Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Иллюстрированные календари и открытки как составляющая часть сохранения историко - культурного наследия Алтая

Работа №92791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ И ОТКРЫТКИ 8
1.1 Определение основных понятий исследования 8
1.2. История создания календарей и открыток 11
1.3. Характеристика аналогов полиграфической продукции 17
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 23
2.1. Достопримечательности Алтайского края и развитие туристической
индустрии региона 23
2.2. Открытка на рынке туристических услуг 34
2.3 Этапы разработки и создания календаря и серии открыток по знаковым
местам Алтайского края 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


Актуальность исследования: на протяжении долгого времени, календарь и открытка является своеобразным летописцем истории. Они сыграли большую роль в просвещении людей, в пропаганде науки, культуры и искусства, в воспитании художественного вкуса. Актуальность содержания и иллюстраций календарей и открыток не утратилась и по сей день.
На рынке туристических услуг календарь и открытка выступает в качестве туристического продукта, поэтому они являются товаром туристического назначения. Отражающие историко-культурные особенности, несут в себе художественную и образовательную ценность, так как являются носителем культурного наследия региона.
Алтай является своеобразным стыком цивилизаций, обладает историко-археологическим наследием. На его территории находятся уникальные археологические и исторические памятники: всемирно известные.
Разработка календаря и серии открыток, отражающих культурное наследие Алтая, будут способствовать не только сохранению историко-культурного наследия данного региона, но и являться своеобразным рекламным сувениром на рынке туристических услуг. Дизайн и оформление, примененные в создании, придадут им особую уникальность и неповторимость. Это обусловливает актуальность исследования.
Степень изученности проблемы: в книге Э. Б. Файнштейна «В мире открытки» уделяется внимание, как современной художественной открытке, открытке-репродукции произведений изобразительного искусства, так и документальной фотооткрытке. Рассматриваются исторические аспекты развития открытки, особенности иллюстрированных открыток и их познавательное значение. Книга рассчитана на коллекционеров, исследователей, любителей искусства. В ней рекомендована классификация открыток. 
Открытки уже становились объектом диссертационных исследований. В 1995 году в диссертации А.Е. Родионовой «Открытка как феномен художественной культуры» автор предложила свою классификацию художественных открыток. Интересна эта работа и тем, что автором была рассмотрена лицевая и оборотная стороны иллюстрированных открыток с точки зрения семиотики. Следующая диссертация была посвящена филологическому анализу печатного текста на поздравительных открытках. Видовая открытка как исторический источник рассмотрена в работе А.Н. Лариной. Работе художников объединения «Мир искусства» в области открытых писем посвящено научное исследование H.A. Мозохиной. Появление этих работ говорит о том, что открытка является интересным материалом для изучения с различных точек зрения.
Краткий ретроспективный обзор истории открытки в России, начиная с ее появления до 1990-х годов, предложен М.Я. Чапкиной в книге «Художественная открытка. К столетию открытки в России».
В работе Ю.Б Симченко, А.В Смоляк, З.П. Соколовой «Календари народов Сибири» представлена подробная сравнительная картина имеющихся исследований, посвященных календарным представлениям народов Сибири, обобщены выводы многих исследований, проведен компаративный анализ календарей различных народов.
Обобщению имеющихся исследований по календарям народов Сибири посвящена работа А. Шифнера, где автор представил более 20 календарей, собранные разными учеными и путешественниками.
М. Нильссон, исследуя большое количество календарей разных народов мира, охарактеризовал и календари нескольких народов Сибири (селькупов, хантов, вогулов, коряков, юкагиров и др.).
Петрова Т.И. представила в своем труде сравнительный материал по времяисчислению народов Америки, Австралии и др., охарактеризовала схему развития календаря от примитивных форм до более высоких.
В путеводителе Романова А.Н. и Харламова С. В. «Колыванский хребет. Путеводитель» дается характеристика Колыванского хребта, который активно осваивается сферой туризма. Приведены описания некоторых горно-пешеходных, водных и лыжных маршрутов, а также краеведческих туров по Горной Колывани. Также в путеводители представлены легенды Горной Колывани.
Зорин И. В. и Каверин Т. П., в учебнике «Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности» рассматривают особенности туризма и его виды. В учебники раскрываются основные понятия туризма, как вида экономической деятельности: туристский продукт, туристическая индустрия, программный туризм. Учебник содержит программное изложение общепрофесссиональных и специальных туристских дисциплин. Раскрывается сущность туризма, как целостного объекта управления, история зарождения и стратегия развития мирового и российского туризма.
