Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Работа №92796

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ 8
1.1 Предметное пространство дома как источник эстетического воспитания детей 8
1.2 Современные проблемы формирования детской предметно-
пространственной среды 20
1.3 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном
возрасте 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ 27
2.1 Факторы эстетического воспитания младшего школьника средствами
предметно-пространственной среды 27
2.2 Дизайнерские и эргономические требования к предметно-пространственной среде 39
2.3 Разработка дизайн-проекта детской предметно-пространственной
среды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ


Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности.
Проблема духовного становления личности является одной из актуальных проблем воспитания. Данный процесс осуществляется комплексно средствами нравственного, эстетического, трудового и других видов воспитания. Эстетическое воспитание способствует формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром.
В воспитании подрастающего поколения эстетическая направленность является одной из ведущих. Эстетическое воспитание ставит задачи художественного отражения действительности в сознании и чувствах детей, развитие способностей понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Эстетическое воспитание осуществляется в тесном взаимодействии семьи, школы, учреждений дополнительного образования и всей окружающей ребенка действительности. И роль каждого компонента, влияющего на эстетическое развитие, огромна. В ряду этих источников заметное место принадлежит домашней предметно-пространственной среде. Именно указанная среда, в которой ребенок пребывает со дня рождения, при разумном создании и соблюдении педагогических условий, является основой и стимулирующим фактором его эстетического развития. Наиболее благоприятным для эстетического воспитания средствами домашней предметно-пространственной среды является младший школьный возраст, поскольку в этот период закладывается фундамент кардинальных свойств духовного мира человека.
Изучение предметно-пространственной среды как системы эстетических отношений имеет не только теоретическую, но и практическую ценность в решении вопросов духовного развития личности.
К сожалению, проблема взаимодействия эстетической и материально-практической деятельности человека в историческом аспекте практически не исследована современной эстетической наукой.
В процессе изучения данного вопроса, были проанализированы работы в области педагогики, психологии, искусствознания и дизайна.
Учебник П.И. Пидкасистого «Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей» [23] подготовлен в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма, в него включены материалы не только школьной, но и вузовской дидактики, что расширяет возможности свободы выбора студентами вариантов формирования профессионализма на разных уровнях педагогической самоподготовки. При изложении концепций, теорий различных авторов допускается широкий спектр плюралистических подходов к их восприятию и пониманию. При раскрытии проблем обучения и воспитания используются идеи наук, сопредельных с педагогикой, а также передовой педагогический опыт.
Пособие Лихачева Б.Г. «Теория эстетического воспитания школьников» [15] предназначено для работы по спецкурсу "Теория эстетического воспитания школьников". Автор излагает сущность эстетического воспитания, задачи, принципы и систему работы в школе, показывает воспитательные возможности искусства для формирования личности школьника.
Курс лекций Лихачева Б.Г. «Педагогика: Курс лекций» [16] создан на основе экспериментальной программы по педагогике. В его структурную основу положены закономерности развития педагогического знания и логика целостного педагогического процесса. Особое внимание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, пониманию детской личности как субъекта воспитания и обучения. Методы воспитания впервые рассматриваются в качестве системы способов, охватывающей взаимодействие детей и взрослых на всех этапах целостного учебно-воспитательного процесса. При изложении теории и методов обучения учтены новаторские идеи педагогов-практиков. Содержание учебно-воспитательного процесса раскрыто на основе современных научно-педагогических принципов и анализируется с учетом изменений, происходящих в системе общественных отношений и форм общественного сознания.
В книге Толстых В.И. «Эстетическое воспитание» [28], написанной коллективом авторов по программе курса «Эстетическое воспитание» в профессионально-технических учебных заведениях, освещаются темы: «Коммунизм и гармоническое развитие человека», «Мир прекрасного», «Эстетика поведения и быта», «Что такое искусство», «Архитектура», «Кино», «Коммунистическая партия и эстетическое воспитание трудящихся» (доктор философских наук В.И.Толстых), «Красота природы», «Эстетика труда и производства» (канд. философских наук К.А.Макаров), «Декоративно-прикладное искусство», «Живопись», «Графика», «Скульптура». «Художественная литература», «Театр», «Самодеятельное искусство» (канд. философских наук Б.А.Эренгросс), «Искусство в нашей жизни», «Музыка» (Б.А.Эренгросс и В.И.Толстых).
