календарей 52
2.3. Проект серии календарей «Туризм в Алтайском Крае» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Приложение №1. Аналоги календарей 89
Приложение №2. Макеты настенных календарей 98
Приложение №3. Макеты наборов карманных календарей 103
Приложение №4. Макет настольного перекидного календаря
«домик»: «Города Алтайского края» 109
Приложение №5. Макет квартального календаря «Телецкое озеро» 116
Приложение № 6. Планшеты серии календарей
«Туризм в Алтайском крае»
I. Графический дизайн: теоретические аспекты 11
1.1. Определение и сущность графического дизайна, его виды 11
1.2. История графического дизайна 17
1.3. «Графический дизайн» как дисциплина 29
II. Разработка дизайна и проектирование серии календарей
«Туризм в Алтайском Крае» 41
2.1. Календарь, история развития отечественного календаря,
его типологические разновидности 41
2.2. Дизайн календарей, анализ аналогов, поиск формы и цветовой
гаммы календарей 52
2.3. Проект серии календарей «Туризм в Алтайском Крае» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Приложение №1. Аналоги календарей 89
Приложение №2. Макеты настенных календарей 98
Приложение №3. Макеты наборов карманных календарей 103
Приложение №4. Макет настольного перекидного календаря
«домик»: «Города Алтайского края» 109
Приложение №5. Макет квартального календаря «Телецкое озеро» 116
Приложение № 6. Планшеты серии календарей
«Туризм в Алтайском крае»
Актуальность исследования. На рынке труда в последние десятилетия растет востребованность работников с хорошим базовым дизайнерским образованием, которое позволяет стать молодым специалистам творческими личностями и легко приспособиться к изменениям объекта труда. Обучение дизайну становится востребованным во всем мире, так как многие мечтают связать свою судьбу с этой творческой деятельностью. Педагог-дизайнер должен не только иметь хорошие знания в своей области, но и разбираться во многих вещах. Например, дизайнер, обучающий других своей специальности, должен разбираться в особенностях проектирования различной продуктов: плакатов, календарей, афиш и т.д. В нашем случае - на примере проектирования серии календарей можно раскрыть специфику обучения дизайна календарей.
Календарь - полиграфический дизайнерский продукт, широко востребованный на отечественном рынке, это сложилось традиционно. Все мы вспоминаем, как накануне нового годы прилавки торгующих точек наполняются самыми разнообразными календарями. Зачастую дизайн этих продуктов не отличается оригинальностью, а главное - не насеет никакого смыслового содержания. Часто на календарях изображают «символов года» - животных восточных астрологических систем. Такой упрощенный подход не только снижает продажи этих продуктов, но и умаляет саму суть календаря - нести полезную информацию.
В России не всегда была такая ситуация в области проектирования календарей. В музеях и частных коллекциях мы можем увидеть советские календари, где нужная астрономическая информация соседствовала с полезной, а порой и идеологической: такие календари действительно развивали и воспитывали. Но последовавшая за распадом СССР смена социальной парадигмы существенно поменяла облик отечественного «постсоветского» календаря. В настоящее время календарь - носитель новой идеологии демократии, во многом культа потребления, он причисляется к сфере социальной рекламы.
Отечественная социальная реклама, в качестве самостоятельного вида коммуникации, сформировалась в постсоветский период - с начала 1990-х годов. Феномен современной российской рекламы стал предметом научной и профессиональной рефлексии лишь в последние несколько лет. К большому сожалению, несовершенство и размытость границ отечественной социальной рекламы не способствуют поднятию престижа и былого статуса календаря.
Если не учитывать смысловое содержание календаря (оно, как правило, поступает от заказчика), то имеющиеся образцы календарей отстают от западных аналогов по качеству творческого и технологического исполнения, что объясняет крайне скромные масштабы его применения, к примеру, в развитии туристической отрасли.
Также в образовательной сфере заметно ощущается дефицит научно-теоретических и дидактических разработок по отечественному календарю, что опосредованно сказывается негативным образом на уровне выполнения массового календаря. Потребность современного общества в эффективном, ярком и убедительном календаре возрастает, и роль дизайн-проектирования в повышении его эстетического качества является решающей.
