Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКЦИИ ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК В СОБРАНИИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Работа №90850
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметархеология
Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКРЫТОК КАК МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ИСТОРИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯОшибка! Закладка
не определена.
1.1. Почтовая открытка как предмет коллекционирования и исторический
источник
1.2. Музейные коллекции открыток
Глава 2. КОЛЛЕКЦИИ ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК В СОБРАНИИ АГКМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЭКСПОНИРОВАНИЯОшибка! Закладка не определена. 1
2.1 Коллекции открыток в собрании
АГКМ Ошибка! Закладка не определена. 1
2.2Особенности экспонирования открыток в собрании
АГКМ Ошибка! Закладка не определена.5
Заключение 17
Список литературы и источников 18


Актуальность. Почтовая карточка — вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанное в конверт, а выполненное на специальном стандартном бланке из плотной бумаги или картона. Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года.
Открытка (первоначально открытое письмо) - вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). На лицевой стороне открытки имеется какое- либо полноформатное изображение, а её обратная часть предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также для наклеивания почтовой марки. Часто марка печатается непосредственно на открытке, а почтовый сбор включается в цену последней при продаже. Открытка может быть и не почтовой. В этом случае на ней нет почтовой марки и под адрес не предусмотрено место; это карточка из плотной бумаги или картона размером с обычное письмо. Коллекционирование открыток называется филокартией.
Существует большое количество различных типов и видов открыток, и в настоящее время они уже не всегда используются для почтовых целей. Например, выделяются такие типы открыток - по типу получения адресатом:
• почтовая - с лицевой стороны имеет изображение, которое
занимает всю ее площадь, а пространство тыльной стороны предназначено для заполнения письменным текстом. Также имеется место для почтового штемпеля, адресов отправления и назначения. Марка может быть напечатана на
открытке типографским способом или быть наклеена непосредственно перед отправлением.
Почтовые открытки, отправленные без конвертов, могут сами по себе предоставить информацию о так называемом «почтовом следе» (марки, штемпеля, официальные отметки и т.д.). С культурно-исторической точки зрения открытки могут рассказать о том, как от страны к стране менялись правила допуска почтовых открыток к отправке. Помимо этого, в них также отражается общественное мнение по вопросу понимания отношений между личным и общедоступным в различные времена.
С самого начала появления почтовых открыток существовали важные условия отправки посланий в открытом виде. Так, например, в России почтовые чиновники считали неприличным, что текст письма на карточке открытый, и поэтому на адресной стороне появилась следующая надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».
• не почтовая - не имеет специально отведенного мета для адресов и наклеивания марки. Обычно такая открытка изготавливается из более плотного картона, иногда она может быть дополнена декоративными элементами;
По типу использования иллюстраций:
• художественные - в качестве изображения на лицевой стороне используют репродукции картин или авторские рисунки;
• документальные - на лицевой стороне помещают пейзажные или репортажные фотографии, иллюстрирующие исторические события, виды, изображения исторических личностей, моментов, характерных для какого-либо отрезка истории.
Также выделяется множество видов открыток (поздравительные, видовые, репродукционные, художественные, рекламные, политические, патриотические, историко-событийные, деловые, сатирические, фотооткрытки).
В настоящее время наблюдается нарастание интереса к открыткам как музейным экспонатам, однако в целом эта тема является пока малоизученной. Особенности хранения и экспонирования проанализированы Натальи Александровны Мозохиной в ее работе «Открытка в музее: Проблемы формирования и экспонирования коллекций на современном этапе». Эту публикацию можно считать единственной, где подробно анализируются вопросы, связанные с презентацией открытки, как музейного предмета.
В настоящей работе мы представим обзор и анализ коллекции открыток Алтайского государственного краеведческого музея (г. Барнаул, Алтайский край).
Объект - музейные коллекции открыток.
Предмет - история формирования собрания и экспонирование
поздравительных открыток в АГКМ.
Цель - систематизировать сведения о коллекции открыток в собрании Алтайского государственного краеведческого музея.
Задачи:
• раскрыть историю использования открыток, в том числе почтовых (или открытых писем);
• выявить особенности построения музейных экспозиций с открытками;
• оценить состав коллекций открыток в собрании АГКМ;
• определить особенности хранения и экспонирования открытки как музейного предмета в собрании АГКМ.
Хронологические рамки исследования охватывают период XX в., в рамках которого показан процесс эволюции почтовых открыток и формирования их музейных коллекций.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской империи, территорию Советского союза и постсоветское пространство в указанный период исторического времени.
Степень изученности темы. Коллекции открыток есть далеко не в каждом музее, однако они наравне с другими музейными предметами являются ценными источниками информации и в целом обладают не меньшим значением с эстетической точки зрения. Изучению коллекций открыток уделяется в России относительно небольшое количество внимания, но открытки имеют в этом отношении большой потенциал.
В учебных пособиях, рассчитанных на студентов - музеологов, преподавателей исторических и культурологических дисциплин, Гребенниковой Т. Г. «Основы проектирования музейных экспозиций» , а также Горбунова В.В., Тишкина А.А. «Научно-фондовая работа в музее» , посвященных проблемам музейной деятельности, анализируются вопросы экспозиционной деятельности и фондовой музейной работы.