Эйвис М. «Интерьер. Выбираем цветовой дизайн» [31]. Книга знакомит с образцами интерьеров ведущих дизайнеров мира. Советы профессионалов помогут найти свой собственный стиль для квартиры или загородного дома, а также правильно подобрать цветовую гамму для интерьера.
Издание Рунге В. Ф. «Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие» [25] знакомит со спецификой и основными понятиями дизайна как самобытного вида проектной деятельности, сложившейся в ХХ веке. Рассматриваются два аспекта. Первый - ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций дизайна в общемировом контексте и в нашей стране. Второй - изложение методологических моментов дизайн-проектирования (методы, средства и пр.) в общем плане и на конкретных примерах. Значительное место уделено эргономическому обеспечению проектирования, а также рассмотрению дизайна как объекта промышленной собственности.
В Краткой Энциклопедии дизайна Нестеренко О.И. приведен обширный справочный материл, даны образцы составления документации, помещен словарь терминов, связанных с работой дизайнера. В отечественной практике это первая книга подобного рода.
В педагогической науке проблема воспитания личности ребенка с учетом бытовой стороны его жизни, как показывает анализ литературы, является проблемой пока еще малоизученной. До сих пор нет не одной специальной работы, которая бы вскрывала механизм управления педагогическими возможностями домашней предметно-пространственной среды, обеспечения педагогических условий организации эстетического воспитания детей средствами домашнего быта, его моделирования и совершенствования.
Процесс развития и становления личности ребенка и та предметно - пространственная среда, которая создана вокруг него, находится в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Пространство, в котором растет и формируется ребенок, в одном случае может служить мощным стимулом его развития, а в другом - большой преградой, мешающей проявить индивидуальность, эстетические и творческие способности.
Необходимость определения средств разрешения данных противоречий и отсутствие научных исследований в указанной области сдерживает практическое использование возможностей домашней предметно-пространственной среды в целях эстетического воспитания младших школьников. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы данной работы, которая заключается в разработке модели воспитательного пространства домашнего быта, обеспечивающая практическое решение проблемы эстетического развития младших школьников.
Целью исследования является выявление условий для успешного эстетического воспитания младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды и разработка дизайн-проекта детской предметно-пространственной среды.
Объектом исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами предметно-пространственной среды.
Предметом исследования является предметно-пространственная среда домашнего быта как средство эстетического воспитания младших школьников.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу в области педагогики, психологии, искусствознания и дизайна
2. определить сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников
3. изучить дизайнерские и эргономические требования к детской предметно-пространственной среде
4. разработать дизайн-проект детской предметно-пространственной среды
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования: изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой,
этнографической, методической литературы по избранной теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы эстетического воспитания детей относятся к числу актуальных проблем в педагогической теории и практике, так как каждый этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние ценности, переориентируя человека в его оценках действительности.
Эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании взглядов, убеждений, мировоззрений человека. Ориентация на педагогическую задачу эстетического развития детей открывает большие возможности для дальнейшего развития личности.
В ходе исследования нами было выявлено, что сегодня система средового воспитания детей претерпевает значительные изменения и продолжает развиваться. Она еще не получила глубокого научного анализа, однако, в настоящее время содержание домашней предметно-пространственной среды неизмеримо глубже, чем архитектурно-строительная, организационная и материальная деятельность человека.
Домашнее предметное пространство рассматривается нами как эстетический феномен, который вместе с преобразующей деятельностью человека представляет собой основной источник возникновения и развития в детях способности эстетического отношения к красоте окружающей действительности и потребностей в ней.