Визуально-графическая выразительность, воплощённая в художественном образе календаря, имеет большое значение для восприятия смысла, она является носителем художественной и эстетической ценности календаря.
Важно придавать значение не только технической стороне дизайнерского проектирования календарей, но и смысловой. В условиях, когда наша страна столкнулась с ситуацией санкций и всевозможных запретов на внешний туризм, задача - развития внутреннего туризма должна рассматриваться как стратегически важной для развития региона. Алтайский край традиционно считался и считается одним из самых привлекательных для внутреннего и внешнего туризма. Нам, жителям региона и его гостям хотелось бы больше знать о нашем крае, - в этом может помочь традиционный календарь с видами примечательных мест региона. Гости, посещающие Алтайский край, непременно приобретут календари, которые отражают специфику природы и культуры края. Такие календари в каждой семье жителей края полезны, так как формируют гордость за свой регион, воспитывают патриотизм - все это важные факторы социального и экономического, а также культурного развития региона. Актуальность исследования специфики преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн» на примере проектирования серии календарей «Туризм в Алтайском Крае» представляется несомненной.
Степень разработанности исследуемой темы.
Научная база, относящаяся к теме исследования, представляет собой обширный, но достаточно разрозненный материал. Монографических работ по проблеме исследования не обнаружено, частично отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались представителями различных научных областей в разных контекстах. Этот материал можно условно разделить на ряд блоков.
Первый - работы отечественных исследователей по социальной рекламе, рассматривающих календарь как часть истории социальной рекламы. Интерес представляют труды представителей социологической направленности ряда авторов: В.В. Учёновой, Н.В. Старых’, А.В. Ковалёвой, М.И. Пискуновой, Е.В. Степанова, Д.С. Кочергиной, М.А. Дорониной и др. Эффективной рекламной коммуникации посвящены работы П.С. Гуревича, А.Н. Лебедев-Любимова, В.Л. Музыканта, Е.Е. Прониной, и др. Блок исследований, связанных с дизайн-проектированием, представлен работами ряда авторов: Н.В. Воронова, Е.В. Жердева, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева и др.
Графическому дизайну, его истории, художественно-эстетической выразительности и методологии проектирования посвящены работы отечественных авторов: Н.В. Воронова, Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник и др. Специфику графического дизайна, применительно к рекламной коммуникации, исследовали Е.Э. Павловская, В.В. Волкова, А.Б. Симонов, Р.Ю. Овчинникова, П.А. Пименов.
Теоретические исследования в области дизайна рекламы проводят зарубежные авторы: Р. Батра, Д. Майерс, Д. Аакер, Ф. Бретон, С. Пру. Из отечественных исследований следует обратить внимание на труды А. Б. Белянина, В. В. Волковой, Э.М. Глинтерник. Истории отечественного дизайна посвящены работы Н. В. Воронова и других авторов.
Вопросы художественно-образной выразительности графического дизайна в своих работах освещают Г.П. Аксенов, Г. Л. Демосфенова, Е. В. Жердев и др. Специфике дизайна как виду искусства уделяют внимание Т. Ю. Быстрова, В. Л. Глазычев и др.
Следует обратить внимание на коллективный труд, посвященный творческой лаборатории дизайна, выполненный Н.В. Брызговым, С.В. Воронежцевым, и В.Б. Логиновым. Указанное пособие основывается, прежде всего, на индивидуальном опыте преподавательской работы. Среди учебных пособий, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» специальности «Дизайн архитектурной среды», следует назвать учебное пособие А. Д.Попова. Монография указанного автора также помогает студентам в полной мере познакомиться со спецификой дизайнерской профессии. Из учебных пособий, предназначенных для студентов - дизайнеров следует назвать В.Б. Устина: в своем пособии автор раскрывает особенности построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества, также раскрываются средства, приемы и принципы этого построения. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве В.Б. Устин раскрывает в своем пособии, посвященном раскрытию особенностей построения формальной композиции.