Открытка является этнографическим источником, который
демонстрирует быт, повседневную жизнь, и статьи, посвященные этнографическим коллекциям, а также музейной экспозиции и фондовой работе, представлены в Российской музейной энциклопедии. В Российской музейной энциклопедии также представлены статьи, характеризующие краеведческие музеи.
Интерес к изучению открыток нашел свое отражение в работе известного филокартиста Э. Б Файнштейна «В мире открытки». В работе выявлено познавательное значение иллюстрированных открыток, рассмотрены роль и значение их в искусстве, литературе и различных областях науки, а также представлена классификация открыток и основы их систематизации. Представление открыток на выставках и особенности их экспонирования как явления культуры анализируются в статье Мозохиной Н. А. «Открытка в музее: проблемы формирования и экспонирования коллекций на современном этапе».
В статье рассматриваются различные подходы к экспонированию коллекций открыток - с точки зрения искусствоведов, филокартистов. Делаются выводы о том, что на современном этапе ещё не выработаны экспозиционные принципыдля экспонирования открыток; в современных музеях ощущается недостаток специалистов, способных грамотно представить такие коллекции публике. Статья Самбур М. В. «Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре» характеризует почтовую открытку как исторический источник, выделяется классификация открыток.
Также отметим несколько статей Гребенниковой Т. Г., посвященных коллекциям открыток Алтайского государственного краеведческого музея. В статье «Коллекции поздравительных открыток в собрании Алтайского государственного краеведческого музея: аналитический обзор» рассмотрены почтовые карточки в соответствии с праздниками, которые они представляют (рождественские, пасхальные, ко Дню Победы и др.), представлена краткая характеристика творчества отдельных авторов открыток, упоминаются некоторые выставки музея, где представлялись подобные открытки.
Статья «Новогодние и рождественские открытки в собрании Алтайского государственного краеведческого музея» приводит данные по количеству поздравительных открыток в собрании музея, упоминает некоторых известных художников открытки, рисунки которых чаще всего встречаются в собрании. Источники.
Основным источником для написания работы выступили коллекции и временные выставки Алтайского государственного краеведческого музея. В число проанализированных выставок АГКМ входят: «Чай пить - долго жить»
(18 мая - декабрь 2016 г.), «В лесу родилась ёлочка...» (23 декабря 2016 г. - 31 января 2017 г., «Художник. Время. Образ» (22 февраля по 31 декабря 2017 г.), «Страна цветущей сакуры» (19 мая по 31 декабря 2018 г.), «Говорят под Новый год...» (декабрь 2018 г.), «Мир детства» (декабрь - февраль 2019 г.).
Источником сведений также выступали результаты интервью с сотрудником АГКМ, заместителем директора по учету и хранению музейных предметов (главным хранителем) Абрамовой Юлией Алексеевной.
При написании ВКР наряду с учебными пособиями, статьями, научными изданиями были использованы электронные ресурсы, такие как: общие информационные порталы и базы данных «Культура. РФ» , «Музеи России» , «Российская музейная энциклопедия» , «Library.ru» и официальные сайты российских музеев.
Методика исследования.
При подготовке работы использовалисьразличные общенаучные методы исследования. Было проведено описание и классификации открыток, представленных в музее, был проведён анализ конкретных коллекций открыток и отдельных открыток в них, отдельные открытки изучаемого собрания были объединены. При изучении особенностей экспозиций различных музеев с помощью обобщения были выделены способы показа собраний. Описание и фиксация как методы выразились в том, что описывались изображения на открытках, их создатели, использовался метод сравнения при изучении различных групп открыток (поздравительные, видовые, репродукционные, авторские) и выявление особенностей построения различных экспозиций, а также наблюдение экспозиций АГКМ, включающих открытки. Для сбора информации и получения дополнительных сведений о хранящемся собрании также использовалось интервьюирование с сотрудником музея, главным хранителем фондов.
Апробация. В период с 2014 по 2018 гг. основные положения работы представлялись докладами на спецсеминаре, а также на конференциях разного уровня. Участие в конференциях:
1. Ломоносовские чтения на Алтае (2015, 2016гг.);
2. Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА» (2016г.);
3. Городская научно - практическая конференция молодых ученых «Молодежь-Барнаулу». (2015 г.);
4. Международная научно - практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» (заочно, 2017 г.);
5. Музей в современной культуре (2017 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных в параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений, демонстрирующих основные положения работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Открытка как музейный экспонат обладает большим потенциалом и заслуживает тщательного изучения.В целом почтовые открытки являются еще малоизученным, но в то же время интересным материалом для культурно¬исторического исследования. В настоящее время интерес к их изучению проявляют исследователи различных областей, не имеющие связи с коллекционированием, но интересующиеся значением открытки с для общества. При изучении открытки необходимо пользоваться не только историческими методами, но и прибегать к смежным наукам, прежде всего к истории искусства и палеографии.