Объект исследования: графический дизайн.
Предмет исследования: дизайн календаря и открытки.
Цель: разработать календарь и серию открыток, посвященных Алтайскому краю.
Задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект развития календаря и открытки;
2. Изучить аналоги;
3. Охарактеризовать особенности историко-культурного наследия Алтая;
4. Разработать календарь и серию открыток.
Методы исследования: Рассмотреть объект исследования в качестве комплекса взаимосвязанных компонентов позволил общенаучный системный междисциплинарный подход. Это обусловило выбор методики, предполагающей сравнительно-исторический и искусствоведческие методы анализа. В процессе исследования применялись такие методы, как сбор первичной и вторичной информации, ситуационный анализ, методы системного и сравнительного анализа.
Базу источников исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, периодическая литература по исследуемой проблеме, данные интернет.
Теоретическая значимость работы: заключается в обобщении и систематизации теоретических положений о принципах разработки календаря и серии открыток по знаковым местам Алтайского края, об особенностях применения техник графики при выполнении иллюстрированного календаря и серии открыток, а также об уникальности Алтайского каря.
Практическая значимость работы: материалы данной дипломной работы могут быть использованы в туристической индустрии, то есть календарь, и серия открыток по знаковым местам Алтайского края может выступать на рынке в виде туристического продукта, который обладает рекламной и познавательной функцией. Помимо этого открытки и календарь могут быть использованы в общеобразовательных школах, в детских домах творчества, библиотеках с целью познания достопримечательностей и объектов природы Алтая.
Объем и структура исследования: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Во введении обосновывается проблема исследования, указывается цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются основные понятия, такие как календарь, открытка, история создания календаря и открытки, даются определения таким понятиям, как изобразительная открытка, рекламная открытка, перекидной календарь, отрывной календарь. В различных аспектах раскрываются взгляды на определение слов «календарь» и «открытка», указаны их разновидности, связь с изобразительным искусством. Помимо этого приведены различные аналоги календарей и открыток, посвященных Алтайскому краю.
Во второй главе рассказывается о природе и экологии Алтая, о его историко - культурном наследие. А также, отражены особенности рынка туристических услуг, представлены его составляющие. Рассмотрено понятие туристского продукта. Сделаны выводы о том, что календарь и открытка на рынке туристических услуг выступает в качестве продукта и является своеобразной рекламой для региона. В этой главе представлены этапы разработки и создания календаря и серии открыток по знаковым местам Алтайского края:
В заключении обобщаются результаты исследования, и делается вывод о проделанной работе, выводы о достижении поставленной цели.
В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.
В приложении к дипломной работе представлено практическое задание по теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что были выполнены все поставленные цели и задачи. В данной работе раскрываются особенности разработки календаря и серии открыток, посвященных знаковым местам Алтайского края. А также рассмотрен исторический аспект развития календаря и открытки, исходя из этого, можно сделать вывод, что календари и открытки стали широко распространенным видом полиграфической продукции. В повседневности можно встретить бесконечное многообразие вариантов, которое только можно придумать как по части выразительных средств и сюжетов, так и с точки зрения формы.
Сделав анализ календарей и серий открыток, посвященных Алтайскому краю, можно прийти к выводу, что многих людей интересуют достопримечательности края, в котором они проживают и эта заинтересованность нацелена на развитие культуры, на то чтобы сохранить историко-культурное наследие, на то чтобы пробудить интерес к туристическим маршрутам.
Алтайский край уникален своей красотой природы. У края большое историко-культурное наследие, для его сохранения следует обеспечить формирование общественно-государственного партнерства в деле сохранения наследия, шире привлекать общественность к проведению историко-культурной экспертизы, рассказывать молодому поколению о крае. Алтайский край одна из наиболее интересных в туристическом плане территорий России. За последние три года его посетили туристы из 60 стран. Многих привлекли памятники архитектуры и культуры исторических городов края, красота природных ландшафтов.
Стремление людей узнавать что-то новое, открывать для себя новые места, достопримечательности приводит к путешествиям с целью познания культуры. Информационным ресурсом туристических маршрутов служит реклама, которая выражается в полиграфическом продукте - это буклеты, брошюры, листовки, путеводители. К ним же можно отнести календарь и открытку, которые представлены в качестве продукта туристических услуг, а также они могут быть сувениром, который турист приобретет на память о том регионе, где он побывал.