В плане практического воплощения дизайнерских идей определенный интерес представляют работы зарубежных дизайнеров-практиков: Квентин Ньюарк, к примеру, образно описывает специфику дизайнерского труда, утверждая, что графическим дизайнерам «все время приходится бороться с двумя моделями-концепциями: концепцией «художника» и концепцией «ремесленника»[50, c. 11]. Работа Э. Луптона, посвященная графическому дизайну, помогает воплощать идеи в дизайнерский продукт[48, c. 7]. Дэвид Дэбнер в своем исследовании объясняет формулу, что «Дизайн стоит на тех китах: форма, цвет, идея»[15, c. 8]. Боб Гордон и Мэгги Гордон через мастер- класс демонстрируют возможности графического дизайна[11, с. 22].
Исследований, посвященных календарю, не так много. Можно перечислить наиболее известные из них. В работе А.В. Буткевич и М.С. Зеликсон рассказывается о «вечных» календарях, позволяющих определить день недели по любой дате. Авторы рассматривают около 100 различных систем вечных календарей в виде таблиц, формул, вращающихся дисков и др. Следует отметить работы Н.В. Володомонова, исторически рассматривающего развитие календарной системы, а также С.И. Селешникова, Е.И. Калинцевой, В.В. Цыбульского, Л.С. Хренова и И.Я. Голуб, также исторически прослеживающих развитие календаря. Историю мировых, вечных, постоянных календарей освещают Э. Ахелис, А.В. Буткевич, М.С. Зеликсон, Н.В. Володомонова.
Из современных изданий следует отметить книгу В. Алексеева «Мир русских календарей», которая интересна не только для увлекающихся календаристикой, но и для расширения кругозора. «Календари» Брайана Уилльямса также представляют интерес.
Объект исследования - календарь, его становление как вида графического дизайна, процесс развития искусства календаря, оценка современных тенденций в дизайне отечественного календаря.
Предмет исследования - специфика преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн» на примере проектирования серии календарей «Туризм в Алтайском Крае».
Цель исследования: На основе теоретического исследования особенностей проектирования календарей показать специфику преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн».
Задачи:
1. Выяснить определение и сущность графического дизайна, его виды.
2. Показать историческое развитие графического дизайна.
3. Выяснить специфику графического дизайна как дисциплины.
4. Рассмотреть теоретические основы календаря, его типологические разновидности.
5. Показать особенности дизайнерского оформления календаря, провести анализ его аналогов, поиск формы и цветовой гаммы календарей.
6. Выполнить проект серии календарей «Туризм в Алтайском Крае».
Методы исследования:
В работе в качестве основных, использованы следующие методы:
• общенаучные методы: анализ, синтез;
• метод исторического анализа - для изучения генезиса и этапов исторического развития календаря;
• метод искусствоведческого анализа - для описания образной и композиционно-графической выразительности календарей;
• метод сравнительного анализа - для выделения признаков, отличительных характеристик и плоскостей соприкосновения современного отечественного календаря.
• метод систематизации и типологизации объектов и феноменов - для построения типологий: тематических разновидностей календаря; принципов образно-графической выразительности календаря; видов метафоры календарей; инновационных приёмов в сфере дизайнерского проектирования календарей.
Теоретическая значимость работы. Поскольку завершенных, целостных научных работ по исследуемой теме не обнаружено, можно предположить, что работа будет иметь теоретическую значимость, так как она целостно рассматривает специфику преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн» на примере проектирования серии календарей.
В работе рассматривается календарь в нескольких смысловых плоскостях: как традиционный жанр графического дизайна; как носитель художественно-эстетических, стилевых, композиционных и образно-семантических традиций русского дореволюционного, советского и постсоветского календаря; как значимый дизайн-объект и структурный элемент современной «социальной рекламы», отличающийся исторически сложившейся спецификой более глубокого влияния на общественные интересы; как объект графического дизайна, обладающий потенциалом «расширения» своих функционально-морфологических рамок.
В работе подробному рассмотрению подверглись этические основы проектирования, специфика целеполагания и последовательность проектного процесса в дизайне современного календаря. В работе описаны тенденции инновационного проектного поиска, связанные с необходимостью повышения выразительности художественного образа современного календаря.