Несмотря на проявление интереса со стороны многих современных музеев к открытке как экспозиционному материалу, в них не хватает специалистов, способных грамотно и интересно представить ее публике. Сотрудничество с филокартистами приводит к появлению узкоспециальных экспозиций, а самостоятельные выставочные проекты представляют открытку как произведение станковой, а не прикладной графики. Это доказывает то, что открытку следует экспонировать с привлечением других историко-бытовых предметов задействованного исторического периода.
Кроме того, в создании полноценных экспозиций открыток музеям мешает случайность их поступлений в фонды и отсутствие планомерной работы по пополнению этих коллекций, которая бы исходила из специфики уже имеющегося материала. Необходимо дальнейшее изучение открытки как явления культуры и ее истории, которую приходится буквально по крупицам восстанавливать в архивах, создание методик построения выставок и экспозиций открыток.
Первые открытки появились еще в XIX веке, и, несмотря на то, что в настоящее время уже не имеют того важнейшего значения, что они занимали на протяжении XIX - ХХвеков, в настоящее время они приобретают новые смыслы: используются в качестве исторического источника в экспозициях, в исследованиях. Сегодня в России на одного жителя приходится, в среднем, одна новая открытка в год. Остались существовать только поздравительные открытки и видовые. Алтайский государственный краеведческий музей активно поддерживает традицию их экспонирования. Он обладает различными видами открыток: поздравительными, видовыми, авторскими, репродукционными, политическими, относящимся ко времени от дореволюционного до современного. Большинство из них используется в различных выставках, организуемых музеем.
Вопрос использования открыток в настоящее время является дискуссионным. Так, например, Мозохина Н. А. указывает, что обычно открытка составляет подсобные фонды, к ее изучению музейные сотрудники не обращаются, а ее экспонирование оказывается случайным и обусловлено необходимостью визуального фона для воссоздания на выставке духа эпохи. Поскольку открытки до сих пор воспринимаются только как вспомогательный музейный материал, не имеющий самостоятельной ценности, в современных музеях нет специальных посвященных им постоянных экспозиций. В настоящее время только временные выставки являются единственной возможностью для публики ближе познакомиться со старинной открыткой.
В последнее время музеи все чаще становятся площадками самостоятельных выставок открыток. Эти выставки организуются как самими музеями на базе своих коллекций, так и усилиями коллекционеров. Однако ни те, ни другие, при разнице своих подходов, не смогли добиться золотой середины при демонстрации открыток, с тем, чтобы открытки можно было увидеть не просто как визуальный ряд, но как явление культуры.
В Алтайском государственном краеведческом музее открытка выступает и как центральный экспонат выставок, и как вспомогательный материал.
Экспозиции с использованием открыток, организуемые музеем, имеют возможности развития, например, в сторону раскрытия значения открытки и увеличения ее роли в экспозиции.
В целом необходимо отметить, что открытка с точки зрения культуры, искусства и истории имеет еще огромный потенциал для изучения. Обращение на нее внимания как предмета, способного донести информацию до музейного посетителя и использование ее в музейной деятельности набирает обороты и нуждается в корректировке и развитии.



1. Барнаул: Энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алтайского
государственного университета, 2000. - С. 408.
2. Горбунов, В. В. Научно-фондовая работа в музее: учеб.пособие / В. В. Горбунов, А. А. Тишкин ; АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 140 с.
3. Гребенникова, Т. Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учеб.пособие / Т. Г. Гребенникова ; АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 66 с.
4. Гребенникова, Т. Г. Исторические музеи: учеб.пособие / Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина ; АлтГУ, Каф. археологии, этнографии и музеологии. - Барнаул : Изд-во АлтГУ. - Ч. 1. - 2015. - 258 с.
5. Гребенникова, Т. Г. Исторические музеи: учеб.пособие / Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина ; АлтГУ, Каф. археологии, этнографии и музеологии. - Барнаул : Изд-во АлтГУ. - Ч. 2. - 2015. - 220 с.
6. Гребенникова, Т. Г. Коллекции поздравительных открыток в собрании Алтайского государственного краеведческого музея: аналитический обзор/Т. Г. Гребенникова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - №30. - С. 192-198.
7. Гребенникова, Т. Г. Музеология: введение в профессию: учеб.пособие / Т. Г. Гребенникова ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 106 с.
8. Гребенникова, Т. Г. Новогодние и рождественские открытки в собрании Алтайского государственного краеведческого музея /Т.Г. Гребенникова // Актуальные вопросы истории Алтая: сб. науч. ст. - Барнаул, 2017. - С. 235 -237.
9. Грицкевич, В. П. История музейного дела в новейший период (1918- 2000)/В. П. Грицкевич. - СПб.: СПбГУКИ, 2009. - 152 с.
10. Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII века/В. П. Грицкевич. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 408 с.
11. Грицкевич, В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX века/В. П. Грицкевич. - СПб.: СПбГУКИ, 2007.
12. Гуковский, А. И. Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины / А. И. Гуковский // Вопросы истории. - 1964. - № 2. - С. 49-62.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