Созданы календарь и серия открыток с использованием программы CorelDRAW посвященные знаковым местам Алтайского края. Настенный календарь состоит из двенадцати страниц и обложки, объединяющей все страницы. Набор состоит из двенадцати изобразительных открыток, на обратной стороне, которых находится текст, рассказывающий об этом месте. А также была разработана обложка - конверт для серии открыток, на которой присутствует пейзаж Алтайского края и общее название серии.
Созданный календарь и серия открыток найдут свое место применения в туристической индустрии, общеобразовательных учреждениях, в детских домах творчества, библиотеках, что будет способствовать культурному развитию населения края и других регионов.



1. Алтай: природа, культура, люди = Altai: Natur, Kultur und Menschen: сб. спец. текстов/ Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина"; [сост. Д. А. Дегтярев, В. В. Иванова]. - Бийск: АГАО, 2010. - 46 с
2. Анучин В.А. Антропогенные источники загрязнения в городах Алтайского края. Ландшафты Западной Сибири: Пробл. исслед., экология и рацион. использ.: материалы Х Междунар. межвуз. конф., посвящ. Дню Земли. - Бийск, 2007. - C.61-65.
3. Арефьев, Владимир Евгеньевич. Теоретические основы туризма: учебное пособие/ В. Е. Арефьев; М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. - 296 с.
4. Белицкий Я.М. О чем поведала открытка/Я.М. Белицкий, Г.Н. Глезер. - Москва: Связь, 1978.
5. Брайан Уилльямс. Календари. Издательство: Мнемозина, 2012.
6. Вестник Алтайского государственного аграрного университета/ [гл. ред. С. В. Макарычев]. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001 - 2 (64): Февраль. - 2010. - 146 с..
7. Вигандт Л. Сувенирная открытка/ Л. Вигандт //Культура Алтайского края. - 2015. - 1 4. - С. 26
8. Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: сб. материалов XIII науч.-практ. конф. с междунар. участием [Томск, 30-31 окт. 2013 г./ ред.: проф. Окишев П. А.]. - Томск: ТГУ, 2013. - 300 с
9. Галкина А. А. Этим гордится Алтайский край./ А. А. Галкина, Ю. А. Кривова, О. С. Мамонтова, И. В. Попова //. - Барнаул, 2010
10. Горбачев, Владимир Николаевич. Модернизация социальной организации и управления особо охраняемых природных территорий как общественного института обеспечения социально-экологической безопасности: (на примере Алт. края) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук/ В.Н. Горбачев. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. - 19 с
11. Городилов В.Н. Время и календарь/В. Городилов. - Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1955
12. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы второй междунар. науч.-практ. конф., Барнаул, 5-10 июля 2013 г./ [под ред. В. Р. Кучмы, И. Р. Лазаренко]. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - 179 с
13. Дунец, Александр Николаевич. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта: учеб. пособие/ А. Н. Дунец; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова". - Барнаул: Азбука, 2015.
14. Жаклин де Бургуэн Календарь. История и современность. Издательство: АСТ, Астрель. 2006.
15. Замятина, Зинаида Николаевна. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: (Экол. оценка) : [Пособие для специалистов природоохран. структур и студентов вузов]/ З.Н. Замятина, Л.Ф. Комарова. - Барнаул: Азбука, 2003. - 175 с
16.Заповедные территории глазами детей: журнал исследовательских работ участников летнего экологического лагеря "Автопробег друзей Заповедных островов"/ [сост.: Н. В. Чибрикова и др. ; фот.: Н. В. Долматова и др.]. - Барнаул: [Экол. клуб АГУ], 2009. - 45 с
17.Зорин И. В. , Каверин Т. П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. Москва «Финансы и статистика» 2005 г.
18. Климишин И.А. Календарь и хронология/ И.А. Климишин. - Изд. 3-е, перераб. и доп., - М.: Наука, Гл. ред. физ.- мат. лит., 1990
19. Комарова Н.В.( воспитатель). Проект «История открытки»
[ Текст ]/Н.В. Комарова. - (Интересное рядом с нами). - Вар. загл.: История открытки// Ребенок в детском саду. - 2016. -№ 9. - С.С. 61-65
20. Кончаков В.В. (этнограф). Об истории почты, бумаги и не только о них [Текст]/ В.В. Кончакова. - ( Страницы истории)// Библиография. - 2015. -№3
21. Лазуткина, Юлия Сергеевна. Общая экология: учеб. пособие : [по специальности 280201 "Охрана окружающей среды и рацион. использование природ. ресурсов"]/ Ю. С. Лазуткина, В. А. Сомин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул: Азбука, 2007. - 131, [2] с.: цв.ил.. - Библиогр.: с. 131-132
22. Леонид Волков. Солнце - в глаза. Путевые очерки. Дневниковые записки. О календарях ./Год издания: 2015 Издательство: Коктебель
23. Литература об Алтайском крае, 2002: Библиогр. указ./ Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Отд. краеведения; [Ред.-сост. В.П. Колбунова, Н.В. Стрельцова]. - Барнаул: РИО АКУНБ, 2002 - Вып. 2. - 2002. - 99 с.