Практическая значимость работы. Работа может представлять теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере календаря. Результаты исследования могут быть использованы для последующих научных изысканий в области истории графического дизайна и искусства календаря. Теоретический материал работы может быть адаптирован к преподаванию в дизайнерских, художественных и гуманитарных учреждениях страны, а также для самообразования дизайнеров. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования научно-методологических основ специализированных лекционных курсов по теории и истории графического дизайна.
Практическая значимость работы высока не только потому, что может быть полезна дизайнерам, разрабатывающим календари, но и в плане обеспечения социально-экономического развития региона: проектирование серии календарей «Туризм в Алтайском Крае» может существенно повысить привлекательность региона - как для его жителей, так и гостей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой, теоретической главе, рассмотрены определение, сущность графического дизайна, его виды, прослежена история графического дизайна, а также графический дизайн - как учебная дисциплина. Вторая глава посвящена разработке дизайна и проектированию серии календарей. Рассмотрен дизайн отечественного календаря, история его развития, определены типологические разновидности календаря, также исследованы особенности графического оформления календаря и процесс создания серии календарей «Туризм в Алтайском Крае». Работа включает 64 источника, имеет 6 приложений.
Календарь - полиграфический дизайнерский продукт, широко востребованный на отечественном рынке, это сложилось традиционно. Все мы вспоминаем, как накануне нового годы прилавки торгующих точек наполняются самыми разнообразными календарями. Зачастую дизайн этих продуктов не отличается оригинальностью, а главное - не насеет никакого смыслового содержания. Часто на календарях изображают «символов года» - животных восточных астрологических систем. Такой упрощенный подход не только снижает продажи этих продуктов, но и умаляет саму суть календаря - нести полезную информацию.
В России не всегда была такая ситуация в области проектирования календарей. В музеях и частных коллекциях мы можем увидеть советские календари, где нужная астрономическая информация соседствовала с полезной, а порой и идеологической: такие календари действительно развивали и воспитывали. Но последовавшая за распадом СССР смена социальной парадигмы существенно поменяла облик отечественного «постсоветского» календаря. В настоящее время календарь - носитель новой идеологии демократии, во многом культа потребления, он причисляется к сфере социальной рекламы.
Отечественная социальная реклама, в качестве самостоятельного вида коммуникации, сформировалась в постсоветский период - с начала 1990-х годов. Феномен современной российской рекламы стал предметом научной и профессиональной рефлексии лишь в последние несколько лет. К большому сожалению, несовершенство и размытость границ отечественной социальной рекламы не способствуют поднятию престижа и былого статуса календаря.
Если не учитывать смысловое содержание календаря (оно, как правило, поступает от заказчика), то имеющиеся образцы календарей отстают от западных аналогов по качеству творческого и технологического исполнения, что объясняет крайне скромные масштабы его применения, к примеру, в развитии туристической отрасли.
Также в образовательной сфере заметно ощущается дефицит научно-теоретических и дидактических разработок по отечественному календарю, что опосредованно сказывается негативным образом на уровне выполнения массового календаря. Потребность современного общества в эффективном, ярком и убедительном календаре возрастает, и роль дизайн-проектирования в повышении его эстетического качества является решающей.
Визуально-графическая выразительность, воплощённая в художественном образе календаря, имеет большое значение для восприятия смысла, она является носителем художественной и эстетической ценности календаря.
Важно придавать значение не только технической стороне дизайнерского проектирования календарей, но и смысловой. В условиях, когда наша страна столкнулась с ситуацией санкций и всевозможных запретов на внешний туризм, задача - развития внутреннего туризма должна рассматриваться как стратегически важной для развития региона. Алтайский край традиционно считался и считается одним из самых привлекательных для внутреннего и внешнего туризма. Нам, жителям региона и его гостям хотелось бы больше знать о нашем крае, - в этом может помочь традиционный календарь с видами примечательных мест региона. Гости, посещающие Алтайский край, непременно приобретут календари, которые отражают специфику природы и культуры края. Такие календари в каждой семье жителей края полезны, так как формируют гордость за свой регион, воспитывают патриотизм - все это важные факторы социального и экономического, а также культурного развития региона. Актуальность исследования специфики преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн» на примере проектирования серии календарей «Туризм в Алтайском Крае» представляется несомненной.