Углубляя понимание поставленной воспитательной задачи, в результате изучения данной проблемы был сделан вывод о том, что чем раньше начинать эстетическое воспитание детей средствами домашней предметно-пространственной среды, тем быстрее и плодотворнее удается развить эстетическую воспитанность ребенка. В младшем школьном возрасте закладываются сущностные нравственно-эстетические качества личности, именно этот период детства обладает рядом благоприятных предпосылок для целенаправленного, систематического педагогического воздействия по формированию эстетического отношения к миру и развитию творческого воображения и практических навыков. Среда, в результате активно-творческого отношения к ней ребенка, своеобразно преломляется и отражается в его внутреннем мире. Благодаря домашней среде, обогащая и совершенствуя ее, младший школьник обретает высшие духовные эстетические ценности, развивает в себе способность и потребность постижения прекрасного в реальной действительности и наслаждения им.
Таким образом, домашняя предметно-пространственная среда в эстетическом воспитании младших школьников определяется нами как совокупность вещественных, атрибутивных, пространственных, знаковых элементов среды, являющиеся носителями культурных ценностей: духовно-эстетических и материально-эстетических; находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях между собой, членами семьи и непосредственно включенных в контекст эстетического развития ребенка. Именно этот неограниченный ряд элементов и культурных ценностей, заложенных в предметном окружении дома, определяют воспитательный потенциал эстетического формирования личности младшего школьника.
В процессе работы были решены следующие задачи:
1. анализ научной литературы в области педагогики, психологии, искусствознания и дизайна
2. определение сущности и содержания эстетического воспитания младших школьников
3. изучение дизайнерских и эргономических требований к детской предметно-пространственной среде
4. разработка дизайн-проекта детской предметно-пространственной среды
Таким образом, в ходе изучения нами было выявлено, что весьма существенным фактором эстетического развития младших школьников выступает домашняя предметно-пространственная среда, которая обладает целым спектром педагогических возможностей, выполняя три вида функций: творчески-развивающую, эстетически-воспитывающую и деятельностную.
Подробное изучение содержания предметно-пространственной среды позволило обнаружить, что при использовании ее воспитательных возможностей в доступной в соответствии с возрастной особенностью младших школьников эстетической деятельности, позволяет с успехом решать задачи эстетического воспитания детей.



1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008 - №6.
2. Аксарина Н.М. "Воспитание детей" М., изд-во "Медицина" 2002.
3. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. - 2008 - № 3.
4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: А.П.О., 2005.
5. Борев Ю. "Эстетика" М., изд-во политической лит-ры 2007.
6. Запорожец И Д. "Воспитание эмоций и чувств у дошкольника" М.,
2005.
7. Кульчинская Н.Л., Кульчинская А.А. Игры в музее// Человечек, 2003- №1.
8. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис.канд. - М., 2007 .
9. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2004.
10. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. : Просвещение, 2003.
11. Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 2007. - №6
12. Ковалев С.М. " Воспитание и самовоспитание" М., Изд-во "Мысль"
2006.
13. Крутецкий В.А. " Психология " М., Изд-во "Просвещение" 2003.
14. Логинова В.И. "Дошкольная педагогика" М., "Просвещение" 2003.
15. Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.
-276с.
16. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций. - М., 1996. - 490с.
17. Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М., "Просвещение" 2005
18. Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке// Дошкольное воспитание. - 2008 - № 3
19. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008-№ 4
20. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2001.
21. Обухова Л.Г. "Психология детства" М., 2002.
22. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардамирова, Л.П. Барышникова и др. // Под ред. Н.А.Кушаева. - М.:
Просвещение, 1986. -340с.
23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
24. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС. 2002.
25. Рунге В. Ф. Основы теории и методологии дизайна., Учебное пособие (конспект лекций) — М.: МЗ-Пресс, 2003 — 252 с.
26. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
21. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 2006.
28. Толстых В.И. Эстетическое воспитание / В.И.Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров. - М., 1979 . -417с.
29. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005.
30. Ушинский К.Д. "Избранные педагогические сочинения" М 2004
31. Эйвис М. Интерьер. Выбираем цветовой дизайн. М.: 2001


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