24. Лузгин, Борис Николаевич. Экология Алтайского края: учебное пособие для студентов вузов/ Б. Н. Лузгин; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение "Алт. гос. ун-т". - Барнаул: Изд-во АГУ, 2008. - 170, [1] с.: ил.. - Библиогр.: с. 162-168.
25. Молодежь и культура: духовное возрождение России: сб. тезисов науч.- практ. конф. студентов ССУЗов края, 17 апр. 2008 г.. - Барнаул: [б. и.], 2008. - 130 с.. - Библиогр. в конце ст
26. Мир заповедной природы Алтая: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ [А. В. Бондаренко и др. ; рук. проекта И. А. Жерносенко ; гл. ред. Р. В. Опарин]; Рос. акад. образования, Сев.-Зап. отд-ние. - Барнаул; Горно-Алтайск: [б. и.], 2009. - 155 с.
27. Михайлов А.В. Экологические проблемы Алтайского края и пути их решения. - Барнаул: Алтайский государственный технический университет, 2008. - С. С. 83-91
28. Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края: учебное пособие/ М. М. Силантьева [и др.]; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Алт. гос. ун-т". - Барнаул: Изд- во Алт. гос. ун-та, 2013. - 174, [1] с
29. Рассыпнов, Виталий Александрович. Природа Алтая: учебное пособие/ В. А. Рассыпнов; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Алт. гос. пед. акад.". - Барнаул: АлтГПА, 2009. - 161 с.. - Библиогр.: с. 154-158
30. Селешников С.И. История календаря и хронология/С.И. Селешников; под ред. П.Г. Куиковского. - Изд. 3-е. -М.: Наука, Гл. ред. Физ.-мат. Лит.,1977.
31. Силантьева, Марина Михайловна. Основы экологии,
природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие/ М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2008. - 339 с.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:
32. Авторская открытка художников Сибири. [Электронный ресурс] //
URL: http://www.mirpoz.ru/ru/publications/history/detail.php?ID=1118
(дата обращения 10.04.2014)
33. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт 1998 г.[Электронный ресурс] // URL: http://enc-dic.com/(дата обращения 22.04.2014).
34. История возникновения открытки. [Электронный ресурс] // URL: http://nasledie-sluck.by/ru/Nahodki_zagadki/1960/page-1.html(дата обращения 20.04.2014).
35. Крылов Григорий. История возникновения открыток. [Электронный ресурс] // URL: http://www.domotvetov.ru/holiday/a/41324_212.html ( дата обращения 15.04.2014)
36. Маркетинг в отрасли туристического бизнеса. [Электронный ресурс] // Курсовая работа. 2007. URL: http://www.coolreferat.com/Разработка туристического продукта 2
37. Материалы сайта Форум экспертов. Экология городов Западной Сибири. // Режим доступа - http://experts.megansk.ru/full_news.html? id_news=67.
38. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: ОЛМА-Пресс, 2006. // URL: http://slovari .yandex.ru/].
39. Мир поздравлений. История возникновения открытки. [Электронный ресурс]
40. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.-994 с. [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru(дата обращения 25.04.2014)
41. Официальный сайт Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края // Режим доступа -http://www.altairegion22.ru/rus/gov/administration/stuct/depeco.
42. Стефанов С.И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. - М.: Гелла-принт, 2004. -320 с: ил. - (Рекламные технологии). [Электронный ресурс] // URL:http://slovari.yandex.ru
43. Соболев Е.В. Возможности использования старинных сюжетных
открыток в работе по развитию навыков связной речи у дошкольников. [Электронный ресурс] // URL: Методические материалы URL: http://logoveta.ru/metodwork/metodthings/65-metodthings1 (дата
обращения 14.05.2014).
44. Тагрин Н.С. Мир в открытке. - М.: Изобразительное искусство, 1978.¬128 с. История открытки. [Электронный ресурс] // URL:http://oldsamara.samgtu.ru/part 3/page html/page05m.html(дата обращения 25.04.2014).
45. Туристический продукт. [Электронный ресурс] // URL:http://vokrug-sveta.com.ua/turisticheskiy-produkt.html(дата обращения 18.04.2014).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