Степень разработанности исследуемой темы.
Научная база, относящаяся к теме исследования, представляет собой обширный, но достаточно разрозненный материал. Монографических работ по проблеме исследования не обнаружено, частично отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались представителями различных научных областей в разных контекстах. Этот материал можно условно разделить на ряд блоков.
Первый - работы отечественных исследователей по социальной рекламе, рассматривающих календарь как часть истории социальной рекламы. Интерес представляют труды представителей социологической направленности ряда авторов: В.В. Учёновой, Н.В. Старых’, А.В. Ковалёвой, М.И. Пискуновой, Е.В. Степанова, Д.С. Кочергиной, М.А. Дорониной и др. Эффективной рекламной коммуникации посвящены работы П.С. Гуревича, А.Н. Лебедев-Любимова, В.Л. Музыканта, Е.Е. Прониной, и др. Блок исследований, связанных с дизайн-проектированием, представлен работами ряда авторов: Н.В. Воронова, Е.В. Жердева, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева и др.
Графическому дизайну, его истории, художественно-эстетической выразительности и методологии проектирования посвящены работы отечественных авторов: Н.В. Воронова, Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник и др. Специфику графического дизайна, применительно к рекламной коммуникации, исследовали Е.Э. Павловская, В.В. Волкова, А.Б. Симонов, Р.Ю. Овчинникова, П.А. Пименов.
Теоретические исследования в области дизайна рекламы проводят зарубежные авторы: Р. Батра, Д. Майерс, Д. Аакер, Ф. Бретон, С. Пру. Из отечественных исследований следует обратить внимание на труды А. Б. Белянина, В. В. Волковой, Э.М. Глинтерник. Истории отечественного дизайна посвящены работы Н. В. Воронова и других авторов.
Вопросы художественно-образной выразительности графического дизайна в своих работах освещают Г.П. Аксенов, Г. Л. Демосфенова, Е. В. Жердев и др. Специфике дизайна как виду искусства уделяют внимание Т. Ю. Быстрова, В. Л. Глазычев и др.
Следует обратить внимание на коллективный труд, посвященный творческой лаборатории дизайна, выполненный Н.В. Брызговым, С.В. Воронежцевым, и В.Б. Логиновым. Указанное пособие основывается, прежде всего, на индивидуальном опыте преподавательской работы. Среди учебных пособий, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» специальности «Дизайн архитектурной среды», следует назвать учебное пособие А. Д.Попова. Монография указанного автора также помогает студентам в полной мере познакомиться со спецификой дизайнерской профессии. Из учебных пособий, предназначенных для студентов - дизайнеров следует назвать В.Б. Устина: в своем пособии автор раскрывает особенности построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества, также раскрываются средства, приемы и принципы этого построения. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве В.Б. Устин раскрывает в своем пособии, посвященном раскрытию особенностей построения формальной композиции.
В плане практического воплощения дизайнерских идей определенный интерес представляют работы зарубежных дизайнеров-практиков: Квентин Ньюарк, к примеру, образно описывает специфику дизайнерского труда, утверждая, что графическим дизайнерам «все время приходится бороться с двумя моделями-концепциями: концепцией «художника» и концепцией «ремесленника»[50, c. 11]. Работа Э. Луптона, посвященная графическому дизайну, помогает воплощать идеи в дизайнерский продукт[48, c. 7]. Дэвид Дэбнер в своем исследовании объясняет формулу, что «Дизайн стоит на тех китах: форма, цвет, идея»[15, c. 8]. Боб Гордон и Мэгги Гордон через мастер- класс демонстрируют возможности графического дизайна[11, с. 22].
Исследований, посвященных календарю, не так много. Можно перечислить наиболее известные из них. В работе А.В. Буткевич и М.С. Зеликсон рассказывается о «вечных» календарях, позволяющих определить день недели по любой дате. Авторы рассматривают около 100 различных систем вечных календарей в виде таблиц, формул, вращающихся дисков и др. Следует отметить работы Н.В. Володомонова, исторически рассматривающего развитие календарной системы, а также С.И. Селешникова, Е.И. Калинцевой, В.В. Цыбульского, Л.С. Хренова и И.Я. Голуб, также исторически прослеживающих развитие календаря. Историю мировых, вечных, постоянных календарей освещают Э. Ахелис, А.В. Буткевич, М.С. Зеликсон, Н.В. Володомонова.
Из современных изданий следует отметить книгу В. Алексеева «Мир русских календарей», которая интересна не только для увлекающихся календаристикой, но и для расширения кругозора. «Календари» Брайана Уилльямса также представляют интерес.
Объект исследования - календарь, его становление как вида графического дизайна, процесс развития искусства календаря, оценка современных тенденций в дизайне отечественного календаря.
Предмет исследования - специфика преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн» на примере проектирования серии календарей «Туризм в Алтайском Крае».
Цель исследования: На основе теоретического исследования особенностей проектирования календарей показать специфику преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн».
Задачи:
1. Выяснить определение и сущность графического дизайна, его виды.
2. Показать историческое развитие графического дизайна.
3. Выяснить специфику графического дизайна как дисциплины.
4. Рассмотреть теоретические основы календаря, его типологические разновидности.
5. Показать особенности дизайнерского оформления календаря, провести анализ его аналогов, поиск формы и цветовой гаммы календарей.
6. Выполнить проект серии календарей «Туризм в Алтайском Крае».
Методы исследования:
В работе в качестве основных, использованы следующие методы:
• общенаучные методы: анализ, синтез;
• метод исторического анализа - для изучения генезиса и этапов исторического развития календаря;
• метод искусствоведческого анализа - для описания образной и композиционно-графической выразительности календарей;
• метод сравнительного анализа - для выделения признаков, отличительных характеристик и плоскостей соприкосновения современного отечественного календаря.
• метод систематизации и типологизации объектов и феноменов - для построения типологий: тематических разновидностей календаря; принципов образно-графической выразительности календаря; видов метафоры календарей; инновационных приёмов в сфере дизайнерского проектирования календарей.
Теоретическая значимость работы. Поскольку завершенных, целостных научных работ по исследуемой теме не обнаружено, можно предположить, что работа будет иметь теоретическую значимость, так как она целостно рассматривает специфику преподавания учебной дисциплины «Графический дизайн» на примере проектирования серии календарей.
В работе рассматривается календарь в нескольких смысловых плоскостях: как традиционный жанр графического дизайна; как носитель художественно-эстетических, стилевых, композиционных и образно-семантических традиций русского дореволюционного, советского и постсоветского календаря; как значимый дизайн-объект и структурный элемент современной «социальной рекламы», отличающийся исторически сложившейся спецификой более глубокого влияния на общественные интересы; как объект графического дизайна, обладающий потенциалом «расширения» своих функционально-морфологических рамок.
В работе подробному рассмотрению подверглись этические основы проектирования, специфика целеполагания и последовательность проектного процесса в дизайне современного календаря. В работе описаны тенденции инновационного проектного поиска, связанные с необходимостью повышения выразительности художественного образа современного календаря.
Практическая значимость работы. Работа может представлять теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере календаря. Результаты исследования могут быть использованы для последующих научных изысканий в области истории графического дизайна и искусства календаря. Теоретический материал работы может быть адаптирован к преподаванию в дизайнерских, художественных и гуманитарных учреждениях страны, а также для самообразования дизайнеров. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования научно-методологических основ специализированных лекционных курсов по теории и истории графического дизайна.
Практическая значимость работы высока не только потому, что может быть полезна дизайнерам, разрабатывающим календари, но и в плане обеспечения социально-экономического развития региона: проектирование серии календарей «Туризм в Алтайском Крае» может существенно повысить привлекательность региона - как для его жителей, так и гостей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой, теоретической главе, рассмотрены определение, сущность графического дизайна, его виды, прослежена история графического дизайна, а также графический дизайн - как учебная дисциплина. Вторая глава посвящена разработке дизайна и проектированию серии календарей. Рассмотрен дизайн отечественного календаря, история его развития, определены типологические разновидности календаря, также исследованы особенности графического оформления календаря и процесс создания серии календарей «Туризм в Алтайском Крае». Работа включает 64 источника, имеет 6 приложений.
Преподавание учебной дисциплины «Графический дизайн», как показано в работе, должно строиться с учетом как теоретического блока, так и практической составляющей. Поставив целью теоретически исследовать специфику проектирования календаря, в ходе работы решено ряд задач. Прежде всего, выяснены определение и сущность графического дизайна.
Термин «графический дизайн» часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которые были получены по окончании работы. Существуют различные виды графического дизайна, однако нет устоявшихся их классификаций. Из всего многообразия видов графического дизайна можно выделить в качестве основных следующие: дизайн книги; дизайн упаковки; дизайн визуальных коммуникаций; дизайн рекламы; веб-дизайн (компьютерная графика).
Рассмотрев историю становления и развития графического дизайна, можно отметить, что графический дизайн, пройдя более чем вековой путь развития, был тесно связан как с искусством (основными стилями и художественными направлениями), так и с индустрией. В России в 1910-1920 - е годы ХХ века были все основания считать, что графический дизайн - в авангарде мирового развития. В настоящее время графический дизайн в России возрождается, а в мире он находится на таком уровне своего развития, что его влияние уже не следует рассматривать только как функциональное и информативное: графический дизайн в настоящее время является мощным информационным ресурсом, способным воздействовать на современного человека и общество в целом: формировать не только его вкусы, привычки, но и мироощущение, мировоззрение.
В работе выяснена специфика графического дизайна как учебной дисциплины. Графический дизайн как дисциплина, предполагает овладение серией компетенций, основные из которых - общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), профессионально-прикладными компетенциями (ППК), профессиональными компетенциями (ПК).
Так как работа посвящена дизайну календаря, было проведено исследование этого вида справочного издания, столь популярного и важного во все времена. Календарь определяют как справочное издание, которое содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев, года, часто с указанием других сведений.
История развития календаря показала, что его истоки - в глубокой древности и за века своего существования он имел различные формы и виды. Существует множество видов календарей, главные из которых: календарь книжного типа, квартальный, настенный, карманный, отрывной и (перекидной) календари, календарь «Домик», табель-календарь, и др.
Для графического дизайна важна гармоничная композиция. Так как форма в графическом дизайне имеет большое значение, важно знать основные принципы формообразования. Из общих принципов композиционно-художественного формообразования следует обратить внимание на рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность. Кроме формы в проектировании календарей важен также цвет. Он в дизайне существенен, но и субъективен.
При разработке дизайна календаря важен выбор формы и цвета, а также их сочетание, поскольку дизайн календаря оказывает на потребителя заметное воздействие. Каждый из рассмотренных видов календарей (настенных, настольных, карманных) имеет специфику дизайнерского исполнения и при разработке конкретного календаря это необходимо учитывать.
Проведя анализ аналогов графического оформления разных видов календарей, нами представлен проект серии календарей «Алтай туристический», цель которого - на основе набора календарей, представляющий регион как привлекательный для потенциальных туристов, показать процесс создания дизайнерского продукта. Задачи: спроектировать серию календарей на тему «Алтай туристический», куда войдут разные варианты календарей; описать дизайнерский процесс создания календарей разного типа (настенного многостраничного, карманного, плакатного, настольного перекидного («домик») и др.); на основе серии календарей показать природную и культурную привлекательность Алтайского края для его жителей и туристов. Проект включил 7 наборов календарей, представляющих все типы: настенные, карманные, настольные календари. Разработаны и описаны макеты настенного многостраничного календаря «Мой край», настенного календаря-плаката «Алтай туристический», набора карманных календарей «Алтай. Барнаул. Бийск. Сростки», набора карманных календарей «Воспоминание художников о Барнауле», набора карманных календарей «Дары Алтая», настольного перекидного календаря «домик»: «Города Алтайского края» и квартального календаря «Телецкое озеро». Каждый из этих наборов и все вместе - календари не только могут стать функциональной справочной литературой, но и показать всю привлекательность региона для туристов, а также оказать большое воспитательное и образовательное воздействие на владельцев предлагаемых наборов календарей.
Термин «графический дизайн» часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которые были получены по окончании работы. Существуют различные виды графического дизайна, однако нет устоявшихся их классификаций. Из всего многообразия видов графического дизайна можно выделить в качестве основных следующие: дизайн книги; дизайн упаковки; дизайн визуальных коммуникаций; дизайн рекламы; веб-дизайн (компьютерная графика).
Рассмотрев историю становления и развития графического дизайна, можно отметить, что графический дизайн, пройдя более чем вековой путь развития, был тесно связан как с искусством (основными стилями и художественными направлениями), так и с индустрией. В России в 1910-1920 - е годы ХХ века были все основания считать, что графический дизайн - в авангарде мирового развития. В настоящее время графический дизайн в России возрождается, а в мире он находится на таком уровне своего развития, что его влияние уже не следует рассматривать только как функциональное и информативное: графический дизайн в настоящее время является мощным информационным ресурсом, способным воздействовать на современного человека и общество в целом: формировать не только его вкусы, привычки, но и мироощущение, мировоззрение.
В работе выяснена специфика графического дизайна как учебной дисциплины. Графический дизайн как дисциплина, предполагает овладение серией компетенций, основные из которых - общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), профессионально-прикладными компетенциями (ППК), профессиональными компетенциями (ПК).
Так как работа посвящена дизайну календаря, было проведено исследование этого вида справочного издания, столь популярного и важного во все времена. Календарь определяют как справочное издание, которое содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев, года, часто с указанием других сведений.
История развития календаря показала, что его истоки - в глубокой древности и за века своего существования он имел различные формы и виды. Существует множество видов календарей, главные из которых: календарь книжного типа, квартальный, настенный, карманный, отрывной и (перекидной) календари, календарь «Домик», табель-календарь, и др.
Для графического дизайна важна гармоничная композиция. Так как форма в графическом дизайне имеет большое значение, важно знать основные принципы формообразования. Из общих принципов композиционно-художественного формообразования следует обратить внимание на рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность. Кроме формы в проектировании календарей важен также цвет. Он в дизайне существенен, но и субъективен.
При разработке дизайна календаря важен выбор формы и цвета, а также их сочетание, поскольку дизайн календаря оказывает на потребителя заметное воздействие. Каждый из рассмотренных видов календарей (настенных, настольных, карманных) имеет специфику дизайнерского исполнения и при разработке конкретного календаря это необходимо учитывать.
Проведя анализ аналогов графического оформления разных видов календарей, нами представлен проект серии календарей «Алтай туристический», цель которого - на основе набора календарей, представляющий регион как привлекательный для потенциальных туристов, показать процесс создания дизайнерского продукта. Задачи: спроектировать серию календарей на тему «Алтай туристический», куда войдут разные варианты календарей; описать дизайнерский процесс создания календарей разного типа (настенного многостраничного, карманного, плакатного, настольного перекидного («домик») и др.); на основе серии календарей показать природную и культурную привлекательность Алтайского края для его жителей и туристов. Проект включил 7 наборов календарей, представляющих все типы: настенные, карманные, настольные календари. Разработаны и описаны макеты настенного многостраничного календаря «Мой край», настенного календаря-плаката «Алтай туристический», набора карманных календарей «Алтай. Барнаул. Бийск. Сростки», набора карманных календарей «Воспоминание художников о Барнауле», набора карманных календарей «Дары Алтая», настольного перекидного календаря «домик»: «Города Алтайского края» и квартального календаря «Телецкое озеро». Каждый из этих наборов и все вместе - календари не только могут стать функциональной справочной литературой, но и показать всю привлекательность региона для туристов, а также оказать большое воспитательное и образовательное воздействие на владельцев предлагаемых наборов календарей.



